Именем Российской Федерации
г. Москва Дело №А40-134565/2012
15 марта 2013 г.
Резолютивная часть решения объявлена 28 февраля 2013 г.
Полный текст решения изготовлен 15 марта 2013 г.
Арбитражный суд в составе судьи Селиверстовой Н.Н.
при ведении протокола помощником судьи Быхаловой А.А.
рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению ЗАО «МПБК «Очаково»
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности.
В судебное заседание явились:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 21.01.2013г., ФИО2 по доверенности от 21.01.2013г.
от ответчика – ФИО3 по доверенности от 09.01.2013г.
установил:
ЗАО «МПБК «Очаково» обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным отказ в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество по адресу: <...>, об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве провести государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество по адресу: <...> общей площадью 26 061,1 кв.м.
Заявитель требования поддержал. Управление против удовлетворения требований заявителя возражал по мотивам, изложенным в письменном отзыве.
Изучив материалы дела, оценив представленные суду доказательства, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Часть 4 ст. 198 АПК РФ предусматривает, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Судом проверено и установлено, что срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя (часть 1 статьи 16 Федерального закона № 122-ФЗ) и является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона № 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Так, в соответствии с абз. п.1 ст.17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают такие обстоятельства – договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшем в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент её совершения, иные документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии со статьей 13 и пунктом 1 статьи 18 Закона при государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза представленных на регистрацию документов. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП.
Заявитель, требуя признать действия Управления Росреестра по Москве незаконными, указал, что Заявитель владеет объектом недвижимого имущества зданием по адресу: <...> на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 77 НН 094299 от 14 июня 2000 года (реестровый номер объекта - 49410) и свидетельством о государственной регистрации права 77 АЖ 884726 от 03 февраля 2009 года (кадастровый номер объекта - 78234). Общая площадь объекта недвижимого имущества 26 061,1 кв.м о чем свидетельствуют данные БТИ.
31 мая 2011 года ТБТИ Западное №2 г. Москвы была проведена инвентаризация здания, по результатам которой были выявлены технические ошибки, допущенные при первичной инвентаризации. По результатам инвентаризации было установлено, что площадь здания составляет 26 061, 1 кв.м. в связи с чем были внесены уточненные данные н выдан кадастровый паспорт на 26 061.1 кв.м.
В соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» 12 мая 2012 года Заявитель обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества по адресу: <...> общей площадью 26 061,1 кв.м.10 июля 2012 года Управлением Росреестра по Москве Заявителю было отказано в государственной регистрации права собственности на основании абзаца 10 п. 1 ст. 20 ФЗО государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» по следующим причинам:
Регистрирующим органом было выявлено изменение площади объекта и согласно ответу ТБТИ Западное № 2 г. Москвы от 06.07.2012 № 680-Н-12 на дату последней инвентаризации 31.05.2011 площадь объекта составляет 26.061,1 кв.м.
При текущей инвентаризации объекта выявлены технические ошибки, допущенные при первичной инвентаризации объекта. В представленной справке площадь объекта по состоянию на 10.07.1992 года составляет 25 891,4 кв.м.
Однако согласно архивным документам в Управлении Росреестра по Москве площадь объекта по состоянию на 10.07.1992 составляет 25 140 кв.м, кроме того площади лестничных клеток 314,2 кв.м.
Таким образом, документы технического учета по мнению регистрирующего органа содержат недостоверные сведения.
Заявитель не согласен с отказом, т.к. документы представленные в регистрирующий орган были поданы Заявителем в полном объеме и надлежаще оформленными в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Управление Росреестра по Москве указало, что при проведении правовой экспертизы представленных документов кадастрового учета на Спорный объект недвижимого имущества, было выявлено изменение площади объекта.
Согласно ответу ТБТИ Западное № 2 г. Москвы от 06.07.2012 № 680-Н-12 на дату последней инвентаризации 31.05.2011 г. площадь объекта составляет 26,061, 1 кв.м. При текущей инвентаризации объекта выявлены технические ошибки, допущенные при первичной инвентаризации объекта, ранее площадь комнаты 15 в помещении 2, расположенный на 3 этаже составляла 117,8 кв.м. В настоящее время нумерация комнаты 15 изменилась на 23-27 площадь этих комнат составляет 305,5 кв.м. В представленной справке площадь объекта по состоянию на 10.07.1992 указано не верно. В архивных документах площадь объекта по состоянию на 10.07.1992 составляет 25.897,4 кв.м.
Однако согласно архивным документам, хранящихся в Управлении Росреестра по Москве площадь объекта по состоянию на 10.07.1992 составляет 25.140 кв.м., кроме того площади лестничных клеток 314,2 кв.м. Также, согласно экспликации от 10.07.1992 г. площадь комнаты 15 в помещении 2, расположенной на 3 этаже составляла 18,3 кв.м.
Таким образом, документы технического учета содержат не достоверные сведения.
В соответствии с п.2 ст.1 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре), государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Согласно пп.6 п.1 ст.7 Закона о кадастре, в государственный кадастр недвижимости вносится также площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Согласно п.З ст.43 Закона о кадастре, соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдают кадастровые паспорта объектов недвижимости. Такие кадастровые паспорта должны выдаваться в соответствии с требованиями Закона о кадастре.
Согласно п.6 ст. 12 Закона о регистрации и п.23 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 г. №219 (далее - Правила ведения ЕГРП), сведения об объекте недвижимости вносятся на основании документов, удостоверенных организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества на территории регистрационного округа.
В соответствии с п.2 ст.1 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре), государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Согласно пп.6 п.1 ст.7 Закона о кадастре, в государственный кадастр недвижимости вносится также площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Согласно п.З ст.43 Закона о кадастре, соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдают кадастровые паспорта объектов недвижимости. Такие кадастровые паспорта должны выдаваться в соответствии с требованиями Закона о кадастре.
Согласно п.6 ст. 12 Закона о регистрации и п.23 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 г. №219, сведения об объекте недвижимости вносятся на основании документов, удостоверенных организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества на территории регистрационного округа.
Из изложенного следует, что сведения о площади объекта недвижимости, определенные органом технического учета и (или) технической инвентаризации являются юридически действительными и вносятся в ЕГРП исключительно на основании сведений кадастрового паспорта.
Заявитель не представил информации, что послужило основанием для изменения площади, была ли произведена реконструкция помещения, изменилась ли конфигурация объекта, выход за внешние границы, в связи с чем, Управление рассмотрев обращение по представленным документам отказало заявителю в государственной регистрации за заявителем права собственности.
Документ, объясняющий, в связи с чем произошло изменение площади объекта, в Управление Росреестра по Москве представлен не был, что не позволило установить причину увеличения площади объекта.
Согласно п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция представляет собой изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (количества помещений, высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с п. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство.
Статьей 52 Градостроительного кодекса РФ, ст. 3 ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", распоряжением Мэра Москвы от 11.04.2000 г. N 378-РМ "О положении о едином порядке предпроектной и проектной документации подготовки строительства в г. Москве" установлено, что при проведении строительных работ (в том числе по реконструкции строений) на территории города Москвы производится исключительно после оформления соответствующего правового акта городской администрации - разрешения на реконструкцию объекта - в виде распоряжения Мэра Москвы или префекта административного округа.
Согласно приложению 1 указанного Положения о едином порядке, реконструкция объекта - проведение строительных работ в целях изменения существующих технико-экономических показателей объекта и повышения эффективности его использования, предусматривающих один из следующих видов работ (или их комплекс): в том числе капитальное строительство пристройки, надстройки.
В соответствии с Московскими городскими Строительными нормами, утвержденными постановлением Правительства Москвы N 530 "Об утверждении Московских городских строительных норм. Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения" от 11.07.2000 г., объект недвижимости, подвергшийся реконструкции, рассматривается в качестве вновь созданного объекта недвижимости.
В соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса РФ выполнение реконструкции удостоверяется разрешением на ввод объекта в эксплуатацию.
Заявителем при подаче пакета документов на регистрацию права собственности не были представлены разрешение на строительство, разрешение на реконструкцию объекта, в результате которой произошло увеличение площади объекта недвижимости, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию реконструированного объекта, являющегося, в соответствии с положениями Московских городских строительных норм, вновь созданным объектом недвижимости, вследствие чего суд не может согласиться с доводом заявителя о том, что документы, необходимые для заявленной регистрации, были представлены заявителем Управлению Росреестра по Москве, и эти документы соответствуют требованиям действующего законодательства.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об отсутствии у регистрирующего органа достаточных оснований для государственной регистрации за заявителем права собственности и о законности оспариваемого отказа, а следовательно, и об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая вышеизложенное, сообщение Управления Росреестра об отказе в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество соответствует нормам действующего законодательства, и не нарушает прав и законных интересов Заявителя
Следовательно, в силу ст. 13 ГК РФ отсутствуют основания для признания его незаконным.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ст.16, 29, 65, 75,102, 110, 156, 167-170, 198, 201 АПК,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество по адресу <...> и обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве провести государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество по адресу <...> общей площадью 26 061 кв.м. отказать.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия.
Судья Селиверстова Н.Н.