ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-128457/09 от 01.03.2010 АС города Москвы

именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

«09» марта 2010г. Дело №А40-128457/09-130-630

Резолютивная часть объявлена 01 марта 2010г.

Решение изготовлено в полном объеме 09 марта 2010г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Судьи Кононовой И.А.

при ведении протокола судебного заседания судьей

рассмотрел дело по заявлению   ОАО «Акционерный капитал»

к ответчику:   ФСФР России

об оспаривании приказа

с участием:

от заявителя: ФИО1 (дов. от 11.01.2010г.), ФИО2 (дов. от 29.09.2009г.), ФИО3 (дов. от 09.09.2009г.), ФИО4 (дов. от 11.01.2010г.), ФИО5 (дов. от 11.01.2010г.)

от ответчика: ФИО6 (дов. от 10.02.2010г.), ФИО7 (дов. от 20.10.2009г.)

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Акционерный капитал» обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании недействительным Приказа ФСФР России от 08.09.2009г. №09-2834/пз-и.

В обоснование требований указано на то, что оспариваемый приказ ФСФР России не соответствует закону и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Ответчик возражает против удовлетворения требований заявителя, указывая в представленном отзыве на законность и обоснованность оспариваемого приказа.

Выслушав представителей заявителя и ответчика, рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Учитывая изложенное, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.

Срок на обжалование оспариваемого приказа, установленный ч.4 ст.198 АПК РФ, заявителем не пропущен, так как с заявлением по настоящему делу он обратился 30.09.2009г.

На основании п.6 ст.42 Федерального закона от 22.04.1996г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - Закона о рынке ценных бумаг) и п.5.3.3 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004г. №317, федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг устанавливает порядок и осуществляет лицензирование различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.

В соответствии с п.4 ст.44 Закона о рынке ценных бумаг, в случае неоднократного нарушения в течение одного года профессиональными участниками рынка ценных бумаг законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, ФСФР России вправе принимать решение о приостановлении действия или об аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

В силу п.6.1 Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 06.03.2007г. №07-21/пз-н (далее - Порядок лицензирования), лицензия может быть приостановлена лицензирующим органом в случае неоднократного нарушения в течение одного года профессиональными частниками рынка ценных бумаг законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

ФСФР России по результатам проведения плановой выездной проверки деятельности заявителя (Регистратора), отраженными в акте от 21.07.2009г. №09-48/а-ДСП (далее - Акт), издала оспариваемый приказ, которым до 08.03.2010г. приостановила действие выданной ему лицензии на осуществление деятельности по ведению реестра в связи с неоднократными в течении одного года нарушениями законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти но рынку ценных бумаг.

В ходе проверки были выявлены нарушения:

пункта 3.7.2 Порядка лицензирования, так как Регистратор имеет менее 50 договоров с эмитентами с числом владельцев ценных бумаг более 500 у каждого, что отражено в п.1 Акта и письме Регистратора от 11.08.2009г. №5864;

Пункта 2 и приложения 2 Положения об отчетности профессионального участника рынка ценных бумаг, утвержденного постановлением ФКЦБ России №33 и Минфина России №109 от 11.12.2001г., так как Регистратором предоставлялась заведомо недостоверная отчетность профессионального участника рынка ценных бумаг за период с IV квартала 2006г. по I квартал 2009 г., что отражено в п.2 Акта;

Пунктов 4.1.2, 4.1.3 и 5.2 Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 21.03.2006 №06-29/пз-н (далее - Положение о внутреннем контроле), так как контролер Регистратора не исполнял надлежащим образом свои функции, что отражено в п.п.3 и 4 Акта;

Пункта 3.1.6 Порядка лицензирования, так как генеральный директор Регистратора на дату назначения на данную должность не имел предусмотренного законодательством опыта работы, что отражено в п.5 Акта;

Пункта 2.6 Положения о внутреннем контроле, так как в филиале Регистратора не имелось контролера, тогда как в соответствии с положением о данном филиале последний имел право проводить операции в реестре, что отражено в п.7 Акта;

Пункта 7 постановления ФКЦБ России от 26.03.2001г. №7 «Об особенностях работы регистратора, имеющего филиалы», так как филиалы Регистратора не осуществляли не реже одного раза в месяц передачу по месту нахождения Регистратора оригиналов или копий документов, держащих данные реестра, подготовленных или полученных филиалами при осуществлении ими операций в реестрах, что отражено в п.9 Акта;

Раздела 5 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного постановлением ФКЦБ России от 02.10.1997г. №27 (далее - Положение о ведении реестра), так как Регистратор однократно отказывал в проведении операций в реестре с нарушением требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, что отражено в п.11 Акта;

Раздела 7 Положения о ведении реестра, так как Регистратор однократно проводил операцию, не предусмотренную нормативными правовыми актами либо Правилами ведения реестра Регистратора, что отражено в п.12 Акта;

Пункта 3.4.2 Положения о ведении реестра, так как Регистратор произвел операцию по списанию ценных бумаг на основании передаточного распоряжения, не подписанного зарегистрированным лицом, что отражено в п.13 Акта;

Пункта 11 Положения о порядке передачи информации документов, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, утвержденного постановлением ФКЦБ России от 24.06.1997г. №21, так как действующие договоры на ведение реестра, заключенные Регистратором, содержат положения, в соответствии с которыми датой начала ведения реестра является дата фактического формирования реестра, что отражено в п.14 Акта;

Пункта 10.2 Положения о ведении реестра, так как Регистратор принимал и исполнял документы, содержащие помарки и исправления, что отражено в п.18 Акта;

Пункта 7.2 Положения о ведении реестра, так как Регистратор проводил операцию по внесению изменений в информацию лицевого счета без предоставления анкеты зарегистрированного лица, что отражено в п.9 Акта;

Пункта 5.2.2 Положения о ведении реестра, так как документы, связанные с реестром, принятые и исполненные Регистратором, не содержат отметок об исполнении, что отражено в п.20 Акта;

Пункта 3.4.1 Положения о ведении реестра, так как Регистратор принял и исполнил анкеты, не содержащие всех обязательных реквизитов, что отражено в п.21 Акта.

Таким образом, в ходе проведенной проверки было выявлено неоднократное нарушение в течение года профессиональным участником рынка ценных бумаг законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, что в соответствии с п.4 ст.44 Закона о рынке, п.5.3.12 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004г. №317, п.6.1 Порядка лицензирования, является основанием для приостановлении лицензии.

В связи с тем, что допущенные Заявителем нарушения являются устранимыми, действие лицензии было приостановлено.

В соответствии с п.6.4 Порядка лицензирования, если нарушения, допущенные лицензиатом, могут быть устранены, лицензирующий орган направляет лицензиату одновременно с уведомлением о решении о приостановлении действия лицензии предписание об устранении выявленных нарушений.

ФСФР России направила в адрес Заявителя предписание от 14.09.2009г. №09-ЕК-04/21508 (далее - Предписание), которым Заявителю предписано в 30 дневный срок, с даты получения Предписания, устранить следующие нарушения: нарушение требований п.3.7.2 Порядка лицензирования; нарушение требований п.3.1.4 Порядка лицензирования и п.5.1 Положения о специалистах финансового рынка, утвержденного приказом ФСФР России от 20.04.2005г. №05-17/пз-н.

По остальным нарушениям,указанным в Приказе, ФСФР России Предписанием обязала Заявителя принять меры, направленные на недопущение в дальнейшей деятельности этих нарушений.

В соответствии с п.3.7.2 Порядка лицензирования, одним из лицензионных требований является наличие по истечении 6 месяцев с даты получения лицензии не менее 50 договоров с эмитентами, выпуски эмиссионных ценных бумаг которых прошли государственную регистрацию в соответствии с законодательством Российской Федерации, с числом владельцев ценных бумаг более 500 у каждого, ведение реестра ценных бумаг, которых осуществляется лицензиатом.

Как следует из списка владельцев ценных бумаг ОАО «Азнакаевский завод «Нефтемаш», составленного Регистратором по состоянию на 02.06.2009г., акциями указанного эмитента владеют 3 юридических лица и 17 физических лиц, при этом на одно из физических лиц открыто 500 лицевых счетов, на которые зачислено по одной акции из принадлежащих этому лицу. Таким образом, в реестре владельцев ценных бумаг ОАО «Азнакаевский завод «Нефтемаш» имеется 520 лицевых счетов, но владельцев ценных бумаг данного эмитента всего 20.

Такая же ситуация с реестрами ОАО «Заинское хлебоприемное предприятие» (522 лицевых счета, но 20 владельцев ценных бумаг), ОАО Альавто» (540 лицевых счетов, но 115 владельцев ценных бумаг), ОАО Татнефтегазстройкомплект» (553 лицевых счета, но 37 владельцев ценных бумаг), ОАО «Азнакай киемнэре» (525 лицевых счетов, но 25 владельцев пенных бумаг), Альметьевское ОАО «Нефтемаш» (526 лицевых счетов, но 389 владельцев ценных бумаг), ОАО «СМП» (567 лицевых счетов, но 67 владельцев ценных бумаг), ОАО «Заинский хлебозавод» (525 лицевых счетов, но 156 владельцев ценных бумаг), ОАО «Альметьевский завод глинопорошка» (534 лицевых счета, но 34 владельца ценных бумаг), ОАО «Черемшанское автотранспортное предприятие» (501 лицевой счет, но 1 владелец ценных бумаг), ОАО «Акмай» (539 лицевых счетов, но 39 владельцев ценных бумаг), ОАО «Бурпайп» (554 лицевых счета, но 260 владельцев ценных бумаг), ОАО «Казанский завод Медтхника» (536 лицевых счетов, но 36 владельцев ценных бумаг), ОАО «Казанский трикотаж» (529 лицевых счетов, но 75 владельцев ценных бумаг), ЗАО «ЦентрУМ» (545 лицевых счетов, но 195 владельцев ценных бумаг), ОАО «Новгородское» (529 лицевых счетов, но 40 владельцев ценных бумаг), ОАО СМУ «Татавтотранс» (532 лицевых счета, но 36 владельцев ценных бумаг), ОАО «Челнинское МУС-2 Татсантехмонтаж» (507 лицевых счетов, но 92 владельца ценных бумаг), ОАО «Ипотечная финансовая компания» (516 лицевых счетов, но 6 владельцев ценных бумаг), ОАО «Нижнекамскресурсы» 1511 лицевых счетов, но 301 владелец), ОАО «Химстрой» (517 лицевых счетов, но 437 владельцев ценных бумаг), списки которых по состоянию на 02.06.2009г. составил Регистратор по требованию группы инспекторов ФСФР России.

Таким образом, Заявитель осуществляет свою профессиональную деятельности с нарушением п.3.7.2 Порядка лицензирования.

Заявитель указывает, что в период с 16.07.2009г. по 22.07.2009г. ОАО «Акционерный капитал» дополнительно к действующим договорам заключило договоры на оказание услуг по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг и по состоянию на 10.08.2009г. нарушение п.3.7.2 Порядка лицензирования было устранено.

Однако Заявитель не представил в ФСФР России документы, подтверждающие устранение нарушения изложенного во втором абзаце Приказа.

Как следует из квартального отчета Заявителя за второй квартал 2009 года. Согласно разделу 8 «Информация об обслуживаемых реестрах» квартального отчета, Заявитель имеет 29 договоров с эмитентами с числом владельцев ценных бумаг более 500 у каждого, что не соответствует требованиям п.3.7.2 Порядка лицензирования.

В связи с тем, что документы подтверждающие устранение всех допущенных нарушений в ФСФР России не поступали, оснований полагать, что требования п.3.7.2 Порядка лицензирования Заявителем исполнены, нет.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ФСФР России принимая решение о приостановлении действия лицензии Заявителя, применила меры ограничительного и предупредительного характера, которые выразились в приостановлении до 08.03.2010г. действия лицензии на осуществление деятельности по ведению реестра №10-000-1-00325, выданной ФСФР России 29.06.2004г. заявителю, целью которых было пресечение возможных нарушений в дальнейшей его деятельности.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый приказ ФСФР России от 08.09.2009г. за №09-2834/пз-и соответствует требованиям Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований заявителя..

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.64, 65, 71, 75, 124, 167-170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Проверив на соответствие Федеральному закону «О рынке ценных бумаг», отказать ОАО «Акционерный капитал» в удовлетворении требования к ФСФР России признании недействительным приказа от 08.09.2009г. за №09-2834/пз-и.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в Девятый Арбитражный апелляционный суд и в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Московского округа.

Судья Кононова И.А.