РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Москва | Дело № А40-134218/21 -33-1001 |
октября 2021 г.
Резолютивная часть решения объявлена 25 октября 2021года
Полный текст решения изготовлен 28 октября 2021 года
Арбитражный суд г.Москвы в составе:
Судьи Ласкиной С.О. в порядке 18 АПК РФ
При ведении протокола секретарем судебного заседания Костровой О.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ООО «РАПАС»
к МИФНС № 46 по Москве
о признании незаконным действий МИФНС № 46 по Москве по внесению 24.03.2021 г. в Единый государственный реестр юридических лиц в раздел 6 записи за государственным регистрационным номером 2217702279793 о недостоверности сведений об ООО «РАПАС» (результаты проверки достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице), об обязании Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №46 по г. Москве исключить из раздела 6 Единого государственного реестра юридических лиц запись за государственным регистрационным номером 2217702279793 о недостоверности сведений об ООО «РАПАС» (результаты проверки достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице)
при участии в судебном заседании:
согласно протокола
УСТАНОВИЛ:
ООО «РАПАС» обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным действий МИФНС № 46 по Москве по внесению 24.03.2021 г. в Единый государственный реестр юридических лиц в раздел 6 записи за государственным регистрационным номером 2217702279793 о недостоверности сведений об ООО «РАПАС» (результаты проверки достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице), об обязании Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №46 по г. Москве исключить из раздела 6 Единого государственного реестра юридических лиц запись за государственным регистрационным номером 2217702279793 о недостоверности сведений об ООО «РАПАС» (результаты проверки достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице).
Заявитель поддержал заявленные требования.
Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд считает заявленные требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.4 ст.198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Срок подачи заявления не пропущен.
Согласно ст.198 АПК РФ граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, процессуальный закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
Как указывает заявитель, 16 февраля 2021 года в адрес ООО «РАПАС» (далее - Истец) поступило Уведомление из Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №46 по г. Москве (далее -Ответчик) от 02.02.2021 г. №06-12/006586/1452, о необходимости предоставления достоверных сведений, подтверждающие адрес государственной регистрации в связи с тем, что в отношении юридического лица ООО «РАПАС», установлена недостоверность содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений об адресе: 123022, <...>.
01 марта 2021 г. по каналам связи в электронном виде через сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации за номером заявки U021030113120471, через личный кабинет налогоплательщика Истцом было подано Заявление в МИФНС №46 по г. Москве по форме Р13014 о государственной регистрации изменений в сведения ЕГРЮЛ в части уточнения адреса в пределах места нахождения Общества: 123022, <...>. стр. 2, этаж 4. пом. 3.
09 марта 2021 г. Решением №82792А, налоговым органом была приостановлена регистрация вносимых изменений для проверки достоверности включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц сведений с учетом пп.2 п. 2 Оснований и Порядка, утв. Приказом ФНС России №1, в соответствии с которым, основаниями для проведения мероприятий по проверке предоставленных сведений в отношении Заявителя: несоответствие сведений, содержащихся в документах, предоставленных в регистрирующий орган при государственной регистрации юридического лица, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у территориальных органов ФНС России. Проводится проверка на предмет достоверности сведений о юридическом лице, указанных в предоставленных на регистрацию документах.
Истцу было предложено в срок до 27 марта 2021 г. дополнительно предоставить документы или пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.
24 марта 2021 г. в раздел 6 ЕГРЮЛ в отношении ООО «РАПАС» была внесена регистрационная запись 2217702279793, по причине Внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о недостоверности сведений о юридическом лице (результаты проверки достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице).
Посчитав указанные действия МИФНС № 46 по г. Москве незаконными, необоснованными, и нарушающими права и законные интересы заявителя, последний обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется способами, указанными в данной статье, а также иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии со ст.ст. 12, 13 ГК РФ, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) одним из способов защиты прав является признание недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
Согласно ч. 1 ст. 199 АПК РФ заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно содержать, в частности, название, номер, дату принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий, требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Отношения, возникающие в связи с исключением юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ регулируются ГК РФ и Законом № 129-ФЗ.
Статьёй 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон №129-ФЗ) определен перечень сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ.
К числу таких сведений относятся сведения о месте нахождения и адресе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом (пп.в) п.1 ст.5 Закона №129-ФЗ).
Место нахождения юридического лица имеет существенное юридическое значение. Им определяются место исполнения обязательств, уплаты налогов, подсудность споров. Недостоверность сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношения с обществом.
В силу п.1 ст.4, пп.в) п.1 ст.5 Закона №129-ФЗ сведения об адресе юридического лица в переделах места нахождения юридического лица включаются в ЕГРЮЛ, являющийся федеральным информационным ресурсом.
Федеральный информационный ресурс представляет из себя информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе, которая является официальной (ст.13,14 Федерального закона №149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). Один из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации (ст. 3 Закона №149-ФЗ).
В силу п.4.2 ст.9 Закона №129-ФЗ регистрирующему органу предоставлены полномочия по проверке сведений включаемых или включённых в ЕГРЮЛ.
Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений п. 4. «Основания, условия и способы проведения указанных в п.4.2 ст.9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий», утвержденных Приказом ФНС России от 11.02.2016 №ММВ-7-14/72@.
Согласно п.4.2 ст.9 Закона о государственной регистрации проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ, посредством: а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; г) проведения осмотра объектов недвижимости; д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
В случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных пп. «в», «д» и (или) «л» п.1 ст.5 Закона №129-ФЗ, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в ЕГРЮЛ), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - Уведомление о недостоверности) (п.6 ст.11 Закона №129-ФЗ).
Аналогичное требование предусмотрено п. 18 приложения №1 Приказа ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@. Кроме того, в соответствии с указанной нормой в случае непредставления юридическим лицом таких сведений в срок, установленный абз.2 п.6 ст. 11 Закона №129-ФЗ, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.
В силу п.6 ст. 11 Закона № 129-ФЗ, п.п.18, 19 приложения №1 приказа ФНС России от 11.02.2016 №ММВ-7-14/72@ в случае установления в результате проверки недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, Уведомление, и в случае непредставления таких сведений вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.
При этом в силу п.6 ст. 11 Закона №129 -ФЗ такое уведомление будет направлено, если у регистрирующего органа вызовут сомнения следующие сведения: адрес юридического лица; сведения об учредителях (участниках) юридического лица, о держателе реестра акционеров, о размерах и номинальной стоимости долей в ООО, о передаче долей или частей долей в залог или ином их обременении, о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования; Ф.И.О. директора, его паспортные данные или ИНН (пп. в), д), л) п.1 ст.5 Закона № 129-ФЗ).
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, адресом ООО «РАПАС» является: 123022, <...>, этаж 4, помещение 3, до государственной регистрации изменений в сведения об адресе ООО «РАПАС» - 123022, <...>.
В целях проверки достоверности сведений, включаемых или включённых в ЕГРЮЛ, на основании пп. «г» п. 4.2 ст.9 Закона № 129-ФЗ проведены мероприятия по проверки юридического лица, на предмет его фактического нахождения по адресу: 123022, <...>.
28.12.2020 должностными лицами ИФНС России № 3 по г. Москве при участии двух понятых составлен Протокол осмотра объекта недвижимости (далее - Протокол). В отношении ООО «РАПАС» установлен факт недостоверности сведений об адресе ООО «РАПАС».
В результате осмотра установлено, что исполнительный орган ООО «РАПАС» по указанному адресу не располагается, признаков осуществления финансово-хозяйственной деятельности не выявлено.
В соответствии с п.6 ст. 11 Закона № 129-ФЗ, по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установив недостоверность содержащихся в нем сведений об ООО «РАПАС», Инспекцией, в адрес Общества, учредителю (участнику) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица ФИО1 направлено уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений от 02.02.2021 № 06-12/006586/1452.
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности ООО «РАПАС» не сообщило в регистрирующий орган в порядке, установленном Законом №129-ФЗ, соответствующие сведения и не представило документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых направлено уведомление о недостоверности.
Так как Обществом не были представлены документы, подтверждающие достоверность сведений об адресе, содержащиеся в ЕГРЮЛ, Инспекцией внесена запись за ГРН 2217702279793 от 24.03.2021 о недостоверности сведений об адресе ООО «РАПАС».
Вместе с тем, 01.03.2021 в Инспекцию, в электронном виде, заявка U021030113120471 генеральным директором ООО «РАПАС» ФИО1, представлены предусмотренные п.2 ст. 17 Закона №129-ФЗ документы для государственной регистрации изменений, в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО «РАПАС» места нахождения и адреса: 123022, <...>, этаж 4, помещение 3 на основании представленного в комплекте документов решения №1/2021 единственного участника ООО «РАПАС» от 01.03.2021, вх.№82792А.
07.04.2021 по результатам рассмотрения представленных 01.03.2021 документов Инспекцией принято решение о государственной регистрации №82792А, на основании которого в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2217702812468 от 07.04.2021, содержащая сведения об изменении сведений об адресе ООО «РАПАС»: 123022, <...>, этаж 4, помещение 3.
Таким образом, в настоящее время в ЕГРЮЛ содержатся достоверные сведения об адресе ООО «РАПАС».
В связи с этим, на момент рассмотрения спора по существу оспариваемое решение по внесению в ЕГРЮЛ записи за ГРН 2217702279793 от 24.03.2021 о недостоверности сведений об адресе ООО «РАПАС» не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.
Следовательно, необходимость устранения нарушения прав и законных интересов заявителя отсутствует.
Вывод о том, что отсутствие на момент рассмотрения спора нарушения прав и законных интересов оспариваемыми ненормативными правовыми актами, решениями и действиями (бездействием), является основанием для отказа в удовлетворении требований нашел свое подтверждение в постановлении ФАС МО от 18.07.2012 по делу № А40-112447/11-148-1018, постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда №09АП-29940/2011-АК от 02.12.2011г. по делу № А40-62921/11-139-527, постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда №09АП-14530/2012 от 28.06.2012 по делу № А40-26853/12-120-251, постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда №09АП-27965/2013 от 12.09.2013 по делу № А40-25090/2013, постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда №09АП-65335/2016 от 06.02.2017 по делу № А40-149648/2016.
Указание в ЕГРЮЛ юридическими лицами недостоверных сведений об адресе, затрудняет осуществление своевременной связи с юридическим лицом, в том числе, доставку заявлений, уведомлений, требований и иных значимых сообщений от третьих лиц (в том числе, контролирующих органов), риск наступления последствий неполучения которых по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, несет юридическое лицо, а также делает невозможным осуществление регистрирующим органом функций контроля размещения юридического лица по месту государственной регистрации.
Внесению в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений об адресе юридического лица, предшествует предусмотренная п.6 ст.11 Закона №129-ФЗ процедура, в рамках которой юридическое лицо имеет возможность устранить возникшие у регистрирующего органа обоснованные сомнения в достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ.
Довод Общества об обращении в регистрирующий орган и представлении всех необходимых документов в обоснование того, что сведения об адресе ООО «РАПАС» достоверны, несостоятелен, поскольку документы, представленные 01.03.2021 (вх. №82792А), подтверждающие достоверность сведений об адресе, подлежит отклонению, поскольку содержал сведения не в отношении спорного адреса, содержащегося в ЕГРЮЛ на момент установления его недостоверности, а сведения о новом адресе.
Представляя комплект документов для внесения в ЕГРЮЛ сведений о новом адресе юридическое лицо согласилось, что содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения об адресе недостоверны.
ЕГРЮЛ - Федеральный информационный ресурс, сведения в котором должны содержаться достоверные, что обеспечивает, в том числе соблюдение прав иных участников гражданского оборота.
Таким образом, до осуществления государственной регистрации и внесения в ЕГРЮЛ сведений о новом достоверном адресе юридического лица, адрес: 123022, <...> не может расцениваться как достоверный.
Решение о государственной регистрации №82792А о внесении изменений в сведения об адресе ООО «РАПАС» принято Инспекцией 07.04.2021, запись о недостоверности сведений об адресе ООО «РАПАС» в отношении адреса 123022, <...> внесена 24.03.2021, то есть до принятия регистрирующим органом указанного решения и внесения достоверных сведений об адресе ООО «РАПАС» по результатам рассмотрения поступившего комплекта документов в Инспекцию 01.03.2021.
Следовательно, сведения о недостоверности об адресе ООО «РАПАС» 123022, <...>. стр.2, офис 226 содержались в ЕГРЮЛ до 07.04.2021.
Касательно довода заявителя о том, что запись за ГРН 2217702279793 от 24.03.2021 не исключена из ЕГРЮЛ по результатам принятия решения о государственной регистрации №82792А от 07.04.2021 и внесения записи за ГРН 2217702812468 от 07.04.2021, регистрирующий орган пояснил следующее.
Согласно п.4 ст. 5 Закона №129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в п.1 и п.2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в п.1 и п.2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
В силу п.3 ст.5 Закон №129-ФЗ в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются.
Изменение сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, осуществляется путем внесения новой записи, которая не создает оснований для исключения (аннулирования) совершенных ранее регистрационных действий.
Таким образом, законодательство не предусматривает возможности аннулирования или исключения записей и сведений реестра (данная правовая позиция отражена в постановлении ФАС Московского округа от 13.03.2012 по делу №А40-66271/11-2-432, постановлении ФАС Московского округа от 17.12.2012 по делу №А40-50411/12-152-164, постановлении ФАС Московского округа от 30.07.2013 по делу № А40-136687/12-22-1368, постановление АС МО от 30.03.2015 по делу №А40-59700/2014, постановление АС МО от 22.07.2015 по делу №А40-54449/2013, определение Верховного суда Российской Федерации от 28.12.2015 по делу № А41-84598/2014).
Суд соглашается с позицией ответчика. При указанных обстоятельствах заявленные требования не могут быть признаны обоснованными.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №6, Пленума ВАС РФ №8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Следовательно, в данном случае, отсутствуют правовые основания, предусмотренные ст.13 ГК РФ, которые одновременно необходимы для удовлетворения заявленных требований заявителя.
При указанных обстоятельствах требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Расходы по оплату госпошлины распределяются согласно с. 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.64, 65, 75, 167-170, 176, 180, 181, 197-201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Проверив на соответствие требованиям действующего законодательства, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: | С.О. Ласкина |