Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва
«09» ноября 2012 г. Дело № А40-128252/12
Резолютивная часть объявлена 01 ноября 2012 г. 2-659
Решение изготовлено в полном объеме 09 ноября 2012 г.
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
Председательствующего Махлаевой Т.И.
судей: единолично
протокол ведет секретарь судебного заседания Гаврилов О.И.
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению ГПБУ «Управление ООПТ по ВАО»
к ответчику: Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным и отмене постановления по делу № 450/16/03-12 от 16.08.2012г.
в судебном заседании приняли участие:
от заявителя – ФИО1 – дов. №50 от 10.05.2012 г.
от ответчика – ФИО2 – дов. №5794/2012 от 17.04.2012 г.
УСТАНОВИЛ:
ГПБУ «Управление ООПТ по ВАО» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просит признать незаконным, отменить постановление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 16.08.2012г. по делу № 450/16/03-12 о привлечении ГПБУ «Управление ООПТ по ВАО» к административной ответственности на основании ст. 7.1 КоАП РФ.
В обоснование заявленных требований ГПБУ «Управление ООПТ по ВАО» ссылается на следующие обстоятельства.
Оспариваемым постановлением ГПБУ «Управление ООПТ по ВАО» признано виновным в совершении административного нарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб. По утверждению заявителя, указанным постановлением нарушены его права и законные интересы, в том числе имущественные права и право на соблюдение законности при применении мер административного принуждения.
Как указывает ГПБУ «Управление ООПТ по ВАО», распоряжением Департамента имущества города Москвы от 02.11.2011 №2397-р «Об использовании нежилого здания по адресу: ст.Белокаменная, д. 17» в оперативное управление Заявителю было передано нежилое здание, находящееся в собственности города Москвы, по адресу: Москва, ул. ст. Белокаменная, д. 17, площадью 589,2 кв.м. для размещения экоцентра. Право оперативного управления зарегистрировано 24.12.2011, о чем в Едином государственном реестре прав и сделок с ним 24.12.2011 сделана запись регистрации №77-77-03/131/2011-290, свидетельство № 77-АН 348143.
Переданное нежилое здание расположено в границах земельного участка улично-дорожной сети с кадастровым номером 77:03:0002020:100, а также в границах земельного участка национального парка «Лосиный остров». Как указано в обжалуемом Постановлении, соответствующий земельный участок площадью 30 906 000,00 кв.м. с кадастровым номером 77:03:0002001:6 эксплуатируется ФГУ «Национальный парк «Лосиный остров» на основании государственного акта постоянного (бессрочного) пользования земельным участком от 28.12.1994 №М-03-001551, причем указанные данные содержатся в АИС ГКН, а сведения о зарегистрированных правах на земельный участок в ЕГРП отсутствуют.
Земельный участок, занимаемый зданием, не выделен из состава земельного участка №77:03:0002001:6. Оформление земельного участка под зданием невозможно осуществить по следующей причине. В настоящее время Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы проводятся работы в рамках реализации распоряжения Правительства Москвы от 22.03.2011 № 205-РП «О мерах по реализации Соглашения между Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Правительством Москвы о взаимодействии в целях обеспечения функционирования Национального парка "Лосиный остров».
С этой целью в Департаменте природопользования и охраны окружающей среду города Москвы проводятся еженедельные совещания, на которых присутствуют представители как Управления Росреестра по Москве, так и ГПБУ «Управление ООПТ по ВАО».
Протоколом совещания в ДПиООС от 01.02.2012 №4/12 в п. 17 поручено ООО ЦПИП «ГЕНЕЗИС-ЦЕНТР» при подготовке межевого плана на земельный участок с кадастровым номером 77:03:0002001:6 проработать вопрос об исключении из его границ земельного участка, расположенного по адресу: <...> с ФБГУ «Национальный парк «Лосиный остров» и Территориальным Управлением Росимущества в городе Москве.
Вопрос пересечения земельного участка с улично-дорожной сетью поднят в протоколе совещания от 25.04.2012 №15/12 (п.п. 3-5). В п. 3 протокола совещания от 15.05.2012 №18/12 указано, что Москомархитектура должна представить утвержденные результаты рассмотрения на транспортной комиссии Архитектурного совета Москомархитектуры предложения по границам земельных участков, в том числе с кадастровым номером 77:03:0002020:100.
По утверждению заявителя, в настоящее время устранено пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002020; 100 с границей земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002001:6.
Работа по устранению пересечений земельных участков и по уточнению границ тТационального парка «Лосиный остров» ведется, до настоящего времени она не закончена, поэтому, как указывает заявитель, Общество по объективным и не зависящим от него причинам не может зарегистрировать соответствующее, право на земельный участок.
По утверждению заявителя, Общество предпринимает все зависящие от него действия для исполнения требований законодательства, совершает все необходимые действия для оформления своих прав, которые в настоящий момент не оформлены по независящим от него причинам.
Ответчик возражает против удовлетворения требований заявителя, ссылаясь на законность, обоснованность оспариваемого постановления, подтверждение факта совершения заявителем административного правонарушения материалами административного дела, соблюдение порядка и срока привлечения Общества к административной ответственности.
Выслушав представителей заявителя и ответчика, рссмотрев материалы дела и исследовав представленные доказательства в их совокупности, выслушав доводы представителя заявителя, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ, заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд считает, что срок на обжалование постановления заявителем соблюден.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет решение в полном объеме.
В соответствии с ч.6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значения для дела.
Суд установил, что протокол составлен и оспариваемое постановление вынесено должностным лицом в пределах его полномочий. Срок, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, ответчиком не нарушен.
Как следует из представленных материалов, н основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора города Москвы по использованию и охране земель от 09.04.2012 № 276/ГЗН, распоряжения главного государственного инспектора города Москвы по использованию и охране земель от 22.05.2012 №309/ГЗН в период с 02.05.2012 по 19.06.2012 проведена плановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства Российской Федерации в отношении ФГУ «Национальный парк «Лосиный остров», на земельном участке, с кадастровым № 77:03:0002001:6, расположенном по- адресу: <...>, ВАО, СВАО.
В ходе проведения проверки сотрудниками ответчика было установлено, что земельный участок с кадастровым № 77:03:0002001:6, площадью 30906000,00 кв.м., эксплуатируется ФГУ «Национальный парк «Лосиный остров» на основании государственного акта постоянного (бессрочного) пользования земельным участком от 28.12.1994 № М-03-001551 для сохранения и восстановления уникального природного комплекса и использования его в просветительских, рекреационных, научно-исследовательских целях, с установленным видом разрешенного использования: для размещения земельных участков парков, что подтверждается информацией, указанной в АИС ГКН. (Сведения о зарегистрированных правах на земельный участок в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
Границы национального парка и его охранной зоны установлены объединенным решением исполнительных комитетов Московского областного и Московского городского Советов народных депутатов от 04.05.1979 № 1190-543 «Об утверждении проекта планировки природного парка «Лосиный остров». Решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного Совета народных депутатов от 10.10.1988 № 2130-1344 «Об утверждении Положения о государственном природном национальном парке «Лосиный остров», проекта его детальной планировки и улучшения содержания этого парка» границы парка были уточнены. На основании Постановления Совета Министров СССР от 31.08.1989 № 703 «О сохранении и дальнейшем развитии государственного природного национального парка «Лосиный остров» и Постановления Совета Министров РСФСР от 05.10.1989 № 295 «О сохранении и дальнейшем развитии Государственного природного национального парка «Лосиный остров», Постановлением Правительства Москвы и Администрации Московской области от 29.04.1992 № 235-113 «О дальнейшем развитии Государственного природного национального парка «Лосиный остров» границы парка расширены. Земельные участки предоставлены национальному парку «Лосиный остров» в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с правоудостоверяющими документами. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 № 280 «О национальном парке «Лосиный остров» национальный природный парк «Лосиный остров» отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в национальный парк «Лосиный остров». Территория национального парка учитывается при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, подготовке документов территориального планирования, проведении лесоустройства и инвентаризации земель.
B силу действия п.5 ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.
В порядке осуществления государственного земельного надзора
сотрудниками ответчика был выявлен факт того, что в границах земельного участка Национального парка «Лосиный остров» с кадастровым №77:03:0002001:6, расположено нежилое здание площадью 589,2 кв.м., с адресным ориентиром: г. Москва, ул. стан. Белокаменная, д. 17, принадлежащее на праве собственности городу Москве (запись регистрации от 20.05.2008 № 77-77-03/039/2008-094), переданное на праве оперативного управления ГПБУ «Управление ООПТ по ВАО» (запись регистрации от 24.12.2011 № 77-77-03/131/2011-290).
На момент проведения проверки правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы на занимаемый земельный участок с кадастровым № 77:03:0002001:6 представителями ГПБУ «Управление ООПТ по ВАО» не были предоставлены.
Сведения о зарегистрированных правах ГПБУ «Управление ООПТ по ВАО» на земельный участок с кадастровым № 77:03:0002001:6 в АИС «ЕГРП» отсутствуют.
На основании ч. 1 ст. 25 и ч. 1 ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации, права на земельные участки возникают по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат обязательной государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», и подтверждаются соответствующими документами о государственной регистрации прав.
В соответствии со ст. 271 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.
На основании п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации, при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
При рассмотрении административного дела ответчик пришел к выводу, что ГПБУ «Управление ООПТ по ВАО» не были предприняты все зависящие от него мерыс целью соблюдения правил и норм земельного законодательства, за нарушение которых ст. 7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Использование заявителем земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю подтверждается материалами дела и заявителем по существу не оспаривается.
Вместе с тем, в силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из представленных материалов следует, что переданное нежилое здание расположено в границах земельного участка улично-дорожной сети с кадастровым номером 77:03:0002020:100, а также в границах земельного участка национального парка «Лосиный остров». Как указано в обжалуемом Постановлении, соответствующий земельный участок площадью 30 906 000,00 кв.м. с кадастровым номером 77:03:0002001:6 эксплуатируется ФГУ «Национальный парк «Лосиный остров» на основании государственного акта постоянного (бессрочного) пользования земельным участком от 28.12.1994 №М-03-001551, указанные данные содержатся в АИС ГКН, а сведения о зарегистрированных правах на земельный участок в ЕГРП отсутствуют.
Земельный участок, занимаемый зданием, не выделен из состава земельного участка №77:03:0002001:6. Оформление земельного участка под зданием невозможно осуществить по причине того, что в настоящее время Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы проводятся работы в рамках реализации распоряжения Правительства Москвы от 22.03.2011 № 205-РП «О мерах по реализации Соглашения между Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Правительством Москвы о взаимодействии в целях обеспечения функционирования Национального парка "Лосиный остров».
Протоколом совещания в ДПиООС от 01.02.2012 №4/12 в п. 17 поручено ООО ЦПИП «ГЕНЕЗИС-ЦЕНТР» при подготовке межевого плана на земельный участок с кадастровым номером 77:03:0002001:6 проработать вопрос об исключении из его границ земельного участка, расположенного по адресу: <...> с ФБГУ «Национальный парк «Лосиный остров» и Территориальным Управлением Росимущества в городе Москве.
Вопрос пересечения земельного участка с улично-дорожной сетью был поднят в протоколе совещания от 25.04.2012 №15/12 (п.п. 3-5). В п. 3 протокола совещания от 15.05.2012 №18/12 отмечено, что Москомархитектура должна представить утвержденные результаты рассмотрения на транспортной комиссии Архитектурного совета Москомархитектуры предложения по границам земельных участков, в том числе с кадастровым номером 77:03:0002020:100.
В настоящее время устранено пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002020; 100 с границей земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002001:6.
Заявитель 30.08.2012 направлял в Департамент земельных ресурсов города Москвы обращение №1438 по вопросу выпуска распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: ст. Белокаменная, вл. 17 на кадастровой карте. Департамент земельных ресурсов города Москвы письмом от 06.09.2012 №33-1-22472/12-(0)-1 отказал заявителю по причине отсутствия согласия собственника земельного участка, а также в связи с наличием пересечения границ участка с улично-дорожной сетью.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что заявитель предпринимает все необходимые действия для оформления своих прав, которые в настоящий момент не оформлены по независящим от него причинам, в связи с чем, вина ГПБУ «Управление ООПТ по ВАО» о вменяемом ему административном правонарушении отсутствует.
Отсутствие вины общества во вменяемом ему административном правонарушении, согласно п.п. 2 п.1 ст. 24.5 КоАП РФ, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч.2 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Учитывая изложенные обстоятельства, постановление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 16.08.2012г. по делу № 450/16/03-12 о привлечении ГПБУ «Управление ООПТ по ВАО» к административной ответственности на основании ст. 7.1 КоАП РФ, подлежат признанию незаконными в судебном порядке.
В соответствии с ч.4 ст.208 КоАП РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании ст.ст.1.5, 2.1, 24.1, 25.1, 25.4, 26.1-26.3, 28.2 КоАП РФ и руководствуясь ст.ст.29, 65, 67, 68, 71, 167-170, 176, 207-211 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным, отменить постановление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 16.08.2012г. по делу № 450/16/03-12 о привлечении ГПБУ «Управление ООПТ по ВАО» к административной ответственности на основании ст. 7.1 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Девятый Арбитражный апелляционный суд.
Судья:
Т.И.Махлаева