Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва 27 сентября 2019 г. | Дело № А40-131127/19-79-1137 |
Резолютивная часть решения объявлена 03 сентября 2019 года
Полный текст решения изготовлен 27 сентября 2019 года
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Дранко Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жанабергеновой В.Б.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации
к Комитету по ценам и тарифам Московской области
об оспаривании постановления от 08.04.2019 по делу № 11/02-04-2019 о назначении административного наказания
при участии:от заявителя: не явка
от административного органа: ФИО1 ( паспорт, дов . №55 от 29.12.2018 г.)
У С Т А Н О В И Л:
ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по ценам и тарифам Московской области (далее также Комитет, административный орган) от 08.04.2019 по делу об административном правонарушении №11/02-04-2019 привлечении заявителя к административной ответственности по ч. 2 ст.14.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Одновременно заявителем подано ходатайство о восстановлении срока на обжалование оспариваемого постановления.
В обоснование доводов заявитель в заявлении ссылается на малозначительность вменяемого правонарушения, в связи с чем просит применить положения ст.2.9 КоАП РФ и освободить заявителя от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Административный орган по заявлению возражал по мотивам, изложенным в отзыве, считая, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным.
Заявитель в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Суд посчитал возможным рассмотреть дело в порядке ст. ст. 123, 156,ч.2 ст.210 АПК РФ в отсутствие заявителя.
Рассмотрев материалы дела, материалы административного производства, выслушав представителя административного органа, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд оставляет требования заявителя без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения ст.ст. 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом, что не оспаривалось заявителем. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, судом не установлено. Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, не истекли.
Заявителем пропущен процессуальный срок, предусмотренный законом на обжалование постановлений по делу об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
В силу положений части 2 статьи 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
В соответствии с частью 3 статьи 25.15 КоАП РФ место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что копия оспариваемого постановления направлена по адресу ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, указанному в ЕГРЮЛ заказным письмом с уведомлением о вручении - почтовый идентификатор: 12531932050320 (согласно отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором, письмо получено адресатом 17.04.2019).
Согласно части 1 статьи 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных названным Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Соответствующее разъяснение дано в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 (в редакции от 11.11.2008) «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении КоАП РФ».
Датой вступления в законную силу оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении является 28.04.2019.
В силу изложенного, срок на обжалование постановления по делу об административном правонарушении - истек 28.04.2019.
Вместе с тем, жалоба на постановление подана в Арбитражный суд города Москва 27.05.2019, т.е. за пределами процессуального срока предусмотренного законом на обжалование постановлений по делу об административном правонарушении.
В связи с изложенным, процессуальный срок, установленный частью 2 статьи 208 АПК РФ, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ, для оспаривания постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, заявителем пропущен.
Ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного процессуального срока для обжалования постановления по делу об административном правонарушении не содержит уважительных причин, позволяющих этот срок восстановить.
Пропуск срока для обжалования постановления по делу об административном правонарушении является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Оспариваемым Постановлением заявитель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка ценообразования.
Довод Заявителя о том, что данное правонарушение не является тяжким и не несет фактически никакого вреда для общества, не позволяет считать это правонарушение малозначительным.
В ходе анализа представленных документов административным органом было установлено, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России эксплуатирует имущество, переданное в соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 24.03.2017 № 837 и на основании Перечня недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России к передаточному акту.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», ст. 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п. 18 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, п. 10 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, организации, осуществляющие деятельность в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обязаны вести раздельный бухгалтерский учет расходов и доходов.
Согласно п. 4 Порядка ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системы классификации таких затрат, утвержденного приказом Минстроя России от 25.01.2014 № 22/пр (далее – Порядок), регулируемые организации обязаны вести раздельный учет расходов и доходов по следующим регулируемым видам деятельности:
1) в сфере холодного водоснабжения:
а) транспортировка воды, включая распределение воды;
б) подвоз воды;
в) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения;
2) в сфере горячего водоснабжения при осуществлении горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения:
а) горячее водоснабжение, в том числе:
- приготовление воды на нужды горячего водоснабжения;
- транспортировка горячей воды;
б) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения;
3) в сфере водоотведения:
а) водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод;
б) прием и транспортировка сточных вод;
в) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
Согласно п. 5 Порядка, в случае если регулируемая организация осуществляет водоснабжение и водоотведение с использованием нескольких технологически не связанных между собой централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, она обязана вести учет по регулируемым видам деятельности, раздельно по каждой такой системе, если при установлении тарифов в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения для такой регулируемой организации указанные тарифы установлены дифференцированно для каждой из нескольких технологически не связанных между собой централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В ходе проверки представлено Положение об учетной политике ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России для целей бухгалтерского учета с 01.04.2017, утвержденное приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 19.05.2017 № 60/1 (далее – учетная политика).
В соответствии с Приложением 2 к учетной политике (далее – Методика раздельного учета), принципы и алгоритмы учета доходов и расходов, формирования себестоимости продукции, работ услуг ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России определены Методикой учета доходов и расходов по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности.
Раздельный учет по объектам распределения обеспечивается утвержденной структурой ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России и Положением о филиалах и обособленных подразделениях.
Для целей учета доходов, расходов и распределения затрат выделяются следующие виды деятельности ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России:
в сфере теплоснабжения (производство тепловой энергии не в режиме комбинированной выработки источниками тепловой энергии; производство теплоносителя; передача тепловой энергии; передача теплоносителя; сбыт тепловой энергии и теплоносителя; подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения; поддержание резервной мощности при отсутствии потребления тепловой энергии);
в сфере горячего водоснабжения (горячее водоснабжение; транспортировка горячей воды;
в сфере водоснабжения (холодное водоснабжение; транспортировка холодной воды, включая ее распределение; подвоз холодной воды; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения);
в сфере водоотведения (водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод; прием и транспортировка сточных вод; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения);
прочая деятельность (оказание услуг по обслуживанию казарменно-жилищного фонда Министерства обороны РФ и подведомственных ему организаций; реализация работ, услуг по эксплуатационно-техническому и сервисному обслуживанию инженерных систем для нужд Министерства обороны РФ; ремонт гидротехнических сооружений; прочие работы, услуги непромышленного характера (пункт 4 Методики раздельного учета).
Отнесение выручки к соответствующим видам деятельности, производственным объектам и субъекту РФ осуществляется исходя из условий договора по соответствующему виду деятельности (пункт 6 Методики раздельного учета).
Учет операций по формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России осуществляется на счетах:
0 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»;
0 109 70 000 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг»;
0 109 80 000 «Общехозяйственные расходы».
По каждому из вышеуказанных счетов открываются счета аналитического учета по видам расходов по соответствующим статьям (подстатьям) 211—213, 221—226, 262, 263, 271, 272, 290 (классификация операций сектора государственного управления).
Прямые затраты учитываются на счете 109.60 и распределяются по видам деятельности, финансируемой за счёт субсидий на выполнение государственного задания и на затраты по приносящей доход деятельности и распределяются пропорционально полезному отпуску непосредственно на местах возникновения затрат (пункт 6.3 Методики раздельного учета).
Распределение накладных расходов (счет 109.70) и общехозяйственных расходов (счет 109.80) производится пропорционально прямым затратам по оплате труда производственных рабочих по объектам производства и по видам деятельности в разрезе жилищно-эксплуатационных (коммунальных) отделов на себестоимость.
Филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, являясь организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности, в соответствии с законодательством Российской Федерации обязано вести раздельный учет доходов и расходов по регулируемым видам деятельности.
В ходе анализа представленных филиалом ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России копий регистров бухгалтерского учета по счетам 0 109 60000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг», 0 205 00000 «Расчеты по доходам», 0 302 00000 «Расчеты по принятым обязательствам», 0 401 100000 «Финансовый результат экономического субъекта» и другие счета регистров бухгалтерского учета по регулируемым видам деятельности, установлено, что учет расходов и доходов ведется в целом по организации без распределения по видам деятельности, что противоречит положениям п. 4 и п. 5 Порядка.
В соответствии с вышеизложенным отсутствие раздельного бухгалтерского учета является грубым нарушением действующего законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов), влияющим на рассмотрение заявления организации об установлении цен (тарифов) и расчет Комитетом экономически обоснованных цен (тарифов) на очередной период регулирования.
Таким образом, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрено ч. 2 ст. 14.6 «Нарушение порядка ценообразования» КоАП РФ.
Учитывая изложенное, у Комитета имелись основания для привлечения ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России к административной ответственности в виде административного штрафа в соответствии с частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых, КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность, но данным лицом, не были приняты все зависящие от него меры, по их соблюдению.
Оценив собранные административным органом доказательства, суд приходит к выводу, что заявителем не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, при возможности принятия таких мер, следовательно, вина заявителя в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждается материалами административного дела.
Суд, учитывая изложенные обстоятельства, полагает обоснованным вывод административного органа о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.6 КоАП РФ, в действиях ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч.2 ст.14.6 КоАП РФ, при этом избранная должностным лицом мера наказания соответствует общественной опасности совершенного деяния.
Собранные административным органом в установленном законом порядке доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации события административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.6 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих в отношении заявителя производство по делу об административном правонарушении (ст.24.5 КоАП РФ) не выявлено.
Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения к административной ответственности административным органом соблюдены, размер ответственности административным органом определен с учетом правил, определенных ст. 4.1 КоАП РФ, а также учитывая, что оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и оценки допущенного заявителем правонарушения, как малозначительного с учетом положений п.п. 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10, суд не усматривает, требования заявителя о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления удовлетворению не подлежат.
Судом рассмотрены все доводы заявителя, однако они не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований и расцениваются судом, как направленные на уклонение от административной ответственности.
Согласно ст. 211 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и ст. 24.2, 25.1, 26.1-26.3, 28.2, 29.7, 29.10 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст.4,65, 71, 167-170, 176, 207-211 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации к Комитету по ценам и тарифам Московской области об оспаривании постановления от 08.04.2019 по делу об административном правонарушении №11/02-04-2019 о назначении административного наказания – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: | Л.А. Дранко |