ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-123655/20-139-915 от 02.12.2020 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

решение

г. Москва                                                                 

Резолютивная часть решения объявлена 02 декабря 2020 г.

Полный текст решения изготовлен  07 декабря 2020 г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе: в составе: судьи  Е.А. Вагановой (единолично)

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бруяко Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью  "Эридан Групп" (127254, <...>, , ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 24.09.2010, ИНН: <***>) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 03.11.2009, адрес: 115191, <...>)

об установлении тождественности объекта недвижимости, указанного в резолютивной части решения Арбитражного суда по делу А40-167829/2017-28-1537 от 26 января 2018 года и объекта недвижимости с кадастровым номером 77:05:001002:6144 по адресу Москва, ул. Радиальная 6я, д 3, корп. 2 площадью 203.5 кв.м.,

о признании незаконным незаконным приостановление процедуры государственной регистрации права собственности Общества с ограниченной ответственностью «Эридан Групп» в отношении объекта с кадастровым номером 77:05:001 0002:6144 по адресу Москва, ул. Радиальная 6я, д 3, корп. 2 площадью 203.5  кв.м.,

о возложении обязанности

при участии:

от заявителя – ФИО1, дов. от 01.08.2020, диплом;

от ответчика – ФИО2, дов. №Д-27/2019 от 30.12.2019, диплом

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью  "Эридан Групп" (далее –заявитель, Общество) обратилось с заявлением к Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с требованиями:

- об установлении тождественности объекта недвижимости, указанного в резолютивной части решения Арбитражного суда по делу А40-167829/2017-28-1537 от 26 января 2018 года и объекта недвижимости с кадастровым номером 77:05:0010002:6144 по адресу Москва, ул. Радиальная 6я, д 3, корп. 2 площадью 203.5 кв.м.

- о признании незаконным отказа государственной регистрации права собственности Общества с ограниченной ответственностью «Эридан Групп» в отношении объекта с кадастровым номером 77:05:001 0002:6144 по адресу Москва, ул. 6-я Радиальная , д. 3, корп. 2 площадью 203.5 кв.м. №50/027/006/2020-442 от 30 сентября 2020 г.

- о возложении обязанности Управление Росреестра по городу Москве зарегистрировать право собственности Общества с ограниченной ответственностью «Эридан Групп» на нежилое помещение с кадастровым номером 77:05:0010002:6144 по адресу Москва, ул. Радиальная 6я, д 3, корп. 2 площадью 203.5 кв.м.

Заявитель в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам изложенным в заявлении.

Управление Росреестра по Москве заявленные требования не признало по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление, представило материалы регистрационного дела.

Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав доводы заявителя и ответчика, оценив представленные доказательства в совокупности, считает, что заявленные требования    не обоснованы и не   подлежат удовлетворению  в полном объеме, при этом суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу части 2 статьи 201 Кодекса основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.

Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Как  следует из материалов дела, 09 апреля 2012 года между ООО «Эридан Групп» (далее также «Заявитель») и АО «МОСКОВСКИЙ КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ» (далее также «Ответчик») совместно именуемые - «Стороны», был заключен Предварительный Договор № 015 -ЦН-5.1-4/09-04НЖ о заключении в будущем Договора купли продажи (Далее -«Предварительный договор»). В соответствии с предметом Предварительного договора Стороны пришли к соглашению заключить в будущем Договор купли-продажи нежилого помещения по строительному адресу: <...> вл.7, корпус 5.1., секция 2-3, этаж 1, условный номер 4, номер на площадке 2, площадью 202.07 кв.м.

В связи с неисполнением стороной обязательств по Договору ООО «ЭРИДАН ГРУПП» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к АО «Московский Комбинат Хлебопродуктов» о признании права собственности на нежилое помещение, общей площадью 202.07 кв.м., расположенное по адресу: <...>, секция 2-3, этаж 1, условный номер 4, номер на площадке 2.

Решением от 26 января 2018 года по делу № А40-167829/2017-28-1537 Арбитражный суд города Москвы признал право собственности на нежилое помещение площадью 202,07 кв.м., расположенное по адресу: <...>, секция 2-3, этаж 1, условный номер 4, номер на площадке 2. Решение арбитражного суда не обжаловалось и вступило в законную силу.

Впоследствии 07 марта 2018 года спорному помещению был присвоен кадастровый номер 77:05:001002:6144. Фактическая тождественность нежилого помещения, право на которое признано решением суда и нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:001002:6144 было установлена в результате натурного исследования и заключения кадастрового инженера исх.№111-исхъ/БКУ .

В соответствии с частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Согласно статье 58 Закона о государственной регистрации права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации.

19 июня 2020 года Заявитель ООО «Эридан Групп» обратилось в Управление Росреестра по городу Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:05:001002:6144.

В соответствии с уведомлением № 50/027/006/2020-442 процедура государственной регистрации была приостановлена. Основанием для приостановления регистрирующим органом послужило отсутствие кадастрового номера спорного нежилого помещения в решении суда № А40-167829/2017-28-1537, что, по мнению регистрирующего органа, не позволяет установить тождественность нежилого помещения указанного в решении суда и нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:001002:6144.

30.09.2020 Управление Росреестра по Москве оформленным уведомлением от 30.09.2020 г. № 50/027/006/2020-442/1, отказано в государственной регистрации права собственности в связи с не устранением причин приведенных в ранее выданном приостановление.

Учитывая изложенные обстоятельства, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд руководствовался следующим.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется в порядке, определенном п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о недвижимости. Основным этапом является проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о недвижимости оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии с положениями ст. 14 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Пунктом 2 статьи 14 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ предусмотрены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Исходя из норм ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

В соответствии с ч. 1 ст. 69 Закона о недвижимости права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 1)       акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2)   договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3)     акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4)свидетельства о праве на наследство; 5)вступившие в законную силу судебные акты; 6)          акты(свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7)            межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в
результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом
порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план
территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых
работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих
в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8)  иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение
права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии
с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, установлены статьей 21 Закона о недвижимости.

В соответствии с п. 1 ст. 21 Закона о недвижимости документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о регистрации Управлением проводится правовая экспертиза документов, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Как уже указывалось, Общество обратилось с заявлением на осуществление государственной регистрации права собственности на объект недвижимости с кадастровым номером 77:05:0010002:6144 - нежилое помещение № XXII, площадью 203,5 кв.м., расположенное на 1 этаже, по адресу: <...>.

Согласно п.5 ч.2 ст. 14 Закона основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.

В качестве документа, являющимся основанием для проведения государственной регистрации, в материалы регистрационного дела представлено Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.01.2018, дата вступления в законную силу 26.02.2018.

В резолютивной части Решения, Суд признал за ООО «Эридан Групп» право собственности на нежилое помещение, условный номер 4, номер на площадке 2, площадью 202,07 кв.м., расположенное на 1 этаже секции 2-3, по адресу: <...>.

При этом Решение является основанием к внесению записи в Единый государственный реестр недвижимости о праве собственности ООО «Эридан Групп» на нежилое помещение, условный номер 4, номер на площадке 2, площадью 202,07 кв.м., расположенное на 1 этаже секции 2-3, по адресу: <...>.

Таким образом, лицо, указанное в заявлении об осуществлении государственной регистрации права собственности на объект недвижимости с кадастровым номером 77:05:0010002:6144 - нежилое  помещение №  XXII,  площадью  203,5  кв.м., расположенное на 1 этаже, по адресу: <...>, в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости.

Заявитель в обоснование требований, указывает, что отсутствие кадастрового номера в решении суда обусловлено тем, что спорное нежилое помещение было поставлено на кадастровый учет позднее принятия правоустанавливающего решения. На текущий момент на спорное нежилое помещение с кадастровым номером 77:05:001002:6144 не зарегистрировано право собственности, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

При этом формируя настоящее требования  заявитель первым пунктом ходатайствует об установлении тождественность объекта недвижимости, указанного в резолютивной части решения Арбитражного суда по делу А40-167829/2017-28-1537 от 26 января 2018 года и объекта недвижимости с кадастровым номером 77:05:0010002:6144 по адресу Москва, ул. Радиальная 6я, д 3, корп. 2 площадью 203.5 кв.м.

Указанные требования представляют собой требования об установлении факта юридического значения.

Ввиду чего, заявителем выбран неверный способ защиты права.

В силу ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.

Заявитель свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права. Однако, избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру и последствиям нарушения, а также обеспечивать реальное восстановление нарушенных прав. Ненадлежащий, неэффективный в конкретной ситуации способ судебной защиты не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

Управлением Росреестра в ходе проводимой экспертизы, установлено, что ЕГРН сведений о заявленном к регистрации объекте недвижимого имущества с описанием: нежилое помещение, условный номер 4, номер на площадке 2, площадью 202,07 кв.м., расположенное на 1 этаже секции 2-3, по адресу: <...>, не содержит.

В силу п.1 ч.3 ст. 14 Закона государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости.

По смыслу п. 4 ст. 14 Закона государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в ЕГРН сведений об объекте недвижимого имущества, права на который регистрируются по основаниям, установленным данной нормой.

Согласно п. 4 ст. 7 Закона орган регистрации прав вносит в ЕГРН сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.

Кроме того, заявление о государственном кадастровом учете заявленного объекта недвижимого имущества в Управление не поступало.

При таких обстоятельствах, оснований к удовлетворению заявленных требований у суда не имеется.

Судом проверены и оценены все доводы заявителя, но отклонены как противоречащие материалам дела и основанные на неверном толковании норм права, так как судом установлено, что оспариваемое заявителем решение принято в соответствии с нормами действующего законодательства и не нарушают права заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

На основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Расходы по государственной пошлине распределяются в соответствии с пунктом 1 статьи 110 АПК РФ, с учетом положений ст. 333.17, 333.21 НК РФ.

С учетом изложенного, на основании,  Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", руководствуясь ст.ст. 8, 9, 65, 71, 75, 102, 110, 131, 167-171, 176, 198-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

            В удовлетворении заявленных требований отказать.

Проверено на соответствие действующему законодательству.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный  суд.

СУДЬЯ:                                                                                             Е.А. Ваганова