ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-132487/12 от 28.11.2012 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-132487/12

94-10

05 декабря 2012 г.

Резолютивная часть решения объявлена 28 ноября 2012 года

Полный текст решения изготовлен 05 декабря 2012 года

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бобоедовым В.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного казенного учреждения города Москвы «Городской центр жилищных субсидий» (ОГРН <***>, 127051, <...>)

к Управлению по ЮЗАО Главного управления МЧС России по г. Москве, Главному управлению МЧС России по Москве

об оспаривании предписания от 11.07.2012г. №61/4/1-5 по устранению нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

при участии

от заявителя – ФИО1 по дов от 11.01.2012 №50-юр

от ответчика – ФИО2 по дов от 29.02.2012 №172-25

УСТАНОВИЛ:

Государственное казенное учреждение города Москвы «Городской центр жилищных субсидий» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с уточненным заявлением в порядке ст. 49 АПК РФ о признании незаконным и отмене предписания от 11.07.2012г. №61/4/1-5, вынесенного 3 Региональным отделом надзорной деятельности Управления по ЮЗАО Главного управления МЧС России по г.Москве, вынесенное в отношении Государственного казенного учреждения города Москвы «Городской центр жилищных субсидий».

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что оспариваемое предписание не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации и нарушает права и законные интересы Государственного казенного учреждения города Москвы «Городской центр жилищных субсидий».

Ответчик в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам отзыва, указывая на то, что оспариваемое предписание выдано правомерно, в соответствии с действующим законодательством, не нарушает прав заявителя и не препятствует осуществлению предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы заявителя и ответчика, оценив представленные доказательства, суд признал заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Спор возник из административных правоотношений об оспаривании решений государственного органа, который подлежит рассмотрению в порядке ст.ст. 197-201 АПК РФ.

Срок на обращение в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решений государственного органа, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Учитывая изложенное, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.

Как следует из материалов дела, в соответствии с ежегодным планом проведения проверок, размещенного в сети интернет на сайте Генеральной прокуратуры РФ должностными лицами 3 РОНД Управления по ЮЗАО ГУ МЧС России по г. Москве 11.07.2012 проведено плановое выездное мероприятие по проверке в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в порядке установленном законодательством Российской Федерации в отношении Государственного казенного учреждения города Москвы «Городской центр жилищных субсидий», расположенного по адресу: <...>.

В ходе проверки в действиях Государственного казенного учреждения города Москвы «Городской центр жилищных субсидий» установлено наличие состава и события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, выразившееся в нарушении требо­ваний норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а именно: не разработан план (инструкция) действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Структура плана действий по предупреждению и ли­квидации чрезвычайных ситуаций не соответствует установленным требова­ниям; не созданы резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; не разработан и отсутствует приказ об организации гражданской обороны за­щиты от ЧС и назначении должностных лиц, уполномоченных на решение за­дач по гражданской обороне и защите от ЧС с приложениями; не назначен работник, уполномоченный на решение задач в области граждан­ской обороны организации и защиты от ЧС; отсутствовали коллективные аптечки первой помощи для должностных лиц и работников организации при защите от ЧС природного и техногенного ха­рактера, что зафиксировано в акте проверки от 11.07.2012 №61.

Данные обстоятельства послужили основанием для составления 11.07.2012 в отношении Государственного казенного учреждения города Москвы «Городской центр жилищных субсидий» протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.

Должностным лицом 3 Регионального отдела надзорной деятельности Управления по ЮЗАО Главного управления МЧС России по г. Москве 11.07.2012 Государственному казенному учреждению города Москвы «Городской центр жилищных субсидий» выдано предписание №61/4/1-5 от 11.07.2012 по устранению выявленных нарушений требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

Полагая, что указанное предписание от 11.07.2013 №61/4/1-5 не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о его оспаривании.

Удовлетворяя требования заявителя, суд исходит из того, что оспариваемое заявителем предписание не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) действие Закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения (статья 1 Федерального закона N 68-ФЗ).

Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций установлены в статье 14 Федерального закона N 68-ФЗ.

Согласно статье 4 Федерального закона N 68-ФЗ единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения. Государственный надзор и контроль в указанной области осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (статья 27 Федерального закона N 68-ФЗ).

В силу пунктов 1 и 2 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Министерство осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Согласно пункту 1 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 06.08.2004 N 372, территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - орган, специально уполномоченный решать задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначается для осуществления функций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Таким образом, ответчик является специально уполномоченным органом в области решения задач гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий, следовательно, оспариваемое предписание принято уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий.

Согласно предписанию №61/4/1-5 от 11.07.2012г. Государственного казенного учреждения города Москвы «Городской центр жилищных субсидий» по адресу: <...> не выполнены предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно не выполнены требования норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения:

– не разработан план (инструкция) действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Структура плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций не соответствует установленным требованиям;

– не созданы резервы финансовых и материальных ресурсов ликвидации чрезвычайных ситуаций;

– не разработан и отсутствует приказ об организации гражданской обороны и защиты от ЧС и назначении должностных лиц, уполномоченных на решение задач по гражданской обороне и защите от ЧС с приложениями;

– не назначен работник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, организации и защиты от ЧС;

– отсутствуют коллективные аптечки первой помощи для должностных лиц и работников организации при защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Постановлением мирового судьи судебного участка №14 района Зюзино г. Москвы от 27.08.20.12, которому был направлен протокол об административном правонарушении в отношении заявителя, производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ в отношении Государственного казенного учреждения города Москвы «Городской центр жилищных субсидий» прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Арбитражный суд не связан выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и толковании правовых норм. Данная правовая позиция подтверждена Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.07.2007 № 11974/06.

Между тем, данным судебным актом установлены следующие обстоятельства.

Согласно выписке из штатного расписания ГКУ «ГЦЖС», районный отдел центра жилищных субсидий № 103 «Зюзино», т.е. структурного подразделения ГКУ «Городской центр жилищных субсидий», в котором проводилась проверка, штатная численность сотрудников 10 единиц.

Представленная защитниками ГКУ «Городской центр жилищных субсидий» Инструкция по действиям работников ГКУ «Городской центр жилищных субсидий» при угрозе или возникновении ЧС природного и техногенного характера и выполнении мероприятий гражданской обороны, утвержденная 25 января 2012 г. начальником ГКУ «ГЦЖС» ФИО3 соответствует положениям Постановления Правительства г. Москвы №124-ПП от 24.02.2009 и содержит указанные в постановлении разделы. Переработка инструкции осуществляется 1 раз в 5 лет (п. 5.9 Порядка разработки, корректировки и уточнения плана действий (инструкции), являющегося приложением к постановлению Правительства г. Москвы №124-ПП от 24.02.2009).

Согласно справке, представленной защитниками ГКУ «ГЦЖС» на 2012 г. в бюджетной смете ГКУ «ГЦЖС» предусмотрены финансовые ресурсы для ликвидации чрезвычайных ситуаций по статье 225 КОСГУ «Работы, услуги по содержанию имущества» в сумме 400000 рублей.

В Приказе «О создании комиссии по противодействию терроризму, предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, повышению устойчивости функционирования объектов ГКУ «ГЦЖС» определено должностное лицо, уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны организации и защиты от ЧС.

Согласно представленной защитниками ГКУ «ГЦЖС» копии ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения, аптечка «АППОЛО» выдана сотрудникам районного отдела жилищных субсидий №103, 22.11.2011г.

В силу ч. 3 ст. 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Таким образом, на момент издания оспариваемого предписания обстоятельства, послужившие основанием для его вынесения, отсутствовали.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемое заявителем предписание, вынесенное 3 Региональным отделом надзорной деятельности Управления по ЮЗАО Главного управления МЧС России по г.Москве является незаконным, и нарушает права и законные интересыГосударственного казенного учреждения города Москвы «Городской центр жилищных субсидий».

В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Учитывая изложенное, требование заявителя о признании незаконным предписания Управления по ЮЗАО Главного управления МЧС России по Москве от 11.07.2012г. №61/4/1-5 является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Учитывая, что решение по данному делу принято в пользу заявителя, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина, уплаченная Государственным казенным учреждением города Москвы «Городской центр жилищных субсидий» в размере 2 000 рублей по платежному поручению от 27.09.2012 №4266, подлежит взысканию в пользу плательщика, поскольку законодательством не предусмотрено освобождение государственных или муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу (п.7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 №139).

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить предписание Управления по ЮЗАО Главного управления МЧС России по Москве от 11.07.2012г. №61/4/1-5 по устранению нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, вынесенное в отношении Государственного казенного учреждения города Москвы «Городской центр жилищных субсидий» (ОГРН <***>, 127051, <...>).

Проверено на соответствие ФЗ от 21.12.1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ФЗ от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Взыскать с Главного управления МЧС России по Москве в пользу Государственного казенного учреждения города Москвы «Городской центр жилищных субсидий» государственную пошлину в размере 2.000 рублей 00 копеек (две тысячи рублей ноль копеек).

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятии в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

ФИО4