ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва
12 октября 2015г. Дело № А40-126960/2015
Резолютивная часть решения объявлена 08 октября 2015г.
Полный текст решения изготовлен 12 октября 2015г.
Арбитражный суд в составе:
Председательствующего судьи Каменская О.В. (шифр судьи 21-1039)
При ведении протокола судебного заседания секретарем Самодуровой О.В.
рассматривается в открытом судебном заседании суда дело по иску (заявлению)
ООО «Шелл Нефть»
к заинтересованному лицу Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
о признании незаконным Постановления № 0206-7/2015/15 от 23.06.2015г., признании незаконным Предписания № 0206-7/2015/15 от 23.06.2015г.
В судебное заседание явились:
от истца (заявителя) – ФИО1(по дов. от 18.09.2015г.)
от ответчика – неявка (изв.)
суд
УСТАНОВИЛ:
ООО «Шелл Нефть» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованиями о признании незаконным, отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды № 0206-7/2015/15 от 23.06.2015г., Предписания № 0206-7/2015/15 от 23.06.2015г.
В обоснование заявленных требований , заявитель ссылается на отсутствие в действиях Общества вины во вменяемом ему административном правонарушении.
Ответчик по заявлению возражает, ссылаясь на законность, обоснованность оспариваемого постановления, Предписания , подтверждение факта совершения заявителем правонарушения материалами административного дела, соблюдение порядка и срока привлечения Общества к административной ответственности.
На обозрение суда в судебное заседание ответчиком были представлены подлинные материалы административного дела, копии приобщены к материалам дела.
Выслушав представителей заявителя и ответчика, рассмотрев материалы дела, материалы административного дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ, заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня получения копии оспариваемого постановления.
Суд считает, что заявителем был соблюден 10-дневный срок, предусмотренный ч.1 ст.30.3 ,ч.2 ст.208 АПК РФ на его обжалование в Арбитражный суд.
Согласно п.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно п.7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Как следует из материалов дела, На основании распоряжения о проведении плановой выездной проверки юридического лица ООО «Шелл Нефть» от 14.01.2015 № 0202-7/2015 административным органом в период с 28.04.2015 г. по 12.05.2015 г. проведена проверка, в том числе 30.04.2015 обследована территория АЗС по адресу: Москва, Ленинградское шоссе вл.227, на предмет соблюдения природоохранных требований.
В ходе обследования по вышеуказанному адресу, актом обследования территории от 20.05.2014 № 0202-7/2015 (осуществлена фотофиксация) установлен факт административного правонарушения, а именно на территории занятой зелеными насаждениями складированы строительные материалы, вытоптан газон.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов и других природных ресурсов, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов.
В силу положений статьи 3 Закона об охране окружающей среды один из основных принципов охраны окружающей природной среды - презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Согласно ст. 1 Закона города Москвы от 05.05.1999 № 17 «О защите зеленых насаждений» зеленые насаждения - древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения (включая городские леса, парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники).
Согласно ст. 2 Закона города Москвы от 5 мая 1999 года № 17 «О защите зеленых насаждений» (далее - Закона города Москвы от 5 мая 1999 года № 17). защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти зеленые насаждения расположены.
Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений.
Хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы.
В силу статьи 9 Закона города Москвы от 5 мая 1999 года № 17 предпринимательская деятельность граждан и юридических лиц в городе Москве ведется с соблюдением требований но защите зеленых насаждений.
При осуществлении предпринимательской деятельности на озелененных территориях и в зеленых массивах запрещается использование взрывоопасных, огнеопасных и ядовитых веществ, загрязнение и захламление территории, иные действия, способные повлечь за собой повреждение или уничтожение зеленых насаждений.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года № 743-ПП «Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы» (далее - постановление Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года № 743) защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года № 743-ПП, собственники, владельцы, пользователи земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений.
Согласно пункту 9.1 постановления Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года № 743-ПП, юридические владельцы территорий обязаны обеспечить сохранность насаждений; не допускать вытаптывание газонов и складирования па них строительных материалов, песка, мусора и т.д.; новые посадки деревьев и кустарников, перепланировку с изменением сети дорожек и размещением оборудования производить только по проектам, согласованным в установленном порядке со строгим соблюдением агротехнических условий.
Пунктом 9.3 постановления Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года № 743-ПП, на озелененных и природных территориях запрещается складировать любые материалы.
В ходе производства по делу об административном правонарушении установлено, что балансодержателем (арендатором) территории по адресу: Москва, Ленинградское шоссе вл.227 является ООО «Шелл Нефть», которым представлены: общий журнал работ по уходу за зелеными насаждениями, перечетная ведомость деревьев и кустарников указанной территории.
Таким образом, ООО «Шелл Нефть» - арендатор земельного участка с расположенными на нем зелеными насаждениями, являясь ответственным лицом за их надлежащее содержание, своим действиями (бездействием) допустило нарушение п. 9.1, 9.3. Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений г. Москвы.
За нарушение требований по защите зеленых насаждений граждане, должностные и юридические лица несут ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.
Согласно п. 6 ст. 16.3 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях, утвержденного Законом г. Москвы № 45 от 21.11.2007г., дела об административных правонарушениях, предусмотренных главой 4 Кодекса рассматривает орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды в городе Москве.
Пунктом 1 приложения к постановлению Правительства Москвы от 17.05.2013 № 296-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы» установлено, что Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы является органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды в городе Москвы.
Из постановления Правительства Москвы от 17.05.2013 № 296-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы» следует, что Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы имеет полномочия по рассмотрению, ведению административных дел в области охраны окружающей среды города Москвы, а также вынесению Постановления за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
10.06.2015 должностным лицом Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы при участии представителя общества. уведомленного надлежащим образом, составлен протокол об административном правонарушении от 10.06.2015 № 0202-7/2015/15, которым ООО «Шелл Нефть» вменялось совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 4.17 Закона города Москвы от 21.11.2007 № 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", выразившегося в нарушении правил содержания зеленых насаждений.
Определением от 10.06.2015 № 0202-7/2015/15, общество надлежащим образом извещено о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, что подтверждается отметкой в определении как полученном нарочно 10.06.2015.
Постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 23.06.2015 № 0206-7/2015/15, вынесенным при участии представителя общества, уведомленного надлежащим образом, ООО «Шелл Нефть» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 4.17 КоАП Москвы, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 350 000 руб.
Вмененное Обществу нарушение по ч.2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы обусловлено несоблюдением правил содержания зеленых насаждений, лицом, обязанным в соответствии с правовыми актами города Москвы соблюдать требования природоохранного законодательства, вне зависимости от формы собственности земельного участка и вида осуществляемой деятельности, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере 350 тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно п. 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить установленную обязанность по соблюдению требований в сфере охраны окружающей среды, заявителем не представлено.
ООО «Шелл Нефть» при имеющейся возможности соблюдения требований ст.ст. 2, 7 Закона города Москвы от 05.05.1999 № 17 «О защите зеленых насаждений», п.9.1, 9.3 приложения 1 постановления Правительства Москвы от 10.09.02 № 743-ПП «Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы», допустило нарушение указанных требований, ответственность за которое предусмотрена ч.2. ст. 4.17 Закона города Москвы от 21.11.2007 года № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях».
Вина ООО «Шелл Нефть» в совершении административного правонарушения, в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении от 10.06.2015 № 0202-7/2015/15 и иными документами.
В соответствии с требованиями ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ каждое доказательство, а также их совокупность, получили правильную юридическую оценку. В постановлении изложены мотивированные выводы. Все фактические обстоятельства установлены правильно.
Таким образом, имеющиеся в материалах дела доказательства, свидетельствуют о том, что у заявителя имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч.2 ст. 4.17 КоАП Москвы предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы нарушение правил содержания зеленых насаждений - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Факт наличия в действиях Общества события и состава вменяемого ему административного правонарушения заявителем подтверждается .
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы.
Согласно п. 6 ст. 16.3 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях, утвержденного Законом г. Москвы № 45 от 21.11.2007г., дела об административных правонарушениях, предусмотренных главой 4 Кодекса рассматривает орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды в городе Москве.
Пунктом 1 приложения к постановлению Правительства Москвы от 17.05.2013 № 296-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы» установлено, что Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы является органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды в городе Москвы.
Из постановления Правительства Москвы от 17.05.2013 № 296-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы» следует, что Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы имеет полномочия по рассмотрению, ведению административных дел в области охраны окружающей среды города Москвы, а также вынесению Постановления за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Протокол составлен и дело об административном правонарушении рассмотрено должностными лицами в пределах предоставленных полномочий, а административный штраф наложен в пределах санкции ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы.
Процедура привлечения к административной ответственности Департаментом соблюдена, постановление о привлечении к административной ответственности вынесено полномочным лицом уполномоченного органа.
Доводы заявителя в обоснование отсутствия в действиях заявителя вины во вменяемом ему административном правонарушении не принимаются судом в силу следующего.
На основании ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в отношении вины юридических лиц требуется установить возможность соблюдения соответствующим лицом правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
В настоящем случае заявитель имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, однако заявителем не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим причинам заявителем не представлено.
В свою очередь, полученные в ходе производства по административному делу доказательства согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы.
Суд пришел к выводу, что состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы, подтверждается материалами дела об административном правонарушении.
Постановление вынесено законно, обоснованно в пределах годичного срока, установленного ст.4.5 КоАП РФ.
Размер наказания определен административным органом в пределах санкции, установленной ч. 2 ст. 4.17 КоАП РФ.
В соответствии с ч.3 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Учитывая изложенное, суд признает оспариваемое постановление и Предписание законными и обоснованными, вынесенным полномочным административным органом с соблюдением процедуры привлечения к административной ответственности в пределах срока давности привлечения к административной ответственности при наличии законных оснований для привлечения заявителя к административной ответственности и с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела.
В соответствии с ч.4 ст.208 КоАП РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 16, 29, 65, 67, 68, 71, 75, 137, 167-170, 176, 207-211 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ООО «Шелл Нефть» о признании незаконными и отмене вынесенные Управлением государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в отношении общества с ограниченной ответственностью «Шелл Нефть» постановление № 0206-7/2015/15 от 23.06.2015 о назначении административного наказания и предписание № 0206-7/2015/15 от 23.06.2015 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушения природоохранных требований на автозаправочной станции, расположенной по адресу <...>, что проверено на соответствие КоАП г.Москвы, отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья О.В. Каменская