ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-132941/12 от 17.01.2013 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Москва

24 января 2013 года Дело № А40- 132941/2012

Резолютивная часть решения объявлена 17 января 2013 года

Полный текст решения изготовлен 24 января 2013 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Сизовой О.В., (84-1374)

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ким С.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению: ГСК «МАРЬИНО-172» (ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 772301001, юридический адрес: 109382, <...>)

к ответчику/заинтересованному лицу: Префектуре ЮВАО г. Москвы

третье лицо: Департамент земельных ресурсов города Москвы

о признании действия по отказу № Сл-4874/2-0-1 от 18.06.12 и 15.08.12 № Сл-6736/2-0-2 в предоставлении земельных участков площадью 2,3761 га и 0,2311 га по адресу: 109382, Москва, ул. Нижние Поля, вл. 29 по договору аренды; обязании предоставить земельные участки по договору аренды на 4 года 11 месяцев и 28 дней для эксплуатации крытой автостоянки; обязании поставить земельные участки на государственный кадастровый учет,

при участии в судебном заседании:

от заявителя:   1) ФИО1 (дов. от 05.10.2012 г. № 5), 2) ФИО2 (протокол № 1 от 25.03.2012 г.);

от ответчика:   ФИО3 (дов. от 12.07.2012 г. № 268-исх.юр);

от третьего лица:   не явился, извещен,

УСТАНОВИЛ:

ГСК «МАРЬИНО-172» обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным действия Префектуры ЮВАО г. Москвы по отказу № Сл-4874/2-0-1 от 18.06.12 и 15.08.12 № Сл-6736/2-0-2 в предоставлении земельных участков площадью 2,3761 га и 0,2311 га по адресу: 109382, Москва, ул. Нижние Поля, вл. 29 по договору аренды; обязании предоставить земельные участки по договору аренды на 4 года 11 месяцев и 28 дней для эксплуатации крытой автостоянки; обязании поставить земельные участки на государственный кадастровый учет.

Заявленные требования мотивированы несоблюдением ст.ст. 2, 36 ЗК РФ при вынесении оспариваемого акта.

Представитель ответчика не признал заявленные требования, представил письменный отзыв, в котором указал, что оспариваемый отказ издан уполномоченным органом при наличии достаточных оснований, а также не нарушает прав и законных интересов заявителя, в связи с чем просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель ДЗР г. Москвы, надлежащим образом уведомленного о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, письменный отзыв не представил. В порядке ст. 123, ч. 5 ст. 156 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы лиц, явившихся в судебное заседание, оценив представленные доказательства, суд признаёт заявленные требования не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 5 ст. 200 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Судом установлено, что заявителями был соблюден срок на обращение в суд с указанными требованиями.

Применительно к рассматриваемым правоотношениям в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ, на основании исследования представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в их совокупности и взаимосвязи, судом установлены следующие фактические обстоятельства.

05.06.12 Кооператив обратился в Префектуру ЮВАО г. Москвы с заявлением № 9 о предоставлении земельных участков в аренду на срок 4 года 11 месяцев и 28 дней.

Письмом Префектуры ЮВАО г. Москвы № Сл-4874/2-0-1 от 18.06.12 в предоставлении земельных участков площадью 2,3761 га и 0,2311 га по адресу: 109382, Москва, ул. Нижние Поля, вл. 29 по договору аренды было отказано.

Письмом Префектуры ЮВАО г. Москвы 15.08.12 № Сл-6736/2-0-2 Кооперативу было разъяснено следующее.

1. По вопросу реализации прав по приватизации нежилых помещений гаражных боксов и отказа ТППМ ЮВАО ГУП «ГлавАПУ» подготовки заключения по определению адреса.

Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000г. № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации объектов капитального строительства» определен перечень лиц по заявлению (запросу) которых представляются сведения об объектах капитального строительства (пункт 16). Этот перечень включает в себя собственника, владельца (или балансодержателя), а также органы государственной власти и местного самоуправления на котором расположен объект.

Вместе с тем, законодательством определено, что органы исполнительной власти не вправе вмешиваться в финансово-хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов, в связи с чем, префектура лишена права запрашивать сведения об имуществе, находящемся в собственности сторонней организации.

В связи с этим, для получения документов БТИ необходимо подтверждение имущественных прав, что автоматически исключает возможность вмешательства префектуры в процесс регистрации права собственности стороннего объекта.

Распоряжением Мэра Москвы от 01.10.2010 г. № 389-РМ «О внесении изменений в распоряжение Мэра Москвы от 3 февраля 1998 г № 98-РМ» установлено, что для утверждения адреса здания, сооружения может осуществляться на основании следующих документов: правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором осуществлено строительство (реконструкция) объекта и разрешения Мосгосстройнадзора на ввод объекта в эксплуатацию.

2. По вопросу приобретения прав на земельный участок в соответствии со ст.36 Земельного кодекса РФ.

В соответствии со ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

Реализация данного права осуществляется путем предоставления в службу «одного окна» Департамента земельных ресурсов города Москвы (в данном случае в Управление регулирования землепользования в Юго-Восточном административном округе ДЗР города Москвы по адресу: <...> д.Па, корп.4) документов, перечень которых утвержден постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 № 643-ПП, в том числе документов, подтверждающих имущественные права на объект.

3. По вопросу снятия и постановки на кадастровый учет земельных участков.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в ред. от 08.12.2011 года) постановка на учет объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.

Суд полагает, что ГСК соблюден срок на обращение в суд с указанными требованиями.

В соответствии с ч.ч. 3, 4 ст. 8, ч. 2 ст. 9 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве"земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов):

1) собственникам расположенных на них объектов капитального строительства. Площадь и границы земельных участков устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы;

2) арендаторам объектов капитального строительства, находящихся в государственной собственности города Москвы. Площадь и границы земельных участков устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы;

3) для целей, связанных с обеспечением деятельности органов государственной власти Российской Федерации, города Москвы и Московской области, а также с выполнением городом Москвой функций столицы Российской Федерации;

4) по соглашению с арендатором земельного участка взамен изымаемого для государственных или муниципальных нужд;

5) в иных случаях, установленных федеральным законодательством.

В случаях, не предусмотренных частью 3 настоящей статьи, договор аренды земельного участка заключается с победителем торгов (конкурсов, аукционов) в соответствии с условиями торгов.

Земельные участки для размещения строений и сооружений, не являющихся объектами капитального строительства, передаются исключительно в аренду на срок не более пяти лет.

В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до разграничения государственной собственности на землю распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а в отдельных случаях, предусмотренных соответственно статьями 20 и 24 Земельного кодекса Российской Федерации - в постоянное (бессрочное) пользование и безвозмездное срочное пользование.

Порядок размещения некапитальных объектов на территории города Москвы установлен в Постановлении Правительства Москвы от 16.12.2008 N 1139-ПП "Об утверждении положения о размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства".

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 27.01.2009 N 46-ПП "Об изменении порядка принятия решений о предоставлении земельных участков и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы об образовании, предоставлении земельных участков и арендной плате за землю" префектуры административных округов города Москвы уполномочены принимать правовые акты о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, юридическим и физическим лицам в аренду, пользование в соответствии с действующими правовыми актами Правительства Москвы о порядке размещения и эксплуатации на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства.

В соответствии с данным Постановлением некапитальные объекты размещаются в городе Москве на основании правового акта префектуры административного округа города Москвы в соответствии с градостроительными схемами размещения некапитальных объектов различных видов, разработанными территориальным подразделениями Москомархитектуры и утвержденными префектурами соответствующих административных округов города Москвы, с предоставлением права заключения договора аренды земельного участка для размещения и эксплуатации некапитальных объектов юридическим и физическим лицам на конкурсной основе.

В соответствии с Положением о Префектуре административного округа, утвержденном Постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП, Префектура административного округа города Москвы - территориальный орган исполнительной власти города Москвы, подведомственный Правительству Москвы.

Префектура административного округа в пределах своей компетенции участвует в реализации городской политики в области землепользования, принимает в установленном порядке необходимые меры к сносу самовольных построек в административном округе, в установленных Правительством Москвы случаях предъявляет в суды иски от своего имени или от имени Правительства Москвы; доводит в установленном порядке до сведения населения информацию о решениях судов о признании объектов самовольной постройкой и об их сносе, в установленном порядке принимает необходимые меры по выявлению и прекращению эксплуатации объектов самовольного строительства, а также демонтажу (сносу) некапитальных объектов по окончании срока их эксплуатации (пункты 1.10, 2.2.9, 2.2.10 Постановления Правительства Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП).

В соответствии с Положением о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 11 марта 2011 года N 65-ПП, а также ранее действовавшим Положением, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 30 октября 2007 года N 949-ПП, Департамент земельных ресурсов города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, который обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы, земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Департамент земельных ресурсов города Москвы осуществляет оформление, учет, выдачу и хранение правоудостоверяющих и иных документов на землю, а также является уполномоченным органом по заключению договора аренды земельного участка, находящегося в собственности города Москвы.

Таким образом, Департамент земельных ресурсов города Москвы является уполномоченным органом по заключению договора аренды земельного участка, находящегося в собственности города Москвы.

В соответствии с Положением о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 11 марта 2011 года N 65-ПП, а также ранее действовавшим Положением, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 30 октября 2007 года N 949-ПП, Департамент земельных ресурсов города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, который обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы, земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Департамент земельных ресурсов города Москвы осуществляет оформление, учет, выдачу и хранение правоудостоверяющих и иных документов на землю, а также является уполномоченным органом по заключению договора аренды земельного участка, находящегося в собственности города Москвы.

Таким образом, Департамент земельных ресурсов города Москвы является уполномоченным органом по заключению договора аренды земельного участка, находящегося в собственности города Москвы.

Кроме того, поскольку судом установлено, что на спорном земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности заявителю, в том числе капитального строительства, то предоставление спорного земельного участка должно осуществляться по правилам Постановления Правительства г. Москвы от 16.12.2008 N 1139-ПП, т.е. с проведением конкурса.

Постановлением Правительства Москвы от 16.12.2008 № 1139-ПП «Об утверждении положения о размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства» определяется особый порядок обустройства, установки, возведения объектов, не являющихся объектами капитального строительства.

Некапитальные объекты размещаются в городе Москве на основании правового акта префектур в соответствии с градостроительными схемами по итогам проведения конкурсов (аукционов) и оформления земельно-правовых отношений в установленном порядке.

Объектом торгов является земельный участок, прошедший процесс формирования границ и постановки его на кадастровый учет.

Согласно Информационной системе РЕОН земельный участок с кадастровым номером 77:04:0004018:1007 06.10.2011г. снят с кадастрового учета, земельный участок 77:04:0004018:1008 10.11.2011г. снят с кадастрового учета.

В полномочия префектуры входит принимать решение о продлении срока использования земельных участков и сохранения некапитальных объектов. Для этого необходимо обращение землепользователя с представлением предпроектных предложений (обосновывающие материалы дальнейшего использования), договора аренды (со статусом «действующий»), кадастрового паспорта земельного участка (со сроком изготовления не более 90 дней).

Префектура не имеет правовых оснований для выпуска распорядительного документа о предоставлении ГСК «Марьино-172» земельных участков по адресу: ул.Нижние Поля, вл.29.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в ред. От 08.12.2011 года) постановка на учет объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета. Постановка на кадастровый учет земельных участков осуществляется в установленном законодательством порядке и не требует каких-либо ходатайств со стороны префектуры.

Ссылка на положения ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" является неправомерной, поскольку указанной нормой не описывается порядок оформления земельно-правовых отношений, а лишь предусмотрена соответствующая обязанность лиц, обладающих земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Такой порядок на территории г. Москвы закреплен в Постановлении Правительства Москвы от 16.12.2008 № 1139-ПП «Об утверждении положения о размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства», доказательств его соблюдения, как указывалось выше, в материалы дела не представлено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку оспариваемыми письмами права и законные интересы не нарушаются, а рассматриваемые требования заявлены к ненадлежащему ответчику.

Суд также отмечает следующее.

Статья 198 АПК РФ предусматривает право организации обратиться в арбитражный суд не только с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа, но и с заявлением о признании незаконным решения, а также действия (бездействия) государственного и иного органа и должностных лиц, если заявитель полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом под ненормативным актом понимается документ, содержащие обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы.

Указанное письмо такими признаками не обладает.

Учитывая изложенное, суд полагает, что оспариваемое письмо не является ненормативным актом, в связи с чем суд считает, что заявителем выбран неверный способ защиты предполагаемо нарушенного права.

Кроме того, суд отмечает, что согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.

Однако представитель заявителя при обращении в суд не пояснил, а судом в ходе рассмотрения дела не было установлено, какие именно нарушения закона были допущены ответчиком, а также какие права и законные интересы заявителя были нарушены.

Часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязывает каждое лицо, участвующее в деле, доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Однако ГСК доказательств в обоснование приведенных в заявлении доводов представлено не было.

При указанных обстоятельствах суд считает, что избранный заявителем способ защиты не приводит к восстановлению его субъективных прав, а материальный интерес заявителя к оспариваемым письмамимеет абстрактный характер, так как отсутствует неопределенность в сфере правовых интересов заявителя, устранение которой возможно в случае удовлетворения заявленных требований.

В связи с указанным, а также с учетом того, что обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 198 АПК РФ, необходимые для удовлетворения заявленных требований, не установлены, суд оставляет заявленные требования без удовлетворения.

На основании изложенного, в соответствии со ст. 13 ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 29, 167-170, 176, 198-201 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований ГСК «МАРЬИНО-172» о признании незаконными действия Префектуры ЮВАО г. Москвы по отказу № Сл-4874/2-0-1 от 18.06.12 и 15.08.12 № Сл-6736/2-0-2 в предоставлении ГСК «МАРЬИНО-172» земельных участков площадью 2,3761 га и 0,2311 га по адресу: 109382, Москва, ул. Нижние Поля, вл. 29 по договору аренды; обязании предоставить земельные участки по договору аренды на 4 года 11 месяцев и 28 дней для эксплуатации крытой автостоянки; обязании поставить земельные участки на государственный кадастровый учет – отказать.

Проверено на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации, гражданскому законодательству.

Решение может быть обжаловано в течение 1-го месяца с даты принятия в 9 Арбитражный апелляционный суд.

Судья О. В. Сизова