Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва
Дело № А40-129829/11
75-518
15 февраля 2012 г.
Резолютивная часть решения объявлена 08 февраля 2012 года
Полный текст решения изготовлен 15 февраля 2012 года
Арбитражный суд в составе судьи Нагорная А. Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Авагимян А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению)
Открытого акционерного общества «Мосэнерго» (зарегистрированного по адресу: 119526, г. Москва, пр-т. Вернадского, д. 10-1, корп. 3, д. 23, стр. 2, ОГРН <***>)
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 4 (зарегистрированной по адресу: 127381, <...>; ОГРН <***>)
о признании недействительным решения от 25.03.2011 г. № 54
при участии представителей
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 28.04.2011 г. № 12-07/ПР-811; ФИО2 по доверенности от 07.11.2011г. № 12-07/354; ФИО3 по доверенности от 12.12.2011г. №12-07/ПР-921;
от ответчика: ФИО4 по доверенности от 07.11.2011г. №13934;
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Мосэнерго» (далее – заявитель, Общество, ОАО «Мосэнерго») обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 4 (далее – ответчик, Инспекция, налоговый орган) от 25.03.2011 г. № 54 «Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения».
В судебном заседании представители заявителя поддержали требования по доводам, изложенным в исковом заявлении и объяснениях по делу (т. 1 л.д. 1а-4, 123, т. 3 л.д. 15-16, 92-96). Ответчик требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в оспариваемом решении и отзыве на исковое заявление (т. 3 л.д. 3-6).
Выслушав мнение представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит, что заявленные требования подлежат удовлетворению исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, заявитель 02.11.2010 г. представил в Инспекцию уточнённую налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) за 4 квартал 2008 г. (корректировка № 4) (т. 1 л.д. 121-138), в которой уменьшил сумму НДС по строке 20 на 2 003 954 руб., данное уменьшение было вызвано исключением из налогооблагаемой базы сумм компенсации потерь от применения понижающего коэффициента по мощности, представляющих собой, по мнению общества, убытки, не подлежащие налогообложению НДС.
В период с 02.11.2010 г. по 02.02.2011 г. Инспекцией была проведена камеральная проверка представленной заявителем уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2008 г., а также документов, предусмотренных главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), по результатам которой составлен акт № 94 от 16.02.2011 г. (т. 2 л.д. 51-62), принято решение: от 25.03.2011 г. № 54 «Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения», которым отказано в привлечении заявителя к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 109 НК РФ в связи с отсутствием события налогового правонарушения, предусмотренного ст. 122 НК РФ; отказано в уменьшении налоговой обязанности по платежам в бюджет по уточнённой налоговой декларации по НДС, восстановлен излишне уменьшенный налог на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 г. в размере 2 033 954 руб., предложено внести исправления в бухгалтерскую и налоговую отчётность (т. 1 л.д. 17-33).
Не согласившись с решением Инспекции, заявитель в порядке п. 5 ст. 101.2 НК РФ подал апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган Федеральную налоговую службу, решением которой от 15.08.2011 г. доводы жалобы отклонены, решение от 25.03.2011 г. № 54 признано вступившим в силу (т. 1 л.д. 37-46).
Основанием к принятию оспариваемого решения послужили выводы ответчика о том, что средства, перечисленные по Соглашению № 3/2008/15709-1 об обеспечении передачи мощности в зоне торговли мощностью № 1 Участниками оптового рынка - Поставщиками электрической энергии и мощности от 31.03.2008 г. (т. 1 л.д. 47-71), связаны с оплатой товара в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, а, следовательно, подлежат налогообложению НДС.
Из материалов дела следует, что в предшествующих декларациях за спорный период заявитель отражал по строке 20 «Реализация товаров (работ, услуг), а также передача имущественных прав по соответствующим ставкам налога» (т. 1 л.д. 126-150, т. 2 л.д. 1-29) суммы компенсации потерь от применения понижающего коэффициента по мощности согласно счетов-фактур № 4500231 - 4500247 от 31.12.2008 г. (т. 2 л.д. 31-47), что подтверждается выпиской из книги продаж за период с 01.10.2008 по 31.12.2008 (т. 2 л.д. 29-30); размер НДС, исчисленный с сумм компенсации потерь, составил 2 003 954 руб.
Пояснения относительно отражения счетов-фактур №№ 4500231 - 4500247 от 31.12.2008 г. в книге продаж были приведены обществом в его возражениях на акт камеральной налоговой проверки № 94 от 16.02.2011 (исх. № 71-12 от 28.02.2011) (т. 2 л.д. 51-66).
В уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2008 г. корректировка № 4 (т. 2 л.д. 67-113) согласно дополнительному листу книги продаж № 05 за 4 квартал 2008 г., сформированному 30.09.2010 г. (т. 2 л.д. 114-115) общество сторнировало счета-фактуры №№ 4500231 - 4500247 от 31.12.2008 г. В связи с чем сумма НДС по строке 20 уменьшилась на 2 003 954 руб., данный размер НДС был исчислен исходя из сумм компенсации потерь от применения понижающего коэффициента по мощности; при исключении из налогооблагаемой базы заявитель исходил из того, что компенсация потерь представляет собой возмещение убытков, в связи с чем не подлежит отражению в составе реализации товаров, работ, услуг.
Расчет величины снижения мощности в 4 квартале 2008 года был осуществлен ОАО «АТС» на основании п. 3 ст. 33 Федерального закона от 26.03.2003 № 35 - ФЗ «Об электроэнергетике», п.п. 42, 43 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утв. Постановлением Правительства от 24.10.2003 г. № 643, п. 3.2 соглашения об обеспечении в 2008 г. передачи мощности Участниками оптового рынка - Поставщиками электрической энергии и мощности №3/2008/15709-1 от 31.03.2008 г. (т. 1 л.д. 47-71).
Информация о размере возмещаемых убытков в соответствии с п. 5.3 Соглашения была доведена до сведения поставщиков ОАО «АТС» направлением в их адрес реестра обязательств и/или требований по Соглашению в зоне торговли мощностью № 1 за 4 квартал 2008 г. (т. 2 л.д. 132). Согласно реестру размер требований общества о возмещении убытков к поставщикам ценовой зоны составил 13 137 036,31 руб. Налоговым органом указанный размер не оспаривается.
При оценке доводов сторон по делу суд учитывает, что деятельность участников оптового рынка электроэнергии (ОРЭ) регламентирована Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.10.2003 № 643 (действовавшими в 2007-2008 г.г.), договором о присоединении, неотъемлемой частью которого являются обязательные для соблюдения всеми участниками ОРЭ регламенты и стандартные формы договоров (соглашений), обязательные для заключения между участниками ОРЭ, в том числе, Регламент финансовых расчетов (приложение № 16 к договору присоединения), Соглашением об обеспечении передачи мощности в зоне торговли мощностью Участниками оптового рынка - Поставщиками электрической энергии и мощности (п. 1.4.5 договора присоединения).
Из статей 30, 32 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ следует, что субъекты оптового рынка, осуществляющие производство и поставку мощности, обязаны поддерживать генерирующее оборудование в состоянии готовности к производству электрической энергии в целях исполнения обязательств перед покупателями мощности, принятыми на себя всеми поставщиками мощности по всем договорам в совокупности, на условиях, определенных Правилами.
В соответствии с п. 36 Правил в целях обеспечения надежной и бесперебойной поставки электрической энергии на оптовом рынке осуществляется торговля генерирующей мощностью - особым товаром, покупка которого предоставляет участнику оптового рынка право требования обеспечения готовности генерирующего оборудования к выработке электрической энергии установленного качества в количестве, необходимом для удовлетворения потребности в электрической энергии данного участника.
Согласно п. 39 Правил в целях обеспечения выполнения поставщиками мощности своих обязательств перед покупателями поставщики, осуществляющие поставку мощности покупателям для обеспечения потребления электрической энергии на энергопринимающем оборудовании, расположенном на территории одной ценовой зоны, заключают между собой соглашение, в соответствии с которым каждый поставщик обязуется поддерживать генерирующее оборудование в состоянии готовности к выработке электрической энергии в соответствии с требованиями настоящего раздела.
Пунктом 37 Правил установлена обязанность поставщика мощности, не выполнившей) свои обязательства по поддержанию генерирующего оборудования в состоянии готовности к выработке электрической энергии, возместить убытки другим поставщикам в ценовой зоне, возникающие в связи с неисполнением поставщиком своих обязательств на основании заключаемого между поставщиками соглашения.
Во исполнение договора о присоединении к торговой системе Заявитель заключил Соглашение № 3/2008/15709-1 об обеспечении в 2008 г. передачи мощности в зоне торговли мощностью № 1 Участниками оптового рынка - Поставщиками электрической энергии и мощности от 31.03.2008 (т. 1 л.д. 47-71).
Предметом указанного Соглашения является обеспечение сторонами Соглашения готовности генерирующего оборудования к выработке электроэнергии установленного качества и в количестве, необходимом для удовлетворения потребности в электрической энергии в зоне торговли мощностью № 1, определение порядка осуществления расчетов между поставщиками в целях возмещения убытков в случае неисполнения одним или несколькими поставщиками обязательств по поддержанию готовности генерирующего оборудования к выработке электроэнергии.
Тем самым из предмета Соглашения следует, что оно не регулирует отношения по реализации какого-либо товара (передаче права собственности); оно заключено с целью исполнения обязательств, возлагаемых на поставщиков мощности пунктом 37 Правил, а именно: закрепления механизма, позволяющего обязать собственников генерирующих мощностей поддерживать свое оборудование в состоянии готовности к выработке электрической энергии. А поскольку реализация товаров Соглашением не предусмотрена, то денежные средства, поступающие сторонам Соглашения, не связаны с оплатой товара. Платеж, как указано в Соглашении, осуществляется только в том случае, если поставщик не выполнит обязательства по поддержанию готовности его генерирующего оборудования к выработке электрической энергии. Правовой природой платежа является возмещение убытков.
Целью соглашения является закрепление механизма, позволяющего обязать собственников генерирующих мощностей поддерживать свое оборудование в состоянии готовности к выработке электрической энергии, п. 37 Правил. Заключение соглашения является обязательным для участников оптового рынка электроэнергии и мощности. По общему правилу купля-продажа электрической энергии и мощности на оптовом рынке осуществляется отдельно по каждой ценовой зоне, п. 12.2 договора о присоединении, заключение соглашения является для участника оптового рынка -поставщика электрической энергии и мощности его обязанностью. Соглашение подлежит заключению между всеми участниками оптового рынка - поставщиками электрической энергии и мощности, осуществляющими продажу мощности в пределах соответствующей зоны торговли. Соглашение об обеспечении передачи мощности заключается отдельно для каждой зоны торговли мощностью, п.п. 17.2, 17.3 договора о присоединении. Между сторонами соглашения об обеспечении передачи мощности отсутствуют отношения по поставке электроэнергии и мощности в отношении друг друга. Их взаимодействие в рамках соглашения об обеспечении поставки мощности обусловлено лишь тем обстоятельством, что точки поставки участников соглашения расположены в пределах одной ценовой зоны.
Готовность оборудования поставщика и способность поставщика обеспечить его готовность является неотъемлемой деловой характеристикой поставщика, составляющей его деловую репутацию. Деловая репутация поставщика и ее составные части является, в силу указания ст. 150 ГК РФ, нематериальным благом, которое неотчуждаемо и непередаваемо иным способом по определению. Это означает, что обеспечение поставщиком готовности оборудования к производству электроэнергии реализации (отчуждению или передаче) не подлежит. Тем самым реализация товаров соглашением не предусмотрена.
Обязательство по обеспечению готовности генерирующего оборудования к
выработке электроэнергии установленного качества и в необходимом количестве не
является обязательством по поставке мощности.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Закона поставщики - субъекты оптового рынка обязаны обеспечить надлежащее исполнение всех принятых ими на себя в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка обязательств как в части требований в отношении готовности генерирующего оборудования к выработке и качества поставляемой электрической энергии, так и в части объема поставок.
Таким образом, следуя буквальному толкованию Закона, обязательства поставщиков поставить энергию (мощность) и обязательства поставщиков обеспечить готовность генерирующего оборудования к выработке электрической энергии являются двумя отличными друг от друга обязательствами. Указанные обязательства имеют отличные друг от друга основания возникновения и порядок исполнения.
Первичные документы, сопровождающие обязательство по обеспечению
готовности оборудования, не идентичны первичным документам, сопровождающим
поставку мощности.
Во исполнение обязательства по поставке мощности и обязательства по обеспечению готовности генерирующего оборудования к выработке и качества поставляемой электрической энергии подлежат заключению отличные друг от друга договоры, форма которых стандартизирована (п. 3 ст. 33 Закона, п. 39, 116 Правил: договор купли-продажи (поставки) мощности и соглашение об обеспечении передачи мощности.
Каждый из договоров подлежит самостоятельному исполнению. Так, поставка мощности осуществляется во исполнение договора купли-продажи (поставки) мощности, который заключается по стандартной форме, предусмотренной договором о присоединении к торговой системе оптового рынка (п. 116 правил). В соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка от декабря 2004 г. покупка/продажа мощности на оптовом рынке осуществляется на основании регулируемых договоров купли-продажи электрической энергии и мощности, на основании договоров комиссии на продажу мощности и договоров купли-продажи мощности, заключаемых ЗАО «ЦФР».
Исполнение обязательств по поставке мощности удостоверяется актом приема-передачи мощности на основании полученного от системного оператора подтверждения объема мощности, фактически поставленной на оптовый рынок данным поставщиком (абз. 4 п. 45.1 правил). Факт исполнения обязательств по передаче мощности и ее стоимость подтверждается уведомлением о передаче мощности, направляемым Администратором торговой системы покупателю и продавцу ежемесячно (поел. абз. п. 2.5 стандартной формы регулируемого договора купли-продажи электрической энергии и мощности на 2008 год).
Таким (образом, документами, сопровождающими исполнение обязательства по поставке мощности, являются: регулируемый договор купли-продажи электрической энергии и мощности (договор комиссии, договор купли-продажи), акт приема-передачи мощности, уведомление о передаче мощности.
В качестве примера к материалам дела приобщены копии регулируемого договора купли - продажи Электрической энергии и мощности, заключенного между ОАО «Мосэнерго», ОАО «Мосэнергосбыт» и НП «АТС» от 30.12.2007 г., акта приема - передачи № 4401158 от 31.01.2008 г., счета-фактуры № 4400541 от 31.12.2007 г.
Документами, сопровождающими исполнение обязательства по обеспечению передачи мощности, являются: соглашение об обеспечении передачи мощности в зоне торговли мощностью № 1 Участниками оптового рынка - поставщиками электрической энергии и мощности, реестр обязательств и/или требований по соглашению, акты сверки расчетов.
Таким образом, первичным учетным документом из соглашения является реестр обязательств/требований, подтверждающий в соответствии со специальным законодательством об электроэнергетике и установленным в договоре о присоединении и соглашении порядком наличие обязательств и требований, подлежащих исполнению.
Поскольку согласно соглашению каждый участник оптового рынка электроэнергией обязуется возмещать другим участникам убытки, возникающие в связи с неисполнением этим участником своих обязательств (п. 37, 39, 43 правил), то, соответственно, такие обязательства, подлежащие исполнению согласно реестру, представляют собой обязательства по возмещению убытков.
ОАО «АТС» (ранее Некоммерческого партнерство «Администратор торговой системы оптового рынка электрической энергии Единой энергетической системы») направляет должникам - участникам Соглашения информацию о возникающих финансовых обязательствах и информацию о финансовых требованиях кредиторам по Соглашению. Данная информация направляется в форме, установленной Регламентом финансовых расчетов на оптовом рынке (обязательное для исполнения приложение № 16 к Договору присоединения). Такой формой является персонифицированные реестры обязательств/требований по Соглашению. Указанные реестры являются основанием для осуществления платежей по Соглашению.
Заявителем в материалы дела представлен реестр обязательств/требований за декабрь 2008 г., полученным от ОАО «АТС». В данном реестре, направленном в адрес заявителя, отсутствует информация о том, что указанные в нем суммы относятся к реализации товара. Между тем налоговый орган рассчитал сумму начисленного НДС именно на основании данного документа.
Тем самым оспариваемым решением произведена переквалификация правовой природы указанных выплат как платежей, связанных с реализацией товаров.
Судом в ходе рассмотрения дела были проанализированы способы определения цены за мощность по регулируемым договорам и порядок расчета спорных платежей по соглашению с целью установления их правовой природы.
Договором о присоединении (пункт 3.3 «Расчет финансовых обязательств/требований по регулируемым договорам» приложения № 16 Регламент финансовых расчетов на оптовом рынке), регулируемыми договорами поставки электроэнергии (мощности) предусмотрен порядок расчета цены поставленной мощности по регулируемым договорам, который предусматривает предварительный расчет финансовых обязательств/требований (пункт 3.3.1 расчета), расчет финансовых обязательств/требований за электроэнергию и мощность, купленную/проданную по регулируемым договорам в течение расчетного периода (пункт 3.3.2 расчета), итоговый расчет финансовых обязательств/требований (пункт 3.3.3 расчета), определение величины снижения стоимости поставленной мощности по регулируемым договорам, вызванного невыполнением в полном объеме обязательств по поддержанию готовности генерирующего оборудования к выработке электрической энергии (пункт 3.3.4 расчета).
Итоговый расчет финансовых обязательств/требований за мощность, купленную/проданную по регулируемым договорам, производится в соответствии с месячными договорными объемами мощности по договорным ценам на мощность, действующим на расчетный период, скорректированными на понижающий коэффициент стоимости мощности, вызванный невыполнением в полном объеме обязательств по поддержанию готовности генерирующего оборудования к выработке электрической энергии в ценовой зоне z».
В случае снижения стоимости мощности, вызванного невыполнением в полном объеме обязательств по поддержанию готовности генерирующего оборудования к выработке электрической энергии в данной ценовой зоне, цена поставленной мощности по регулируемому договору определяется как отношение рассчитанной с применением понижающих коэффициентов стоимости мощности к величине мощности, поставленной по данному договору.
Стоимость поставленной мощности по регулируемому договору снижается на величину снижения стоимости мощности, вызванную невыполнением в полном объеме обязательств по поддержанию готовности генерирующего оборудования к выработке электрической энергии, в том числе в случае, если это явилось следствием не обеспечения готовности своего генерирующего оборудования кем-либо из участников оптового рынка - поставщиков электрической энергии и мощности, осуществляющих торговлю мощностью в зоне «z», на территории которой расположено энергопотребляющее оборудование покупателя. Величина снижения стоимости мощности определяется с участием коэффициента готовности генерирующего оборудования к выработке электрической энергии в зоне торговли мощностью «z».
Указанные правила воспроизведены в п. 5.6 стандартной формы регулируемого договора купли - продажи Электрической энергии и мощности, заключенного между ОАО «Мосэнерго», ОАО «Мосэнергосбыт» и НП «АТС» от 30.12.2007: в случае невыполнения в полном объеме обязательств по поддержанию готовности генерирующего оборудования к выработке электрической энергии (обязательство по передаче мощности), стоимость мощности за соответствующий расчетный период пересчитывается Администратором торговой системы исходя из утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов понижающих коэффициентов, о чем Администратор торговой системы информирует покупателя и продавца путем направления им уведомлений о передаче мощности по форме и в сроки, установленные регламентом финансовых расчетов на оптовом рынке.
Следовательно, при окончательном расчете за мощность согласно регулируемым договорам в том случае, если обязательства по обеспечению готовности оборудования не выполнены, применяются понижающие коэффициенты.
Таким образом, стоимость мощности в ценовой зоне согласно регулируемым договорам зависит от обеспечения поставщиками ценовой зоны готовности оборудования (пункт 3.3 «Расчет финансовых обязательств/требований по регулируемым договорам» приложения № 16 Регламент финансовых расчетов на оптовом рынке), поскольку подлежит применению соответствующий коэффициент. Порядок определения понижающих коэффициентов закреплен регулируемый договором, порядок расчета стоимости мощности с учетом понижающих коэффициентов закреплен регулируемым договором. Тем самым оплата стоимости мощности осуществляется на основании регулируемого договора.
В то время как порядок расчета платежа по Соглашению установлен пунктом 6 «Расчет финансовых обязательств/требований и порядок взаимодействия при расчетах по соглашению об обеспечении передачи мощности в зоне торговли мощностью участниками оптового рынка - поставщиков электрической энергии и мощности» приложения № 16 «Регламент финансовых расчетов», параграфом 4 соглашения «Принципы осуществления расчетов» и определяется ОАО «АТС» как разница между условной стоимостью мощности поставщика без НДС и стоимостью мощности по всем заключенный поставщиком регулируемым договорам за расчетный период без НДС.
Таким образом, при расчете платежа используется стоимость мощности с учетом понижающих коэффициентов по регулируемым договорам, а также условная стоимость мощности, рассчитанная с учетом коэффициента готовности генерирующего оборудования к выработке электрической энергии каждого участника оптового рынка (без НДС). Условная стоимость мощности для участника оптового рынка, являющегося стороной по соглашению, рассчитывается с учетом коэффициента готовности генерирующего оборудования к выработке электроэнергии. В случае, если условная стоимость мощности превышала итоговую стоимость мощности, которая оплачивается участнику на основании процедур, предусмотренных договором о присоединении, у данного участника формируется финансовое требование к участникам, не выполнившим обязательства по обеспечению готовности оборудования в полном объеме. В случае, если итоговая стоимость превышала условную стоимость мощности, у такого участника формировалось финансовое обязательство.
Таким образом, расчет спорного платежа установлен иными нормами специального законодательства об электроэнергетике, порядок расчета закреплен в соглашении, оплата платежа производится на основании соглашения. Из изложенного следует, что платеж по соглашению не связан с расчетами за поставленную мощность.
Также из представленных в материалы дела документов следует, что исполнение обязанности общества по поставке мощности непосредственно не связано с исполнением обязанности по обеспечению готовности оборудования.
Так, поставка мощности осуществляется во исполнение договора купли-продажи (поставки) мощности, заключаемому по стандартной форме, предусмотренной договором о присоединении к торговой системе оптового рынка (п. 116 правил, п. 18.2 договора о присоединении к торговой системе оптового рынка от 31.03.2008 № 009-ДП/08/15698-1.
В соответствии с п. 18.2 договора о присоединении к торговой системе оптового рынка № 009-ДП/08/15698-1 от 31.03.2008 покупка/продажа мощности на оптовом рынке осуществляется на основании регулируемых договоров купли-продажи электрической энергии и мощности, на основании договоров комиссии на продажу мощности и договоров купли-продажи мощности, заключаемых ЗАО «ЦФР».
Исполнение обязательств по поставке мощности удостоверяется актом приема-передачи мощности на основании полученного от системного оператора подтверждения объема мощности, фактически поставленной на оптовый рынок данным поставщиком (абз. 4 п. 45.1 правил).
Факт исполнения обязательств по передаче мощности и ее стоимость подтверждаются уведомлением о передаче мощности, направляемым Администратором торговой системы покупателю и продавцу ежемесячно (посл. абз. п. 2.5 стандартной формы регулируемого договора купли-продажи электрической энергии и мощности на 2008 г.).
Таким образом, документами, сопровождающими исполнение обязательства по поставке мощности, являются: регулируемый договор купли-продажи электрической энергии и мощности (договор комиссии, договор купли-продажи), акт приема-передачи мощности, уведомление о передаче мощности.
Вышесказанное подтверждается регулируемым договором купли-продажи Электрической энергии и мощности, заключенного между ОАО «Мосэнерго», ОАО «Мосэнергосбыт» и НП «АТС» от 30.12.2007 г., актом приема-передачи №4401158 от 31.12.2008 г., счета-фактуры № 4400541 от 31.12.2007 г.
Таким образом, указанными документами подтверждается то обстоятельство, что обязанность общества по поставке мощности оставалась неизменной и не зависела от неисполнения поставщиком ценовой зоны обязанности по обеспечению готовности генерирующего оборудования к поставке, а также того обстоятельства, выполнило ли само общество свое обязательство по обеспечению мощности своего генерирующего оборудования. Тем самым денежные средства, получаемые в рамках исполнения Соглашения, не связаны с оплатой какого-либо товара и реализацией не являются.
Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ, реализацией товаров (работ, услуг) признается передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС является реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Указанная норма не рассматривает суммы, полученные в счет возмещения убытков, в качестве объекта налогообложения. Ее содержание учитывает экономический смысл НДС, который, взимается с добавленной стоимости товаров, работ и услуг. Компенсация убытков и само понятие убытков, сформулированное в ст. 15 ГК РФ, наличия добавленной стоимости не предполагает.
Согласно п. 2 ст. 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Суммы финансовых требований в силу условий Соглашения не являются расчетами иных участников соглашений, за товар, реализованный им Обществом. Соответственно, у Общества отсутствовали основания для включения указанных сумм в налоговую базу по НДС.
В п. 1 ст. 154 НК РФ установлено, что налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Суммы финансовых требований Общества не являются стоимостью товаров. Следовательно, в действиях Общества не усматривается нарушений ст. 154 НК РФ.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Для возможности применения данной нормы необходимо соблюдение двух условий: налогоплательщик получил какие-либо выплаты от лиц, которые приобрели его товары, и эти выплаты непосредственно связаны с реализацией товаров покупателям (осуществляются непосредственно покупателями или по их поручению); суммы, полученные от покупателей товаров, связаны именно с оплатой налогоплательщику реализованной продукции. Если эти условия не соблюдаются, то указанные суммы выплат не увеличивают размер налоговых обязательств по НДС.
Судом в отношении выплат, полученных обществом по Соглашению, установлено, что не выполнено ни одно из вышеперечисленных условий: выплаты получены не от лиц, которые приобрели товары Общества, не связаны с оплатой обществу реализованной продукции, в связи с чем увеличение налоговой базы общества на суммы указанных выплат не соответствует ст. 162 НК РФ.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение не соответствует ст.ст. 39, 146, 153, 154, 162 НК РФ.
При оценке доводов сторон суд также принимает во внимание определения ВАС РФ от 25.06.2009г. № ВАС-7610/09; от 11.09.2009г. № ВАС-11428/09, постановления ФАС МО от 10.03.2010 г. № КА-А41/1613-10, от 22.06.2010 г. № КА-А40/5976-10; от 31.01.2011 г. по делу № А40-169926/09-115-1286.
В соответствии с п. 3 ст. 189 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействий) государственных органов…лежит на органах, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие). В силу п. 5 ст. 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения..., а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения..., возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
С учетом изложенного суд считает, что оспариваемое решение от 25.03.2011 г. № 54 «Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» подлежит признанию недействительным, так как ответчик не доказал его соответствия законодательству о налогах и сборах, изложенные в обоснование его правомерности доводы судом отклонены.
Судебные расходы (госпошлина) подлежат распределению (взысканию с проигравшей стороны в пользу выигравшей) в соответствии со ст.ст. 101, 110 АПК РФ, п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 г. № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» (в редакции Информационного письма от 11.05.2010 г. № 139).
Так как в силу главы 25.3 НК РФ отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком – лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подп. 1 п. 3 ст. 44 НК РФ отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются, то согласно ст. 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ. Законодательством не предусмотрены возврат заявителю государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (ч. 1 ст. 110 АПК РФ).
С учетом изложенного взысканию с ответчика подлежат понесенные заявителем при обращении в суд расходы по уплате государственной пошлины по требованиям организационного характера в размере 2 000 руб.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным, не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, принятое в отношении Открытого акционерного общества «Мосэнерго» (зарегистрированного по адресу: 119526, г. Москва, пр-т. Вернадского, д. 10-1, корп. 3, д. 23, стр. 2, ОГРН <***>) решение Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 4 (зарегистрированной по адресу: 127381, <...>; ОГРН <***>) от 25.03.2011 г. № 54 «Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения».
Взыскать с Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 4 (зарегистрированной по адресу: 127381, <...>; ОГРН <***>) в пользу Открытого акционерного общества «Мосэнерго» (зарегистрированного по адресу: 119526, г. Москва, пр-т. Вернадского, д. 10-1, корп. 3, д. 23, стр. 2, ОГРН <***>) 2 000 (две тысячи) рублей расходов по оплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья:
А.Н.Нагорная