Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
12 сентября 2019 года | Дело № А40-129896/19-144-925 |
Полный текст решения изготовлен 12 сентября 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 05 сентября 2019 года
Арбитражный суд города Москвы в составе:
Судьи – Махлаевой Т.И.
при ведении протокола помощником судьи Крюковой Д.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР
к ответчику: Министерство финансов РФ
третьи лица: Правительство КЧР, Министерство финансов КЧР, УФК по КЧР, Федеральное казначейство
о признании недействительными следующих ненормативных правовых актов:
Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 27.02.2019 № 94
Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 27.02.2019 № 95
Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 27.02.2019 № 96
Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 27.02.2019 № 97
Извещение Министерства финансов Российской Федерации о принятии решения о
бесспорном взыскании от 28.02.2019 № 12-03-09/12914
Извещение Министерства финансов Российской Федерации о принятии решения о бесспорном взыскании от 28.02.2019 № 12-03-09/12915
Извещение Министерства финансов Российской Федерации о принятии решения о бесспорном взыскании от 28.02.2019 № 12-03-09/12919
Извещение Министерства финансов Российской Федерации о принятии решения о бесспорном взыскании от 28.02.2019 № 12-03-09/12920
при участии в судебном заседании:
от заявителя – не явился, извещен
от Министерства финансов РФ – ФИО1, по доверенности № 01-10-08/10 от 10.03.2017 г.,
от Федерального казначейства – ФИО2 (удостоверение, доверенность от 13.12.2018 № 09-04-11/27059)
от Правительства КЧР, Министерства финансов КЧР, УФК по КЧР – не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными приказов Министерства финансов Российской Федерации от 27.02.2019 № 94, от 27.02.2019 № 95, от 27.02.2019 № 96, от 27.02.2019 № 97, а также извещений о принятии решения о бесспорном взыскании от 28.02.2019 № 12-03-09/12914, от 28.02.2019 № 12-03-09/12915, от 28.02.2019 № 12-03-09/12919, от 28.02.2019 № 12-03-09/12920.
Ответчик требования отклонил по доводам, изложенным в отзыве и письменных дополнениях к нему.
Представитель Федерального казначейства поддержал позицию ответчика по доводам, изложенным в письменном отзыве.
От Правительства КЧР поступил письменный отзыв, в котором поддерживает позицию заявителя.
От Министерства финансов КЧР поступил письменный отзыв, в котором так же поддерживает позицию заявителя.
От УФК по КЧР поступил письменный отзыв, в котором поддерживает позицию ответчика.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, арбитражный суд установил, что требования заявителем заявлены необоснованно и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.4 ст.198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Срок подачи заявления об оспаривании актов Минфина России не пропущен.
Согласно ст.198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, процессуальный закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц.
Из материалов дела следует, что в период с 03.12.2018 по 12.12.2018 на основании приказа УФК по КЧР от 12.11.2018 № 409 в отношении Минстроя КЧР проведена внеплановая камеральная проверка соблюдения условий использования субсидий из федерального бюджета, предоставленных бюджету КЧР в 2016 - 2017 годах, и соблюдения Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 (далее -Правила № 999), а также требований главного распорядителя бюджетных средств по возврату остатков неиспользованных субсидий, рассчитанных на основании пунктов 16, 19, 22(1) указанных Правил.
Указанные контрольные мероприятия проведены в рамках предоставленных пунктом 3 статьи 166.1 и статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) полномочий по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, осуществляемых Федеральным казначейством, в том числе через свои территориальные органы, в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 269.2 БК РФ и пунктами 39 - 43 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 (далее - Правила № 1092).
По результатам проверки органом внутреннего финансового контроля (пункт 3 статьи 265 БК РФ) оформлен акт камеральной проверки от 12.12.2018 (пункт 44 Правил № 1092, далее - Акт проверки), копия которого в тот же день вручена должностному лицу Минстроя КЧР, о чем имеется подпись и указана дата вручения 12.12.2018.
Согласно Акту проверки УФК по КЧР в деятельности Минстроя КЧР выявлены бюджетные нарушения в виде нарушения условий использования и возврата остатков неиспользованных субсидий в связи с недостижением показателей результативности использования субсидий, установленных Соглашениями от 14.07.2016 № 037 (в редакции дополнительного соглашения № 057 от 29.12.2016) и от 20.02.2017 № 056-07-380 при исполнении расходных обязательств КЧР на реализацию мероприятий по строительству объектов капитального строительства, в частности на: строительство онкологического диспансера в г. Черкесск, КЧР (сумма субсидии - 504 913 500 рублей), (далее - Объект 1); строительство республиканской многопрофильной больницы г. Черкесск, КЧР (сумма субсидии - 301 070 200 рублей) (далее - Объект 2).
Нарушение Минстроем КЧР бюджетного законодательства, в частности условий использования субсидий (недостижение показателей результативности использования субсидии) и возврата ее неиспользованных остатков, квалифицируется в соответствии со статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) как нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, определяемых Правилами № 999, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 132 БК РФ, за совершение которого применяется бюджетная мера принуждения в виде бесспорного взыскания в доход федерального бюджета суммы средств из бюджета публично-правового образования, которому предоставлены межбюджетные трансферты из федерального бюджета, использованные с нарушением условий предоставления (расходования).
Акт проверки и прилагаемые к нему материалы направлены в Федеральное казначейство для принятия решения о направлении в Минфин России уведомления о применении бюджетных мер принуждения (пункты 46, 47 и 71 Правил № 1092).
Рассмотрев Акт проверки и прилагаемые к нему материалы, руководитель Федерального казначейства направил в Минфин России уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 05.02.2019 № 07-04-04/09-2340 (далее - Уведомление о БМП), в котором в краткой форме отражены обстоятельства бюджетных нарушений, указанных в Акте проверки, и суммы средств субсидий, использованных с нарушением условий использования и возврата в федеральный бюджет, подлежащие бесспорному взысканию в доход федерального бюджета.
На основании указанного уведомления о БМП Минфин России издал приказы от 27.02.2019 № 94, от 27.02.2019 № 95, от 27.02.2019 № 96, от 27.02.2019 № 97, в соответствии с которыми из бюджета КЧР бесспорно взысканы указанные выше суммы средств в доход федерального бюджета на счет главного распорядителя бюджетных средств - Министерства здравоохранения Российской Федерации, которое предоставляло субсидии бюджету КЧР.
Не согласившись с указанными приказами и извещениями Минфина России, посчитав их необоснованными и не соответствующими действующему законодательству РФ, а также нарушающими права и законные интересы Карачаево-Черкесской Республики в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР последнее обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Согласно п.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом согласно п.5 ст.200 АПК РФ с учетом п.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно ст.13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.
Согласно п.1 Постановления Пленума ВС РФ от 01.07.1996 № 6 и Пленума ВАС РФ № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со ст.13 Гражданского кодекса РФ он может признать такой акт недействительным.
Таким образом, из существа приведенных норм следует, что для признания недействительным обжалуемых заявителем приказов и извещений необходимо наличие двух обязательных условий, а именно, несоответствие их закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
С учетом заявленных требований и доказательств, имеющихся в материалах дела, суд считает необходимым указать следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент применения бюджетных мер принуждения, далее - БК РФ), в случае выявления бюджетных нарушений Минфин России вправе принять решение о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, и (или) суммы платы за пользование указанными средствами и пеней за их несвоевременный возврат. Указанные приказы оформлены в соответствии с пунктом 10.13 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329.
Указанные документы (акт проверки, Уведомление о применении бюджетных мер принуждения и приказы) изданы в пределах сроков, установленных пунктами 5 и 6 статьи 306.2 БК РФ, следовательно, в процедурной части и части полномочий органов, издавших указанные документы, нарушений бюджетного законодательства не допущено.
Кроме того, соблюдение процедурной части издания приказов подтверждается также пунктом 1 статьи 306.2 БК РФ, в соответствии с которым бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
Согласно пункту 5 статьи 306.2 БК РФ под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях БК РФ понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных БК РФ бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению.
Извещения об исполнении приказов № 94 - 97, направляемые в Федеральное казначейство, являются исполнительными (техническими) документами, содержащими только указание на реквизиты счета, на который должны быть перечислены взыскиваемые средства, распорядительной части и выражения в нем властного волеизъявления данные документы не содержат, поэтому в силу отсутствия признаков акта властно-распорядительного характера, установленных статьей 198 АПК РФ, извещения не подлежат оспариванию в порядке главы 24 АПК РФ. Дело в этой части в соответствии со статьей 150 АПК РФ подлежит прекращению.
Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения пункт 1 статьи 132 БК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 132 БК РФ (в редакции на момент предоставления субсидии) установлено, что цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 БК РФ межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 БК РФ, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Среди межбюджетных трансфертов, указанных в статье 129 БК РФ, предусмотрены субсидии.
Согласно пункту 2 статьи 115 Конституции Российской Федерации и абзацу четвертому статьи 23 Федерального Конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Следовательно, Правила предоставления субсидий должны соблюдаться всеми без исключения участниками межбюджетных отношений, получающими субсидии из федерального бюджета. Такие участники межбюджетных отношений в соответствии со статьёй 6 БК РФ именуются получателями средств федерального бюджета.
Правилами № 999 установлен порядок расчета, предоставления и использования субсидий, предоставляемых субъектам Российской Федерации на строительство объектов капитального строительства, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.
Субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств, возникающих при выполнении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения (пункт 2 Правил № 999).
В качестве условий предоставления и расходования субсидий Правилами предоставления субсидий (№ 999) предусматриваются, в числе прочих - возврат субъектом Российской Федерации средств в федеральный бюджет в соответствии с пунктами 16 и 19 данных Правил (подпункт «г» пункта 8 Правил).
Предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения (пункт 9 Правил № 999).
Соглашение, заключаемое в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами предоставления субсидий, должно содержать, в том числе: значения показателей результативности использования субсидии, которые должны соответствовать значениям целевых показателей и индикаторов государственных программ Российской Федерации (федеральных целевых программ), и обязательства субъекта Российской Федерации по их достижению (подпункт «б» пункта 10 Правил № 999); обязательства субъекта Российской Федерации по согласованию с соответствующими субъектами бюджетного планирования в случаях, предусмотренных федеральными законами, государственных программ субъектов Российской Федерации (муниципальных программ), софинансируемых за счет средств федерального бюджета, и внесение в них изменений, которые влекут изменения объемов финансирования и (или) показателей результативности государственных программ субъектов Российской Федерации (муниципальных программ) и (или) изменение состава мероприятий указанных программ, на которые предоставляются субсидии (подпункт «е» пункта 10 Правил № 999); сроки и порядок представления отчетности об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия, а также о достижении значений показателей результативности использования субсидии и об исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства и (или) приобретению объектов недвижимого имущества (подпункт «з» пункта 10 Правил № 999); последствия недостижения субъектом Российской Федерации установленных значений показателей результативности использования субсидии и несоблюдения графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства и (или) приобретению объектов недвижимого имущества (подпункт «к» пункта 10 Правил № 999); ответственность сторон за нарушение условий соглашения (подпункт «л» пункта 10 Правил № 999).
Форму соглашения утверждает соответствующий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку и реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в установленной сфере деятельности (пункт 12 Правил № 999).
Внесение в соглашение изменений, предусматривающих ухудшение значений показателей результативности использования субсидии, а также увеличение сроков реализации предусмотренных соглашением мероприятий, не допускается, за исключением случаев, если выполнение условий предоставления субсидии оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, изменения значений целевых показателей и индикаторов государственных программ Российской Федерации, а также в случае существенного (более чем на 20 процентов) сокращения размера субсидии (абзац 3 пункта 12 Правил № 999).
В случае если субъектом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 настоящих Правил, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений показателей результативности использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии (V возврата), рассчитывается по формуле: Vвозврата = Vсубсидии * k * m / n, где:
Vсубсидии - размер субсидии, предоставленной бюджету субъекта Российской Федерации в отчетном финансовом году (в ред. постановления Правительства РФ от 17.05.2016 №442);
m - количество показателей результативности использования субсидии, по которым индекс, отражающий уровень недостижения i-ro показателя результативности использования субсидии, имеет положительное значение;
n - общее количество показателей результативности использования субсидии;
k - коэффициент возврата субсидии.
Кроме того, для расчета показателей, указанных в формуле показателей используются методика их расчета, указанная в пунктах 17 и 18 Правил № 999.
На момент расчета объема возврата субсидии (в декабре 2018 года), осуществленный контрольным органом, в указанную выше формулу постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2016 № 1472 введен коэффициент 0,1 (после n х 0,1), применение которого снизило объем субсидии, подлежащий взысканию, до 10 процентов от первоначально рассчитываемого объема.
Таким образом, Правительство Российской Федерации учло в своем решении потребность регионов в средствах федерального бюджета, предоставленных в виде субсидии на указанные цели. При этом неиспользованные (излишние) средства субсидий подлежали возврату в федеральный бюджет в соответствии с вышеуказанными правилами и нормами БК РФ.
Положения Правил № 999, регулирующие обязательный и принудительный возврат неиспользованных средств субсидий (межбюджетных трансфертов) и (или) образовавшихся их остатков в федеральный бюджет, предусмотрены пунктом 5 статьи 242 БК РФ.
Положения пункта 5 статьи 242 БК РФ являются императивными и подлежат неукоснительному соблюдению всеми участниками бюджетных отношений (в том числе межбюджетных отношений), получателями средств федерального бюджета.
В случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения субъектом Российской Федерации условий ее предоставления, в том числе невозврата субъектом Российской Федерации средств в федеральный бюджет в соответствии с пунктами 16 и 19 данных Правил, к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 22 Правил № 999).
Таким образом, Правила № 999 предусматривают порядок расчета объема неиспользованной субсидии в результате недостижения показателей результативности предоставления субсидии с учетом понижения такого объема до 10 процентов, а в случае невозврата субъектом Российской Федерации образовавшегося неиспользованного объема субсидии - принудительный его возврат в порядке, установленном бюджетным законодательством, в виде применения бюджетных мер принуждения.
Из акта проверки следует, что между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Правительством КЧР (в реквизитах получателя указан счет Минстрой и ЖКХ КЧР, подписал министр строительства и ЖКХ КЧР) заключено соглашение от 14.07.2016 № 037 (далее - Соглашение № 037) о предоставлении субсидии бюджету КЧР на софинансирование объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в рамках подпрограммы «Социально-экономическое развитие Карачаево-Черкесской Республики на 2016 -2025 годы» государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года.
Соглашением № 037 сторонами в 2016 году предусмотрены следующие объемы средств на осуществление мероприятий, указанных в приложении № 1 к Соглашению (строительство Объектов 1 и 2): за счет средств федерального бюджета (субсидия) - 788 927 400 рублей; за счет средств бюджета КЧР - 41 552 510 рублей (пункты 2.1 и 2.2 Соглашения).
Дополнительным соглашением № 057 от 29.12.2016 к Соглашению № 057 указанные объемы средств увеличены до значений: за счет средств федерального бюджета - 805 983 700 рублей, за счет бюджета КЧР - 42 420 210 рублей.
Согласно пункту 4.3.2 Соглашения № 037 субъект обязался обеспечивать исполнение требований Министерства (здравоохранения РФ) по возврату средств в федеральный бюджет в соответствии с пунктами 16 и 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий (№ 999, указаны в преамбуле Соглашения № 037).
В соответствии с пунктом 4.3.3 Соглашения № 037 Субъект обязался обеспечивать достижение значений показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляются субсидия, установленных приложением № 3 к данному Соглашению, являющимся неотъемлемой частью данного Соглашения.
Приложением № 3 к Соглашению № 057 установлены следующие плановые показатели результативности исполнения мероприятий:
По Объекту 1:
- «Коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 человек)» - 12,8;
- «Смертность от всех причин (на 1000 человек, родившихся живыми)» - 9,5;
- «Младенческая смертность (на 1000 человек)» - 8,5;
По Объекту 2:
- «Коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 человек)» - 12,8;
- «Смертность от всех причин (на 1000 человек)» - 9,5;
- «Младенческая смертность (на 1000 человек, родившихся живыми)» - 8,5.
Дополнительным Соглашением №057 указанные показатели результативности не изменялись.
Пунктом 4.3.7 Соглашения № 037 субъект обязался представлять в Минздрав России отчеты: о расходах КЧР по форме (приложение № 5 к Соглашению); о достижении значений показателей результативности по форме (приложение № 6 к Соглашению).
Пунктом 5.1 Соглашения № 037 предусмотрена ответственность сторон в связи неисполнением или ненадлежащим исполнением своих обязанностей по данному Соглашению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Соглашения отражает в своем содержании условия, установленные Правилами № 999, о достижении показателей результативности использования субсидии и обязательства по ее возврату в соответствии с пунктами 16 и 19 Правил № 999, а также ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по Соглашению.
Срок действия Соглашения № 037 установлен до 31.12.2016, кроме пунктов 4.3.7 и 4.3.8 Соглашения, которые действуют до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Об указанных условиях Правил № 999 и Соглашения № 037 заявителю было известно с момента подписания данного Соглашения.
Согласно отчету по форме, установленной приложением № 6 к Соглашению № 037, по состоянию на 01.01.2017 указанные показатели соблюдены.
Согласно отчету об исполнении бюджета главного распорядителя бюджетных средств (Минстрой КЧР), разделу 2 данного отчета «Расходы бюджета), средства субсидии использованы в объеме 805 983 700 рублей, то есть полностью.
Также полностью израсходованы предусмотренные средства бюджета КЧР.
Между тем, согласно официальной статистической отчетности, представленной в Статистическом бюллетене «Естественное движение населения Российской Федерации за 2016 год» (таблица № 3 «Общие коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста населения по субъектам Российской Федерации», таблица № 16 «Младенческая смертность по субъектам Российской Федерации») размещенным 21.06.2017 на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики (URL: http://www.gks.ru/bgd/regi/b 16 106/Main.htm), коэффициент рождаемости (на 1000 человек) и младенческая смертность (на 1000 детей, родившихся живыми) по КЧР на 2016 год составила, соответственно - 11,9 и 8,9, что не соответствует показателям, представленным Минстроем КЧР в отчете о достижении показателей результативности исполнения мероприятий за 2016 год. То есть рождаемость снижена относительно планового показателя с 12,8 до 11,9, и младенческая смертность возросла - с 8,5 до 8,9.
Таким образом, принятые на себя властями КЧР обязательства по Соглашению № 037 о достижении показателей результативности не выполнены, главному распорядителю бюджетных средств - Минздраву России представлены отчеты, не соответствующие действительности.
Указанное подтверждается положениями пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», согласно которому принципами официального статистического учета и системы государственной статистики являются, в числе прочих полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами).
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что численность населения младенческого возраста в КЧР снизилась, соответственно, количество получателей медицинских и социальных гарантий, в том числе по пользованию построенными объектами медучреждений уменьшилось.
Показатель численности населения подлежит учету в методике распределения субсидий между бюджетами 2-х и более субъектов Российской Федерации, поскольку в соответствии с пунктом 4(1) Правил № 999 используется при условии обязательного учета уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, рассчитываемого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2004 № 670.
Таким образом, количество населения как показатель учитывается при расчете размера субсидий, распределяемых между субъектами Российской Федерации, и, соответственно, его уменьшение влечет снижение размера предоставляемых конкретному субъекту Российской Федерации субсидий из федерального бюджета с учетом принципа пропорциональности распределения расходов федерального бюджета между регионами.
В 2017 году между теми же сторонами на те же мероприятия заключено Соглашение от 20.02.2017 № 056-07-380 (далее - Соглашение № 380).
Объемы средств на мероприятия установлены Соглашением № 380 (в редакции дополнительного соглашения от 04.04.2017 № 056-07-380/1) в 2017 году в следующих размерах:
- средства федерального бюджета (субсидии, не более) - 736 482 800 рублей;
- средства бюджета КЧР - 38 762 250 рублей (775 245 050 - 736 482 800) (пункты 2.1 и 2.2 Соглашения № 380).
Пункты 4.3.2 и 4.3.3 Соглашения № 380 аналогичны по содержанию пунктам 4.3.2 и 4.3.3 Соглашения № 037.
Приложением № 3 к Соглашению № 380 на 2017 год установлены следующие показатели результативности исполнения мероприятий:
По Объекту 1:
- «Коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 человек)» - 12;
- «Смертность от всех причин (на 1000 человек)» - 9,2;
- «Младенческая смертность (на 1000 человек, родившихся живыми)» - 8,2;
По Объекту 2:
- «Коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 человек)» - 12;
- «Смертность от всех причин (на 1000 человек)» - 9,2;
- «Младенческая смертность (на 1000 человек, родившихся живыми)» - 8,2.
Согласно отчету о достижении значений показателей результативности по состоянию на 01.01.2018 показатели результативности выполнения мероприятий составили:
По Объекту 1:
- «Коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 человек)» - 12,9;
- «Смертность от всех причин (на 1000 человек)» - 9,2;
- «Младенческая смертность (на 1000 человек, родившихся живыми)» - 6,9;
По Объекту 2:
- «Коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 человек)» - 12,9;
- «Смертность от всех причин (на 1000 человек)» - 9,2;
- «Младенческая смертность (на 1000 человек, родившихся живыми)» - 6,9.
Между тем, согласно данным официальной статистической отчетности, представленной в Статистическом бюллетене «Естественное движение населения Российской Федерации за 2017 год» (таблица № 3 «Общие коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста населения по субъектам Российской Федерации», таблица № 16 «Младенческая смертность по субъектам Российской Федерации») размещенным 05.06.2018 на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики (URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/publications/catalog/docl140096846203) коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 человек) в КЧР составил -11.
Следовательно, с учетом официальных статистических данных Минстрой КЧР представил в Минздрав России в отчетах о расходовании средств федерального бюджета недостоверные показатели результативности исполнения мероприятий.
Фактически рождаемость в КЧР в 2017 году относительно планового показателя снизилась, что с учетом вышеприведенных положений о расчете размера субсидий, включающих обязательность учета показателя бюджетной обеспеченности, основанного на показателе общей численности населения, влечет снижение размера предоставляемой субсидии.
Расчеты сумм средств субсидии, подлежащие возврату в федеральный бюджет, указаны в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения, произведены на основе формул, указанных в пунктах 16 - 18 Правил № 999, с учетом понижения размера субсидии до 10 процентов, по каждому мероприятию и показателю, результативность исполнения которых не достигнута.
Поскольку часть субсидии, подлежащая возврату в федеральный бюджет в связи с недостижением показателей результативности использования субсидии, не была добровольно возвращена государственным органом КЧР в федеральный бюджет, указанная часть субсидии в соответствии с пунктом 22 Правил № 999 и пунктом 3 статьи 242 БК РФ подлежит принудительному взысканию в федеральный бюджет.
Суммы средств, подлежащих принудительному возврату в федеральный бюджет в рамках применения бюджетных мер принуждения, отражены в оспариваемых приказах № 94-97.
Под бюджетным нарушением понимается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения (пункт 1 статьи 306.1 БК РФ).
Пунктом 2 статьи 306.2 БК РФ предусмотрены бюджетные меры принуждения, к которым, в том числе отнесено бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 306.8 БК РФ нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Доводы заявителя о том, что проверка проведена в отношении ненадлежащего органа Республики, являются несостоятельными, поскольку, как отмечалось выше, Минстрой КЧР получил на свой счет, открытый в УФК по КЧР, средства субсидии и фактически ими распоряжался.
Функция Правительства Республики заключается в обеспечении исполнения бюджета Республики, исходя положений подпункта «в» пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Правительство Республики не является непосредственным исполнителем расходов республиканского бюджета и не является главным распорядителем бюджетных средств по смыслу указанного термина, установленного в статье 6 БК РФ.
Кроме того, Минстрой КЧР указан в перечне главных распорядителей средств республиканского бюджета (пункт 12 приложения 10 к Закону КЧР от 29.12.2018 № 91-РЗ о республиканском бюджете на 2019 год), следовательно, именно данный орган непосредственно вправе распоряжаться закрепленными за ним бюджетными средствами для исполнения расходов бюджета.
Таким образом, оспариваемые приказы Минфина России приняты обоснованно, в соответствии с бюджетным законодательством и не влекут нарушения прав и законных интересов Минстроя КЧР в экономической сфере, поскольку взыскиваемые средства не являются собственными средствами данного государственного органа, а являются бюджетными средствами публично-правового образования - Карачаево-Черкесской Республики от имени которой в межбюджетных отношениях выступает Правительство КЧР, как высший исполнительный орган Республики, обеспечивающий исполнение бюджета Республики.
С учетом изложенного и положений части 3 статьи 201 АПК РФ, оснований для признания недействительными приказов Минфина России № 94 - 97 не имеется.
Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Относительно оспариваемых извещений о принятии решения о бесспорном взыскании от 28.02.2019 № 12-03-09/12914, от 28.02.2019 № 12-03-09/12915, от 28.02.2019 № 12-03-09/12919, от 28.02.2019 № 12-03-09/12920, суд отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 3 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 11.08.2014 № 74н (далее - Порядок), при принятии Министерством финансов Российской Федерации решения о применении бюджетной меры принуждения в виде бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета (далее - решение о взыскании), Министерство финансов Российской Федерации не позднее следующего рабочего дня с даты принятия указанного решения направляет извещение о нем в Федеральное казначейство (далее - извещение), подписанное Министром финансов Российской Федерации (его заместителем).
При этом в извещении указывается следующая информация: наименование, дата и номер решения о взыскании; наименование субъекта Российской Федерации или государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, указанного в решении о взыскании (далее - нарушитель); сумма средств, которую Федеральному казначейству необходимо взыскать за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет нарушителя, в том числе сумма средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, сумма платы за пользование ими, сумма пени за несвоевременный возврат средств федерального бюджета; реквизиты счета Межрегионального операционного управления Федерального казначейства, открытого на балансовом счете № 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации", для перечисления взысканных средств в федеральный бюджет.
Федеральное казначейство не позднее следующего рабочего дня с даты получения извещения направляет его в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства в целях исполнения решения о взыскании, а также доводит информацию о взыскании до главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета или главного распорядителя средств федерального бюджета, предоставившего средства из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Исходя из указанных положений Порядка, извещения направляются в органы Федерального казначейства во исполнение принятого решения (приказа) о взыскании и не являются распорядительными актами, поскольку не содержат властного волеизъявления или предписаний, адресованных непосредственно объекту контроля, являются, по сути, исполнительным (техническим) документом, направленным на реализацию приказа Минфина России о бесспорном взыскании денежных средств из бюджетов субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного, извещения не являются ненормативными правовыми актами, соответственно, не могут быть рассмотрены в порядке главы 24 АПК РФ, что указывает на то, что требования в данной части не подлежат рассмотрению в арбитражном суде, а производство по делу в этой части в соответствии с частью 1 статьи 150 АПК РФ подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.64, 65, 75, 167-170, 176, 180, 181, 197-201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР в удовлетворении заявления в части требований об оспаривании приказов Министерства финансов Российской Федерации от 27.02.2019 № 94, № 95, № 96, № 97.
В остальной части требований производство по делу прекратить.
Проверено на соответствие положениям действующего законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Т.И. Махлаева