ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-131021/09 от 16.02.2010 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

25 февраля 2010 г. Дело № А40-131021/09-140-1026

№ А40-158544/09-76-1084

Резолютивная часть решения объявлена 16 февраля 2010 года, решение в полном объеме изготовлено 25 февраля 2010 года.

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего: Паршуковой О.Ю.

Судей: единолично

Протокол ведет судья

при участии:   от заявителя - ФИО1 доверенность от 02.02.2010 г. № 1/юр паспорт <...>, ФИО2 доверенность от 02.02.2010 г. № 02/юр паспорт <...>

от ответчика – ФИО3 доверенность от 15.10.2009 г. № 02-18/65176 удостоверение УР № 500816

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Фирма «КруКо»

к ответчику ИФНС России № 15 по г. Москве

о признании недействительными Требований, Решений, об обязании возвратить излишне взысканные налоги и пени, об обязании исключить из карточки лицевого счета задолженность, об обязании начислить и уплатить проценты

УСТАНОВИЛ:

С учетом Определения об объединении дел, на основании ст. 130 АПК РФ, уточнения предмета иска, на основании статьи 49 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации, иск заявлен ООО «Фирма «КруКо» к ИФНС России № 15 по г. Москве о признании недействительными полностью: Решения от 28.09.2009 г. № 19302, № 19303, как не соответствующие НК РФ; Требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, выставленные по состоянию на 31.07.2009 г. № 19302, № 19303, об обязании ИФНС России № 15 по г. Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Фирма КруКо» путем отражения в лицевых счетах ООО «Фирма КруКо» отсутствия недоимки в сумме 99 269 руб. и пеней 25 687 руб. 94 коп., указанных в требования об уплате налога, сбора, пени и штрафа по состоянию на 31.07.2009 г. за № 35749 и № 35750; об обязании ИФНС России № 15 по г. Москве в месячный срок возвратить ООО «Фирма «КруКо» суммы излишне взысканных налогов 59 797 (пятьдесят девять тысяч семьсот девяносто семь) руб. 00 коп., пеней в размере 25 687 (двадцать пять тысяч шестьсот восемьдесят семь) руб. 94 коп. с начисленными на них процентами со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата по процентной ставке, равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Заявитель требования поддерживает в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, с учетом уточнения требований, а именно.

ООО «Фирма «КруКо» создано в 1992 г., состоит на налоговом учете в ИФНС России № 15 по г. Москве с 24.06.2005 г. Ранее до указанной даты с момента создания заявитель состоял на налоговом учете в ИФНС России № 18 по г.Москве.

8 сентября 2009г. заявителем были получены по почте находящиеся в одном конверте за номером регистрируемого почтового отправления 12725418076885:

- Требование Инспекции № 35749 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 31.07.2009 (далее – Требование № 35749);

- Требование Инспекции № 35750 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 31.07.2009 (далее – Требование № 35750).

13 ноября 2009 года Заявителем по почте были получены Решения № 19302, № 19303 от 28.09.2009 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, вынесенные на основании вышеуказанных требований, в связи с неисполнением их в добровольном порядке.

Заявитель с указанными ненормативными правовыми актами Инспекции не согласен, считает их не соответствующими полностью нормам Налогового кодекса РФ, нарушающими права и законные интересы заявителя.

Ответчик иск не признал, возразил по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (т. 1 л.д. 121), а именно. Ответчик указывает, что на основании имеющейся задолженности в карточке лицевого счета были выставлены требования ТУ-ТУ №№ 35749, 35750 по состоянию на 31.07.2009 г. на общую сумму 124 956 руб. 94 коп. и направлены Заявителю.

В связи с тем, что Заявитель в добровольном порядке не исполнил оспариваемые Требования, Ответчиком были вынесены Решения № 19302, № 19303 от 28.09.2009 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов.

Таким образом, по мнению Ответчика, оспариваемые ненормативные акты законны и обоснованны.

Исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав мнения сторон, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО «Фирма «КруКо» создано в 1992 г., состоит на налоговом учете в ИФНС России № 15 по г. Москве с 24.06.2005 г. Ранее до указанной даты с момента создания заявитель состоял на налоговом учете в ИФНС России № 18 по г.Москве.

8 сентября 2009г. заявителем были получены по почте находящиеся в одном конверте за номером регистрируемого почтового отправления 12725418076885: - Требование Инспекции № 35749 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 31.07.2009 (далее – Требование № 35749); - Требование Инспекции № 35750 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 31.07.2009 (далее – Требование № 35750).

13 ноября 2009 года Заявителем по почте были получены Решения № 19302, № 19303 от 28.09.2009 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, вынесенные на основании вышеуказанных требований, в связи с неисполнением их в добровольном порядке.

Судом установлено следующее.

В отношении Требования № 35749.

Требованием № 35749 Инспекция извещает Общество о наличии у последнего недоимки в размере 54886.00 рублей по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ (КБК 18210101012021000110), с установленным законодательством о налогах и сборах сроком уплаты налога - 30.03.2009.

Одновременно, указанным требованием Инспекция извещает Общество о числящейся за организацией по состоянию на 31.07.2009г. общей задолженности в сумме 844826.41 рублей, в том числе по налогам (сборам) 498694.30 рублей, предлагает Обществу указанную числящуюся за организацией согласно лицевым счетам задолженность погасить в срок 20.08.2009г.

Требование № 35749 не соответствует фактической обязанности налогоплательщика–заявителя и реальному состоянию расчетов Общества с бюджетом субъекта РФ по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ, в 2008, 2009 г.г.

Как следует из реестров начислений и перечислений по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ, за 2008, 2009 г.г. (по данным учета ООО «Фирма «КруКо»), представленных заявителем в Инспекцию налоговых деклараций Общества по налогу на прибыль за соответствующие отчетные и налоговые периоды, платежных поручений Общества на перечисление соответствующего налога в бюджеты субъектов РФ: за налоговый период 2008 г.   Обществом начислен по представленным в Инспекцию налоговым декларациям налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ (КБК 18210101012021000110), в общей сумме 477 566,00 руб., сумма уплаченного в бюджеты субъектов РФ налога за указанный период составила 477 731,00 руб., сумма переплаты по налогу за соответствующий период составляет 171,00 руб.; за отчетный период 1,2 кв. 2009 г. Обществом начислен по представленным в Инспекцию налоговым декларациям налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ (КБК 18210101012021000110), в общей сумме 20 995,00 руб., сумма уплаченного в бюджеты субъектов РФ налога за указанный период составила 56 396,00 руб., сумма переплаты по налогу за соответствующий составляет 35 401,00 руб.

Требование № 35749 в части указанной числящейся за Обществом согласно лицевым счетам по состоянию на 31.07.2009г. общей задолженности в сумме 844 826.41 рублей, в том числе по налогам (сборам) 498 694.30 рублей, не соответствует фактической обязанности налогоплательщика-заявителя по уплате налогов (сборов), а также пеней (штрафов) и реальному состоянию расчетов Общества с бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами.

По данным учета ООО «Фирма «КруКо» у Общества отсутствует задолженность по налоговым обязательствам в указанном в Требовании № 35749 размере общей задолженности в сумме 844826.41 рублей, в том числе по налогам (сборам) 498 694.30 рублей.

Общество не получало ранее от Инспекции требования об уплате налогов (сборов), а также пеней (штрафов), на соответствующие суммы.

Согласно данных лицевых счетов налогоплательщика – заявителя по состоянию на 10.12.2008г., подтверждаемых справкой Инспекции от 17.12.2008 №17-12/73068,   по состоянию на указанную дату у заявителя задолженности по налогу на прибыль организаций, а также по иным налогам (сборам), включая пени, штрафы, не имелось, а напротив, имелась переплата, за исключением неисполненной обязанности по уплате пеней по НДС в размере 2 601.01 руб.

В соответствии с п.п.1,2 ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, которое направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Согласно п.2 ст.11 НК РФ недоимка - сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Процесс выявления недоимки по налогам формализован и регламентирован как в Налоговом кодексе Российской Федерации, так и в актах, принимаемых налоговой службой в целях упорядочения информации о платежах в бюджет, регулирующих порядок учета исполнения налоговых обязанностей.

Так, согласно ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога. Эта обязанность должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение и ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога выявляется как при проведении налоговых проверок, так и в рамках иных форм налогового контроля, в том числе в ходе сопоставления данных налоговых деклараций и сумм, поступивших от налогоплательщика в соответствии с ними. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности является основанием для направления требования об уплате.

В силу п.4 ст.69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Согласно разъяснений ВАС РФ в пункте 19 Постановления Пленума от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" досудебное урегулирование спора о взыскании пеней состоит в указании налоговым органом в ранее направленном налогоплательщику требовании размера недоимки, даты, с которой начинают начисляться пени, и ставки пеней, то есть данных, позволяющих убедиться в обоснованности их начисления.

В нарушение указанных положений ст. 69 НК РФ обжалуемое требование Инспекции не содержит предусмотренных указанной нормой сведений и данных применительно к означенной в требовании общей суммы задолженности налогоплательщика – заявителя 844 826.41 рублей, в том числе по налогам (сборам) 498 694.30 рублей.

Также в требовании отсутствуют подробные данные об основаниях взимания налога на прибыль организаций, а также ссылка на положения главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций», которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить соответствующий налог.

Оспариваемое Требование № 35749 не содержит данных о размере недоимки, даты, с которой начинают начисляться пени, и ставках пеней, относящихся к указанной в требовании общей задолженности в сумме 844 826.41 рублей.

Кроме того, исходя из указанного в Требовании № 35749 установленного законодательством о налогах и сборах срока уплаты налога - 30.03.2009,   Инспекцией пропущен срок направления требований, установленный ст. 70 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ с учетом разъяснений Президиума ВАС РФ в пункте 6 Информационного письма от 17.03.2003 N 71 требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Это правило применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа. Указанный в п. 1 ст. 70 НК РФ срок является пресекательным и восстановлению не подлежит.

Пропуск налоговым органом указанного срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 Кодекса, не лишает налоговый орган права на взыскание налога в пределах общих сроков, установленных Кодексом, но и не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.

В данном случае, установленный статьей 70 НК РФ трехмесячный срок направления Требования № 35749 об уплате налога с указанным в требовании установленным законодательством о налогах и сборах сроком уплаты налога 30.03.2009, истек 30.06.2009г.

Фактически Требование № 35749 было направлено Обществу 04.09.2009г.  , что подтверждается штемпелем отделения почтовой связи ФГУП «Почта России» на конверте, в котором требование было получено заявителем.

В отношении Требования № 35750 судом установлено следующее.

Требованием № 35750 Инспекция извещает Общество о наличии у последнего недоимки в размере 44 383.00 рублей по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ (КБК 18210101012021000110), с установленными законодательством о налогах и сборах сроками уплаты налога: 28.01.2009, 02.03.2009, 28.04.2009, 28.05.2009,   а также обязанности по уплате пеней по указанному налогу в размере 25 687.94 рублей с установленным законодательством о налогах и сборах сроком уплаты пеней - 01.07.2009.

Одновременно, указанным требованием Инспекция извещает Общество о числящейся за организацией по состоянию на 31.07.2009г. общей задолженности в сумме 844 826.41 рублей, в том числе по налогам (сборам) 498 694.30 рублей, предлагает Обществу указанную числящуюся за организацией согласно лицевым счетам задолженность погасить в срок 20.08.2009г.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое Требование № 35750 не соответствует фактической обязанности налогоплательщика–заявителя и реальному состоянию расчетов Общества с бюджетом по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ, в 2008, 2009 г.г.

Как следует реестров начислений и перечислений по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ, за 2008, 2009 г.г. (по данным учета ООО «Фирма «КруКо»), представленных заявителем в Инспекцию налоговых деклараций Общества по налогу на прибыль за соответствующие отчетные и налоговые периоды, платежных поручений Общества на перечисление соответствующего налога в бюджеты субъектов РФ:

- за налоговый период 2008 г. Обществом начислен по представленным в Инспекцию налоговым декларациям налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ (КБК 18210101012021000110), в общей сумме 477 566,00 руб.  , сумма уплаченного в бюджеты субъектов РФ налога за указанный период составила 477 731,00 руб., сумма переплаты по налогу за соответствующий период составляет 171,00 руб.;

- за отчетный период 1,2 кв. 2009 г. Обществом начислен по представленным в Инспекцию налоговым декларациям налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ (КБК 18210101012021000110), в общей сумме 20 995,00 руб., сумма уплаченного в бюджеты субъектов РФ налога за указанный период составила 56 396,00 руб., сумма переплаты по налогу за соответствующий составляет 35 401,00 руб.

Оспариваемое Требование № 35750 в части указанной числящейся за Обществом согласно лицевым счетам по состоянию на 31.07.2009г. общей задолженности в сумме 844 826.41 рублей, в том числе по налогам (сборам) 498 694.30 рублей, не соответствует фактической обязанности налогоплательщика-заявителя по уплате налогов (сборов), а также пеней (штрафов) и реальному состоянию расчетов Общества с бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами.

По данным учета ООО «Фирма «КруКо» у Общества отсутствует задолженность по налоговым обязательствам в указанном в Требовании № 35749 размере общей задолженности в сумме 844 826.41 рублей, в том числе по налогам (сборам) 498 694.30 рублей.

Общество не получало ранее от Инспекции требования об уплате налогов (сборов), а также пеней (штрафов), на соответствующие суммы.

Согласно данных лицевых счетов налогоплательщика – заявителя по состоянию на 10.12.2008г., подтверждаемых справкой Инспекции от 17.12.2008 №17-12/73068,   по состоянию на указанную дату у заявителя задолженности по налогу на прибыль организаций, а также по иным налогам (сборам), включая пени, штрафы, не имелось, а напротив, имелась переплата, за исключением неисполненной обязанности по уплате пеней по НДС в размере 2 601.01 руб.

В соответствии с п.п.1,2 ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, которое направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Согласно п.2 ст.11 НК РФ недоимка - сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Процесс выявления недоимки по налогам формализован и регламентирован как в Налоговом кодексе Российской Федерации, так и в актах, принимаемых налоговой службой в целях упорядочения информации о платежах в бюджет, регулирующих порядок учета исполнения налоговых обязанностей.

Так, согласно ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога. Эта обязанность должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение и ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога выявляется как при проведении налоговых проверок, так и в рамках иных форм налогового контроля, в том числе в ходе сопоставления данных налоговых деклараций и сумм, поступивших от налогоплательщика в соответствии с ними.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности является основанием для направления требования об уплате.

В силу п.4 ст.69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Согласно разъяснений ВАС РФ в пункте 19 Постановления Пленума от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" досудебное урегулирование спора о взыскании пеней состоит в указании налоговым органом в ранее направленном налогоплательщику требовании размера недоимки, даты, с которой начинают начисляться пени, и ставки пеней, то есть данных, позволяющих убедиться в обоснованности их начисления.

В нарушение указанных положений ст. 69 НК РФ обжалуемое требование Инспекции не содержит предусмотренных указанной нормой сведений и данных применительно к означенной в требовании общей суммы задолженности налогоплательщика – заявителя 844826.41 рублей, в том числе по налогам (сборам) 498694.30 рублей.

Также в требовании отсутствуют подробные данные об основаниях взимания налога на прибыль организаций, а также ссылка на положения главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций», которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить соответствующий налог.

Оспариваемое Требование № 35750 не содержит данных о дате, с которой начинают начисляться пени, применительно к указанной в требовании суммы пеней 25 687.94 рублей по налогу на прибыль, а также данных о размере недоимки, даты, с которой начинают начисляться пени, и ставках пеней, относящихся к указанной в требовании общей задолженности в сумме 844826.41 рублей.

Кроме того, исходя из указанных в Требовании № 35750 установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты налога: 28.01.2009, 02.03.2009, 28.04.2009, 28.05.2009, а также пени – 01.07.2009г.,   Инспекцией пропущен срок направления требований, установленный ст. 70 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ с учетом разъяснений Президиума ВАС РФ в пункте 6 Информационного письма от 17.03.2003 N 71 требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Это правило применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа. Указанный в п. 1 ст. 70 НК РФ срок является пресекательным и восстановлению не подлежит.

Пропуск налоговым органом указанного срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 Кодекса, не лишает налоговый орган права на взыскание налога в пределах общих сроков, установленных Кодексом, но и не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.

В данном случае, установленный статьей 70 НК РФ трехмесячный срок направления Требования № 35750 с указанными в требовании установленными законодательством о налогах и сборах сроками уплаты налога: 28.01.2009, 02.03.2009, 28.04.2009, 28.05.2009, а также пени – 01.07.2009г., истек, соответственно, 28.08.2009 в части налога и 01.10.2009г. в части пени.

Фактически Требование № 35750 было направлено Обществу 04.09.2009г., что подтверждается штемпелем отделения почтовой связи ФГУП «Почта России» на конверте, в котором требование было получено заявителем.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые Обществом требования Инспекции №№ 35749, 35750 не соответствуют действительным обязанностям налогоплательщика-заявителя по уплате налога, сбора, пени, штрафа, составлены с существенными нарушениями нормы ст.69 НК РФ, а также направлены налогоплательщику-заявителю Инспекцией за пределами (с пропуском) срока, установленного ст.70 НК РФ.

В силу пункта 1 статьи 65 и пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо, которые приняли такие акты и решения.

Следовательно, в данном случае налоговый орган должен доказать правомерность направления заявителю требований №№ 35749, 35750 по состоянию на 31.07.2009, подтвердив наличие у Общества задолженности по налогам (сборам), ее размер, указать период возникновения задолженности, а также обосновать размер взыскиваемых пеней, на основании поступивших в Инспекцию первичных документов о начислении (уменьшении) и уплате налогов Обществом.

Непредставление Инспекцией соответствующих надлежащих доказательств, свидетельствующих о правомерности выставления заявителю требований №№ 35749, 35750, в силу выше указанных положений АПК РФ, влечет признание недоказанным наличие у Общества обязанности по уплате недоимки, а также пеней и суммы общей задолженности, отраженных в оспариваемых требованиях №№ 35749, 35750 по состоянию на 31.07.2009.

Заявитель неоднократно обращался в налоговый орган с письмами (исх. № 090908/1 от 08-09-2009г., исх. № 0909011/1 от 11-09 2009г.) в которых указывал на ошибочность данных налогового органа, отраженных в оспариваемых требованиях, и выражал готовность урегулировать спор в досудебном порядке, в связи с чем, заявитель просил налоговый орган провести дополнительную выверку налоговых платежей организации. Однако указанные обращения заявителя были оставлены Инспекцией без ответа по существу.

Кроме того, в соответствии со ст.44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора.

В силу п.п.1,3,8 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.

В соответствии с положениями главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» налоговым периодом по налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. (ст.285 НК РФ).

Согласно п.2 ст.282 НК РФ по итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном настоящей статьей.

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период статьей 289 настоящего Кодекса.

Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период.

Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.

Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.

По итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода (п.1 ст.287 НК РФ).

Налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей. Налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации упрощенной формы.

Налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей.

Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст.289 НК РФ).

Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей.

ООО «Фирма «КруКо» не является налогоплательщиком, исчисляющим ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли. Общество исчисляет и уплачивает суммы налога и авансовых платежей в общем порядке, установленном ст.ст.286,287 НК РФ.

Применительно к указанному порядку сумма исчисленного Обществом налога за налоговый период: 2008 год и авансовых платежей за отчетные периоды: первый квартал, полугодие и девять месяцев 2008 года составляет 477 560,00 рублей, согласно представленным заявителем в материалы дела выпискам из налоговых деклараций по налогу на прибыль от 28.05.2008, 28.07.2008, 28.10.2008, 27.03.2009 (показатели строки 070 пункта 1.1. раздела 1) с подтверждениями специализированного оператора связи о передаче деклараций в налоговый орган в электронной форме.

Сумма уплаченного Обществом налога и налога в виде авансовых платежей за вышеуказанные налоговый и отчетные периоды составила 477 731,00 рублей, в том числе: по требованию налогового органа № ТУ36969 на 10.10.2008г. – 63 932,00 рублей, что подтверждается представленными заявителем в материалы дела платежными поручениями с отметками банка, на которых проставлены в поле «Списано со счета плательщика» даты списания средств со счета плательщика (Общества), подтверждающие наличие на счете достаточного денежного остатка на день платежа: п/п № 360 от 28.04.2008, № 620 от 28.07.2008, № 289 от 23.10.2008, № 307 от 28.10.2008, № 349 от 28.11.2008, № 380 от 29.11.2008, № 161 от 27.03.2009.

Кроме того, Обществом были уплачены пени в общей сумме 2 287,88 руб. в связи с несвоевременной уплатой ежемесячных авансовых платежей в 2008 году по требованиям налогового органа № ТУ36971 на 10.10.2008г. (п/п № 293 от 23.10.2008) и № ТУ36972 на 10.10.2008г. (п/п № 297 от 23.10.2008).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что представленные Обществом в материалы дела налоговые декларации и платежные поручения подтверждают исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога за 2008г. полностью.

Следовательно, оспариваемое требование налогового органа № 35749, предусматривающее обязанность Общества уплатить 54886.00 рублей недоимки по налогу за 4 квартал 2008, не соответствует действительной обязанности налогоплательщика по уплате налога за указанный период.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что у налогового органа отсутствовали законные основания для принятия (вынесения) и направления Обществу оспариваемого требования.

Сумма исчисленных Обществом авансовых платежей в 2009 году за отчетные периоды: первый квартал и полугодие 2009 года составляет 49 703,00 рублей, согласно представленным заявителем в материалы дела выпискам из уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль от 23.11.2009 (показатели строки 230 пункта 1.2. раздела 1) с подтверждениями специализированного оператора связи о передаче деклараций в налоговый орган в электронной форме 25.11.2009г.

Сумма уплаченного Обществом налога в виде авансовых платежей за вышеуказанные отчетные периоды составила 52 808,00 рублей, что подтверждается представленными заявителем в материалы дела платежными поручениями с отметками банка, на которых проставлены в поле «Списано со счета плательщика» даты списания средств со счета плательщика (Общества), подтверждающие наличие на счете достаточного денежного остатка на день платежа: п/п № 39 от 28.01.2009, № 81 от 25.02.2009, № 163 от 27.03.2009, № 220 от 28.04.2009, № 371 от 28.07.2009.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что представленные Обществом в материалы дела налоговые декларации и платежные поручения подтверждают исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога за 1,2 кв. 2009г. полностью.

Следовательно, оспариваемое требование налогового органа № 35750, предусматривающее обязанность Общества уплатить 44483.00 рублей недоимки и 25687.94 рублей пеней по налогу за 1,2 кв 2009, не соответствует действительной обязанности налогоплательщика по уплате налога за указанный период.

Представленные заявителем в материалы дела налоговые декларации, платежные поручения, реестры начислений и перечислений по налогу Инспекцией не оспорены и не опровергнуты, в том числе, налоговым органом не заявлено доводов о недостоверности содержащихся в них данных, о выявленных ранее в рамках проводимых камеральных проверок или в настоящее время в ходе судебного разбирательства по делу ошибках в налоговых декларациях и (или) противоречиях между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявленных несоответствиях сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органах и полученных им в ходе налогового контроля. О выявленных ошибках и противоречиях Инспекция Обществу в порядке ст.88 НК РФ не сообщала.

В силу пункта 1 статьи 65 и пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо, которые приняли такие акты и решения.

В данном случае ответчиком не доказано надлежащим образом возникновения и наличие на дату вынесения оспариваемых требований установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, порождающих обязанность заявителя по уплате налога и пеней, указанных в спорных требованиях.

13 ноября 2009г. заявителем были получены по почте оспариваемые ненормативные акты, а именно: Решение ИФНС России №15 по г. Москве № 19302 от 28.09.2009 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов в пределах сумм, указанных в требовании № 35749 от 31.07.2009г.; Решение ИФНС России №15 по г. Москве № 19303 от 28.09.2009 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов в пределах сумм, указанных в требовании № 35750 от 31.07.2009г.

Данные оспариваемые Решения вынесены на основании обжалуемых требований № 35749, № 35750 по состоянию на 31.07.2009, которые признаны судом недействительными по вышеуказанным основаниям.

Кроме того, судом учитывается, что оспариваемые Решения о взыскании № 19302, № 19303, вынесенные 28.09.2009г., были направлены Ответчиком в адрес Общества 13.11.2009г., согласно штемпелю отделения связи на почтовом конверте, т.е. спустя более 1,5 (полутора) месяцев с указанной в решениях даты их «принятия», что является нарушением нормы абз.2 п.3 ст.46 НК РФ, предусматривающей обязанность налогового органа довести решение о взыскании до сведения налогоплательщика в шестидневный срок после его вынесения.

Установленный в требованиях № 35749, № 35750 по состоянию на 31.07.2009 срок исполнения – до 20.08.2009г., следовательно, решения о взыскании могли быть приняты Инспекцией не позднее 20.10.2009г. и должны были быть доведены до сведения заявителя не позднее 28.10.2009г. (6-й рабочий день).

Исходя из указанных в требованиях № 35749, № 35750 сроков уплаты налога, соответственно: 30.03.2009 и 28.01.2009 (недоимка 4607 руб.), 02.03.2009 (недоимка 10765 руб.), 28.04.2009 (недоимка 17407 руб.), установленный статьей 70 НК РФ трехмесячный срок направления Инспекцией указанных требований об уплате Обществу истек: по требованию №35749 - 30.06.2009; по требованию №35750 - 28.04.2009 (недоимка 4607 руб.), 02.06.2009 (недоимка 10765 руб.), 28.07.2009 (недоимка 17407 руб.).

Фактически требования № 35749, № 35750 были направлены Инспекцией Обществу 04.09.2009г., т.е. с пропуском срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 Кодекса.

В соответствии с п.3 ст.46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения.

Согласно разъяснению Президиума ВАС РФ в пункте 6 Информационного письма от 17.03.2003 N 71 пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 Кодекса, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.

В связи с этим, установленный п.3 ст.46 двухмесячный срок на принятие налоговым органом оспариваемых решений о взыскании и должен исчисляться:

решения №19302 - с 20.07.2009г.;

решения №19303 - с 18.05.2009 (недоимка 4607 руб.), с 22.06.2009 (недоимка 10765 руб.), с 17.08.2009 (недоимка 17407 руб.), т.е. по истечении 20 дней (определенных в требованиях №35749, №35750) со дня окончания установленного ст.70 Кодекса (трехмесячного) срока на направление требования.

Соответственно, установленный п.3 ст.46 двухмесячный срок на принятие налоговым органом оспариваемых решений о взыскании истекает: решения №19302 - 21.09.2009г.; решения №19303 - 20.07.2009 (недоимка 4607 руб.), 24.08.2009 (недоимка 10765 руб.), 19.10.2009 (недоимка 17407 руб.).

В силу абзаца 2 п.3 ст.46 НК РФ решения должны были быть доведены до сведения заявителя: решение №19302 – не позднее 28.09.2009г.; решение №19303 - не позднее 27.07.2009 (недоимка 4607 руб.), 31.08.2009 (недоимка 10765 руб.), 26.10.2009 (недоимка 17407 руб.).

Поскольку решения были приняты (датированы) 28.09.2009г. и направлены заявителю 11.11.2009г., т.е. за пределами сроков, предусмотренных п.3 ст.46 НК РФ (решение № 19303 – в части недоимки 4607 руб., 10765 руб. и 17407 руб.), оспариваемые решения (решение № 19303 – в части недоимки 4607 руб., 10765 руб. и 17407 руб.), суд приходит к выводу о том, что они являются незаконными, поскольку вынесены и доведены до сведения налогоплательщика с существенным нарушением сроков, предусмотренных п.3 ст.46 НК РФ.

Указанные в оспариваемых решениях Инспекции суммы налогов (59 797-00 руб.) и пеней (25 687-94 руб.) были списаны полностью с расчетного счета заявителя в обслуживающем банке АКБ «ПЕРВЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ» (ЗАО) в период с 03 по 11 ноября 2009г., на основании переданных Инспекцией в банк, инкассовых поручений № 2797, № 2798, № 2799 от 28.09.2009.

В соответствии с п.5 ст.79 Налогового кодекса РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В силу п.9 ст.79 НК РФ правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении возврата сумм излишне взысканных пеней.

Излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, т.е. без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июня 2001 года N 173-О по жалобе гражданки ФИО4).

Если же зачисление налога в бюджет происходит на основании требования об уплате налога, в котором согласно пункту 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации указывается исчисленная налоговым органом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, при том, что такое требование направляется налогоплательщику по результатам камеральных налоговых проверок или в ходе производства по делу о налоговом правонарушении (часть пятая статьи 88, пункт 4 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации), то в случае неверного расчета налоговых сумм нет оснований говорить о факте излишней уплаты налога (и, соответственно, статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации применена быть не может).

2.6. Таким образом, регулируя основания, условия и порядок возврата излишне взысканного налога, в частности предусматривая начисление процентов на сумму излишне взысканного налога, федеральный законодатель установил дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны права частной собственности законом.

Следовательно, положение абзаца первого пункта 4 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации предполагает обязанность налоговых органов осуществить возврат сумм налога, перечисленных налогоплательщиком в бюджет на основании требования об уплате налога, признанного впоследствии незаконным (недействительным), с начисленными на них процентами».

Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 13592/04 от 29.03.2005 года, выставление требования об уплате налога уже само по себе является мерой принудительного характера, и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может расцениваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога и сбора.

Мерой принудительного характера, в смысле ст. 79 НК РФ, рассматривается не способ исполнения требования, а сам факт выставления налоговым органом требования об уплате налога и пеней.

Следовательно, способ исполнения требования путем проведения зачета в уплату доначисленных налога и пеней носит характер взыскания налоговым органом недоимки.

Уплату денежных средств по требованиям, Заявитель осуществил путем произведенного налоговым органом зачета.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исполнение Заявителем требования имело место в результате принудительного взыскания, которое не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора.

Поскольку факт излишнего взыскания налогов и пеней судом установлено, следовательно, на эти суммы в силу ст. 79 НК РФ налоговый орган обязан начислить и уплатить проценты.

Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 170, 171, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительными полностью Решения, вынесенные Инспекцией Федеральной налоговой службы № 15 по г. Москве в отношении общества с ограниченной ответственностью «Фирма «КруКо» от 28.09.2009 г. № 19302, № 19303, как не соответствующие НК РФ.

Признать недействительными полностью Требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, выставленные Инспекцией Федеральной налоговой службы № 15 по г. Москве в отношении общества с ограниченной ответственностью «Фирма «КруКо» по состоянию на 31.07.2009 г. № 19302, № 19303, как не соответствующие НК РФ.

Обязать ИФНС России № 15 по г. Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Фирма КруКо» путем отражения в лицевых счетах ООО «Фирма КруКо» отсутствия недоимки в сумме 99 269 руб. и пеней 25 687 руб. 94 коп., указанных в требования об уплате налога, сбора, пени и штрафа по состоянию на 31.07.2009 г. за № 35749 и № 35750.

Обязать ИФНС России № 15 по г. Москве в месячный срок возвратить ООО «Фирма «КруКо» суммы излишне взысканных налогов 59 797 (пятьдесят девять тысяч семьсот девяносто семь) руб. 00 коп., пеней в размере 25 687 (двадцать пять тысяч шестьсот восемьдесят семь) руб. 94 коп. с начисленными на них процентами со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата по процентной ставке, равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Фирма «КруКо» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 14 046 (четырнадцать тысяч шестьдесят четыре) руб. 65 коп.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Председательствующий О.Ю. Паршукова