РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Москва Дело № А40-128706/20-105-635
07.04.2021
Резолютивная часть решения объявлена 09.02.2021
Текст решения изготовлен в полном объеме 07.04.2021
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
Судьи Никоновой О.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Будагиловой Б.Б.
рассмотрев всудебном заседании дело по исковому заявлению
истец:
МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (123317, МОСКВА ГОРОД, НАБЕРЕЖНАЯ ПРЕСНЕНСКАЯ, ДОМ 10, СТРОЕНИЕ 2, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 06.05.2004, ИНН: <***>)
ответчик:
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СИСТЕМ СВЯЗИ И УПРАВЛЕНИЯ" (117630, МОСКВА ГОРОД, ШОССЕ СТАРОКАЛУЖСКОЕ, 58, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 09.04.2012, ИНН: <***>)
О взыскании штрафных санкции по договорам №16411.1930198580.11.029 от 18 октября 2016 года, № 16411.1930168580.11.030 от 18 октября 2016 года.,
При участии:
от истца – ФИО1 по дов. от 22.12.2020, диплом
от ответчика – ФИО2 по дов. от 22.01.2021, диплом.
УСТАНОВИЛ:
МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ обратилось в суд с иском к ОБЩЕСТВУ "НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СИСТЕМ СВЯЗИ И УПРАВЛЕНИЯ" о взыскании штрафных санкции по договорам №16411.1930198580.11.029 от 18 октября 2016 года, № 16411.1930168580.11.030 от 18 октября 2016 года.
Исковые требования заявлены со ссылкой на ст.ст. 12, 309 и 310 ГК РФ и мотивированы следующими доказательствами.
18.10.2016 между Минпромторгом России (далее - Министерство, Истец) и АО -НИИССУ» (далее - Организация, Ответчик) были заключены Договоры № 16411.1930168580.11.029 (далее - Договор №1) (с учетом дополнительного соглашения № 5 от 28.03.2018) (далее - ДС № 5) и № 16411.1930168580.11.030 (далее - Договор № 2) (с учетом дополнительного соглашения № 6 от 26.04.2018) (далее -ДС № 6) о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры.
Указанные Договоры заключены в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2016 № 109 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям на финансовое обеспечение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры» (далее - Правила).
В соответствии с пунктами 1.2. Договоров Министерство в порядке и на >словиях, предусмотренных договором и Правилами, предоставляет Организации субсидию из федерального бюджета, а Организация обязуется:
(по Договору № 1) реализовать комплексный проект «Разработка программно-аппаратных платформ модульных средств базовых станций в части коммутации, позволяющих функционировать мобильным переносным/возимым комплектам для развертывания профессиональной радиосвязи стандарта LTE при чрезвычайных ситуациях» в соответствии с планом-графиком реализации комплексного проекта, включенным в Показатели (индикаторы) эффективности реализации комплексного проекта, согласно Приложению № 1 к настоящему договору, а также достичь значений показателей (индикаторов) эффективности реализации комплексного проекта согласно Приложению № 1 к договору;
(по договору № 2) реализовать комплексный проект «Разработка программно-определяемых платформ модульных средств базовых станций в части маршрутизирования, позволяющих строить самоорганизующиеся самовосстанавливающиеся сети с поддержкой архитектуры и протоколов программно-определяемых сетей (SDN)» в соответствии с планом-графиком реализации комплексного проекта, включенным в Показатели (индикаторы) эффективности реализации комплексного проекта, согласно Приложению № 1 к договору, а также достичь значений показателей (индикаторов) эффективности реализации комплексного проекта согласно Приложению № 1 к договору (далее -комплексные проекты).
Приложением № 1 к Договорам (с учетом изменений, внесенных ДС № 5 и ДС № 6) установлен срок реализации комплексного проекта - 31.12.2018.
Согласно пунктам 2.1. (с учетом изменений, внесенных ДС № 5 и ДС № 6) Договоров субсидии предоставляются из федерального бюджета в соответствии с Планом-графиком финансового обеспечения части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры согласно Приложению № 2 к Договорам.
Общая стоимость комплексного проекта по Договору № 1 составляет 1 160 ООО 000,00 руб., в том числе максимальный размер субсидии на срок реализации комплексного проекта составляет 580 000 000,00 руб. (пункт 2.3. Договора № 1).
Общая стоимость комплексного проекта по Договору № 2 составляет 960 000 000,00 руб., в том числе максимальный размер субсидии на срок реализации комплексного проекта составляет 480 000 000,00 руб. (пункт 2.3. Договора № 2).
Согласно пункту 3.2.1. Министерство в течение 3х недель со дня заключения Договоров принимает решение о передаче полномочий территориальному органу Федерального казначейства по перечислению субсидии на финансовое обеспечение части затрат в пределах предполагаемых сумм субсидий, указанных в Плане-графике финансового обеспечения.
Обязательства Министерства по перечислению средств субсидии выполнены, по Договору № 1 размер предоставленной субсидии составил 506 801 049,85 руб., по Договору № 2 размер предоставленной субсидии составил 410 920 008,59 руб.
В соответствии с пунктом 3.1.2. Договоров (с учетом изменений, внесенных ДС № 5 и ДС № 6) в целях подтверждения затрат на создание научно-технического задела в рамках реализации комплексных проектов Организация представляет в Министерство не позднее 15 июля и 15 января следующие документы:
а)отчет о целевом использовании субсидии в рамках комплексного проекта, составленный по форме, утвержденной приказом Минпромторга России от 18.05.2016 № 1581, подписанный руководителем и главным бухгалтером Организации с приложением подтверждающих документов, в том числе выписки со счета, по которому Организация ведет раздельный учет затрат на реализацию комплексного проекта, возникших не ранее календарного года получения субсидии, в том числе до заключения настоящего договора;
б) справку о достижении целевых показателей (индикаторов) эффективности реализации комплексного проекта за отчетный период и ему предшествующий период, составленную в произвольной форме и подписанную руководителем Организации, с приложением подтверждающих документов;
в) отчет о затратах на создание научно-технического задела, составленный по форме в соответствии с Приложением № 5 к договору и подписанный руководителем Организации и главным бухгалтером (при наличии), с приложением подтверждающих документов;
г) справку, подписанную руководителем и главным бухгалтером Организации, подтверждающую, что Организация не получает из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бюджетные ассигнования на выполнение работ в рамках реализации комплексного проекта в соответствии с иными нормативными правовыми актами.
Пункты 3.1.7. и 3.1.10. (введен ДС № 5 и ДС № 6) Договоров устанавливает обязанность Организации соблюдать порядок, цели и условия предоставления субсидии и обеспечить достижение целевых показателей (индикаторов) эффективности реализации комплексного проекта в установленные сроки.
В соответствии с пунктом 3.1.8. (с учетом изменений, внесенных ДС № 5 и ДС № 6) Договоров по завершению реализации комплексных проектов Организация в 30-дневный срок обязуется представить в Министерство отчет о достижении показателей (индикаторов) эффективности реализации комплексного проекта по форме согласно Приложению № 3 к Договорам и отчеты о затратах на создание научно-технического задела по форме согласно Приложению № 4 к Договорам.
По результатам проверки представленных отчетов по Договорам № 1 и № 2 отклонение фактического значения показателя «Объем экспорта продукции, которая будет создана в ходе реализации комплексного проекта, тыс. долларов США» от планового значения составило 100 % на дату завершения комплексных проектов -31.12.2018 (см. Справки о достижении показателей (индикаторов) эффективности реализации комплексных проектов за период с 01.07.2018 по 31.12.2018).
Пунктом 6.3. Договоров (с учетом изменений, внесенных ДС № 5 и ДС № 6) и абзацем 2 пункта 25 Правил установлено, что в случаях, если по итогам реализации проекта хотя бы один из показателей (индикаторов) эффективности реализации комплексных проектов, указанных в Договорах, составляет менее 90 процентов значения, заявленного в комплексных проектах и определенных Договорами, то к организации применяются штрафные санкции, размер которых рассчитывается согласно приложению № 2 Правил. Штрафные санкции уплачиваются в доход федерального бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, в течение 10 рабочих дней с даты получения соответствующего требования от Министерства.
Согласно расчету истца размер штрафных санкции по договору №16411.1930198580.11.029 от 18 октября 2016 года составляет 36 236 275,06 руб., по договору № 16411.1930168580.11.030 от 18 октября 2016 года составляет 29 380 780,61 руб.
Ответчик исковые требования не признает согласно доводам, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, в том числе предмет и основания иска, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.
Между Минпромторгом России и АО «НИИССУ» заключены договоры от 18 октября 2016 г. №16411.1930168580.11.029 и №16411.1930168580.11.030 о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на создание научно-технического задела базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры (далее - договоры).
Срок реализации договоров (с учетом дополнительных соглашений) - 31 декабря 2018 г.
В соответствии с Приложениями № 1 к договорам в качестве одного из показателей предусмотрен объем экспорта продукции, которая будет создана в ходе реализации комплексного проекта.
В ходе исполнения договоров АО «НИИССУ» изготовлены коммутатор ФИЯГ.466369.012 и маршрутизатор ФИЯГ.466369.011. В целях их экспорта с компанией XSAT Iraq заключен договор купли-продажи на приобретение данной компанией коммутатора ФИЯГ.466369.012 (5 ед.) и маршрутизатора ФИЯГ.466369.011 (5 ед.) на сумму 128 125.00 USD, что 36,73 тыс. USD превышает сумму названных показателей в договорах № 16411.1930168580.11.029 и № 16411.1930168580.11.030.
Получены все необходимые разрешительные документы на экспорт маршрутизаторов и коммутаторов в Республику Ирак, подписан договор на брокерское обслуживание при прохождении таможенных процедур. Однако в связи с включением АО «Концерн Созвездие», владеющего 90% акций АО «НИИССУ», в санкционный список, кредитные учреждения (ПАО Сбербанк, АО АКБ «НОВИКОМБАНК», ПАО ВТБ) отказали АО «НИИССУ» в открытии паспорта сделки и проведении расчетов по договору купли-продажи, заключенному с компанией XSAT Iraq.
Отказ банков в проведении расчетов по договору-купли-продажи с иракской компанией обусловлен исключительно антироссийскими санкциями.
О возникших сложностях с банками при открытии валютного счета АО «НИИССУ» проинформировало Минпромторг России письмом от 16.04.2019 № 4684/НТЦ-8.
Более того, с целью выхода из сложившейся ситуации и совершения сделки по экспорту изделий в Республику Иран в качестве агента на основании агентского договора от 04.12.2018 № 01/12-2018 привлечено ООО «Ботлихский радиозавод».
Между ООО «Ботлихский радиозавод» и иракской компанией XSAT Iraq подписан договор купли-продажи, получено идентификационное заключение ФСТЭК (03.04.2019, № 0030-19/7812042720) и оформлена грузовая таможенная декларация.
АО Банк «Открытие» дал согласие на открытие валютного счета агенту - ООО «Ботлихинский радиозавод» для проведения расчетов за поставляемые в Республику Иран изделия.
Письмом от 15.05.2019 № 5585/НТЦ-8 АО «НИИССУ» обратилось в Минпромторг России с предложением считать привлечение ООО «Ботлихинский радиозавод» в качестве агента согласованным, а проведение расчетов за экспортированное
оборудование с участием агента — достижением значений показателя.
В соответствии с пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
В соответствии с Разделом 5 договоров стороны не несут ответственности за полное или частичное неисполнение предусмотренных договором обязательств, если такое неисполнение связано с обстоятельствами непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (пункт 5.1). Доказательством наличия обстоятельств непреодолимой силы и их продолжительности является соответствующее письменное свидетельство уполномоченных органов и организаций (пункт 5.3).
АО «НИИССУ» полагает, что введение санкционных мер в отношении АО Концерн «Созвездие», возникших уже после заключения Договора и препятствующих его исполнению, не позволили АО «НИИССУ» достичь планируемых показателей объема экспорта продукции, установленных договорами. АО «НИИССУ» не имело возможности разумно предвидеть наступление обстоятельств, повлекших за собой отказы кредитных организаций в открытии валютного счета и осуществлении расчетов.
Факт отнесения вышеизложенной ситуации к форс-мажору подтверждается прилагаемыми к настоящему отзыву заключениями Московской торгово-промышленной палаты (заключения от 16.08.2019 №№ 18-2/2196 и 18-2/2196/1).
В соответствии с положениями статьи 401 ГК РФ гражданско-правовая ответственность по договору возникает только при наличии вины. Наличие обстоятельств непреодолимой силы, подтвержденные компетентной организацией, указывает на отсутствие вины АО «НИИССУ» в недостижении показателей эффективности. Следовательно, оснований для привлечения АО «НИИССУ» к гражданско-правовой ответственности по основаниям, указанным в иске, не усматривается.
Согласно ст. 330 ГК РФ Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу статей 64 (часть 1), 71 и 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.
Выслушав доводы представителей сторон, оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, определив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности суд считает требования истца не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Оснований для применения ст 333 ГК РФ при указанных обстоятельствах, не имеется
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 8, 12, 309, 310, 330, 333 ГК РФ, ст.ст. 65, 66, 67, 71, 101-103, 110, 112,167-171, 176 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: О.И. Никонова