ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-132333/13 от 29.10.2013 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-132333/13

06 ноября 2013 г.

Резолютивная часть решения объявлена 29 октября 2013 года

Полный текст решения изготовлен 06 ноября 2013 года

Арбитражный суд в составе судьи Дранко Л.А.(79-817)

при ведении протокола секретарем с/з Саламовой Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Автомобильные дороги» Зеленоградского административного округа» (124482, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

к   Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы (119019, <...>)

о   признании незаконным постановления №1502-410/2013 от 10.09.2013г.

В судебное заседание явились:от заявителя – ФИО1 по доверенности от 08.10.2013г.,от административного органа ФИО2 по доверенности от 22.01.2013г. №05-08-212/13

УСТАНОВИЛ:

ГБУ «Автомобильные г.Москвы дороги ЗелАО» (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее - Департамент) от 10.09.2013 г. № 1502-410/2013 о назначении заявителю административного наказания по ч.2 ст. 4.17 Закон города Москвы от 21.11.2007г. №45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»(далее КоАП Москвы) в виде штрафа в размере 350 000 руб.

В обоснование доводов заявитель ссылается на составление Актов обследования территории от 19 и 22.08.2013г. с нарушением ст.27.8 КоАП РФ, в связи с чем не могут расцениваться как доказательства в силу ч.3 ст.26.2 КоАП РФ.

Представитель Департамента считает заявленное требование об отмене постановления от 10.09.2013 г. № 1502-410/2013 не подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве, считая, что ГБУ «Автомобильные дороги ЮЗАО» допустило нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.

Рассмотрев материалы дела, дав оценку приведенным доводам и возражениям, суд оставляет заявленные требования без удовлетворения по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, по результатам обследования особо охраняемой природной территории «Крюковский лесопарк», проведенного 19.08.2013 (в 12 часов 26 минут) и 22.08.2013 (в 12 часов 11 минут) по адресу: г. Москва, ООПТ «Крюковский лесопарк», были составлены Акты обследования от 22.08.2013г. и от 19.08.2013г. с прилагаемыми к ним фотографиями. Как следует из данных документов, комиссией было установлено, что на указанной территории (на территории 8 квартала, выдел 1), имеются очаги бытового мусора.

Согласно п.п. 2.2.1, 2.2.4, 2.3.2 устава, распоряжения Правительства Москвы от 16.08.2011 №628-РП работы по санитарному содержанию, организации уборки и обеспечению чистоты на ООПТ «Крюковский лесопарк», удалению и обработке твердых отходов осуществляет ГБУ г.Москвы «Автомобильные дороги ЗелАО».

В силу положений части 1 статьи 61 Закона об охране окружающей среды зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений, на территориях, находящихся в составе

зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории.

Согласно пункту 1.1 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года № 1018, эти Правила устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяют порядок уборки и содержания городских территорий, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, а также внутренние производственные территории, для всех юридических и физических лиц, являющихся пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий, строений и сооружений, расположенных на территории Москвы, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и гражданства.

В соответствии с п. 4.1 Постановления Правительства Москвы от 09.11.1999 г. № 1018 «Об утверждении правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве» уборочные работы производятся в соответствии с требованиями настоящих Правил, инструкциями и технологическими рекомендациями, утвержденными Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы.

Уборка городских территорий проводится дважды в день: до 8 часов и до 18 часов. На магистралях и улицах с интенсивным движением транспорта уборочные работы проводятся в ночное время с 23 часов до 6 часов (п. 4.3).

Из материалов видно, что мусор на проверяемой территории по адресу: г. Москва, ООПТ «Крюковский лесопарк» в течении 3 дней не убирался, что зафиксировано указанными выше Актами от 19.08.2013 и 22.08.2013. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.

Также на самих фотографиях, приложенных к Актам обследования, зафиксирован мусор, который в течение нескольких дней не только не ликвидируется, а увеличивается.

По факту выявленного нарушения в отношении заявителя с участием его представителя был составлен протокол об административном правонарушении от 26.08.2013г.№1504-410/2013 по ч.2 ст.4.17 КоАП Москвы, который суд находит соответствующим требованиям ст.28.2 КоАП РФ.

Оспариваемое постановление было вынесено также с участием представителя заявителя уполномоченным должностным лицом в пределах установленных ст.4.5 КоАП РФ сроков. Как показывают материалы дела, установленный КоАП РФ порядок привлечения заявителя к административной ответственности был соблюден, гарантии защиты заявителю как лицу, привлекаемому к административной ответственности, были обеспечены.

Также судом установлены основания для привлечения заявителя к административной ответственности по ч.2 ст.17 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за нарушение правил содержания зеленых насаждения в виде наложения административного штрафа. Так, наличие в действиях (бездействии) заявителя состава данного административного правонарушения полностью подтверждается материалами дела. Обстоятельств, исключающих в отношении заявителя производство по делу об административном правонарушении, не выявлено.

При этом статья 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает возможность составления протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов для фиксации доказательств.

С учетом ст. 26.2 Кодекса протокол осмотра является доказательством по делу об административном правонарушении, но не единственным доказательством, фиксирующим результат осмотра помещений или территорий.

Данный вывод подтверждается правовой позицией Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в определении об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № ВАС-7462/13 от 18 июня 2013 г.

Согласно ч.1 ст. 31 Закона г.Москвы от 26.09.2001 №48 «Об особо охраняемых природных территориях в города Москве» охрана особо охраняемых природных территорий осуществляется путем обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Федерального закона от 10 января 2002 года №7-Фз «Об охране окружающей среды», Лесного кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и природопользования, а также настоящего Закона.

Организация охраны особо охраняемых природных территорий возлагается на пользователей территорий, а также на специальную службу охраны особо охраняемых природных территорий - структурное подразделение учреждения, организации, осуществляющих охрану, содержание и использование особо охраняемой природной территории (ч.1 ст. 32 Закона г.Москвы от 26.09.2001 №48 «Об особо охраняемых природных территориях в города Москве»).

В состав службы охраны входят старшие государственные инспектора по охране особо охраняемых природных территорий и государственные инспектора по охране особо охраняемых природных территорий (ч.2 ст. 31 Закона г.Москвы от 26.09.2001 №48 «Об особо охраняемых природных территориях в города Москве»).

В соответствии с п. 1.1 Приложения 6 к Постановлению Правительства Москвы от 09.04.2002 г. № 262-ПП «О мерах по реализации Закона города Москвы «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» охрану природных комплексов и объектов на особо охраняемых природных территориях и их охранных зонах осуществляет служба охраны особо охраняемой природной территории города Москвы, которая состоит, в том числе, из государственных инспекторов по охране особо охраняемых природных территорий, входящих в штат Учреждения.

Полномочия службы охраны и соответствующих государственных инспекторов по охране особо охраняемых природных территорий определяется Правительством Москвы в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, а также настоящим Законом (ч.З ст. 31 Закона г.Москвы от 26.09.2001 №48 «Об особо охраняемых природных территориях в города Москве»).

Согласно п. 2 Положения о службе охраны особо охраняемой природной территории (приложение 6 к постановлению Правительства Москвы от 09.04.2002 № 262-ПП) в соответствии с возложенными задачами службой охраны особо охраняемой природной территории города Москвы реализуется следующие функции:

-наблюдение за состоянием особо охраняемых природных территории;

-осуществление мероприятий по поддержанию особо охраняемых природных территории в состоянии, соответствующем их назначению;

-проверка соблюдения установленного режима и иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях и их охранных зонах;

-выявление, предупреждение и пресечение экологических правонарушений на особо охраняемой природной территории.

Пунктом 3.1 Положения о службе охраны особо охраняемой природной

территории (приложение 6 к постановлению Правительства Москвы от 09.04.2002 № 262-ПП) установлено, что инспекторы по охране особо охраняемой природной территории при исполнении своих должностных обязанностей имеют право беспрепятственно посещать любые объекты, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, находящихся в границах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, для проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации и города Москвы об особо охраняемых природных территориях, а также в пределах своей компетенции возбуждать дела об административных правонарушениях в отношении лиц, допустивших данные правонарушения.

Согласно п. 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. №10 «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ВОЗНИКШИХ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ» при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судом следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1. КоАП РФ. При этом в отличии от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2. КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставиться в зависимости от формы виды, в отношении юридических лиц имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1. КоАП РФ) Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2. КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат. ГБУ «Автомобильные г.Москвы дороги ЗелАО» не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях при наличии такой возможности.

В соответствии со ст. 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значения для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексов, объяснениями представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Оснований считать, что доказательства по данному делу об административном правонарушении в отношении заявителя получены с нарушением закона не имеется, при этом суд исходит из того, что административный орган действовал в пределах предоставленных ему полномочий.

Руководствуясь ст. ст.71, 65, 207- 211,4 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления ГБУ г. Москвы «Автомобильные дороги Зеленоградского административного округа» об оспаривании постановления от 10.09.2013г. №1502-410/2013 о назначении административного наказания Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы – отказать.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

Л.А.Дранко