Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва
20 октября 2021 года | Дело № | А40 -132877/21-2-707 | |
Резолютивная часть решения объявлена 13 октября 2021 года Решение в полном объеме изготовлено 20 октября 2021 года | |||
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Махлаевой Т.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Халиловой К.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «ГРАДИЕНТСТРОЙ»
к ответчику: УФАС ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
третьи лица: 1) КОМИТЕТ ПО КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 2) ООО «ИКС ОРЕХОВО-ЗУЕВО» 3) Администрация Орехово-Зуевского городского округа Московской области, 4) ПАО «СОВКОМБАНК»
о признании незаконным решение № 53141 от 30.12.2020 г.
при участии:
От заявителя: ФИО1 (паспорт, диплом, дов. от 18.05.21 г.)
ФИО2 (паспорт)
От ответчика: ФИО3 (паспорт, диплом, дов. от 24.08.21 г.)
От третьих лиц: 1) ФИО4 (паспорт, диплом, дов. от 25.05.21 г.)
2) ФИО5 (паспорт, диплом, дов. от 09.09.21 г.)
3) ФИО6 (паспорт, диплом, дов. от 05.10.21 г.)
ФИО7 (паспорт, диплом, дов. от 27.09.21 г.)
4) ФИО8 (паспорт, диплом, дов. от 19.07.18 г.)
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда Московской области от 27.05.2021 по делу №А41-24201/21 выделено из дела № А41-24201/21 в отдельное производство с присвоением отдельного номера требования ООО «Градиент Строй» к Комитету по конкурентной политике Московской области об обязании провести конкурс, о признании недействительным концессионного соглашения. Дело № А41-24201/21 в части требований к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Московской области о признании незаконным и отмене решения по жалобе № 53141 от 30.12.2020 направлено на рассмотрение Арбитражного суда города Москвы. Таким образом в рамках настоящего дела рассматривается требование ООО «ГРАДИЕНТСТРОЙ» о признании незаконным решение Московского областного УФАС России №53141 от 30.12.2020г.
УФАС ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ возражает против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на законность и обоснованность решения.
Третьи лица КОМИТЕТ ПО КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО «ИКС ОРЕХОВО-ЗУЕВО», Администрация Орехово-Зуевского городского округа Московской области,) ПАО «СОВКОМБАНК» возражают против удовлетворения заявленных требований.
Рассмотрев материалы дела, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, арбитражный суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не обоснованы и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В обоснование требований заявитель ссылается на следующие обстоятельства.
В соответствии с 4.4.11 ст.37 Федерального закона "О концессионных соглашениях" №115-ФЗ от 21.07.2005 ООО "ГрадиентСтрой" по исчерпывающим 4 (четырем) критериям подтвердило соответствие в полном объеме заявку ц как следствие соответствует Постановлению №3001 (прописаны те же самые 4 критерия). Иных критериев кроме вышеуказанных 4 (четырех) в Законе и в Постановлении №300 не существуют.
По мнению ФАС России (письмо № РП/86694/18 от 26.10.2018), утвержденная Постановлением №300 форма представления сведений о соответствии инициатора требованиям может применяться также и к лицам, подающим заявку о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения, при условии установления уполномоченным органом (Концедентом) требования к данной форме в рамках размещения информации об инициативе заключения концессионного соглашения на официальном сайте.
Информация о требованиях к форме и представляемым документам при подаче заявки о готовности к участию в конкурсе Комитетом по конкурентной политике Московской области на сайте www.tor2L20y.ru не была размещена, что исключает возможность отклонения предложения. В свою очередь, концессионным законодательством не установлены для иных лиц ни форма заявки, ни требования о предоставлении вместе с заявкой каких-либо подтверждающих документов.
Комитет по конкурентной политике Московской области неправомерно не рассмотрел заявку ООО "ГрадиентСтрой" о готовности к участию в конкурсе и заключению концессионного соглашения без проведения торгов, тем самым ограничил, не допустил, устранил конкуренцию, соответственно нарушает Закон о концессионных соглашениях и антимонопольное законодательство.
В соответствии с требованиями ст. 37 Федерального закона 21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закона о концессионных соглашениях) Комитетом на официальном сайте в сети «Интернет» было размещено предложение о заключении концессионного соглашения в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, определенных в предложении о заключении концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения.
Закон о концессионных соглашениях различает процедуры заключения концессионного соглашения посредством проведения конкурса (ст. ст. 21-36 Закона о концессионных соглашениях) и без проведения такового, в случае наличия инициативы со стороны концессионера (ст. ст. 37, 52 Закона о концессионных соглашениях). Процедура приема заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения не тождественна процедуре проведения торгов. Законом о концессионных соглашениях не предусмотрено обязанности оформления протокола или иного документа о подведении итогов сбора и рассмотрения заявок о готовности к участию в конкурсе, а также об обязательной публикации такого документа J
Согласно ч. 4.10 ст. 37 Закона о концессионных соглашениях в случае, если в сорокапятидневный срок со дня размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, предложения о заключении концессионного соглашения не поступило заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым данным Федеральным законом к концессионеру, а также требованиям, предъявляемым частью 4.1 данной статьи, с лицом, выступившим с инициативой о заключении концессионного соглашения, концессионное соглашение заключается на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения и проекте концессионного соглашения (проекте концессионного соглашения с внесенными изменениями), без проведения конкурса в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом следующих особенностей:
1) решение о заключении концессионного соглашения, предусмотренное статьей 22 данного Федерального закона, принимается в течение тридцати календарных дней после истечения срока, установленного настоящей частью;
2) уполномоченный орган направляет концессионеру проект концессионного соглашения в течение пяти рабочих дней после принятия решения о заключении концессионного соглашения и устанавливает срок для подписания этого соглашения, который не может превышать один месяц;
3) лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, до принятия решения о заключении этого соглашения обязано указать источники финансирования деятельности по исполнению концессионного соглашения и представить в уполномоченный орган подтверждение возможности их получения.
Решение о заключении концессионного соглашения принимается концедентом, а именно в рассматриваемом случае - Администрацией Орехово-Зуевского городского округа.
Концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения и централизованных систем горячего водоснабжения муниципального образования Орехово-Зуевский городской округ Московской области было заключено 14.12.2020 г.
Решение о заключении концессионного соглашения содержится в Постановлении Главы Орехово-Зуевского городского округа от 14.12.2020 г. № 12-ПГ «О целесообразности заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения и централизованных систем горячего водоснабжения муниципального образования Орехово-Зуевский городской округ Московской области».
Заключение Концессионного соглашения утверждено Законом Московской области от 22.12.2020 N 284/2020-ОЗ «Об утверждении заключения концессионного соглашения от 14 декабря 2020 года N 106 в отношении объектов теплоснабжения и централизованных систем горячего водоснабжения муниципального образования Орехово-Зуевский городской округ Московской области» (принят постановлением Мособлдумы от 16.12.2020 N 30/134-П).
Сторонами концессионного соглашения от 14 декабря 2020 года N 106 в отношении объектов теплоснабжения и централизованных систем горячего водоснабжения муниципального образования Орехово-Зуевский городской округ Московской области являются ООО «ИКС Орехово-Зуево» (Концессионер), Муниципальное образование Орехово-Зуевский городской округ Московской области (Концедент), выступающие на стороне Концедента Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» Орехово-Зуевского городского округа Московской области (Предприятие 1), Муниципальное унитарное предприятие «Производственно-техническое объединение жилищного хозяйства №8» (Предприятие 2), Субъект Российской Федерации - Московская область (Московская область). Комитет по конкурентной политике Московской области не является стороной концессионного соглашения от 14 декабря 2020 года N 106 в отношении объектов теплоснабжения и централизованных систем горячего водоснабжения муниципального образования Орехово-Зуевский городской округ Московской области и не принимал участия в его заключении и в данном случае выполнял лишь техническую функцию по приему заявок.
Как следует из искового заявления ООО «ГрадиентСтрой» в адрес Комитета по конкурентной политике Московской области было подано «предложение о заключении концессионного соглашения по инициативе потенциального инвестора».
Закон о концессионных соглашениях разделяет понятия «предложение о заключении концессионного соглашения» и «заявка о готовности участия в конкурсе»
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о концессионных соглашениях концедент - Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации, или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, или орган публичной власти федеральной территории, либо субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления. Отдельные права и обязанности концедента могут осуществляться уполномоченными концедентом в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления органами и юридическими лицами, и концедент должен известить концессионера о таких органах, лицах и об осуществляемых ими правах и обязанностях. В соответствии с ч. 4.2 ст. 37 Закона о концессионных соглашениях лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, вправе представить предложение о заключении концессионного соглашения с приложением проекта концессионного соглашения, включающего в себя существенные условия, предусмотренные ст. 10 данного Федерального закона, и иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия, в Правительство Российской Федерации, либо субъект Российской Федерации, либо "муниципальное образование в зависимости от того, в чьей собственности находится объект концессионного соглашения, предусмотренный таким предложением.
Объекты коммунальной инфраструктуры - объекты теплоснабжения и горячего водоснабжения, расположенные на территории Орехово-Зуевского городского округа, находятся в собственности муниципального образования Орехово-Зуевского городского округа, т.е. предложение Заявителя было подано неуполномоченному лицу. В соответствии с п. 3 ч. 4.6 с. 37 Закона о концессионных соглашениях отказ в заключении концессионного соглашения допускается, в частности, если у публично-правового образования отсутствуют права собственности на объект концессионного соглашения.
ООО «ГрадиентСтрой» была подана частная концессионная инициатива лица, выступающего с инициативой заключения концессионного соглашения, в орган, не являющийся уполномоченным органом публично-правового образования (Муниципального образования Орехово-Зуевский городской округ Московской области) - собственника объектов концессионного соглашения.
Согласно публикации Комитета по конкурентной политике Московской области, размещенной в сети интернет по адресу: https://torgi.gov.ru/restricted/ notification/notificationView.html?notificationId=47034281, заявки о готовности к участию в конкурсе предоставляются по в порядке и по адресу: «143407, <...> с 9-00 до 18-00 с понедельника по четверг, с 9-00 по 16-45 в пятницу, на бумажном носителе. В связи с установленным контрольно-пропускным режимом лицу и/или представителю лица, имеющему намерение подать заявку, следует не позднее, чем за 1 (один) рабочий день до даты прибытия, сообщить следующие сведения для оформления соответствующего пропуска: дату прибытия, фамилию, имя, отчество своего представителя телефонограммой по номерам телефонов, указанных в настоящем сообщении». Вместе с тем, как следует из заявления ООО «ГрадиентСтрой» и отражено в решении Московского областного УФ АС России от 30.12.2020 г. по жалобе № 53141 пакет документов был направлен почтовым отправлением. При этом, такой способ предоставления документов в вышеуказанной публикации не предусмотрен.
Решением Московского областного УФ АС России от 30.12.2020 г. по жалобе № 53141 требования ООО «ГрадиентСтрой» были признаны необоснованными. В соответствии с представленными при рассмотрении жалобы материалами было установлено, что в соответствии с представленной описью и сопроводительным письмом направленный истцом пакет документов содержит предложение о заключении концессионного соглашения и приложения к нему, документы направлены единым комплектом посредством почтовой связи.
Согласно ч. 5 ст. 39 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение может быть заключено в отношении нескольких объектов концессионных соглашении, указанных в части 1 данной статьи, при условии, если указанные действия (бездействие) не приведут к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. В соответствии с ч. 21 ст. 39 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, и в случае, если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной таким концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам), заключение концессионного соглашения одновременно в отношении нескольких видов объектов коммунальной инфраструктуры, а также заключение концессионных соглашений в отношении такого имущества и других объектов концессионного соглашения, предусмотренных ст. 4 данного Федерального закона, не допускается.
С учетом системного толкования указанных норм Закона о концессионных соглашениях следит, что объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения не могут быть переданы по одному концессионному соглашению лишь с иными видами объектов коммунальной инфраструктуры, а также одновременно с другими объектами концессионного соглашения, предусмотренными ст. 4 Закона о концессионных соглашениях, т.е. не рассматривает объекты концессионного соглашения, указанные в п. 11 ч. 1 ст. 4 Закона о концессионных соглашениях, в качестве различных видов коммунальной инфраструктуры. Кроме того, Закон о концессионных соглашениях не устанавливает обязательного требования о наличии технологической связи между такими объектами.
С учетом схемы теплоснабжения Орехово-Зуевского городского округа Московской области на период с 2020 по 2035 гг., утвержденной распоряжением Министерства энергетики Московской области от 29.09.2020 г. № 194-р, объекты теплоснабжения и горячего водоснабжения Орехово-Зуевского городского округа технологически и функционально взаимосвязаны, в том числе в связи с наличием открытых систем теплоснабжения и горячего водоснабжения, раздельная эксплуатация которых невозможна.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах связанных с применением первой части Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно - правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан и юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 3 статьи 201 АПК, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с 110 АПК РФ расходы по госпошлине возлагаются на заявителя.
На основании изложенного, 8, 12, 13 ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 64, 65, 75, 167-170, 176, 180, 181, 197-201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать ООО «ГРАДИЕНТСТРОЙ» в удовлетворении заявления о признании незаконным решение Московского областного УФАС России от 30.12.2020 №53141.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Махлаева Т.И.