ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-12894/18-79-91 от 26.04.2018 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

25 мая 2018 г.

Дело № А40-12894/18-79-91

Резолютивная часть решения объявлена26 апреля 2018 года

Полный текст решения изготовлен 25 мая 2018 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Дранко Л.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бесполденовой М.И.,

рассмотрев  в судебном заседании дело по заявлению АНО «Центр независимых строительных экспертиз»

к Федеральной службе по аккредитации

о признании незаконными акта проверки № 90-АПП от 31.10.2017 г., предписания от 31.10.2017 г. № 54-Прд, приказа № 55-ПО от 03.11.2017 г., акта проверки № 100-АПП от 12.12.2017 г., протокола об административном правонарушении № 334/2017 от 20.12.2017 г., действий по невключению в реестр экспертов заявителя Шагова, Сухарева, Нащинцова, приказа от 15.01.2018 г. № НЭП-1

при участии в судебном заседании до перерыва 24.04.2018:

от истца: Котицына Е.А. дов. от 11.01.2018 г. № б/н

от заинтересованного лица: Калмыков А.А. дов. от 13.06.2017 г. № 19/Д

при участии в судебном заседании после перерыва 26.04.2018:

от истца: Котицына Е.А. дов. от 11.01.2018 г. № б/н

от заинтересованного лица: Калмыков А.А. дов. от 13.06.2017 г. № 19/Д

УСТАНОВИЛ:

АНО «Центр независимых строительных экспертиз»  обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Федеральной службе по аккредитации о признании незаконными актов проверок от 31.11.2017 № 90-АПП, от 12.12.2017 № 100-АПП, предписания об устранении выявленных нарушений от 31.10.2017 № 54-Прд, протоколов об административных правонарушениях от 20.12.2017 № 334/2017, от 27.12.2017 № 335/2017, приказов от 03.11.2017 № 55-ПО «О приостановлении действия свидетельств об аккредитации Автономной некоммерческой организации «Центр Независимых Строительных Экспертиз» ранее аккредитованной на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации (свидетельство об аккредитации № PvA.RU.610852) и на право проведения экспертизы результатов инженерных изысканий (свидетельство об аккредитации № RA.RU.610900)» (далее - приказ от 03.11.2017 № 55-ПО), приказа от 15.01.2018 № Нэп-1 «Об аннулировании свидетельств об аккредитации Автономной некоммерческой организации «Центр Независимых Строительных Экспертиз» аккредитованной на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации (свидетельство об аккредитации № RA.RU.610852) и на право проведения экспертизы результатов инженерных изысканий (свидетельство об аккредитации № RA.RU.610900)» (далее - приказ от 15.01.2018 № Нэп-1), действий по невключению в Государственный реестр юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий (далее - Государственный реестр юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы), в разделы данных об АНО «ЦНСЭ», экспертов заявителя Шагова, Сухарева, Нащинцова.

В судебном заседании был объявлен перерыв с 24по 26 апреля 2018 года, что отражено в протоколе судебного заседания.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении.

Заинтересованное лицо просит в удовлетворении заявленных требований отказать по мотивам, изложенным в письменных объяснениях и дополнении к ним.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд оставляет заявленные требования без удовлетворения по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч.5 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) указанных органов,  должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее -Федеральный закон № 412-ФЗ) внеплановые проверки при осуществлении федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц проводятся по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ), а также по следующим основаниям:

1)         поступление в национальный орган по аккредитации информации о фактах нарушения законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, допущенного экспертной группой при проведении экспертизы, по результатам которой национальным органом по аккредитации принято решение об аккредитации или о подтверждении компетентности;

2)         поступление в национальный орган по аккредитации информации о фактах несоответствия     аккредитованного    лица    требованиям     законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, фактах нарушения правил выполнения работ по сертификации и (или) фактах представления недостоверных результатов исследований (испытаний) и измерений или возможности таких нарушений;

3) поступление от аккредитованного лица отчета об устранении несоответствий критериям аккредитации, выявленных в соответствии с пунктами 2 и 3 части 19 статьи 24 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от № 294-ФЗ предусмотрено, что, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:

1)         выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами;

2)         принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

Пунктом 1 части 1 статьи 23 Федерального закона № 412-ФЗ установлено, что действие аккредитации приостанавливается национальным органом по аккредитации в отношении всей области аккредитации или ее части в случае, если в результате проведения федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованного лица выявлено несоответствие деятельности аккредитованного лица требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц и это несоответствие может повлечь за собой угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или повлекло причинение такого вреда либо это несоответствие вводит в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.

Пунктом 5 части 1 статьи 22 Федерального закона № 412-ФЗ установлено, что действие аккредитации прекращается в случае неустранения аккредитованным лицом, действие аккредитации которого приостановлено по основаниям, указанным в части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона, выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц.

Таким образом, из вышеуказанных нормативных положений следует, что, в случае выявления в деятельности аккредитованного лица несоответствий обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, должностными лицами органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора), в отношении такого лица выдается предписание об устранении выявленных нарушений в установленный срок. В случае если впоследствии установлен факт неустранения аккредитованным лицом нарушений, и в связи с этим неисполнение аккредитованным лицом предписания об устранении выявленных нарушений, то действие аккредитации такого лица приостанавливается и выдается предписание об устранении ранее выявленных нарушений, в том числе в случае, если выявленное несоответствие предъявляемым требованиям, исходя из существа соответствующих общественных отношений, влечет за собой угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, приводит к введению потребителей в заблуждение. Как следует из положения статьи 22 Федерального закона 412-ФЗ, неисполнение аккредитованным лицом предписания об устранении выявленных нарушений, выданного повторно, влечет за собой прекращение действия аккредитации такого лица.

Принимая во внимание предопределяемые частью 2 статьи 2 Федерального закона № 412-ФЗ, частью 3 статьи 50 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Правилами аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1070 (далее - Правилами аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы), особенности аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, при сохранении существа соответствующих правоотношений, применительно к таким лицам используется следующая правовая терминология: вместо «приостановление действия аккредитации» -«приостановление    действия    свидетельства    об    аккредитации»,    вместо «прекращение действия аккредитации» - «аннулирование свидетельства об аккредитации».

Таким образом, законность действий Росаккредитации при выдаче оспариваемых предписаний и принятии оспариваемых приказов подтверждается соответствием таких действий и решений изложенным выше нормативным предписаниям.

В связи с поступлением в Росаккредитацию обращения гражданина от 21.02.2017 № б/н (вх. от 22.02.2017 № ОГ-74) в соответствии с приказом Росаккредитации от 04.07.2017 № 36-П-ВД «О проведении внеплановой документарной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя» (далее - Приказ от 04.07.2017 № 36-П-ВД) в отношении АНО «ЦНСЭ» проведена внеплановая документарная проверка. В соответствии с пунктом 7 Приказа от 04.07.2017 № 36-П-ВД предметом проверки являлось соблюдение аккредитованным лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами. По результатам проведения внеплановой документарной проверки выявлены нарушения обязательных требований, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации в отношении юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, зафиксированные в акте поверки от 04.08.2017 № 69-АДП.

В соответствии с пунктами 1, 8 статьи 4 Федерального закона о № 412-ФЗ аккредитация в национальной системе аккредитации (далее также - аккредитация) - подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации; критерии аккредитации -совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель и аккредитованное лицо при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона № 412-ФЗ особенности аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий и требования к ведению государственного реестра юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, устанавливаются законодательством о градостроительной деятельности.

Частью 2 статьи 50 ГрК РФ установлено, что юридическое лицо может быть аккредитовано на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий при условии соответствия следующим минимально необходимым требованиям:

1)         наличие по месту основной работы соответственно не менее чем пять работников, имеющих аттестацию на право подготовки заключений экспертизы проектной документации, или не менее чем пять работников, имеющих аттестацию на право подготовки заключений экспертизы результатов инженерных изысканий. Перечень направлений деятельности экспертов, а также требования к содержанию данных направлений для получения юридическим лицом аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства;

2)         наличие у юридического лица сайта в сети «Интернет»;

3)         наличие регламента проведения негосударственной экспертизы проектной документации, утвержденного приказом руководителя юридического лица и размещенного на сайте такого юридического лица в сети «Интернет».

В соответствии с частью 3 статьи 50 ГрК РФ порядок аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий устанавливается Правительством Российской Федерации.

Частью 5 статьи 50 ГрК РФ предусмотрено, что юридическое лицо, аккредитованное на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, обязано размещать на своем сайте в сети «Интернет» следующие информацию и документы:

1)         наименование, адрес (место нахождения) и номер контактного телефона юридического лица;

2)         состав органов управления юридического лица;

3)         фамилии, имена, отчества работников юридического лица, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, с указанием направлений деятельности;

4)         регламент проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий.

В соответствии с частью 7 статьи 50 ГрК РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц, ведет государственный реестр юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий. В таком реестре в отношении каждого из указанных юридических лиц должны содержаться следующие сведения:

1) идентификационный номер налогоплательщика, полное наименование юридического лица, его адрес (место нахождения), номер контактного телефона, адрес сайта юридического лица в сети «Интернет»;

2)         область аккредитации юридического лица с указанием вида негосударственной экспертизы, в отношении которого получена аккредитация;

3)         фамилия, имя, отчество, номер контактного телефона руководителя юридического лица, аккредитованного на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий;

4)         фамилии, имена, отчества работников юридического лица, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, с указанием направлений деятельности;

5)         дата выдачи свидетельства об аккредитации;

6)         дата начала приостановления действия свидетельства об аккредитации;

7)         дата возобновления действия свидетельства об аккредитации;

8)         дата аннулирования свидетельства об аккредитации;

9)         информация об обжаловании в судебном порядке решения о приостановлении действия свидетельства об аккредитации или об аннулировании такого свидетельства (наименование и реквизиты акта, на основании которого решение о приостановлении действия свидетельства об аккредитации или об аннулировании такого свидетельства признано недействительным).

Из вышеприведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что юридическое лицо может быть аккредитовано на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, а также способно правомерно осуществлять такую деятельность только в случае неукоснительного соблюдения обязательных минимальных требований, императивное соответствие которым требуется от аккредитованных юридических лиц.

Частью 10 статьи 50 ГрК РФ установлено, что юридическое лицо, аккредитованное на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, обязано уведомить в письменной форме об изменении сведений, указанных в пунктах 1, 3, 4 и 9 части 7 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц, и одновременно представить соответствующие документы. В течение трех дней со дня получения таких уведомления и документов указанный орган вносит соответствующие изменения в государственный реестр юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий.

В соответствии с пунктом 6 Правил ведения государственного реестра юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий (далее - Правила ведения государственного реестра юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 327 «О порядке ведения государственного реестра юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий», аккредитованное юридическое лицо обязано уведомить в письменной форме Федеральную службу по аккредитации об изменении сведений, указанных в пунктах 1, 3, 4 и 9 части 7 статьи 50 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не позднее 10 рабочих дней с даты изменения таких сведений и одновременно представить документы, подтверждающие произошедшие изменения. Федеральная служба по аккредитации в срок не более 3 рабочих дней со дня получения таких уведомления и документов вносит соответствующие изменения в реестр.

Пунктом 3 Правил ведения государственного реестра юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы установлено, что формирование и ведение реестра представляет собой сбор и внесение в реестр сведений об аккредитованных юридических лицах, документах, на основании которых вносятся сведения об аккредитованных юридических лицах, их хранение, систематизацию, актуализацию и защиту.

Приказом Минэкономразвития России от 26.08.2015 № 594 утвержден Административный регламент по предоставлению Федеральной службой по аккредитации государственной услуги по аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, внесению изменений в сведения государственного реестра юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, предоставлению сведений из государственного реестра юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, аннулированию свидетельства об аккредитации и выдаче дубликата свидетельства об аккредитации (далее - Административный регламент по предоставлению Федеральной службой по аккредитации государственной услуги по аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий).

Пунктом 25 Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по аккредитации государственной услуги по аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий установлено, что для изменения сведений, содержащихся в реестре (в отношении номера контактного телефона, адреса сайта юридического лица в сети «Интернет», сведений о руководителе аккредитованного лица, работников, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, а также информации об обжаловании в судебном порядке решения о приостановлении действия свидетельства об аккредитации или об аннулировании такого свидетельства (наименование и реквизиты акта, на основании которого решение о приостановлении действия свидетельства об аккредитации или об аннулировании такого свидетельства признано недействительным), а также в связи с исправлением возможных описок и иных ошибок в реестре), заявитель представляет:

1)         заявление по форме, установленной приложением № 3 к

Административному регламенту;

2)         документы, подтверждающие произошедшие изменения;

3)         реквизиты документа, удостоверяющего личность руководителя аккредитованного юридического лица (в случае изменения фамилии, имени, отчества (при наличии) руководителя аккредитованного юридического лица либо смены руководителя аккредитованного юридического лица).

В соответствии с актом проверки от 04.08.2017 № 69-АДП в ходе проведения проверки установлено, что, согласно представленным АНО «ЦНСЭ» документам, по основному месту работы в АНО «ЦНСЭ» трудоустроены шесть аттестованных экспертов в области экспертизы проектной документации (Сутулова Лариса Викторовна, Магомедов Магомед Рамазанович, Бурдин Александр Сергеевич, Чаленко Владимир Васильевич, Сухарев Дмитрий Николаевич, Дубинин Денис Сергеевич) и пять экспертов в области экспертизы результатов инженерных изысканий (Шагов Роман Валентинович, Каташонова Ольга Николаевна, Масленников Александр Владимирович, Мошева Ольга Александровна, Мошев Андрей Анатольевич), кроме того, директором АНО «ЦНСЭ» является Родин Максим Сергеевич.

Вместе   с   тем,   в   ходе   анализа   сведений   Государственного   реестра юридических лиц, аккредитованных на            право проведения негосударственной  экспертизы, в отношении АНО «ЦНСЭ» установлено, что в записи свидетельства аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации № RA.RU.610852 содержатся сведения о трех аттестованных экспертах: Колесов Глеб Олегович, Гранит Анна Борисовна, Сутулова Лариса Викторовна; в записи свидетельства об аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий № RA.RU.610900 содержатся сведения о пяти аттестованных экспертах: Мошева Ольга Александровна, Макаева Анна Владимировна, Казьмин Игорь Станиславович, Наумов Марк Самуилович, Мошев Андрей Анатольевич. Кроме того, согласно данным Государственного реестра юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы, в свидетельстве об аккредитации № RA.RU.610900 руководителем АНО «ЦНСЭ» значится Орлов И.А. Заявления по форме, установленной Административным регламентом по предоставлению Федеральной службой по аккредитации государственной услуги по аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, или иного письменного уведомления об изменении сведений, указанных в пунктах 3, 4 части 7  статьи 50 ГрК РФ, в отношении данных о руководителе и аттестованных экспертах юридического лица в адрес Федеральной службы по аккредитации не поступало.

Таким образом, Заявителем были нарушены требования части 10 статьи 50 ГрК РФ, а именно АНО «ЦНСЭ» не представило в Росаккредитацию заявления в письменной форме об изменении сведений, указанных в пунктах 3, 4 части 7 статьи 50 ГрК РФ; данные о работниках, представленные Заявителем, не соответствуют информации о работниках Заявителя, указанной в Реестре юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы.

Кроме того, в ходе проведения проверки были выявлены нарушения требований пунктов 3, 4 части 5 статьи 50 ГрК РФ, выразившиеся в указании на официальном сайте АНО «ЦНСЭ» (http://centerekspert.ru) информации о работниках, которые на момент проведения внеплановой документарной проверки не являлись работниками юридического лица по основному месту работы, а также в отсутствии на официальном сайте АНО «ЦНСЭ» Регламента проведения негосударственной экспертизы проектной документации и негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий.

На основании пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ АНО «ЦНСЭ» выдано предписание от 04.08.2017 № 45-Прд об устранении выявленных нарушений, указанных в акте проверки от 04.08.2017 № 69-АДП, в срок до 04.10.2017. АНО «ЦНСЭ» также было предписано представить отчет об исполнении предписания и устранении, выявленных в ходе проверки, нарушений с приложением копий подтверждающих документов.

Таким образом, Росаккредитацией правомерно и на законных основаниях была проведена внеплановая документарная проверка Заявителя, и выводы, отраженные в акте проверки от 04.08.017 № 69-АДП, основаны на приведенных выше требованиях действующего законодательства, а потому являются законными и обоснованными. Следовательно, выданное по итогам проверки предписание об устранении выявленных нарушений также является законным и обоснованным.

Кроме того, Заявитель не направлял возражения на акт проверки от 04.08.017 № 69-АДП, хотя и располагал соответствующим правом в соответствии с частью 12 статьи 16 Федерального закона № 294-ФЗ. Равно Заявитель не оспаривал выданное по итогам проведения проверки предписание об устранении выявленных нарушений от 04.08.2017 г. № 45-Прд, в связи с чем оно презюмируется законным и обоснованным (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 2423/13 по делу № А53-19629/2012). При этом именно неисполнение данного предписания было зафиксировано в последующих актах внеплановых проверок.

Более того. Заявитель своими действиями подтвердил законность и обоснованность выводов акта проверки и требований указанного предписания. Так, письмом от 02.10.2017 № 1089 (вх. № 33680 от 03.10.2017) АНО «ЦНСЭ» был представлен отчет во исполнение предписания от 04.08.2017 № 45-Прд. Согласно приложению к письму АНО «ЦНСЭ» от 02.10.2017 № 1089 были представлены следующие документы: копия приказ об увольнении Каташоновой О.Н.; копия заявления об увольнении Каташоновой О.Н.; копия заявления Чекуновой А.Б. о приеме на работу; копия приказа о приеме на работу Чекуновой А.Б.; копия трудового договора с Чекуновой А.Б.; копия трудовой книжки Чекуновой А.Б.

В заявлении АНО «ЦНСЭ» указывается, что кроме сообщения письмом от 02.10.2017 № 1089 (вх. № 33680 от 03.10.2017) об устранении, указанных в акте проверки 04.08.2017 № 69-АДП, нарушений, АНО «ЦНСЭ» также было направлено отдельное заявление о внесении в реестр изменений. Однако, согласно данным Системы электронного документооборота Росаккредитации, в период с 04.08.2017 по 04.10.2017 каких-либо заявлений АНО «ЦНСЭ» о внесении изменений в записи Государственного реестра юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы, не поступало. Кроме того, в приложение к данному Заявлению АНО «ЦНСЭ» также не представлено каких-либо документов, подтверждающих данный довод Заявителя.

На основании приказа Росаккредитации от 10.10.2017 № 57-П-ВД инициирована внеплановая документарная проверка в отношении АНО «ЦНСЭ». В соответствии с пунктом 6 приказа от 10.10.2017 № 57-П-ВД целями проведения проверки являлись проверка отчета об исполнении предписания, направленного АНО «ЦНСЭ» письмом от 02.10.2017 № 1089 (вх. № 33680 от 03.10.2017), а также проверка исполнения АНО «ЦНСЭ» предписания от 04.08.2017 № 45-Прд.

Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 31.10.2017 № 90-АПП. По результатам проведения проверки исполнения АНО «ЦНСЭ» предписания от 04.08.2017 № 45-Прд установлено, что указанное предписание не было исполнено.

В ходе проверки устранения выявленных нарушений установлено, что АНО «ЦНСЭ» устранены нарушения требований пунктов 3,4 части 5 статьи 50 ГрК РФ в части состава работников юридического лица и в части размещения на странице сайта http://centerekspert.ru/types/11 / Регламента проведения негосударственной экспертизы проектной документации и негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий.

Вместе с тем по состоянию на 31.10.2017, согласно сведениям Реестра аккредитованных лиц на право проведения негосударственной экспертизы, в отношении АНО «ЦНСЭ» установлено, что в записи свидетельства об аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации № RA.RU.610852 содержатся сведения об одном аттестованном работнике: Сутулова Лариса Викторовна. В записи свидетельства аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий № RA.RU.610900 имеются сведения о двух аттестованных сотрудниках: Мошева Ольга Александровна, Мошев Андрей Анатольевич. Кроме того, согласно данным, указанным в записи свидетельстве об аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий № RA.RU.610900, руководителем АНО «ЦНСЭ» является Орлов И.А.

По состоянию на 31.10.2017 заявления об изменении сведений об аккредитованном   лице,   содержащихся   в   реестре   юридических   лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы, с приложением документов, подтверждающих произошедшие изменения от АНО «ЦНСЭ», в адрес Росаккредитации не поступало.

Таким образом, в ходе проверки было установлено, что АНО «ЦНСЭ» не было устранено нарушение требований части 10 статьи 50 ГрК РФ, выразившееся в неуведомлении Росаккредитации в письменной форме об изменении сведений, указанных в пунктах 3, 4 части 7 статьи 50 ГрК РФ, предписание об устранении выявленных нарушений от 04.08.2017 № 45-Прд АНО «ЦНСЭ» не исполнено. По результатам проверки был составлен акт проверки от 31.10.2017 № 90-АПП и выдано предписание от 31.10.2017 № 54-Прд об устранении нарушений, перечисленных в акте проверки от 04.08.2017 № 69-АДП в срок до 01.12.2017.

Действие общеправовой презумпции знания закона (Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.2016 № 10-П, Определение Конституционного Суда РФ от 19.01.2010 № 88-0-0) предполагает, что субъекты каких-либо правоотношений надлежащим образом проинформированы о допустимых и необходимых в соответствии с положениями законодательства действиях, о правовых, экономических и иных последствиях своих действий, и согласно данному объективному знанию самостоятельно принимают решения, основываясь на требованиях законодательства и оценке известных им фактических обстоятельств.

Довод АНО «ЦНСЭ» о том, что Росаккредитацией не было указано, что заявление о внесении сведений необходимо подавать в специальной форме и, в связи с эти, АНО «ЦНСЭ» посчитало, что Росаккредитация самостоятельно внесет сведения о сотрудниках, полученные в ходе проведения проверки и зафиксированные в акте проверки от 04.08.2017 № 69-АДП, представляется несостоятельным, а также противоречит ранее совершенным АНО «ЦНСЭ» действиям.

Из положения пункта 25 Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по аккредитации государственной услуги по аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий следует, что в случае необходимости внесения изменений в сведения о аккредитованном на право проведения негосударственной экспертизы юридическом лице, указанная информация об изменениях должна представляться заинтересованным юридическим лицом посредством подачи заявления по форме, установленной приложением № 3 к вышеуказанному Административному регламенту, с приложением документов, подтверждающих указанные изменения.

Довод АНО «ЦНСЭ» о неосведомленности о данном обязательном условии в таком случае не выдерживает никакой критики, поскольку АНО «ЦНСЭ» было явно надлежащим образом осведомлено о порядке внесения изменений в сведения Реестра, поскольку ранее АНО «ЦНСЭ» письмом от 21.03.2017 № 417 (от 30.03.2017 вх. № 4865-ГУ, копия прилагается) направлялось подобное заявление о внесении изменений в сведения Реестра. Таким образом, очевидно, что Заявитель был осведомлен о порядке внесения изменений в сведения Реестра, а факт неисполнения АНО «ЦНСЭ» предписания 04.08.2017 № 45-Прд, изложенные в Акте проверки от 31.10.2017 № 90-АПП в части неуведомления Росаккредитации в установленной форме об изменении сведений, указанных в пунктах 3, 4 части 7 статьи 50 ГрК РФ, установлен справедливо и обоснованно.

Указание в заявлении АНО «ЦНСЭ» о том, что Росаккредитация не уведомила АНО «ЦНСЭ» о причинах невключения эксперта Чаленко В.В., а также о замене директора с Орлова И.А. на Родина М.С. в Реестре, в соответствии с заявлением АНО «ЦНСЭ» от 21.03.2017 № 417 (от 30.03.2017 вх. № 4865-ГУ), не соответствует действительности.

Согласно заявлению АНО «ЦНСЭ» от 21.03.2017 № 417 (от 30.03.2017 вх. № 4865-ГУ), Заявитель просит внести изменения в запись об аккредитованном лице, свидетельство об аккредитации № PvA.RU.610852, добавить экспертов: Гранит А.Б. (МС-Э-14-2-2665), Чаленко В.В. (МС-Э-90-2-4736), Сутулова Л.В. (МС-Э-17-2-2750); добавить директора: Родин М.С; убрать экспертов: Бажанов О.Е. (МС-Э-99-2-4935), Макаров Д.С. (МС-Э-1-2-5067), Смирнова Т.В. (МС-Э-29-2-3116); убрать директора: Орлов И.А. Аналогичное заявление в отношении свидетельства об аккредитации № RA.RU.610900 от АНО «ЦНСЭ» не поступало.

Письмом от 05.04.2017 № 8277/03-КК в адрес АНО «ЦНСЭ» Росаккредитацией направлен ответ о внесении в Реестр представленных АНО «ЦНСЭ» изменений, а также направлена копия приказа Росаккредитации от 05.04.2017 № НЭи-102 «О внесении изменений в сведения об Автономной некоммерческой организации «Центр независимых строительных экспертиз», содержащиеся в государственном реестре юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий». Вышеуказанным ответом АНО «ЦНСЭ» было разъяснено, что эксперт Чаленко В.В., согласно Реестру, является работником по основному месту работы Общества с ограниченной ответственностью «ЭКС-ПРО» (свидетельство об аккредитации № RA.RU.610879). В остальном соответствующие изменения были надлежащим образом внесены, что подтверждается снимком экрана от 28.06.2017 свидетельства об аккредитации № RA.RU.610852. Таким образом, довод АНО «ЦНСЭ» о безосновательном невнесении Росаккредитацией сведений по заявлению АНО «ЦНСЭ» АНО «ЦНСЭ» от 21.03.2017 № 417 (от 30.03.2017 вх. № 4865-ГУ) противоречит фактическим обстоятельствам и не может быть принят во внимание.

В связи с неисполнением АНО «ЦНСЭ» предписания об устранении выявленных нарушений от 04.08.2017 № 45-Прд приказом Росаккредитации от 03.11.2017 № 55-По действие свидетельств об аккредитации АНО «ЦНСЭ» № RA.RU.610852, № RA.RU.610900 было приостановлено.

Таким образом, Росаккредитацией правомерно, на законных основаниях была проведена внеплановая документарная проверка Заявителя, и выводы, отраженные в акте проверки от 31.10.2017 № 90-АПП, основаны на приведенных выше требованиях действующего законодательства, а потому являются законными и обоснованными. Следовательно, выданное по итогам проверки   предписание   об   устранении   выявленных   нарушений   также является законным и обоснованным. Равно, принимая во внимание положения пункта 1 части 1 статьи 23 Закона № 412-ФЗ и характер выявленных нарушений законодательства, является законным и обоснованным приказ Росаккредитации от 03.11.2017 № 55-По о приостановлении действия свидетельств аккредитации Заявителя.

Заявитель также не направлял возражения на акт проверки от 31.10.2017 № 90-АПП, хотя располагал соответствующим правом в соответствии с частью 12 статьи 16 Федерального закона № 294-ФЗ. Равно Заявитель не оспаривал своевременно выданное по итогам проведения данной проверки предписание об устранении выявленных нарушений.

Более того, Заявитель своими действиями подтвердил законность и обоснованность выводов акта проверки и требований указанного предписания. А именно, письмом от 29.11.2017 № 2032 (вх. от 29.11.2017 № 41109) АНО «ЦНСЭ» был повторно представлен отчет об устранении выявленных нарушений и об исполнении предписания от 31.10.2017 № 54-Прд. В приложение к отчету АНО «ЦНСЭ» были направлены следующие документы:

-           копия заявления об изменении сведений об аккредитованном лице, содержащихся в Реестре юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации (исх. от 24.11.2017 № 2030 на 1 листе);

-           копия заявления об изменении сведений об аккредитованном лице, содержащихся в реестре юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы (исх. от 27.03.2017 № 417 на 1 л.);

-           описи вложения в ценном письме и снимок экрана на 3 листах. Приказом   Росаккредитации   от   05.12.2017   №   72-П-ВД  инициировано

проведение внеплановой документарной проверки в отношении АНО «ЦНСЭ» с целью проверки отчета об устранении нарушений и исполнения предписания от 31.10.2017 № 54-Прд. При этом установленный предписанием срок устранения выявленных нарушений, -01.12.2017.

Устранение нарушений — это  действительная, а не предполагаемая, ликвидация выявленных несоответствий, подтверждаемая юридическими значимыми обстоятельствами. В данном случае таким обстоятельством мог служить только изданный к моменту истечения срока исполнения предписания, то есть до 01.12.2017, приказ Росаккредитации о внесении изменений в Реестр аккредитованных лиц на право проведения негосударственной экспертизы, вследствие которых в реестре относительно каждого направления государственной экспертизы, на проведение которой был аккредитован Заявитель, значилось бы по 5 аттестованных работников, соответствующих установленным требованиям. Однако, Заявитель представил заявление об внесении изменений в сведения Реестра аккредитованных лиц на право проведения негосударственной экспертизы только 29.11.2017.

Положения пунктов 106-115 Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по аккредитации государственной услуги по аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий регулируется административная процедура по изменению сведений содержащихся в реестре.

Срок административной процедуры по изменению сведений, содержащих в реестре, не может превышать 3 рабочих дней с момента поступления соответствующего заявления в Росаккредитацию. Административная процедура по изменению сведений, содержащихся в реестре, на основании представленных заявителем документов включает следующие административные действия:

а)         прием и регистрация заявления и представленных документов;

б)         проверка заявления и представленных документов на предмет полноты и достоверности содержащихся в них сведений;

в)         внесение соответствующих изменений в реестр.

Руководитель структурного подразделения Росаккредитации, ответственного за осуществление аккредитации, или его заместитель назначает ответственного исполнителя из числа специалистов данного структурного подразделения (далее -ответственный исполнитель).

Ответственный исполнитель осуществляет проверку заявления и комплекта документов на предмет полноты и достоверности содержащихся в них сведений в течение 1 рабочего дня.

В случае наличия оснований для отказа в предоставлении государственной услуги ответственный исполнитель обеспечивает в соответствии с инструкцией по делопроизводству подготовку, согласование и подписание руководителем структурного подразделения Росаккредитации, ответственного за аккредитацию, или его заместителем уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги, которое вручается заявителю либо направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в электронной форме в течение 2 рабочих дней со дня подписания соответствующего уведомления.

Приказ Росаккредитации о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, подписывается руководителем Росаккредитации или его заместителем.

На основании приказа Росаккредитации в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения изменения вносятся в реестр.

Таким образом, с учетом вышеуказанных положений, поданное 29.11.2017 заявление о внесении изменений не является и не может являться доказательством устранения нарушений, указанных в актах проверки от 04.08.2017 № 69-АДП, от 31.10.2017 № 90-АПП, а также предписания от 31.10.2017 № 54-Прд.

В ходе проведения проверки исполнения предписания от 31.10.2017 № 54-Прд установлено, что, в соответствии со сведениями, содержащимися в Реестре аккредитованных лиц на право проведения негосударственной экспертизы, являющемся официальным источником информации, на 12.12.2017 в АНО «ЦНСЭ» в наличии четверо работников, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации (свидетельство об аккредитации № RA.RU.610852): Сутулова Лариса Викторовна, Кузьмина Анна Владимировна, Бурдин Александр Сергеевич, Чаленко Владимир Васильевич (Приложение № 1 к акту проверки от 12.12.2017 № 100-АПП), а также четверо работников, аттестованных   на   право   подготовки   заключений   экспертизы   результатов инженерных изысканий: Мошева Ольга Александровна, Мошев Андрей Анатольевич, Чекунова Анастасия Бахтияровна, Масленников Александр Васильевич (Приложение № 2 к акту проверки от 12.12.2017 № 100-АПП, копия прилагается), что указывает на неисполнение АНО «ЦНСЭ» обязательных требований, предусмотренных в частях 2, 10 статьи 50 ГрК РФ, в порядке, установленном пунктом 25 Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по аккредитации государственной услуги по аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, и, соответственно, подтверждает факт не устранения нарушений, отраженных в акте проверки от 04.08.2017 № 69-АДП, а также неисполнение предписания от 31.10.2017 № 54-Прд.

Довод АНО «ЦНСЭ» о том, что соответствующие заявления о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц направлялись в Росаккредитацию, а также указание не недобросовестное ведение Росаккредитацией Реестра аккредитованных лиц на право проведения негосударственной экспертизы, со ссылкой на самовольное и безосновательное исключение экспертов из Реестра аккредитованных лиц на право проведения негосударственной экспертизы, безоснователен и не учитывает специфику полномочий и обязанностей Росаккредитации по ведению Реестра аккредитованных лиц на право проведения негосударственной экспертизы (далее - Реестр) и направлен на попытку создания факта о допущении Росаккредитацией нарушений при ведении Реестра аккредитованных лиц на право проведения негосударственной экспертизы.

Согласно части 7 статьи 26 Федерального закона № 412-ФЗ сведения, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц, реестре экспертов по аккредитации, реестре технических экспертов, реестре экспертных организаций, другие сведения по вопросам аккредитации являются открытыми для ознакомления с ними заинтересованных лиц, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую, иную охраняемую законом тайну, других сведений, доступ к которым ограничен федеральными законами. В силу части 2 статьи 26 Закона № 412-ФЗ в случае расхождения сведений об аккредитованном лице, содержащихся в реестре аккредитованных лиц, со сведениями об аккредитованном лице, содержащимися в аттестате аккредитации, достоверными считаются сведения, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц.

Таким образом, представленные нормативные положения в своей взаимосвязи определяют публичную достоверность и публичную значимость Реестра, который ведется в целях обеспечения потребителей полной, достоверной, объективной и актуальной информацией об организациях, признанных компетентными на проведение негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий. Следовательно, Реестр может и должен отражать исключительно достоверные и объективные данные о соответствующих юридических лицах. При этом, принимая во внимание, что ведение Реестра обеспечивается Федеральной службой по аккредитации, уполномоченной в соответствии со статьей 27 Федерального закона № 412-ФЗ, в том числе на осуществление федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц, Росаккредитация, с учетом имеющейся в ее распоряжении информации и в рамках установленной законодательством компетенции, настолько, насколько это возможно, обеспечивает публичную достоверность сведений Реестр.

С учетом контрольной функции Росаккредитации и целей аккредитации при внесении (изменений) сведений в Реестр в отношении какого-либо аккредитованного лица в части сведений об аттестованных работниках приведенное нормативное положение обязывает Росаккредитацию сопоставлять представляемые сведения с уже размещенными в Реестре. Очевидно, что при наличии совпадений такие сведения не могут быть автоматически внесены в Реестр. Равно, принимая во внимание требования Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», в случае обращения физического лица, указанного в качестве аттестованного работника по основному месту работу того или иного аккредитованного лица, с заявлением о несоответствии таких данных действительности, Росаккредитация обязана исключить недостоверные сведения из Реестра, что, разумеется, может влечь определенные юридические последствия для релевантных аккредитованных лиц.

Таким образом, при проведении проверки исполнения предписания от 31.10.2017 № 54-Прд Росаккредитацией правоомерно установлен факт неисполнения указанного предписания в установленный срок (01.12.2017), а также оформлен акт проверки от 12.12.2017 № 100-АПП.

В связи с установленными обстоятельствами, Росаккредитация в соответствии с положениями пункта 5 части 2 статьи 22 Федерального закона 412-ФЗ, подпунктом «в» пункта 16 Правил аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы, законно и обоснованно аннулировала свидетельства об аккредитации АНО «ЦНСЭ» на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации (свидетельство об аккредитации № RA.RU.610852) и на право проведения экспертизы результатов инженерных изысканий (свидетельство об аккредитации № RA.RU.610900).

Таким образом, обстоятельства, изложенные в актах проверки акты проверки от 31.10.2017 № 90-АПП, от 12.12.2017 № 100-АПП, предписания об устранении нарушений от 04.08.2017 № 45-Прд, от 31.10.2017 № 54-Прд соответствуют законодательству.

Судом рассмотрены и проверены все доводы заявителя, но последние не являются основанием для удовлетворения заявленных требований.

Согласно ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В части оспаривания акта проверки № 100-АПП от 12.12.2017 г., протокола об административном правонарушении № 334/2017 от 20.12.2017 г., суд считает что дело подлежит прекращению на основании п.1 ч.1 ст.150 АПК РФ.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Согласно ч. 1 ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

В частности, арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, включая дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (пункт 2 части 1 статьи 29 АПК РФ).

По смыслу части 3 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными рассматриваются арбитражным судом, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

В силу ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с пп. 2 ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Исходя из общей теории права в ненормативном правовом акте должно содержаться индивидуально-правовое требование, носящее индивидуальное предписание, адресованное конкретному лицу (лицам) и направленное на порождение конкретных прав и обязанностей у конкретного круга лиц. Также требования должны носить властно-обязывающий характер.

Между тем, оспариваемые по настоящему делу Акты проверки такого требования не содержат, в связи с чем он не отвечает вышеуказанным признакам ненормативного правового акта.

Указанные акты только содержат обстоятельства и факты, установленные заинтересованным лицом в результате проверки.

Порядок производства по делу об административном правонарушении регламентирован КоАП РФ.

В силу пп. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.

Согласно части 1 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

Вместе с тем, вопрос о том, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, проверяется судьей, органом, должностным лицом при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в силу положений ст. 29.1 КоАП РФ.

Возможность обжаловать действия по выявлению событий административных правонарушений и  возбуждении дел об административных правонарушениях не предусмотрена нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также и нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Порядок рассмотрения в арбитражном суде дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности определен параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

По результатам административного расследования и рассмотрения протокола об административном правонарушении уполномоченным органом выносится постановление о привлечении лица к административной ответственности, которое и подлежит обжалованию в судебном порядке, как акт административного органа, затрагивающий права и законные интересы привлекаемого к административной ответственности лица.

Порядок пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях установлен главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исходя из положений статьи 30.1 КоАП РФ обжалованию по делу об административном правонарушении подлежат постановление по делу об административном правонарушении либо определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Нормами Кодекса Российской Федерации Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена возможность самостоятельного обжалования в суде действий по возбуждению дела об административном правонарушении. Протокол же об административном правонарушении является основным доказательством по делу об административном правонарушении.

Оспариваемые в рамках настоящего дела акты проверки и протоколы об административном правонарушении являются документами, фиксирующими результаты проверки заявителя, и не являются актами индивидуального характера, устанавливающими, изменяющими или отменяющими права и обязанности конкретного лица.

Таким образом, обжалуемые заявителем акты проверки и протоколы об административном правонарушении не относятся к числу ненормативных актов государственных органов, которые могут быть обжалованы в порядке статей 29, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст. 64-68, 71, 75, 167-170, 176, 180, 207-211 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований АНО «Центр независимых строительных экспертиз» об оспаривании предписания от 31.10.2017 г. № 54-Прд, приказов Россакредитации от 03.11.2017 г. №55-ПО, от 15.01.2018 № НЭП-1, действий Россакредитации по невключению в реестр экспертов заявителя – отказать.

В остальной части производство по делу прекратить.

Возвратить АНО «Центр независимых строительных экспертиз» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 12 000 руб. 00 коп. как излишне уплаченную.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

Л.А. Дранко