ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва
25 августа 2020 г.
Дело № А40-128336/19-83-781
Резолютивная часть решения объявлена 20 августа 2020 года
Решение в полном объеме изготовлено 25 августа 2020 года
Арбитражный суд в составе: председательствующего судьи Сорокина В.П. (шифр судьи 83-781), при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Елпаевой Е.В., рассматривает в открытом судебном заседании дело по иску АО "ГУ ЖКХ" (ИНН <***>)к Минобороны России (ИНН <***>)о взыскании денежных средств в размере 51 468 100 руб. 23 коп.
при участии:
от истца – ФИО1 на основании доверенности №4000 от 01.11.2019 (паспорт)
от ответчика – ФИО2 на основании доверенности от 26.06.2019 № 207/4/217д (удостоверение)
УСТАНОВИЛ:
АО "ГУ ЖКХ" обратилось в суд с требованиями о взыскании с Минобороны России задолженности в размере 51 468 100 руб. 23 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09 октября 2019 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 декабря 2019 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27.05.2020 года решение Арбитражного суда города Москвы от 09 октября 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 декабря 2019 года по делу № А40-128336/2019 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
В указанном постановлении суд кассационной инстанции указал на то, что установлении обстоятельств имеющих значение для рассмотрения дела судами не были учтены условия государственного контракта об определении подлежащих оплате объемов оказанных услуг на основании сведений предоставляемых ответчиком истцу, а также доводы истца о взыскании спорной задолженности за фактически поставленную тепловую энергию по государственному контракту в объемах, не оспоренных ответчиком, и расчете стоимости задолженности в соответствии с установленными тарифами согласно пункту 5.11 государственного контракта, в связи с чем суд кассационной инстанции не может согласиться с обоснованностью принятых по делу судебных актов, которые полежат отмене. По мнению суда кассационной инстанции, заслуживают внимание и подлежали исследованию и оценке доводы истца о том, что исходя из условий государственного контракта предоставление информации об объеме фактически оказанных услуг и его учёт является обязанностью ответчика, факт передачи информации об объемах от районного представителя заказчика к региональному представителю исполнителя ответчиком не оспаривался, тарифы установленные регулятором для истца ответчику известны, расчет стоимости оказанных услуг по показаниям фактического потребления ответчиком не оспорен. Кроме того, судами не учтено, что истец на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 № 1089-р являлся в спорный период единственным исполнителем закупок, работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя ответчику, и с учетом Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 № 1173 был обязан поставлять тепловую энергию и оказывать услуги по горячему водоснабжению на объекты ответчика.
В указанном постановлении суд кассационной инстанции указал на то, что судами не были проверены доводы истца об обстоятельствах определения стоимости подлежащих оплате фактически оказанных услуг в соответствии с условиями государственного контракта, согласно которым ответчик осуществляет учет фактического потребления теплоснабжения и сведения о нем обязан передавать истцу для осуществления расчетов в соответствии с установленными тарифами, которые известны ответчику.
В указанном постановлении суд кассационной инстанции указал на то, что при новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, проверить доводы истца об обстоятельствах соблюдения сторонами предусмотренного государственным контрактом порядка определения стоимости подлежащих оплате фактически оказанных услуг с участием районных представителей ответчика, согласно которым расчет оплаты осуществляется на основании представленных ответчиком сведений об объемах фактического потребления. Исходя из отсутствия оспаривания ответчиком факта потребления услуг по теплоснабжению в рамках государственного контракта, установить фактические объемы потребленных ответчиком услуг, проверить расчет стоимости фактически потребленных услуг, согласно пункту 5.11 государственного контракта. В случае подтверждения правомерности доводов сторон, правильно применить нормы материального и процессуального права, либо указать мотивы, по которым суд не применил нормы права, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Истец поддержал исковые требования в полном объеме, ходатайствовал о приобщении к материалам дела письменных пояснений и дополнительных документов, с учетом доводов, изложенных в постановлении кассационной инстанции от 27.05.2020.
Ответчик не возражал.
Суд, в порядке ст.66 АПК РФ приобщил к материалам дела дополнительные документы истца.
Ответчик поддержал позицию, изложенную в отзыве.
Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав письменные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации договоры являются основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей.
Пункт 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает приобретение и осуществление юридическими лицами своих гражданских прав своей волей и в своем интересе, гарантирует свободу в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Из материалов дела усматривается, что между истцом (Исполнитель) и ответчиком (Государственный заказчик) заключен государственный контракт от 28.10.2016 № 6-ТХ на оказание услуг по поставке тепловой энергии горячего водоснабжения для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2016 года (далее - Контракт).
Срок оказания Услуг по Контракту определён с 01.11.2016 по 31.12.2016 года.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 № 1089-р Акционерное общество «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» определено единственным исполнителем осуществляемых Минобороны России в 15-2016гг. закупок работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя (ГВС) для нужд Минобороны России и подведомственных ему государственных казарменных, бюджетных и автономных учреждений.
С учетом Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 № 1173 АО «ГУ ЖКХ» обязано поставлять тепловую энергию и оказывать услуги по горячему водоснабжению на объекты ответчика.
Таким образом, согласно требованиям пункта 11 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и пункта 16 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» с 01.11.2015 АО «ГУ ЖКХ» является теплоснабжающей организацией и организацией, осуществляющей горячее водоснабжение.
На территориях города Москвы, Московской области, города Санкт-Петербурга, Ленинградской области поставку энергоресурсов для нужд Государственного заказчика от имени исполнителя осуществляли обособленные подразделения «Московское», «Солнечногорское», «Санкт-Петербургское», которые исполняли обязательства по Контракту с 01.11.2016 по 31.12.2016 годов надлежащим образом, не допуская срывов поставки энергоресурсов на объекты Государственного заказчика. Возражений относительно количества либо качества оказанных услуг от ответчика в адрес истца не поступало.
Поставка энергоресурсов осуществлялась с помощью объектов теплогенерирующего и теплосетевого хозяйств, находящихся в безвозмездном пользовании истца.
Стоимость поставленного энергоресурса за указанный период составила 51 468 100 рублей 23 копейки, в том числе на территории г. Москвы осуществлена поставка следующих объемов энергоресурсов: тепловая энергия для нужд отопления в объеме 1 060,603711 Гкал в период с 1.11.2016 по 30.11.2016; тепловая энергия для ГВ С в объеме 202,320000 Гкал в период с 01.11.2016 по 30.11.2016; тепловая энергия для нужд отопления в объеме 1 409,785044 Гкал в период с 1.12.2016 по 31.12.2016; тепловая энергия для ГВС в объеме 581,064000 Гкал в период с 01.12.2016 по 1.12.2016; на территории Московской области следующих объемов энергоресурсов: тепловая энергия для ГВС в объеме 74,36 Гкал в период с 01.11.2016 г. по 31.12.2016; тепловая энергия для нужд отопления в объеме 22 838,55 Гкал в период с 01.11.2016 г. по 31.12.2016; теплоноситель (ГВС) в объеме 11 029,46 м3 в период с 01.11.2016 г. по 31.12.2016; на территории г. Санкт - Петербург, Ленинградской области и Республики Карелии следующих объемов энергоресурсов: тепловая энергия для нужд отопления в объеме 62,263426 Гкал в период с 01.12.2016 г. по 31.12.2016.
Расчет стоимости потребленных ответчиком услуг по теплоснабжению на территории города Москвы и Московской области, города Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Республики Карелия за период с 01.11.2016 по 31.12.2016 в размере 51 468 100 руб. 23 коп. произведен истцом на основании тарифов, установленных для АО «ГУ ЖКХ», ответчиком не оспорен.
Пунктами 5.1 – 5.3 государственного контракта предусмотрено, что определение объемов услуг в расчетном периоде обеспечивается представителем государственного заказчика.
Согласно пункту 5.11 государственного контракта расчет стоимости услуг теплоснабжения за расчетный период осуществляется на основании утвержденных и действующих в данном периоде тарифов.
В соответствии с пунктами 6.1 – 6.4 государственного контракта объем услуг оказанных в расчетном периоде определяется на основании сведений об объемах фактических оказанных услуг, передаваемых исполнителю районными представителями государственного заказчика.
Пунктами 6.15, 6.19, 6.21, 6.23 государственного контракта установлен порядок подписания сторонами акта сдачи-приемки оказанных услуг за расчетный период.
Не оказание Услуг и (или) оказание услуг ненадлежащего качества подтверждаются документами, предусмотренными Контрактом (п. 6.32., 6.15., 9.7. - 9.9. Контракта).
Из содержания п. 6.5 Контракта следует, что Региональный представитель исполнителя оформляет акты сдачи-приёмки оказанных услуг и направляет их в адрес РПГЗ.
Согласно с п. 6.6 Контракта Районный представитель государственного заказчика (далее - РПГЗ) группирует поступившие акты сдачи-приёмки оказанных услуг, справки (по военным городкам), в течение 2 (двух) рабочих дней проверяет их и принимает одно из следующих решений: о подписании актов сдачи-приёмки оказанных услуг; о предоставлении мотивированного отказа.
При наличии оснований для отказа в подписании актов сдачи-приёмки оказанных услуг, РПГЗ оформляет мотивированный отказ в 2 (двух) экземплярах и подписывает его, 2 (два) экземпляра акта оказанных услуг и 1 (один) экземпляр мотивированного отказа выдает представителю исполнителя, 2 (второй) экземпляр мотивированного отказа оставляет себе (п. 6.12 Контракта).
Аналогичный порядок действий РПГЗ при подписании либо отказе в подписании актов оказанных услуг указан в пунктах 95, 96, 101 - 103 Положения о порядке исполнения Государственных контрактов по обслуживанию фондов и обеспечению потребителей министерства обороны Российской Федерации топливно - энергетическими ресурсами, утв. 18.08.2014 Заместителем Министра обороны Российской Федерации ФИО3 (том 3, л.д. 26-32).
В соответствии с пунктом 7.3 государственного контракта оплата за фактически оказанные услуги осуществляется государственным заказчиком на основании сводного акта оказания услуг теплоснабжения, подписанного в соответствии с разделом 6 контракта; счета-фактуры по каждому сводному акту оказания услуг теплоснабжения-реестра счетов-фактур; сводного счета (счета) на сумму, указанную в реестре счетов-фактур.
Таким образом,исходя из условий государственного контракта предоставление информации об объеме фактически оказанных услуг и его учёт является обязанностью ответчика, факт передачи информации об объемах от районного представителя заказчика к региональному представителю исполнителя ответчиком не оспаривался, тарифы установленные регулятором для истца ответчику известны, расчет стоимости оказанных услуг по показаниям фактического потребления ответчиком не оспорен.
В нарушение указанных условий Контракта, требований положения, РПГЗ акты оказанных услуг не подписали, мотивированные отказы от их подписания и информацию о фактически оказанных услугах, содержащуюся в справках о фактически оказанных услугах, в адрес исполнителя не направили.
Факт получения РПГЗ актов оказанных услуг теплоснабжения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, а именно письмами № 3076/исх/17/1 от 08.12.2016, № 3127/исх/17/1 от 18.01.2017, № 1193/исх/30 от 16.01.2017 и №1158/исх/15 от 12.01.2017 (том 3, л.д. 33-38, 57-64).
Пунктом 6.17. Контракта установлено, что исполнитель в течение 1 (одного) рабочего дня со дня поступления подписанных актов оказания услуг теплоснабжения формирует сводный акт оказанных услуг теплоснабжения.
Принимая во внимание то обстоятельство, что РПГЗ не вернули в адрес исполнителя подписанные акты оказания услуг теплоснабжение, последний в соответствии с взаимосвязанными положениями п. 6.17., 6.18., 6.28., 6.29. и 7.3. Контракта, был лишён возможности направить в адрес Государственного заказчика документы на оплату оказанных услуг, поскольку сводные акты оказанных услуг формируются на основании подписанных РПГЗ актов сдачи-приёмки оказанных услуг, документы на оплату направляются в адрес государственного заказчика при наличии сводного акта оказанных услуг.
Как определено в п. 14 Информационного письма президиума ВАС РФ от 24.01.2000 № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда» указанная норма означает, что оформленный в таком порядке акт является доказательством исполнения подрядчиком обязательства по договору и при отказе заказчика от оплаты на суд возлагается обязанность рассмотреть доводы заказчика, обосновывающие его отказ от подписания акта приемки результата работ.
Перечень оснований для отказа в подписании актов оказания услуг теплоснабжения указан в п. 6.9. Контракта и является исчерпывающим.
Ответчик не представил в материалы дела ни мотивированные отказы от подписания актов оказания услуг, ни доказательства того, что имелись основания для отказа в подписании актов, а также не оспорил факт и объем оказанных услуг.
Кроме того, отсутствие подписанных актов оказания услуг и сводных актов оказания услуг не является основанием для освобождения ответчика от исполнения обязательств по оплате полученной тепловой энергии и (или) теплоносителя, что подтверждается обширной судебной практикой, сложившейся между истцом и ответчиком, в которой суды приходили к однозначному выводу о том, что обязанность по оплате оказанных услуг возникает не в связи с подписанием акта сдачи-приемки услуг, а в связи с фактом их оказания.
Пунктами 1 и 2 статьи 307 ГК РФ установлено, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В силу положений статей 309 и 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Доводы отзыва ответчика признаны судом необоснованными и не состоятельными и отклонены ввиду противоречия фактическим обстоятельствам дела, представленным в дело доказательствам и неправильным применением норм материального права, так как в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлены доказательства в обоснование доводов отзыва.
Доказательства оплаты образовавшейся задолженности ответчиком в материалы дела не представлены.
Из содержания материалов дела следует, что ответчик не доказал обстоятельства, на которых были основаны его возражения, а именно не опроверг факт получения актов оказания услуг теплоснабжения; не оспорил объём и стоимость оказанных услуг.
В свою очередь, истец представил доказательства в обоснование заявленных исковых требований, в частности представил пообъектный расчет объёма поставленного ресурса; обосновал стоимость поставленного ресурса, приобщив к материалам дела акты регуляторов об установлении тарифов; представил доказательства направления актов в адрес ответчика.
Частью 7 статьи 19 Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" установлено, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов.
Согласно пункту 114 Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 (далее -Правила № 1034), определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) производится в соответствии с методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В случае отсутствия на объекта потребления узлом учета тепловой энергии и горячей воды, принятых к коммерческому учету, расчёт потреблённой тепловой энергии осуществляется расчётным способом, в соответствии с Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. Приказом Минстроя России от 17.03.2014 № 99/пр (далее - Методика № 99/пр) и Методикой определения потребности в топливе, электрической энергии и воды при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения МДК 41-05.2004, утв. Приказом Госстроя РФ от 12.08.2003 (далее - Методика МДК 41-05.2004).
В соответствии с пунктом 65 Методики № 99/пр определение количества тепловой энергии, использованной потребителем в системе водяного теплоснабжения (Q), расчетным путем осуществляется по формуле:
Q = Qо(в) + Qгвс + Qт ± Qтп , Гкал, (8.1)
где:
Qо(в) - количество тепловой энергии, потребленной на отопление (вентиляцию);
Qгвс - количество тепловой энергии, потребленной на горячее водоснабжение;
Qт - количество тепловой энергии, потребленной на технологические цели;
Qтп - потери тепловой энергии.
Определение количества тепловой энергии на отопление и вентиляцию (Qo(в)) расчетным путем осуществляется по формуле, указанной в пункте 66 Методики № 99/пр:
Qо(в) = Qб * ((tвн- tф нв) / (tвн- tр нв))х Т, Гкал, (8.2)
где:
Qб – базовый показатель тепловой нагрузки, указанный в договоре, Гкал/ч;
tвн - расчетная температура воздуха внутри отапливаемых помещений, °С;
tф нв - фактическая среднесуточная температура наружного воздуха за отчетный период tф нв, °С;
tр нв - расчетная температура наружного воздуха для проектирования отопления (вентиляции), °С;
Т - время отчетного периода, час.
Аналогичные формулы для определения количества тепловой энергии расчётным способом, изложены в Приложении № 1 к Методике МДК 41-05.2004.
Удельные тепловые характеристики зданий, необходимые для осуществления коммерческого учёта расчётным способом, указаны в таблице 4 Приложения № 3 Методики МДК 41-05.2004.
Из взаимосвязанных положений пунктов 115 и 117 Правил № 1034 и пункта 67 Методики № 99/пр следует, что при отсутствии в точках учета приборов учета или работы приборов учета более 15 суток расчетного периода определение количества тепловой энергии, расходуемого на отопление и вентиляцию, осуществляется расчетным путем и основывается на пересчете базового показателя по изменению температуры наружного воздуха за весь расчетный период. Пересчет базового показателя производится по фактической среднесуточной температуре наружного воздуха за расчетный период, принимаемой по данным метеорологических наблюдений ближайшей к объекту теплопотребления метеостанции территориального органа исполнительной власти, осуществляющего функции оказания государственных услуг в области гидрометеорологии.
В целях проведения сравнительного анализа объёма тепловой энергии и горячего водоснабжения, поставленного на объекты ответчика, и его стоимости заявленной к взысканию в настоящем деле, истец представил в материалы дела объём тепловой энергии и горячего водоснабжения, определенный расчётным способом для объектов, расположенных на территориях Московской и Ленинградской областей, а также договоры энергоснабжения, заключенные для поставки тепловой энергии и горячего водоснабжения на объекты, расположенные на территории города Москвы, и его стоимость,
В обоснование расчета положены договоры с поставщиком тепловой энергии; паспорта военных городков; договоры безвозмездного пользования объектами теплосетевого хозяйства; справки о фактической температуре наружного воздуха. Расчет осуществлялся на основании Методик № 99/пр и МДК 41-05.2004.
Согласно пункту 1 Временной инструкции, временная инструкция по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее именуется Временная инструкция) определяет порядок приема, регистрации, учета, подготовки, оформления, размножения (тиражирования), контроля исполнения, использования, отправки и хранения служебных документов в органах военного управления, объединениях, соединениях, воинских частях, организациях Вооруженных Сил Российской Федерации.
Подпунктом 24 пункта 2.1. ГОСТ Р 51141-98 установлено, что служебный документ - это официальный документ, используемый в текущей деятельности организации.
Таким образом, временная инструкция по делопроизводству в ВС РФ является внутренним документом ответчика, истец не принимал на себя обязанность по её соблюдению.
Кроме того, согласно пункту 3.29. ГОСТ Р 6.30-2003 отметка о поступлении документа в организацию содержит очередной порядковый номер и дату поступления документа (при необходимости - часы и минуты). Допускается отметку о поступлении документа в организацию проставлять в виде штампа.
Истец представил в материалы дела доказательства направления актов сдачи-приёмки оказанных услуг в адрес РПГЗ (письма № 3076/исх/17/1 от 08.12.2016, №3127/исх/17/1 от 18.01.2017, № 1193/исх/30 от 16.01.2017 и №1158/исх/15 от 12.01.2017, которым были присвоены входящие номера и дата их поступления, на письмах проставлены штампы представителей Государственного заказчика.
Таким образом, материалами дела подтверждается то, что расчет оплаты осуществляется на основании представленных ответчиком сведений об объемах фактического потребления.
Исходя из отсутствия оспаривания ответчиком факта потребления услуг по теплоснабжению в рамках государственного контракта, истцом подтверждены фактические объемы потребленных ответчиком услуг и обоснован расчет стоимости фактически потребленных услуг, согласно пункту 5.11 государственного контракта.
Оценив и исследовав в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, проанализировав условия договора, учитывая доводы истца об обстоятельствах соблюдения сторонами предусмотренного государственным контрактом порядка определения стоимости подлежащих оплате фактически оказанных услуг с участием районных представителей ответчика, суд пришел к выводу о том, что требования истца о взыскании задолженности в судебном порядке являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Расходы по госпошлине распределены на основании ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании статей 307-309, 539 Гражданского кодекса Российской Федерации руководствуясь ст. ст. 65, 71, 110, 167, 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Минобороны России (ИНН <***>) в пользу АО "ГУ ЖКХ" (ИНН <***>) денежные средства в размере 51 468 100 руб. 23 коп.
Взыскать с Минобороны России (ИНН <***>) в доход федерального бюджета РФ госпошлину в размере 200 000 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья В.П. Сорокин