ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-132479/15 от 08.09.2015 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва

Дело № А40-132479/2015

08 сентября 2015 года

Арбитражный суд в составе судьи Поляковой А.Б. (шифр 17-1077),

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Банка России

к Обществу с ограниченной ответственностью «ЗЕТА СТРАХОВАНИЕ» (дата регистрации 22.03.2005; место нахождения: 121087, <...>; ОГРН: <***>)

о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ

без вызова сторон

УСТАНОВИЛ:

Банк России в лице Управления Службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в ЦФО обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о привлечении ООО «ЗЕТТА СТРАХОВАНИЕ» к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.

Заявленные требования мотивированы нарушением ответчиком условий, предусмотренных лицензией, в части нарушения сроков выплаты страхового возмещения, выявленным по результатам мероприятия по контролю.

Ответчик представил отзыв, согласно которому признал совершенное правонарушение, указав, что причиной длительного рассмотрения заявления гр. ФИО1 о выплате страхового возмещения стал человеческий фактор.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Как следует из материалов дела, в Службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров (далее - Служба) поступило 19.11.2014 (вх. № 0-66572) обращение гражданки ФИО1 (далее - Заявитель), содержащее сведения о несоблюдении ООО «СК «Цюрих» (с 23.01.2015 ООО «ЗЕТТА СТРАХОВАНИЕ») сроков осуществления страховой выплаты.

Согласно пункту 18.4 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон № 86-ФЗ) Банк России осуществляет защиту прав и законных интересов, в том числе страхователей,застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством.

В соответствии со статьей 76.1 Закона № 86-ФЗ, некредитными финансовыми организациями в соответствии с Законом № 86-ФЗ признаются лица, осуществляющие, в том числе, деятельность субъектов страхового дела.

Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.

Целями регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством.

В соответствии со статьей 76.5 Закона № 86-ФЗ Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляетнекредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.

Согласно статье 32 Закона №4015-1 деятельность по осуществлению страхования является лицензируемой. Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела в силу части 1 статьи 32 Закона №4015-1 предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.

ООО «ЗЕТТА СТРАХОВАНИЕ» является субъектом страхового дела, внесено в Единый государственный реестр субъектов страхового дела. ООО «ЗЕТТА СТРАХОВАНИЕ» осуществляет свою деятельность на основании лицензии  №С 1083 77, выданной Федеральной службой по финансовым рынкам.

В силу пункта 5 статьи 30 Закона №4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства.

По результатам рассмотрения документов, представленных ООО «ЗЕТТА СТРАХОВАНИЕ» установлено, что между Заявителем и Страховщиком 07.11.2013 заключен договор комбинированного страхования имущества физических лиц и выдан страховой полис № КВР-КЭ-0000621238 (далее - Договор страхования, Страховой полис). Договор страхования заключен на основании Правил комбинированного страхования квартир физических лиц, утверждённых Приказом Страховщика от 01.06.2013 № 301 (далее - Правила страхования).

Заявитель 08.10.2014 обратился к Страховщику с заявлением № У-01650827/14 о наступлении события, имеющего признаки страхового случая, и произошедшего 06.10.2014. В этот же день заявителем представлены все необходимые документы, предусмотренные Правилами страхования, что подтверждается актом приема-передачи документов от 08.10.2014.

Страховщиком 13.10.2014 организован и произведен осмотр повреждённого имущества, по результатам которого составлен акт осмотра квартиры № 13-10-14-5.

18.11.2014 Страховщиком составлен расчет размера ущерба № У-991-01650827/14, согласно которому стоимость ущерба с учетом износа определена в сумме 24 304,65 руб.

Страховой акт № У-991-01650827/14 на сумму 24 304, 56 руб. утвержден страховщиком 18.11.2014.

Страховщик 20.11.2014 произвёл выплату страхового возмещения в сумме 24304,65 руб., что подтверждается платежным поручением № 200350.

Согласно пункту 8.7 Правил страхования после получения всех необходимых документов и сведений о наступившем событии Страховщик в течение 10 рабочих дней принимает решение о признании или непризнании события страховым случаем и осуществлении страховой выплаты.

Руководствуясь положениями пункта 8.7 Правил страхования, Страховщик должен был принять решение о признании события страховым случаем и осуществлением страховой выплаты не позднее 22.10.2014.

22.10.2014 не является праздничным либо выходным днем. Таким образом, днем окончания срока признания события страховым случаем является 22.10.2014, включительно.

Учитывая, что последний документ, необходимый для принятия решения о выплате страхового возмещения, получен Страховщиком 08.10.2014, а выплата страхового возмещения осуществлена 20.11.2014, Страховщик на 19 рабочих дней нарушил срок выплаты страхового возмещения Заявителю, установленный пунктом 8.7 Правил страхования.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон № 4015-1) положения Правил, на основании которых был заключен Договор, для Страховщика являются обязательными.

По данному факту в отношении заявителя по ч.3. ст. 14.1 КоАП РФ составлен протокол об административном правонарушении № АП-ПР-59-2-1-15/734 от 03.07.2015.

Телеграммой от 26.06.2015 (исх. № 309/3230Ч) законный представитель ответчика вызывался для участия в составлении протокола об административном правонарушении. Телеграмма ответчиком получена 29.06.2015, о чем свидетельствует уведомление о ее вручении.

Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствии законного представителя ответчика.

Полномочия должностного лица по составлению протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст. 14.1. КоАП РФ, предусмотрены п.п.1 ч.1 статьи 28.3. КоАП РФ и Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.08.2011г. № 717.

В соответствии с частью 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно статье 934 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая). Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю).

На основании пунктов 1 и 2 статьи 943 ГК РФ условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования).

Условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему. В последнем случае вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре.

В порядке пункта 3 статьи 3 Закона № 4015-1 добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и указанным Законом и содержат положения о субъектах страхования, об объектах страхования, о страховых случаях, о страховых рисках, о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов), о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и об обязанностях сторон, об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о случаях отказа в страховой выплате и иные положения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона № 4015-1 право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.

В силу статьи 938 ГК РФ в качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида. Требования, которым должны отвечать страховые организации, порядок лицензирования их деятельности и осуществления государственного надзора за этой деятельностью определяются законами о страховании.

Согласно пункту 5 статьи 30 Закона № 4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства.

Следовательно, деятельность по осуществлению страхования могут осуществлять только те субъекты, которые соответствуют лицензионным требованиям, имеют соответствующую лицензию и соблюдают лицензионные требования.

В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) положения данного закона не распространяются на отношения, связанные с лицензированием страховой деятельности. Согласно части 3 статьи 1 Закона о лицензировании лицензирование страховойдеятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующей сфере деятельности.

Действующим законодательством не предусмотрено издание отдельного нормативного акта, содержащего лицензионные требования (условия) при осуществлении страховой деятельности. Условия для осуществления страховой деятельности установлены пунктом 5 статьи 30 Закона № 4015-1 которая обязывает субъектов страхового дела соблюдать требования страхового законодательства. Данное требование является общим независимо от вида страхования.

Из совокупности указанных норм следует, что соблюдение лицензионных требований, прежде всего, означает соблюдение при осуществлении деятельности, предусмотренной лицензией на страхование, норм указанных выше нормативных правовых актов в целом.

В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 32 Закона № 4015-1 для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора правила страхования по видам страхования, предусмотренным Законом об ОСД, с приложением образцов используемых документов. Соответственно, требования Правил страхования, утверждённые самим Страховщиком, обязательны для исполнения им.

Соблюдая требования страхового законодательства, субъекты страхового дела обязаны надлежащим образом исполнять обязанности, предусмотренные в утверждаемых ими правилах добровольного страхования.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации речь идёт о необходимости исполнения страховщиком не конкретных договорных обязательств, а прямых императивных норм закона, о необходимости соблюдения Правил страхования, представляемых в орган страхового надзора в целях получения лицензии.

Таким образом, ответчик нарушил лицензионные требования и условия, в части несоблюдения Обществом срока выплаты страхового возмещения Заявителю, установленного пунктом 8.7 Правил страхования, что образует состав административного правонарушения, описанного в диспозиции части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Представленные материалы административного дела подтверждают событие вменяемого правонарушения, в связи с чем суд соглашается с доводами заявителя о наличии в действиях ответчика события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Как следует из представленного ответчиком отзыва, Страховщик не отрицает длительного рассмотрения заявления заявителя о выплате страхового возмещения.

Согласно п. 16.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц, в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст. 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Доказательств того, что ответчиком были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, ответчиком не представлено и судом не установлено (ст. 2.1 КоАП РФ).

Нарушений процедуры привлечения ответчика к административной ответственности, которые могут являться основанием для отказа в удовлетворении требований согласно  п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, судом не установлено.

Исходя из существа допущенного правонарушения, из цели законодательства о защите прав потребителей, его направленности на защиту и обеспечение прав граждан, проведения проверки по жалобе гражданина ФИО2 и подтверждения нарушения, следует вывод о том, что вменяемое обществу правонарушение непосредственно посягает на права потребителя, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за его совершение в силу ч. 1 ст. 4.5 Кодекса составляет один год со дня его совершения.

Данная позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.11.2010 № 6971/10, в котором указано, что содержащееся в настоящем Постановлении толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

Таким образом, на момент принятия судом решения о привлечении общества к административной ответственности годичный срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

В этой связи, имеются все необходимые условия для привлечения заявителя к административной ответственности на основании ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ судом  также не установлено.

Принимая во внимание то обстоятельство, что правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ ответчиком совершено впервые, суд считает возможным установить Закрытое акционерное общество «ГУТА-Страхование» административное наказание в виде штрафа в минимальном размере санкции - 30 000 рублей.

Согласно ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

На основании ч.2 ст.4.2, 4.5, 14.1 (ч.3), 23.1., 25.1, 25.4, 26.1, 26.2, 26.11, 27.8, 28.1, 28.2., 28.3, 29.10 КоАП РФ и руководствуясь 29, 65, 75, 167-170, 205, 206 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Привлечь Обществу с ограниченной ответственностью «ЗЕТА СТРАХОВАНИЕ» (дата регистрации 22.03.2005; место нахождения: 121087, <...>; ОГРН: <***>) к административной ответственности на основании ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ и наложить на него административный штраф в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.

Сумма штрафа должна быть перечислена по следующим реквизитам:  Наименование банка: ОПЕРУ-1 Банка России г. Москва; БИК банка: 044501002; Счет: №40101810500000001901; Получатель: Межрегиональное операционное УФК (Банк России); ИНН: <***>; КПП: 775001001; Код ОКАТО: 45379000.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

А.Б. Полякова