РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Москва
28 мая 2020года Дело № А40-134/2020-122-11
Резолютивная часть решения объявлена 28 мая 2020 года
Полный текст решения изготовлен 28 мая 2020 года
Арбитражный суд в составе: судьи Девицкой Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Порошиной М.О.
с использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «Компания «РУС.ЭМ.»
к Управлению Росреестра по г. Москве
о признании незаконным и отмене решения от 13.11.2019 г. об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета
при участии:
от заявителя – ФИО1, дов. от 04.09.2019 г. (диплом №496/ю от 27.03.2009 г.)
от ответчика – ФИО2, удост. №066962, дов. от 30.12.2019 г. (диплом №1604009 от 22.06.2018 г.)
УСТАНОВИЛ:
ООО «Компания «РУС.ЭМ.» (Заявитель) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве с требованием признать необоснованным и отменить решение от 13.11.2019г. об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета №77-0-1-71/3144/2019-277; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве осуществить процедуру государственного кадастрового учета объекта имущества по адресу: <...>, осуществить государственную регистрацию прекращение права на исходный объект и государственную регистрацию на образованные в ходе перепланировки из исходного (новые) объекты.
Заявитель требования поддержал.
Представитель ответчика не признал заявленные требования по доводам, изложенным в отзыве.
Выслушав явившихся в заседание представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Кодекса, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Как указывает заявитель, 06.08.2019г. ООО «Компания «РУС.ЭМ.» были поданы документы в МФЦ районов Восточное Дегунино и Бескудниковский САО г. Москвы на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества по адресу: <...>, вх. № 77-0-1-71/3144/2019-277 от 06.08.2019г.
Так же 11.11.2019г. (в течение действия приостановления государственной регистрации) были поданы дополнительные документы на государственную регистрацию прекращения права на исходный объект и государственную регистрацию права на преобразованные из исходного в ходе перепланировки (новые) объекты, вх. №77/009/277/2019-2092 от 11.11.2019г. и вх. № 77-0-1-71/3144/2019-430 от 11.11.2019г.
13.11.2019г. заявителем было получено Уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета (Уведомление) от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (по вх. №77-0-1-71/3144/2019-277 от 06.08.2019г.) и уведомление о приостановлении государственной регистрации (по вх. №77/009/277/2019-2092 от 21.11.2019г.)
Считая указанный отказ незаконным, Заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований Заявителя, суд соглашается с доводами Ответчика, при этом исходит из следующего.
Управление является федеральным органом исполнительной власти (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»), осуществляющим публично-правовые функции по государственному кадастровому учету, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведению Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и предоставлению сведений, содержащихся в нем.
Полномочия Управления устанавливаются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ), Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Закон о недвижимости), Положением об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, утвержденным приказом Росреестра 23.01.2017 № П/0027, и иными законами и подзаконными нормативными правовыми актами.
Установлено, что 06.08.2019 Заявитель обратился в Управление с заявлением № 77-0-1-71/3144/2019-277 о постановке на государственный кадастровый учет нежилых помещений, расположенных по адресу: <...> д 12, корп 1.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о недвижимости) в процессе государственной регистрации проводится правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о недвижимости оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
13.08.2019 г. было принято решение № 77-0-1-71/3144/2019-277 о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету на срок до 12.11.2019 на основании п. 5, 7 ч. 1 ст. 26 закона о недвижимости.
В связи с неустранением причин, препятствующих осуществлению кадастрового учета 13.11.2019 Управлением было принято оспариваемое решение об отказе № 77-0-1-71/3144/2019-277 о постановке на государственный кадастровый учет нежилых помещений, расположенных по адресу: <...> д 12, корп 1.
В соответствии с пунктом п.5, 7 части 1 статьи 26 Закона о недвижимости имеются основания для приостановления по следующим причинам, а именно: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
На основании п. 3 ч.1 ст. 29 Закона о недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных указанным Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Как следует из части 3 статьи 41 Закона о недвижимости снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.
Однако заявления о государственной регистрации права собственности образованные в результате раздела объекты недвижимости в орган регистрации прав представлены не были.
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона о недвижимости основаниями для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав являются в том числе межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном Федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
В соответствии со ст. 24 Закона о недвижимости технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Представленный технический план по форме либо содержанию не соответствовал требованиям к подготовке технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объект недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в нем сведений» (далее - Требования):
При проведении сравнительного анализа технической документации (плана, содержащегося в техническом плане и сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости), Управление было выявлено, что в здании, были проведены работы, в том числе и по изменению фасада.
Пунктом 2.15 части 2 Постановления Правительства Москвы от 31.07.2007 Л«651-ПП "Об утверждении норматива города Москвы "Содержание и ремонт фасадов зданий и сооружений" установлено, что изменение внешнего вида фасадов (пробивкой или заделкой оконных или дверных проемов, остекление с изменением формы окон, тональности стекол, рисунка переплетов, а также самовольное остекление балконов и лоджий) согласовываются в порядке, установленном Законом города Москвы от 01.07.1996 № 22 (ред. от 21.02.20011 "О поддержании в исправном состоянии и сохранении фасадов зданий и сооружений на территории города Москвы".
Согласно части 4 статьи 1 Закона г. Москвы от 01.07.1996 № 22 «О поддержании в исправном состоянии и сохранении фасадов зданий и сооружений на территории города Москвы» ремонт фасадов зданий и сооружений проводится по согласованию с Москомархитектурой с соблюдением действующих стандартов в сроки, установленные нормативами и договорами.
Данная позиция подтверждена Постановлением Арбитражного суда Московского округа 29.09.2016 № Ф05-14582/2016 по делу № А40-209185/15, Установлением Арбитражного суда Московского округа от 07.03.2019 по делу А40-102078/2018, решением Арбитражного суда города Москвы от 25.02.2019 А40-290563/18-146-2443, решением Арбитражного суда города Москвы от .12.2019 по делу №А40-172546/19.
Однако представленная в составе технического плана техническая документация, а также проведенные на ее основании строительные работы не согласованы в установленном законом порядке.
Требования к содержанию фасадов установлены п. 10.11 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве (постановление Правительства от 09.11.1999 № 1018).
Так в соответствии с п. 4.2.6 постановления Правительства Москвы от 05.04.2011 № 104-ПП Департамент капитального ремонта города Москвы принимает решения о проведении ремонта внешних поверхностей нежилых зданий, строений, сооружений за счет средств бюджета города Москвы.
Согласно постановлению Правительства Москвы от 01.12.2015 № 794-1111 выдачу предписаний о необходимости проведения ремонта внешних поверхностей нежилых зданий, строений, сооружений в городе Москве осуществляют Департамент культурного наследия города Москвы и Объединение административно-технических инспекций города Москвы.
Вместе с тем, работы по изменению объектов капитального строительства и (или) их частей, не затрагивающие конструктивные и иные характеристики их надежности и безопасности и не нарушающие права третьих лиц, не превышающие предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, оформляются в соответствии с требованиями постановления Правительства Москвы от 27.08.2012 № 432-ПП «О перечне случаев, при которых получение разрешение на строительство не требуется».
К производству работ, указанных в приложении № 2 к постановлению, можно приступать при наличии положительного заключения о техническом состоянии конструкций объектов капитального строительства и возможности производства планируемых работ, оформленных проектной организацией, имеющей выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к указанным видам работ (п. 2.2).
Работы по ремонту фасадов зданий и сооружений (изменение колористического решения фасадов, замена облицовки фасадов, установка вентилируемого фасада, окраска по штукатурке и т. д.) проводятся в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 31.07.2007 № 651-ПП «Об утверждении Норматива города Москвы «Содержание и ремонт фасадов зданий и сооружений» при наличии Паспорта колористического решения фасадов зданий, строений, сооружений. Следует отметить, что настоящий норматив разработан в соответствии с Законом города Москвы от 01.07.1996 №22 "О поддержании в исправном состоянии и сохранении фасадов зданий и сооружений на территории города Москвы", на который ссылается Управление в оспариваемом решении, а также на основании закона города Москвы-от 07.04.2004 № 21 "О мониторинге технического состояния жилых домов на территории города Москвы".
Данная позиция Управления подтверждена решением Арбитражного суда города Москвы от 09.12.2019 по делу №А40-172546/19.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 28.02.2012 № 114-ПП Москомархитектура обеспечивает разработку электронных версий Паспортов колористического решения фасадов зданий, строений, сооружений в роде Москве.
Согласно пункту 52 Требований для оформления графической части технического плана применяются специальные условные знаки в соответствии с Приложением к Требованиям.
Раздел "План этажа (этажей)" в составе технического плана оформлен с нарушением п. 52 и п. 59 Требований. То есть, в техническом плане в графической части не указано местоположение образованных помещений в составе здания (нет схемы).
Также при проверке сведений ЕГРН выявлено, что помещения, заявленные к кадастровому учету, входят в состав других помещений, а именно, в помещения с кадастровыми номерами 77:05:0011003:16305, 77:05:0011003:16301.
Таким образом, суд полагает, что отказ Регистрирующего органа является законным и соответствует нормам права.
В соответствии с абзацем 1 статьи 13 ГК РФ ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.
В совместном постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.96 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в абзаце втором пункта 1 установлено следующее: если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным.
Для признания недействительным оспариваемого Заявителем решения необходимо наличие двух обязательных условий: наличие нарушения прав заявителя и несоответствие оспариваемого акта закону.
Судом проверены и оценены все доводы заявителя, но отклонены как противоречащие материалам дела и основанные на неверном толковании норм права, поскольку заявителем не доказано несоответствие оспариваемого отказа действующему законодательству.
На основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований заявителя.
Госпошлина в соответствии с ч. 110 АПК РФ относится на заявителя.
На основании ст. ст. 8, 12, 13 Гражданского кодекса РФ, и руководствуясь ст.ст. 4, 64, 65, 71, 75, 150, 159, 167 -170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать полностью.
Проверено на соответствие действующему законодательству.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Н.Е. Девицкая