ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-135049/17-93-1241 от 08.11.2017 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва                                                                     Дело № А40-135049/2017-93-1241

15 ноября 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 08 ноября 2017 года.

Решение в полном объеме изготовлено 15 ноября 2017 года.

Арбитражный суд города Москвы в составе:

Судьи Позднякова В.Д.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шувариковым А.С.,

с использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению ООО «Газпром газораспределение Волгоград» (ОГРН <***>)

к ФАС России (ОГРН <***>)

об оспаривании решения об установлении тарифа на транспортировку газа на период с 01.07.2017 по 31.12.2017 и отказа в установлении тарифов на услуги транспортировки газа на период регулирования 2018-2019 годы, оформленные письмом от 17.04.2017 № АГ/25792/2017; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем установления тарифов на транспортировку газа на период регулирования 2017-2019 г.г. в рамках поданного заявления от 19.12.2016 № АР-01/8805

при участии:

от заявителя – ФИО1 (дов. от 30.10.2017 № юр-712/17);

от ответчика – ФИО2 (дов. от 09.01.2017 № ак/106/17), ФИО3 (дов. от 16.01.2017 № иа/1387/17).

УСТАНОВИЛ:

ООО «Газпром газораспределение Волгоград» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения ФАС России  об установлении тарифа на транспортировку газа на период с 01.07.2017 по 31.12.2017 и отказа в установлении тарифов на услуги транспортировки газа на период регулирования 2018-2019 годы, оформленного письмом от 17.04.2017 №АГ/25792/2017.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает на то, что действующие и применяемые в настоящее время тарифы на услуги по транспортировке не достаточны для функционирования ООО «Газпром газораспределение Волгоград» в условиях увеличения на 37 % протяженности сетей газораспределения, по которым осуществляется транспортировка газа, и снижения на 12,5 % объемов транспортировки газа. Вывод о возможности применения тарифа на транспортировку газа, "действующего с 01.07.2016 по 01.07.2017 до окончания 2017г., противоречит требованиям Методических указаний, поскольку п. 26 Методических указаний предусмотрено, что тарифы могут устанавливаться с календарной разбивкой. Календарная разбивка определяется в соответствии со сроками пересмотра регулируемых оптовых цен на газ, определяемых в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период.

ФАС России  представлен письменный отзыв на заявление, в котором просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку доводы заявителя основаны на неправильном толковании норм права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования в судебном заседании. Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения требований по основаниям и доводам, изложенным в отзыве.

Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы заявления и отзыва на него, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Установленный ч.4 ст. 198 АПК РФ срок на обжалование оспариваемого решения заявителем не пропущен.

Как следует из материалов дела, в целях установления тарифа на услуги по транспортировке газа, который бы позволял Обществу покрывать расходы по виду деятельности, ООО «Газпром газораспределение Волгоград» заявлением от 19.12.2016 №АР-01/8805 обратилось в ФАС России об утверждении тарифа на транспортировку газа с приложением обосновывающих документов.

По результатам рассмотрения поданного заявления ФАС России письмом от 17.04.2017 №АГ/25792/2017 сообщило, что проведенный ФАС России анализ представленных ООО «Газпром газораспределение Волгоград» расчетных и обосновывающих материалов, фактических показателей деятельности предприятия позволяет в целом сделать вывод о необходимости сохранения в 2017 году тарифов на услуги по транспортировке газа ООО «Газпром газораспределение Волгоград», утвержденных приказом ФСТ России от 27.05.2014 №117-э/2.

Не согласившись с выводами антимонопольного органа, ООО «Газпром газораспределение Волгоград» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения.

В соответствии с пунктом 26 Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (далее — Методические указания), утвержденных приказом ФСТ России от 15.12.2009 №411-э/7, тарифы пересматриваются в течение периода их действия в связи с обращением субъекта регулирования в случае возникновения причин, повлекших за собой убыточность регулируемого вида деятельности (получение незапланированной прибыли) для субъекта регулирования, или иных обоснованных причин. При этом в случае, если пересмотр тарифов не совпадает с моментом пересмотра оптовых цен на газ, пересмотр тарифов на услуги по транспортировке газа осуществляется при следующем пересмотре оптовых цен на газ.

С учетом норм абзаца четвертого пункта 26 Методических указаний, согласно которым пересмотр тарифов на услуги по транспортировке газа осуществляется при следующем пересмотре оптовых цен на газ, ФАС России проведен анализ представленных ООО «Газпром газораспределение Волгоград» расчетных и обосновывающих материалов, фактических показателей деятельности заявителя, по результатам указанного анализа ФАС России сделан вывод о необходимости сохранения в 2017 году тарифов на услуги по транспортировке газа ООО «Газпром газораспределение Волгоград», утвержденных приказом ФСТ России от 27.05.2014 № 117-э/2 «Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО «Газпром газораспределение Волгоград».

Так, проведенный ФАС России анализ представленных ООО «Газпром газораспределение Волгоград» расчетных и обосновывающих материалов, фактических показателей деятельности заявителя позволил сделать вывод о необходимости сохранения в 2017 году тарифов на услуги по транспортировке газа ООО «Газпром газораспределение Волгоград», утвержденных приказом ФСТ России от 27.05.2014 № 117-э/2.

При этом довод заявителя о том, что тариф на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО «Газпром газораспределение Волгоград» на 2018 год не был установлен приказом ФСТ России от 27.05.2014 № 117-э/2, не соответствует как фактическим обстоятельствам дела, так и нормам материального права.

Согласно статье 23 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее — Закон о газоснабжении) федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов утверждает тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на срок не менее трех и не более пяти лет и определяет порядок их применения.

При этом в соответствии с пунктом 10 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации (далее — Основные положения), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021, регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

Согласно абзацу первому пункта 26 Методических указаний тарифы могут устанавливаться с календарной разбивкой, при этом календарная разбивка определяется в соответствии со сроками пересмотра регулируемых оптовых цен на газ, определяемым в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период. При этом тарифы утверждаются на срок не менее трех и не более пяти лет.

Следовательно,   вопреки   доводам   заявителя,   во-первых,   установление календарной разбивки тарифов является не обязанностью, а правом федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов, при этом календарная разбивка не ограничена возможностью дифференциации тарифов исключительно либо по месяцам, либо по полугодиям, либо по годам.

Во-вторых, календарная разбивка тарифов определяется в связи с продолжительностью действия прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, в связи со сроками пересмотра регулируемых оптовых цен на газ.

В данном случае приказом ФСТ России № 117-э/2 утверждены действующие с 01.07.2014 тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО «Газпром газораспределение Волгоград» на территории Волгоградской области.

Действие приказа ФСТ России № 117-э/2 распространяется на ООО «Газпром газораспределение Волгоград» как на правопреемника ОАО «Газпром газораспределение Волгоград». Заявитель в письме от 19.12.2016 №АР-01/8805 указывает, что 03.10.2016 в единый государственный реестр были внесены записи о реорганизации ОАО «Газпром газораспределение Волгоград» в форме преобразования в ООО «Газпром газораспределение Волгоград».

Согласно пункту 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

Более того, пункт 16 Основных положений определяет, что в отношении организации, которая в порядке универсального правопреемства приобретает в полном объеме в текущем периоде регулирования права и обязанности организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности, применяется тариф, установленный для реорганизованной организации. Следовательно, приказ ФСТ России № 117-э/2 устанавливает тариф на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО «Газпром газораспределение Волгоград» на территории Волгоградской области.

Поскольку приказ ФСТ России № 117-э/2 не отменен и не признан недействующим и так как в нем не оговорен иной срок его действия, то срок действия тарифов на услуги по транспортировке газа, утвержденных данным приказом, составляет пять лет, при этом приложение № 3 к приказу ФСТ России № 117-э/2 устанавливает подлежащие применению с 01.07.2016 тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям заявителя на территории Волгоградской области.

По истечении определенного статьей 23 Закона о газоснабжении срока действия тарифа, установленного приказом ФСТ России № 117-э/2, ООО «Газпром газораспределение Волгоград»  вправе в порядке, установленном пунктом  17 Основных положений, обратиться в ФАС России с заявлением об установлении тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.

Соответственно, решение ФАС России об отказе в пересмотре тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО «Газпром газораспределение Волгоград», изложенное в письме ФАС России от 17.04.2017 № АГ/25792/17, принято в соответствии с  ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 71,75, 110, 167-170, 176, 197-201 АПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления о признании незаконным решения ФАС России  об установлении тарифа на транспортировку газа на период с 01.07.2017 по 31.12.2017 и отказа в установлении тарифов на услуги транспортировки газа на период регулирования 2018-2019 годы, оформленного письмом от 17.04.2017 №АГ/25792/2017 – отказать.

Проверено на соответствие ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме) в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                                В.Д.Поздняков