Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва Дело №А40-129554/11
91-531
15 октября 2012г.
Резолютивная часть решения объявлена 26 сентября 2012 года
Решение в полном объеме изготовлено 15 октября 2012г.
Арбитражный суд в составе судьи Шудашовой Я.Е.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Демидовой Ю.Р.
протокол ведется с использованием средств аудиозаписи
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ОАО «Самаранефтегаз» (ОГРН 1026300956990; 443071, г.Самара, Волжский проспект, д.50)
к Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 1 (адрес: 129223, г. Москва, проспект Мира, ВВЦ, стр. 194)
о признании незаконным действия, об обязании списать задолженность, об обязании возвратить излишне взысканные пени,
в судебное заседание явились:
от заявителя – Галактионова О.А., доверенность от 01.01.2012г., Ворсуляк О.В., доверенность от 12.01.2011г.
от ответчика – Званков В.В., доверенность от 07.11.2011г., Фетисова М.В. доверенность от 17.02.2012г., Хузина Г.М., доверенность от 01.11.2011, Кардаков Р.С., доверенность от 03.10.2011г.; Чередниченко М.А., доверенность от 23.04.2012г.
У С Т А Н О В И Л:
ОАО «Самаранефтегаз» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 1 о признании незаконными действий по отказу в списании задолженности по ОВМСБ, платежам за
пользование недрами, пеням по ОВМСБ, а также по штрафу по налогу на прибыль,
зачисляемому в региональный бюджет в общей сумме 1 552 657 943, 76 рублей; обязании списать задолженность ОАО «Самаранефтегаз» по ОВМСБ, платежам за пользование недрами, пеням по ОВМСБ, а также по штрафу по налогу на прибыль, зачисляемому в
региональный бюджет в общей сумме 1 552 657 943, 76 рублей; признании незаконными действий по зачёту задолженности по пеням по ОВМСБ и штрафу по
налогу на прибыль в сумме 1 003 755 674, 17 рублей за счёт имевшейся переплаты; обязании возвратить на расчётный счёт ОАО «Самаранефтегаз» излишне взысканные пени по ОВМСБ и штрафу по налогу на прибыль в сумме 1 003 755 674, 17 рублей (с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ).
Представителя заявителя в судебное заседание явились, требования поддержали по основаниям, изложенным в отзыве и письменных пояснениях к нему.
Представителя Ответчика в судебное заседание явились, требования не признали по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление и письменных пояснениях.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав представленные письменные доказательства, учитывая фактические обстоятельства, пришел к выводу о том, что требования Общества подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям:
Из материалов дела следует, что 16.08.2011г. ОАО «Самаранефтегаз» в порядке, установленном пп. 4 п. 1, п. 5 ст. 59 НК РФ, п.п. 4, 5 Приказа ФНС РФ от 19.08.2010г. № ЯК-7-8/393@ обратилось в налоговых орган с заявлением о признании безнадежной к взысканию и списанию задолженности по пеням и штрафам в общей сумме 1.610.399.008, 76 руб.
Уведомлением от 14.09.2011г. № 52-12-11/18930 МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 1 сообщила о невозможности исполнить заявление Общества от 16.08.2011г. в связи с тем, что задолженность в обозначенной сумме отсутствует.
При этом, отсутствие задолженности к моменту обращения налогоплательщика с заявлением о ее списании объясняется тем, что на основании решений от 28.07.2011г. №№ 1767, 1768, 1769, 1770, 1771, 1772, 1773, 1774 о зачете налоговый орган произвел зачет задолженности на общую сумму 1.003.755.674, 17 руб. за счет имевшейся у Общества переплаты, о чем ОАО «Самаранефтегаз» стало известно 08.08.2011г. из письма Инспекции от 03.08.2011г. № 52-12-11/15904.
Общество посчитало действия МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 1 по зачету задолженности, возможность принудительного взыскания которой утрачена, за счет имевшейся у налогоплательщика переплаты, и основанные на этом действия по отказу списать задолженность, возможность принудительного взыскания которой утрачена, незаконными, а суммы налоговых платежей, излишне взысканными и подлежащими возврату, что послужило основанием для обращения в суд.
Как следует из пояснений Ответчика, у Заявителя по состоянию на 01.06.2011 числилась задолженность в общей сумме 1 610 399 008,76 руб., которая, по мнению налогового органа, образовалась в результате следующих доначислений:
Наименование
Вид
Всего
Решение ВНП
Текущие
налога
платежа
задолженность по состоянию на 01.06.2011
№30-3-15/8 от 29.12.2004
(проверка за 2001 год)
начисления
Платежи за
налог
0,00
0,00
0,00
добычу
пеня
21 447 429,61
0,00
21 447 429,61
углеводородного
штраф
0,00
0,00
0.00
сырья
итого
21 447 429,61
0,00
21 447 429,61
ОВМСБ
налог
194 540 378,22
194 540 378,22
0,00
федеральный
пеня
292 021 164,75
138 473 686.34
153 547 478,41
бюджет
штраф
0,00
0,00
0.00
итого
486 561 542,97
347 300 770,05
153 547 478,41
ОВМСБ
налог
285 717 588,97
285 717 588,97
0,00
региональный
пеня
598 225 838,13
356 440 914,27
241 784 923,86
бюджет
штраф
0,00
0,0
0,00
итого
883 943 427,10
642 158 503,24
241 784 923,86
Налог на
налог
0,00
0,00
0,00
прибыль,
пеня
0,00
0,00
0,00
зачисляемый в
штраф
218 446 609,08
160 705 544,08
0,00
бюджеты
итого
218 446 609,08
160 705 544,08
0,00
субъектов
ВСЕГО
1 610 399 008,76
1 135 878 111,88
416 779 831,88
Поскольку претензии налогоплательщика в части суммы штрафа в размере 57.741.065 руб. за 2002 год начисленной по решению от 26.11.2004 №52/959 в ходе судебного разбирательства были сняты, принято уточнение заявленных требований, оспариваемая сумма составила 1.552.657.943, 76 руб.
Из таблицы налогового органа следует, что указанная сумма задолженности образовалась в результате вынесения решений по выездным налоговым проверкам (далее - ВНП) за 2001 год от 29.12.2004 №30-3-15/8, а также начисления пени в связи с отсутствием уплаты сумм налогов по ВНП за 2001 год.
В силу пп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные п. 1 ст. 59 НК РФ, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Приказом ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@ утвержден Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию (далее - Порядок).
Пунктом 2.4 Порядка, определено, что он применяется в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.
Требование Общества о признании действий Инспекции по отказу в списании оспариваемых сумм обосновано решением Арбитражного суда г. Москвы от 03.03.2011 по делу № А40-137511/10-129-466, в котором суд в мотивировочной части приходит к выводу, что в КРСБ Общества числится задолженность в общей сумме 1 570 028 108 руб., начисленная к уплате по результатам выездной налоговой проверки за 2001 год на основании решения от 29.12.2004 №30-3-15/8, возможность взыскания которой налоговым органом утрачена.
Однако названный судебный акт нельзя рассматривать в качестве основания, предусмотренного ст. 59 НК РФ и п. 2.4 Порядка, для списания спорной суммы задолженности, по следующим основаниям.
Сумма недоимки, которую налогоплательщик просит списать в настоящем деле, не соответствует сумме, которая указана в решении по делу № А40-137511/10-129-466, соответственно, не может быть списана на основании данного судебного акта.
В силу ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) основанием для освобождения от доказывания являются обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу.
Данная норма освобождает от доказывания фактических обстоятельств дела, но не исключает их различной правовой оценки, которая зависит от характера конкретного спора.
Аналогичная правовая позиция отражена в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.06.2004 г. N 2045/04, от 03.04.2007 г. N 13988/06.
Как следует из ч. 1 ст. 64 АПК РФ, наличие или отсутствие обстоятельств по делу устанавливается на основании сведений о фактах, имеющих место в рассматриваемом деле.
Признание безнадёжной к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам является правовым понятием, определённым в ст. 59 НК РФ, и не может являться сведением о фактах.
Следовательно, правовые выводы, сделанные судом о безнадёжности взыскания суммы задолженности при рассмотрении дела А40-137511/10-129-466, не могут быть признаны в качестве обстоятельств, не требующих доказывания.
Вышеуказанное согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 31 января 2006 г. № 11297/05.
Как установлено судом, в рамках дела № А40-137511/10-129-466 рассматривался вопрос о возврате и зачете излишне уплаченных сумм налогов, пени и штрафа в размере 45 692 861,61 руб. Вопрос об утрате возможности взыскания налоговым органом суммы в размере 1 570 028 108 руб. не заявлялся в качестве самостоятельного требования, документы, подтверждающие данное основание, в материалы дела не представлялись и в судебном заседании не рассматривались. Кроме того, письмом от 16.08.2011г. Заявитель просил признать безнадежной к взысканию и списании задолженности на общую сумму 1.610.399.008, 76 руб.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии у налогового органа оснований для списания суммы задолженности по ОВМСБ, платежам за пользование недрами, пеням по ОВМСБ, штрафу по налогу на прибыль, зачисляемому в региональный бюджета в общей сумме 1.552.657.943, 76 руб., предусмотренных подп 2 п. 1 ст. 59 НК РФ, а обстоятельства, установленные в рамках дела № А40-137511/10-129-466, суд не может признать преюдициальными для настоящего спора.
По требованию об обязании списать задолженность ОАО «Самаранефтегаз» по ОВМСБ, платежам за пользование недрами, пеням по ОВМСБ, а также по штрафу по налогу на прибыль, зачисляемому в региональный бюджет в общей сумме 1 552 657 943, 76 рублей судом установлено, что задолженность образовалась в результате доначислений по решению от 29.12.2004 №30-3-15/8.
Данное решение было вынесено по результатам проведения выездной налоговой проверки за 2001 год. Судебными актами по делу № А40-8352/05-139-49 суды подтвердили правомерность начислений по данному решению налогового органа. Налоговым органом на основании статьи 69 НК РФ были выставлены требования об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов от 11.01.2005 №5, от 18.05.2005 №118, от 11.11.2005 №714, от 16.12.2005 №876, которые налогоплательщиком оплачены не были.
После истечения срока добровольной уплаты по данным требованиям Инспекцией были применены меры взыскания в соответствии со статьей 46 НК РФ: в пределах сроков, предусмотренных данной статьей, приняты решения о взыскании задолженности за счет денежных средств от 04.03.2005 №11, от 13.07.2005 № 57, от 02.11.2005 №162, от 15.12.2005 № 179, от 12.01.2006 № 246 соответственно, и в банки ОАО КБ «Солидарность» и ОАО «Банк Менатеп СПБ», в которых были открыты счета налогоплательщика, в тот же день направлены инкассовые поручения на перечисление сумм налога в бюджетную систему РФ. При этом, налогоплательщик данные действия Инспекции не обжаловал в вышестоящий налоговый орган и не оспаривал в судебном порядке.
Сумма задолженности, в счет погашения которой 07.06.2011 списаны денежные средства по инкассовым поручениям, находящимся в картотеке № 2 ОАО КБ «Солидарность», складывалась следующим образом:
а) Согласно решению от 29.12.2004 № 30-3-15/8 налогоплательщику была
доначислена сумма налога по платежам за добычу углеводородного сырья в
размере 815 727 738,00 руб. и пени в размере 27 774 348,34 руб.
Данные суммы были списаны инкассовыми поручениями от 18.11.2005 №№ 571 и 581 соответственно. При этом на сумму недоимки в размере 815 727 738,00 руб. в связи с отсутствием своевременной оплаты за период с 29.12.2004 по 11.11.2005 начислено текущей пени 109 769 762,60 руб. Данная сумма была частично списана с расчетного счета налогоплательщика в счет уплаты задолженности по инкассовому поручению от 02.11.2005 № 551 в сумме 30 861 699,42 руб. и по инкассовому поручению от 16.02.2006 № 266 - 49 922 537,57 руб. Кроме того 18.06.2008 были произведены зачёты на сумму 7 538 096 руб.
Названные выше действия налогового органа произведены законно и не были обжалованы налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган и не оспаривались в судебном порядке.
Вместе с тем, остаток задолженности по пени составил 21 447 429,61 руб. (109 769 762,60 - 30 861 699,42 - 49 922 537,57 - 7 538 096,00). Данная сумма задолженности сформировалась по состоянию на 11.11.2005, в связи с чем, было выставлено требование № 714 в соответствии со ст. 69 НК РФ. После истечения срока на добровольное исполнение требования 15.12.2005 в соответствии с требованиями ст. 46 НК РФ Инспекцией было принято решение № 179 о взыскании налога, сбора, а также пени за счёт денежных средств налогоплательщика на счетах в банках. В тот же день на расчетный счет № 40702810000008000016 в ОАО КБ «Солидарность» было направлено инкассовое поручение от 15.12.2005 № 630 (том 1, л.д. 103). При поступлении средств на счёт 07.06.2011, сумма в размере 21 447 429,61 руб. была списана с расчетного счета в счет уплаты задолженности.
б) Также по решению от 29.12.2004 № 30-3-15/8 была доначислена сумма
налога по ОВМСБ, зачисляемым в федеральный бюджет, в размере 194 540 398,72
руб. С учётом имевшейся переплаты по состоянию на 01.01.2003 года в размере
20,50 руб., остаток непогашенной задолженности составил 194 540 378,22 руб.
В соответствии со ст. 69 НК РФ в установленные сроки Инспекцией в адрес налогоплательщика было выставлено требование об уплате налога от 11.01.2005. После истечения срока на добровольное исполнение требования 04.03.2005 в соответствии с требованиями ст. 46 НК РФ Инспекцией было принято решение № 11 о взыскании налога, сбора, а также пени за счёт денежных средств налогоплательщика на счетах в банках. В тот же день на расчетный счет Заявителя в ОАО «Банк Менатеп СПБ» было направлено инкассовое поручение № 54 на сумму 194 540 378,22 руб. В связи с отсутствием денежных средств на данном счете налогоплательщика, указанное инкассовое поручение было отозвано Инспекцией письмом от 21.11.2005 № 52-17-10/15687. Одновременно с этим, на расчетный счет ОАО «Самаранефтегаз» № 40702810000008000016 в ОАО КБ «Солидарность» направлено инкассовое поручение от 18.11.2005 №574 в размере 194 540 378,22 руб. (том 1 л.д. 98). При поступлении средств на счёт 07.06.2011, данная сумма была списана с расчетного счета в счет уплаты задолженности.
В силу п. 4 ст. 46 НК РФ в редакции, действовавшей на момент ( возникновения данных отношений, срок на выставление инкассовых поручений на списание денежных средств со счета налогоплательщика не был установлен. Таким образом, налоговым органом не нарушены сроки на применение мер по принудительному взысканию суммы доначисленного налога, предусмотренные ст. 46 НК РФ. Более того, Обществом данные действия Инспекции не были обжалованы налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган и не оспаривались в судебном порядке.
При этом в связи с отсутствием своевременной оплаты доначисленных сумм, на образовавшуюся недоимку в размере 194 540 378,22 руб. с 30.12.2004 начислялись пени в порядке ст. 75 НК РФ.
18.05.2005 на сумму образовавшейся задолженности по пени по ОВМСБ, зачисляемым в федеральный бюджет, в размере 6 925 637,50 руб. было выставлено требование № 118. После истечения срока на добровольное исполнение требования 13.07.2005 в соответствии с требованиями ст. 46 НК РФ Инспекцией было принято решение № 57 о взыскании налога, сбора, а также пени за счёт денежных средств налогоплательщика на счетах в банках. В тот же день на расчетный счет № 40702810000008000016 в ОАО КБ «Солидарность» было направлено инкассовое поручение от 13.07.2005 №170 (том 1 л.д. 96). При поступлении средств на счёт 07.06.2011, сумма в размере 6 925 637,50 руб. была списана с расчетного счета в счет уплаты задолженности.
11.11.2005 на сумму образовавшейся задолженности по пени по ОВМСБ, зачисляемым в федеральный бюджет, в размере 5 142 350,67 руб. было выставлено требование № 714. После истечения срока на добровольное исполнение требования 15.12.2005 в соответствии с требованиями ст. 46 НК РФ Инспекцией было принято решение № 179 о взыскании налога, сбора, а также пени за счёт денежных средств налогоплательщика на счетах в банках. В тот же день на расчетный счет № 40702810000008000016 в ОАО КБ «Солидарность» было направлено инкассовое поручение от 15.12.2005 № 631 (том 1 л.д. 104). При поступлении средств на счёт 07.06.2011, сумма в размере 5 142 350,67 руб. была списана с расчетного счета в счет уплаты задолженности.
16.12.2005 на сумму образовавшейся задолженности по пени по ОВМСБ, зачисляемым в федеральный бюджет, в размере 2 444 724,09 руб. было выставлено требование № 876. После истечения срока на добровольное исполнение требования 12.01.2006 в соответствии с требованиями ст. 46 НК РФ Инспекцией было принято решение № 246 о взыскании налога, сбора, а также пени за счёт денежных средств налогоплательщика на счетах в банках. В тот же день на расчетный счет № 40702810000008000016 в ОАО КБ «Солидарность» было направлено инкассовое поручение от 12.01.2006 № 756 (том 1 л.д. 107). При поступлении средств на счёт 07.06.2011, сумма в размере 2 444 724,09 руб. была списана с расчетного счета в счет уплаты задолженности.
в) Кроме того, по решению от 29.12.2004 № 30-3-15/8 была доначислена сумма налога по ОВМСБ, зачисляемым в региональный бюджет, в размере 453 927 597,00руб.
В соответствии со ст. 69 НК РФ в установленные сроки Инспекцией в адрес налогоплательщика было выставлено требование об уплате налога от 11.01.2005. После истечения срока на добровольное исполнение требования 04.03.2005 в соответствии с требованиями ст. 46 НК РФ Инспекцией было принято решение № 11 о взыскании налога, сбора, а также пени за счёт денежных средств налогоплательщика на счетах в банках. В тот же день на расчетный счет Заявителя в ОАО «Банк Менатеп СПБ» было направлено инкассовое поручение № 56 на сумму 453 927 597 руб. В связи с отсутствием денежных средств на данном счете налогоплательщика, указанное инкассовое поручение было отозвано Инспекцией письмом от 21.11.2005 № 52-17-10/15687. Одновременно с этим, на расчетный счет ОАО «Самаранефтегаз» № 40702810000008000016 в ОАО КБ «Солидарность» направлено инкассовое поручение от 18.11.2005 №575 в размере 453 927 597 руб. (том 1 л.д. 99). В пределах имеющихся на расчетном счете денежных средств было списано по данному инкассовому поручению 168 210 008,03 руб. в счёт погашения образовавшейся задолженности. При поступлении средств на счёт 07.06.2011, оставшаяся часть суммы по инкассовому поручению в размере 285 717 588,97 руб. (453 927 597,00 руб. - 168 210 008,03 руб.) была списана с расчетного счета в счет уплаты задолженности в счет уплаты задолженности.
При этом в связи с отсутствием своевременной оплаты доначисленных сумм, на образовавшуюся недоимку в размере 285 717 588,97 руб. с 30.12.2004 начислялись пени в порядке ст. 75 НК РФ.
18.05.2005 на сумму образовавшейся задолженности по пени по ОВМСБ, зачисляемым в региональный бюджет, в размере 16 159 822,50 руб. было выставлено требование № 118. После истечения срока на добровольное исполнение требования 13.07.2005 в соответствии с требованиями ст. 46 НК РФ Инспекцией было принято решение № 57 о взыскании налога, сбора, а также пени за счёт денежных средств налогоплательщика на счетах в банках. В тот же день на расчетный счет № 40702810000008000016 в ОАО КБ «Солидарность» было направлено инкассовое поручение от 13.07.2005 № 171 (том 1 л.д. 95). При поступлении средств на счёт 07.06.2011, сумма в размере 16 159 822,50 руб. была списана с расчетного счета в счет уплаты задолженности.
11.11.2005 на сумму образовавшейся задолженности по пени по ОВМСБ, зачисляемым в региональный бюджет, в размере 11 998 819,53 руб. было выставлено требование № 714. После истечения срока на добровольное исполнение требования 15.12.2005 в соответствии с требованиями ст. 46 НК РФ Инспекцией было принято решение № 179 о взыскании налога, сбора, а также пени за счёт денежных средств налогоплательщика на счетах в банках. В тот же день на расчетный счет № 40702810000008000016 в ОАО КБ «Солидарность» было направлено инкассовое поручение от 15.12.2005 № 632 (том 1 л.д. 105). При поступлении средств на счёт 07.06.2011, сумма в размере 11 998 819,53 руб. была списана с расчетного счета в счет уплаты задолженности.
16.12.2005 на сумму образовавшейся задолженности по пени по ОВМСБ, зачисляемым в региональный бюджет, в размере 5 317 943,81 руб. было выставлено требование № 876. После истечения срока на добровольное исполнение требования 12.01.2006 в соответствии с требованиями ст. 46 НК РФ. Инспекцией было принято решение № 246 о взыскании налога, сбора, а также пени за счёт денежных средств налогоплательщика на счетах в банках. В тот же день на расчетный счет № 40702810000008000016 в ОАО КБ «Солидарность» было направлено инкассовое поручение от 12.01.2006 № 757 (том 1 л.д. 108).
При поступлении средств на счёт 07.06.2011, сумма в размере 5 317 943,81 руб. была списана с расчетного счета в счет уплаты задолженности.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 874 ГК РФ порядок проведения расчетов по инкассо регулируется законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
Согласно Положению ЦБ РФ от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (далее - Положение о безналичных расчетах), зарегистрированному в Минюсте РФ 23.12.2002 за № 4068, расчетные документы принимаются банками к исполнению независимо от их суммы. При отсутствии или недостаточности средств на их оплату на счете клиента, а также, если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств (овердрафт), платежные поручения помещаются в картотеку к внебалансовому счету 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок" (картотека № 2) и ставятся в очередь на исполнение.
Согласно пунктам 8.2 и 12.1 Положения о безналичных расчетах, расчеты по инкассо осуществляются, в том числе, на основании инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).
Согласно пункту 12.9 Положения о безналичных расчетах, банки не рассматривают по существу возражений плательщиков против списания денежных средств с их счетов на основании инкассовых поручений. Поэтому при поступлении в банк расчетных и исполнительных документов банк обязан оценивать только соответствие данных документов формальным требованиям, не вмешиваясь в их содержательную сторону: сумму и основания платежа.
После поступления в банки инкассовых поручений Инспекции, банками было произведено списание денежных средств со счета налогоплательщика в пределах средств, имеющихся на счетах, в счет частичной оплаты сумм налогов и пеней. Неисполненные или частично неисполненные банками инкассовые поручения были помещены в очередь на исполнение в картотеку № 2 (том 1 л.д. 109-110).
При поступлении средств 07.06.2011 на счёт Общества в результате принятых Инспекцией решений о возврате во исполнение Постановления Высшего Арбитражного суда РФ от 14.12.2010 №3809/07 по делу №А55-11607/2005, имеющиеся в картотеке № 2 ОАО КБ «Солидарность» инкассовые поручения были исполнены в тот же день. Денежные средства в уплату сумм налогов и пеней, которые были обеспечены данными поручениями, были списаны со счета в бесспорном порядке. При этом ст. 46 НК РФ не содержит положений, ограничивающих списание средств со счетов налогоплательщика в банках по инкассовым поручениям какими-либо сроками. Следовательно, списание средств со счета ОАО «Самаранефтегаз» в ОАО КБ «Солидарность» в июне 2011 года произведено в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, сумма налогов и пени, которая была обеспечена мерами взыскания со стороны налогового органа в сроки, установленные НК РФ, и правомерно списана по инкассовым поручениям, находящимся в картотеке № 2 ОАО КБ «Солидарность» 07.06.2011, т.е. на момент получения на расчётный счет налогоплательщика денежных средств, составила 549 694 694,90 руб.
Действия по выставлению соответствующих инкассовых поручений и их нахождение по состоянию на 07.06.2011 в картотеке № 2 ОАО КБ «Солидарность» не обжаловались налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган и не были оспорены в судебном порядке. Следовательно, списание сумм налогов и пени в размере 549 694 694,90 руб. в 2011 году со счёта Заявителя № 40702810000008000016 в ОАО КБ «Солидарность» проведено в порядке, предусмотренном действующим законодательством о безналичных расчетах в бесспорном порядке законно и обоснованно.
Кроме того, как установлено вступившим в законную силу решением суда по делу № А40-21342/12-75-101 списание средств со счетов общества 07.06.2011 г. произведено ОАО КБ «Солидарность» в соответствии с существующими банковскими правилами на основании инкассовых поручений Инспекции, выставленных в период 2005-2006 г.г. Налоговым органом никаких действий, направленных на взыскание с Общества спорной задолженности в период 2011 г. не совершалось; тот факт, что данная задолженность была списана только в 2011 г. явилось следствием недопущения Обществом зачисления денежных средств на его счет в ОАО КБ «Солидарность». Исходя из финансового положения Общества налоговый орган считал принятые им в 2005-2006 г.г. меры к взысканию задолженности достаточными.
Действия по взысканию спорных сумм, предусмотренные ст.69 и 46 НК РФ, были произведены Инспекцией в 2005 - январе 2006г. в предусмотренные НК РФ сроки, данные действия не были обжалованы Обществом ни в вышестоящий орган, ни оспорены в судебном порядке. Общество согласилось и с частичным исполнением вышеперечисленных инкассовых поручений в момент их исполнения в размере остатка средств, имевшемся на счете в ОАО КБ «Солидарность».
Таким образом, довод заявителя об утрате налоговым органом возможности взыскания суммы в размере 549 694 694,90 руб., является необоснованным и не соответствует фактическим обстоятельствам по настоящему делу. В связи с этим, требования налогоплательщика о списании суммы задолженности в данной части не подлежат удовлетворению.
Относительно суммы пени в размере 494.914.600, 61 руб., которая была обеспечена инкассовыми поручениями, направленными на счёт Заявителя № 40702810800010101126 в ОАО «Банк Менатеп СПБ» судом установлено следующее:
По решению налогового органа от 29.12.2004 № 30-3-15/8 Обществу была доначислена сумма пени по ОВМСБ, зачисляемым в федеральный бюджет, в размере 152 760 391,83 руб. Из имеющейся переплаты в счёт данной задолженности было зачтено 14 286 705,59 руб. Таким образом, остаток задолженности по решению составил 138 473 686,34 руб. (152 760 391,83 - 14 286 705,49).
Также по решению была доначислена сумма пени по ОВМСБ, зачисляемым в региональный бюджет в размере 356 440 914,27 руб.
В ОАО «Банк Менатеп СПБ» на данные суммы задолженности по пени были направлены инкассовые поручения от 15.04.2005 № 55 и от 06.05.2005 № 57 (том 1 л.д. 92-93).
В связи с отсутствием денежных средств на счёте, данные инкассовые поручения не были исполнены и помещены в картотеку № 2.
Таким образом, сумма инкассовых поручений, направленных в ОАО «Банк Менатеп СПБ», составила 494 914 600,61 руб.
Впоследствии 26.06.2007 данные инкассовые поручения были возвращены банком в связи с закрытием счета по заявлению ОАО «Самаранефтегаз».
При этом, налоговый орган указывает, что Федеральным Законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (далее - Закон № 137-ФЗ) в п. 4 ст. 46 НК РФ были внесены изменения, в соответствии с которыми был установлен месячный срок со дня принятия решения о взыскании, в течение которого налоговый орган имеет право направить в банк поручение на перечисление сумм налога в бюджетную систему РФ. Данные изменения вступили в законную силу с 01.01.2007 и действовали до 02.09.2011, когда вступили в законную силу изменения, внесённые в п. 4 ст. 46 Федеральным законом 27.07.2010 № 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования".
Решениями от 28.07.2011г. №№ 1770, 1767 (т. 1 л.д. 17, 20) налоговый орган произвел зачет пеней по ОВМСБ в сумме 356.440.914, 27 руб. и в сумме 138.473.686, 34 руб. за счет имевшейся у налогоплательщика переплаты.
Суд считает действия налогового органа по зачету указанных выше сумм незаконными и противоречащими нормам действующего законодательства, поскольку на дату принятия решений о зачете (28.07.2011г.) налоговым органом было утрачено право на принудительное взыскание указанных выше сумм.
В части суммы пени в размере 347.343.104, 17 руб. судом установлено следующее:
Приговором Самарского областного суда от 19.05.06 г. по уголовному делу N 200496039 установлено причинение Российской Федерации действиями управляющего ОАО "Самаранефтегаз" Анисимова П.А. и главного бухгалтера Марочкиной Е.Н. ущерба в особо крупном размере на сумму 3 644 246 810 руб. в результате неуплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы за 1999 - 2000 гг. в сумме 1 637 244 000 руб., а также платежей за право пользования недрами в сумме 2 007 002 810 руб. (том 1 л.д. 119).
Платежными поручениями от 30.11.05 г. N 906 - 907 и от 06.12.05 г. N 920 Общество уплатило указанную сумму ущерба в размере 3 644 246 810 руб. в качестве добровольной доплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы за 1999 и 2000 гг. (в федеральный и региональный бюджеты) и за пользование недрами в целях добычи углеводородного сырья за 1999 и 2000 гг.
Таким образом, Обществом произведено добровольное возмещение ущерба бюджету в виде налоговых платежей в рамках данного уголовного дела N 200496039. Факт уплаты ущерба в указанной сумме послужил обстоятельством, смягчающим вину обвиняемых по делу лиц: мера пресечения в виде заключения под стражу в отношении них была отменена.
Кроме того, ОАО «Самаранефтегаз» письмом от 10.04.2007 г. № СНГ 01/4-3951 самостоятельно подтвердило целевое назначение осуществленных платежей, указанное письмо свидетельствует об исполнении ОАО «Самаранефтегаз» приговора Самарского областного суда по уголовному делу № 200496039.
Однако при оформлении платёжных документов в уплату ущерба бюджету, ОАО «Самаранефтегаз» в платежных поручениях указало реквизиты, по которым осуществлялась уплата текущих налоговых платежей, а именно: КБК 18210903022010000110 «Платежи за добычу углеводородного сырья», КБК 18210903081010000110 «Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в федеральный бюджет», КБК 18210903082020000110 «Отчисления на ВМСБ, зачисляемые в бюджет субъекта РФ», в связи с чем данные суммы были учтены на счетах доходов бюджета в качестве текущих платежей ОАО «Самаранефтегаз» по соответствующим налогам.
В результате вышеизложенного у Общества возникла переплата по налогам, которая перекрыла суммы задолженности, доначисленой по результатам выездной налоговой проверки, в связи с чем, перестали начисляться пени в рамках ст. 75 НК РФ на сумму доначисленных налогов.
По результатам согласования с Федеральной налоговой службы с учетом позиции Правительства Самарской области и Генеральной Прокуратуры, изложенной в соответствующих письмах от 16.10.2007 № 1-56/1891 и от 22.04.2008 № 73/1-451-2008, 02.09.2008 было принято решение об исключении из учёта Инспекции платежей, уплаченных Обществом в счёт возмещения ущерба в рамках уголовного дела № 200496039. Правомерность данных действий налогового органа была подтверждена постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.01.10, оставленного без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа, по делу № А40-34924/08-126-93 (Определением Высшего Арбитражного суда РФ от 30.08.2010 № ВАС-11427/10 Обществу отказано в передаче дела в Президиум ВАС PC).
Вследствие исключения из учёта Инспекции платежей, уплаченных Обществом в счёт возмещения ущерба в рамках уголовного дела № 200496039, у Общества была восстановлена недоимка, и произведено начисление пени за весь период, в течение которого данные платёжные поручения отражались в учёте Инспекции.
Суд считает вышеуказанные действия инспекции неправомерными в связи со следующим:
Согласно пункту 1.3. пояснений налогового органа пени в сумме 347 343 104, 17 рублей начислены на суммы налогов, доначисленных по решению от 29.12.2004г. № 30-3-15/8, и рассчитаны по состоянию на 01.06.2011г. (стр. 11-12 пояснений от 15.05.2012г. и стр. 4 пояснений от 04.09.2012г.).
По утверждению налогового органа, пени в сумме 347 343 104, 17 рублей начислены им в связи с тем, что он был лишён возможности своевременной реализации своего права на применение мер взыскания недоимки вследствие действий налогоплательщика, выразившихся в перечислении в бюджет сумм ущерба, установленного в ходе производства по уголовному делу № 200496039.
При этом, в соответствии со ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки по налогам (задолженности по пеням) ему направляется требование об уплате налога (пени). Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, ссылки на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность уплатить налог (пени), срок исполнения обязанности по уплате налога (пени).
Требование об уплате пеней в сумме 347 343 104. 17 рублей налоговый орган ОАО «Самаранефтегаз» не направлял. Установить от какой суммы недоимки, за какой период, по какой ставке начислены пени в сумме 347 343 104, 17 рублей не представляется возможным.
Если следовать утверждению налогового органа о том, что данные пени начислены на недоимку, доначисленную решением № 30-3-15/8 от 29.12.2004г., то срок взыскания данной недоимки истёк 18.03.2005г. и в данный срок недоимка налоговым органом взыскана не была. Начисление пеней на такую недоимку согласно Постановлению Президиума ВАС РФ № 10707/08 от 20.01.2008г. незаконно.
Инкассовые поручения с целью взыскания пеней в сумме 347 343 104, 17 рублей налоговый орган не выставлял, с иском в арбитражный суд (в том числе, с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на подачу иска) не обращался.
Таким образом, оснований для учёта задолженности по пеням в сумме 347 343 104, 17 рублей, а также для её взыскания на основании собственных решений о зачётах от 28.07.2011г. №№ 1774, 1772, 1769, 1768 у налогового органа не было.
Расчёт пеней в сумме 347 343 104, 17 рублей, приведённый налоговым органом на стр. 4-5 письменных пояснений от 04.09.2012г. также не принимается судом, как не соответствующий положениям ст. 75 НК РФ.
Довод налогового органа о том, что своевременному взысканию с налогоплательщика спорных сумм пеней препятствовали действия самого налогоплательщика по перечислению в бюджет сумм ущерба, установленного в ходе производства по уголовному делу № 200496039, не принимается судом как необоснованный, поскольку пресекательный срок безакцептного взыскания недоимки, выявленной решением № 30-3-15/8 от 29.12.2004г., истёк 18.03.2005г.
Оплата сумм ущерба, причинённого преступлением, в рамках уголовного дела №200496039 была осуществлена ОАО «Самаранефтегаз» уже за пределами этого срока -30.11.2005г. и 05.12.2005г., что подтверждается налоговым органом в его пояснениях (стр. 11). Следовательно, данные действия не могли создать препятствия своевременному принятию налоговым органом мер по взысканию недоимки, доначисленной решением №30-3-15/8 от 29.12.2004г. путём вынесения решения о взыскании налогов, пеней за счёт имущества налогоплательщика или обращения с иском в арбитражный суд.
Кроме того, действия ОАО «Самаранефтегаз» по возмещению ущерба, причинённого преступлением, являются правомерными.
Приговором от 19.05.2006г. Самарского областного суда установлен факт причинения действиями должностных лиц ОАО «Самаранефтегаз» ущерба РФ в результате неуплаты ОВМСБ за 1999-2000г.г. и платежей за пользование недрами в общей сумме 3 644 246 810 рублей. В связи с этим ОАО «Самаранефтегаз», возмещая причинённый ущерб, указало в платёжных поручениях коды бюджетной классификации именно тех платежей, неуплата которых была установлена при расследовании уголовного дела: 18210903022010000110 «Платежи за добычу углеводородного сырья» и 18210903081010000110 «Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы». Возмещение ущерба, причинённого преступлением с использованием кодов бюджетной классификации налоговых платежей, по факту неуплаты которых было возбуждено уголовное дело, признано правомерным Решением от 17.11.2008г. Арбитражного суда Самарской области по делу № А55-13870/2008.
Согласно п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ ФНС России и её территориальные органы осуществляют в качестве администраторов налоговых платежей учёт поступивших в бюджет налоговых платежей, возврат излишне уплаченных платежей, принимают решение об уточнении платежей в бюджеты бюджетной системы.
На протяжении 3 лет с момента поступления в бюджет 3 644 246 810 рублей, перечисленных ОАО «Самаранефтегаз» в счёт возмещения ущерба, причинённого неуплатой ОВМСБ и платежей за пользование недрами, налоговый орган никаких решений о возврате налогоплательщику данной суммы как излишне взысканной не принимал, и лишь 02.09.2008 г. принял решение об исключении данной суммы из учёта инспекции (абзац 2 стр. 12).
Таким образом, суд не может признать довод налогового органа о том, что Общество создало условия, препятствующие принятию Инспекцией дальнейших мер по принудительному взысканию задолженности.
Кроме того, суд отмечает, что согласно письменным пояснениям налоговый орган начислил ОАО «Самаранефтегаз» пени в сумме 347 343 104, 17 рублей, а фактически взыскал пени в большей сумме - 348 135 529, 62 рублей, что подтверждается решениями о зачётах от 28.07.2011г., оспариваемыми по настоящему делу:
№ 1774 о зачёте задолженности по пене по ОВМСБ, зачисляемому в бюджет субъекта РФ, в сумме 208 664 798, 43 рублей за счёт переплаты по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ;
№ 1772 о зачёте задолженности по пене по ОВМСБ, зачисляемому в бюджет субъекта РФ, в сумме 114 973, 61 рублей за счёт переплаты по платежам за добычу углеводородного сырья;
№ 1769 о зачёте задолженности по пене по ОВМСБ, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 79 845 855, 90 рублей за счёт переплаты по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ;
№ 1768 о зачёте задолженности по пене по ОВМСБ, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 59 509 901, 68 рублей за счёт переплаты по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ.
Итого - 348 135 529, 62 рублей.
Причины взыскания пеней в размере, превышающем сумму начисленных пеней, в письменных пояснениях инспекции не приведены.
Относительно суммы штрафа по налогу на прибыль в сумме 160 705 544, 08 рублей судом установлено следующее:
С целью взыскания налоговых санкций, начисленных Решением от 30-3-15/8 от 23.12.2004г. (в том числе штрафа по налогу на прибыль в сумме 160 705 544, 08 рублей), ФНС России обратилась с исковым заявлением в Арбитражный суд Самарской области.
Решением от 16.09.2005г. по делу № А55-14708/2005-32, вступившим в законную силу 07.12.2005г. исковое заявление удовлетворено.
В соответствии со ст. 318 АПК РФ судебные акты приводятся в исполнение после вступления их в законную силу в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве. В силу пункта 2 данной статьи принудительное исполнение производится на основании исполнительного листа. Согласно ст. 321 АПК РФ, ст. 21 ФЗ РФ от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению в течение 3 лет со дня вступления в законную силу судебного акта. Исполнительный лист по делу № А55-14708/2005-32 ФНС России не получала и к исполнению не предъявляла.
Срок принудительного исполнения судебного акта о взыскании налоговых санкций по налогу на прибыль истек 07.12.2008г.
Таким образом, задолженность по штрафу, не взысканная в установленный срок, подлежала списанию в течение 5 дней с момента получения вступившего в законную силу судебного акта, в мотивировочной части которого сделаны выводы об утрате налоговым органом возможности бесспорного взыскания данной задолженности, то есть не позднее 01.06.2011г.
Вместе с тем решениями от 28.07.2011г. налоговый орган самостоятельно произвёл зачет следующих сумм:
- решение № 1773 о зачёте задолженности по штрафу по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ, в сумме 139 810 352, 39 рублей за счёт переплаты по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ;
- решение № 1771 о зачёте задолженности по штрафам по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ, в сумме 20 895 191, 65 рублей за счёт переплаты по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ.
Всего на сумму 160 705 544, 08 рублей.
В силу ст. 5 ФЗ РФ № 229-ФЗ от 02.10.2007г. «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актом возлагается на Федеральную службу судебных приставов и её территориальные органы. Согласно ст. 7 указанного Закона в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками, иными кредитными учреждениями, должностными лицами, гражданами, которые исполняют судебные акты в порядке, установленном законом об исполнительном производстве.
Налоговые органы не наделены полномочиями по принудительному исполнению судебных актов. Закон об исполнительном производстве не предусматривает особого порядка исполнения судебных актов о взыскании налоговых санкций, права самостоятельного исполнения судебного акта налоговому органу не предоставляет.
Судебный акт о взыскании с ОАО «Самаранефтегаз» налоговых санкций был вынесен и вступил в законную силу в 2005г. Налоговый кодекс в редакции, действовавшей в 2005г. также не предусматривал возможности взыскания налоговых санкций самостоятельно налоговым органом за счёт денежных средств или имущества налогоплательщика.
Следовательно, действия налогового органа по самостоятельному зачёту сумм штрафа по налогу на прибыль, совершённые после истечения срока принудительного исполнения судебного акта о взыскании налоговой санкции, являются незаконными, а суммы налоговых санкций, взысканные спустя 3 года после истечения срока принудительного исполнения судебного акта, подлежат возврату, как излишне изысканные.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению в части.
На основании ст.ст. 46, 69, 59, 75, 78,79 НК РФ, ст.ст. 65, 71, 197-199 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать Межрегиональную Инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 списать задолженность Открытого акционерного общества «Самаранефтегаз» по ОВМСБ, платежам за пользование недрами, пеням по ОВМСБ, штрафу по налогу на прибыль, зачисляемому в региональный бюджет на общую сумму 1.002.963.248 (Один миллиард два миллиона девятьсот шестьдесят три тысячи двести сорок восемь) руб. 86 коп.
Признать незаконными, как не соответствующими законодательству о налогах и сборах, действия Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 по зачету задолженности по пеням по ОВМСБ и штрафу по налогу на прибыль в сумме 1.002.963.248, 86 руб.
Обязать Межрегиональную Инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 возвратить на расчетный счет Открытого акционерного общества «Самаранефтегаз» излишне взысканные пени по ОВМСБ и штрафу по налогу на прибыль в сумме 1.002.963.248 (Один миллиард два миллиона девятьсот шестьдесят три тысячи двести сорок восемь) руб. 86 коп.
Требования ОАО «Самаранефтегаз» к Межрегиональной ИФНС России пот крупнейшим налогоплательщикам № 1:
- о признании незаконными действий по отказу в списании задолженности по ОВМСБ, платежам за пользование недрами, пеням по ОВМСБ, штрафу по налогу на прибыль, зачисляемому в региональный бюджета в общей сумме 1.552.657.943, 76 руб.;
- об обязании списать задолженность по по ОВМСБ, платежам за пользование недрами, пеням по ОВМСБ, штрафу по налогу на прибыль, зачисляемому в региональный бюджета в части суммы 549.694.694, 90 руб.;
- признании незаконными действий по зачету задолженности по пеням по ОВМСБ и штрафу по налогам на прибыль в части суммы 792.425, 31 руб.;
- обязании возвратить на расчетный счет ОАО «Самаранефтегаз» излишне взысканные пени по ОВМСБ и штрафу по налогу на прибыль в части суммы 792.425, 31 руб. –
оставить без удовлетворения.
Взыскать с Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 в пользу Открытого акционерного общества «Самаранефтегаз» расходы на оплату госпошлины в размере 202.000 (Двести две тысячи) руб.
Возвратить Открытому акционерному обществу «Самаранефтегаз» из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину в размере 2.000 (Две тысячи) руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: Шудашова Я.Е.