ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-137164/12 от 12.07.2013 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-137164/12

33-250

12 августа 2013 г.

Резолютивная часть решения объявлена 12 июля 2013 года

Полный текст решения изготовлен 12 августа 2013 года

Арбитражный суд в составе судьи Ласкиной С. О. (шифр судьи: 33-250),

при ведении протокола судебного заседания, секретарь Порфирьева О.В., после перерыва протокол ведет секретарь судебного заседания Копотилова О.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению) ООО «Каспэнергосбыт»

к ОАО "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии"

о признании незаконным действия (бездействия)

при участии представителей:

от заявителя: ФИО1 дов. №2 от 09.01.2013 г.;

от ответчиков: ФИО2 дов. №01-07/12-123 от 24.12.12г., ФИО3 по дов. №01-07/12-122 от 24.12.12 г.;

УСТАНОВИЛ:

С учетом уточнения предмета заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ, заявитель ООО «Каспэнергосбыт» (далее по тексту также – общество) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, в котором просит суд признать незаконным бездействие ОАО «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии» по неформированию регулируемых договоров в отношении ООО «Каспэнергосбыт» в соответствии с Решением ВАС РФ от 28.12.2011г. №ВАС-7986/11 и Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2010г. №1172 и Федеральным законом «Об электроэнергетике» от 26.03.2003г. №35-ФЗ, и как следствие, признать незаконным действие ОАО «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии» (далее – ОАО «АТС», ответчик) по формированию и определению нерегулируемых цен (стоимости) электрической энергии (мощности) при ее продаже для ООО «Каспэнергосбыт» в соответствии с Решением ВАС РФ от 28.12.2011г. №ВАС-7986/11 Правилами оптового рынка эл. энергии (мощности) утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010г. №1172 и Федеральным законом «Об электроэнергетике» от 26.03.2003г. №35-ФЗ.

Заявитель является энергосбытовой организацией, которому в декабре 2010г. был присвоен статус субъекта оптового рынка электрической энергии (мощности) и внесен в реестр субъектов оптового рынка.

В обоснование заявленных требований ООО «Каспэнергосбыт» ссылается на следующие фактические обстоятельства.

Приказом ФСТ России от 26.07.2011г. № 180-Э/4 (с учетом изменений, внесенных приказом ФСТ России от 29.11.2011г. № 301-Э/2) «Об утверждении сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2012г., ООО «Каспэнергосбыт» было включено в прогнозный баланс с 01.07.2012г.

ООО «Каспэнергосбыт» было выделено в Приказе ФСТ России отдельной строкой с 01.07.2012г. с объемом потребления в размере 84,34 млн.кВтч., закрепленого за объемом потребления прочих потребителей.

В соответствии с уведомлением ОАО «АТС» от 23.07.2012г. № 01-02/12-18411 и № 01-02/12-18410 ООО «Каспэнергосбыт» г. Каспийск, республика Дагестан было предоставлено право участия в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке с 01.08.2012г. с использованием зарегистрированных групп точек поставки.

Между тем, как указал заявитель, с начала участия в торговле электрической энергией (мощностью), было выявлено, что весь объем электрической энергии (мощности) на ОРЭМ продается для ООО «Каспэнергосбыт» по нерегулируемым ценам и нерегулируемым договорам.

По мнению заявителя, указанные условия ОАО «АТС» в отношении ООО «Каспэнергосбыт» противоречат постановлению Правительства РФ от 27.12.2010г. № 1172 в котором утверждены Правила оптового рынка электрической энергии и мощности (далее - Правила оптового рынка), а также противоречат решению высшего Арбитражного суда РФ от 28.12.2011г. по делу № ВАС-7986/11.

В обоснование заявленных требований ООО «Каспэнергосбыт» приводит доводы о незаконности действий ответчика, так как они нарушают права и законные интересы ООО «Каспэнергосбыт» в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на заявителя дополнительные обязанности создают препятствия для осуществления предпринимательской и экономической деятельности.

Как указал заявитель, ОАО «АТС» как сторона регулируемых договоров в централизованном порядке рассчитывает схему прикрепления поставщиков и покупателей в соответствии с алгоритмом, согласованном участниками рынка.

ОАО «АТС» производит формирование регулируемых договоров и определяет объемы поставки/покупки электрической энергии и мощности по регулируемым тарифам (ценам) на основании прогнозных объемов поставки и потребления электрической энергии и мощности, установленных ФСТ России в сводном прогнозном балансе на соответствующий период регулирования.

Деятельность коммерческого оператора оптового рынка в части организации торговли на оптовом рынке, связанная с заключением и организацией исполнения сделок по обращению эл.энергии, мощности, иных объектов торговли, обращение которых допускается на оптовом рынке, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике», правилами оптового рынка без получения специального разрешения (лицензии).

По мнению ООО «Каспэнергосбыт», требования, а также основания и предмет иска связаны с обязательствами ответчика которые вытекают из федерального закона «Об электроэнергетике» и регулируются публичным законодательством.

Таким образом, основные полномочия и деятельность ответчика, которая оспаривается заявителем осуществляется ответчиком в соответствии с федеральным законом «Об электроэнергетике», Правилами оптового рынка эл.энергии (мощности) утв. постановлением Правительства РФ и , по мнению заявителя, подпадает под рассмотрение ст.197 АПК РФ и гл. 24 АПК РФ.

Представитель заявителя в ходе судебного заседания поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, письменных пояснениях и с учетом ходатайства в порядке ст. 49 АПК РФ и пояснений к нему, со ссылкой на незаконность и необоснованность оспариваемых в порядке главы 24 АПК РФ действий ответчика, в связи с тем, что, по мнению заявителя, в соответствии с решением ВАС РФ от 28.12.2011г. №ВАС7986/11, Федеральным законом «Об электроэнергетике» и п.64 Правил оптового рынка эл. энергетики (мощности) ОАО «АТС» обязана была для заявителя организовать поставку эл. энергии по регулируемым договорам, в объемах которые были отражены в приказе ФСТ России и ценам утвержденных приказом ФСТ России от 13.12.2011г. №353-Э/2.

Таким образом, по мнению заявителя, ответчик имел правовые основания и фактические возможности сформировать для заявителя регулируемые договоры и соответственно определить объемы потребления эл. энергию по регулируемым договорам на основании Приказа ФСТ России от 26.07.2011г. №180-Э/4 и в соответствии законодательством РФ.

Ответчик представил письменные объяснения, консолидированные письменные объяснения, возражал против удовлетворения требований заявителя по основаниям, изложенным в письменных объяснениях и консолидированных письменных объяснениях, со ссылкой на законность и обоснованность оспариваемых действий.

В ходе судебного заседания 05.07.2013 г. в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 12.07.2013 г., что отражено в протоколе судебного заседания.

Рассмотрев материалы дела в порядке главы 24 АПК РФ, выслушав доводы представителей явившихся в судебное заседание сторон, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, процессуальный закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Как следует из материалов дела, заявитель является энергосбытовой организацией, которому в декабре 2010г. был присвоен статус субъекта оптового рынка эл.энергии (мощности) и внесен в реестр субъектов оптового рынка.

Приказом ФСТ России от 26.07.2011г. № 180-Э/4 (с учетом изменений, внесенных приказом ФСТ России от 29.11.2011г. № 301-Э/2) «Об утверждении сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2012г., заявитель был включен в прогнозный баланс с 01.07.2012г.

Заявитель был выделен в Приказе ФСТ России отдельной строкой с 01.07.2012г. с объемом потребления в размере 84,34 млн.кВтч., который был закреплен за объемом потребления прочих потребителей.

В соответствии с уведомлением ОАО «АТС» от 23.07.2012г. № 01-02/12-18411 и № 01-02/12-18410 ООО «Каспэнергосбыт» г. Каспийск, республика Дагестан было предоставлено право участия в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке с 01.08.2012г. с использованием зарегистрированных групп точек поставки.

С начала момента участия в торговле эл.энергией (мощностью), заявителем было выявлено, что весь объем электрической энергии (мощности) на ОРЭМ продается для ООО «Каспэнергосбыт» по нерегулируемым ценам и нерегулируемым договорам.

Посчитав, что бездействие ОАО «АТС» по неформированию регулируемых договоров в отношении ООО «Каспэнергосбыт» незаконно и приводит к незаконным действиям ОАО «АТС» по формированию и определению нерегулируемых цен (стоимости) электрической энергии (мощности) при ее продаже для ООО «Каспэнергосбыт», заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.

При этом заявитель указал, что ответчик имел правовые основания и фактические возможности сформировать для заявителя регулируемые договоры и соответственно определить объемы потребления эл. энергию по регулируемым договорам на основании Приказа ФСТ России от 26.07.2011г. №180-Э/4 и в соответствии законодательством РФ.

Согласно п.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом согласно п.5 ст.200 АПК РФ с учетом п.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.

Согласно п.1 Постановления Пленума ВС РФ от 01.07.1996 г. № 6 и Пленума ВАС РФ № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК он может признать такой акт недействительным.

Таким образом, из существа приведенных норм следует, что для признания недействительным обжалуемых заявителем действий и бездействия ОАО «АТС» необходимо наличие двух обязательных условий, а именно, несоответствие их закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.

С учетом заявленных требований и доказательств, имеющихся в материалах дела, суд считает необходимым указать следующее.

Согласно пункту 1 статьи 32 Закона об электроэнергетике на оптовом рынке действует организованная система договоров между субъектами оптового рынка, определяющая основные условия деятельности соответствующих субъектов на оптовом рынке, условия продажи электрической энергии и мощности, оказания услуг. Перечень, система и порядок заключения обязательных для участников оптового рынка договоров определяются правилами оптового рынка.

Виды договоров, заключаемых на оптовом рынке для обеспечения купли-продажи электрической энергии и (или) мощности, к числу которых могут быть отнесены договоры оказания услуг, связанных с организацией торговли и расчетов на оптовом рынке, а также состав и порядок совершения действий, необходимых для осуществления поставки (покупки) электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, в силу подпункта 3) пункта 40 Правил оптового рынка относятся к существенным условиям Договора о присоединении.

Согласно пункту 12.1 Договора о присоединении система договоров оптового рынка, заключаемых участником оптового рынка и иными организациями, определяется Правилами оптового рынка и Договором о присоединении.

Система договоров оптового рынка обеспечивает функционирование коммерческой инфраструктуры оптового рынка и определяет обязательные для соблюдения Участником оптового рынка структуру, порядок и условия совершения сделок купли-продажи электрической энергии и мощности, а также оказания услуг на оптовом рынке.

Перечень, формы, условия и порядок заключения, изменения и прекращения договоров, входящих в систему договоров оптового рынка, а также иных договоров, обеспечивающих торговлю электрической энергией и мощностью на оптовом рынке электрической энергии и мощности, определяются вышеназванным пунктом, параграфами 7?11, 12?19 Договора о присоединении.

Для участия в работе торговой системы оптового рынка (торговле электрической энергией и мощностью на оптовом рынке) Участник оптового рынка, группы точек поставки которого расположены (зарегистрированы) на территориях ценовых зон оптового рынка, обязан заключить в том числе следующие обязательные договоры:

Договор о присоединении; регулируемые договоры купли – продажи электрической энергии и мощности в случаях, предусмотренных Правилами оптового рынка, с теми участниками оптового рынка, которые определены для него ОАО «АТС» в порядке, установленном Правилами оптового рынка и Регламентом регистрации регулируемых договоров купли-продажи электроэнергии и мощности (Приложение № 6.2) (далее – Регламент 6.2), по форме, установленной приложениями к Договору о присоединении; договор купли-продажи электрической энергии по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед по форме, установленной Приложением № Д 2.1 к Договору о присоединении; договор комиссии на продажу электрической энергии по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед по форме, установленной Приложением № Д 2.2 к Договору о присоединении; договор купли-продажи электрической энергии по результатам конкурентного отбора заявок для балансирования системы по форме, установленной Приложением № Д 3.1 к Договору о присоединении; договор комиссии на продажу электрической энергии по результатам конкурентного отбора заявок для балансирования системы по форме, установленной Приложением № Д 3.2 к Договору о присоединении.

Заявитель является энергосбытовой организацией, субъектом оптового рынка, внесен в реестр субъектов оптового рынка в раздел 2 «Покупатели электрической энергии и мощности» (номер в реестре 2.1.0339).

Между Заявителем, ОАО «АТС», НП «Совет рынка», ОАО «ЦФР», ОАО «СО ЕЭС» и ОАО «ФСК ЕЭС» заключен Договор о присоединении от 24.12.2010 № 323-ДП/10.

Соответствующие договор купли-продажи электрической энергии по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед и договор купли-продажи электрической энергии по результатам конкурентного отбора заявок для балансирования системы, в рамках которых осуществляется купля-продажа электрической энергии и мощности по нерегулируемым ценам, Заявителем заключены. Именно в рамках указанных договоров ОАО «АТС» в соответствии с пунктом 7.1 Договора о присоединении определяет для участника оптового рынка объемы (количество) покупки/продажи, цену и стоимость электрической энергии по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед, а также по результатам конкурентного отбора заявок для балансирования системы.

Заявителем не указано, какие конкретные действия ОАО «АТС» и в рамках каких заключенных Заявителем на оптовом рынке договоров, Заявитель считает незаконными.

Как следует из пояснений представителя Заявителя в судебном заседании 05.07.2013, им не оспаривается произведенный ОАО «АТС» расчет нерегулируемой цены и/или стоимости электрической энергии и/или мощности, но оспаривается факт покупки Заявителем электрической энергии (мощности) по нерегулируемым ценам.

Однако, наличие у Заявителя регулируемых договоров не освободило бы его от обязанности заключения договора купли-продажи электрической энергии по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед и договора купли-продажи электрической энергии по результатам конкурентного отбора заявок для балансирования системы и исполнения обязательств в рамках этих договоров.

Кроме того, вышеуказанное требование заявителя в порядке главы 24 АПК РФ затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, не привлеченных к участию в данном деле (в частности, поставщиков электрической энергии и мощности), которые реализовали Заявителю электрическую энергию по рыночным ценам, через комиссионную схему (посредством участия ОАО «ЦФР» в качестве комиссионера), по заключенным Заявителем договору купли-продажи электрической энергии по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед и договору купли-продажи электрической энергии по результатам конкурентного отбора заявок для балансирования системы.

Признание незаконными действий ОАО «АТС» по формированию и определению нерегулируемых цен (стоимости) электрической энергии (мощности) при ее продаже Заявителю) повлечет неправомерность таких действий не только по отношению к Заявителю, но и к неопределенному кругу лиц, участникам оптового рынка (поставщикам и покупателям), поскольку рыночные (нерегулируемые) цены формируются не индивидуально, а исходя из существующих спроса и предложения на оптовом рынке, и применяются не только к Заявителю, но и к другим участникам оптового рынка.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необоснованности заявленного требования о признании незаконным действия ОАО «АТС» по формированию и определению нерегулируемых цен (стоимости) электрической энергии (мощности) при ее продаже для Заявителя в соответствии с решением ВАС РФ от 28.12.2011 № ВАС-7986/11, Правилами оптового рынка и Законом об электроэнергетике.

Доводы заявителя о незаконности бездействия ОАО «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии» по неформированию регулируемых договоров в отношении ООО «Каспэнергосбыт» в соответствии с Решением ВАС РФ от 28.12.2011г. №ВАС-7986/11 и Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2010г. №1172 и Федеральным законом «Об электроэнергетике» от 26.03.2003г. №35-ФЗ судом отклоняются в виду следующего.

В обоснование указанных доводов заявитель ссылается на решение ВАС РФ от 28.12.2011 № ВАС-7986/11, пункт 64 Правил оптового рынка и на наличие в сводном прогнозном балансе на второе полугодие 2012 года, утвержденного Федеральной службой по тарифам (далее - ФСТ России) для Заявителя объема потребления по прочим потребителям в размере 84,34 млн. кВтч.

По мнению заявителя, после принятия указанного решения ВАС России ОАО «АТС» должно было самостоятельно, без участия ФСТ России, определить для Заявителя регулируемые договоры, исходя из имеющегося у Заявителя в сводном прогнозном балансе на 2-ое полугодие 2012 года объема потребления по прочим потребителям в размере 84,34 млн. кВтч.

Между тем, при существующем порядке прикрепления поставщиков и покупателей по регулируемым договорам и определения объема поставки (покупки) по регулируемым договорам не представляется возможным ОАО «АТС» изменять схему прикрепления регулируемых договоров (формировать регулируемые договоры, определяя поставщиков, покупателем и объемы покупки (продажи) электроэнергии и мощности по ним) без внесения ФСТ России изменений в сводный прогнозный баланс по прогнозным объемам поставки электроэнергии по регулируемым ценам (тарифам).

Выполняя функции коммерческого оператора оптового рынка (далее – коммерческий оператор) на основании решения Наблюдательного совета Некоммерческого партнерства «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии Единой энергетической системы» (НП «АТС»), являющегося учредителем и единственным акционером ОАО «АТС», от 30.12.2007, ОАО «АТС» осуществляет свою деятельность на основании Закона об электроэнергетике, Правил оптового рынка и Договора о присоединении.

Согласно пункту 7 статьи 33 Закона об электроэнергетике коммерческим оператором является хозяйственное общество, осуществляющее деятельность по организации торговли на оптовом рынке, связанную с заключением и организацией исполнения сделок по обращению электрической энергии, мощности и иных объектов торговли, обращение которых допускается на оптовом рынке (далее – деятельность коммерческого оператора, услуга коммерческого оператора). Деятельность коммерческого оператора осуществляется им в соответствии с Правилами оптового рынка и на основании Договора о присоединении.

Пунктом 3 статьи 33 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что распределение функций между организациями коммерческой инфраструктуры осуществляется в соответствии с Правилами оптового рынка и Договором о присоединении.

Согласно пункту 2 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом рынке подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности) по договорам, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации с гарантирующими поставщиками (энергоснабжающими организациями, энергосбытовыми организациями, к числу покупателей электрической энергии (мощности) которых относятся население и (или) приравненные к нему категории потребителей), в целях обеспечения потребления электрической энергии населением и (или) приравненными к нему категориями потребителей, а также с определенными Правительством Российской Федерации субъектами оптового рынка - покупателями электрической энергии (мощности), функционирующими в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков.

Согласно пункту 27 Правил оптового рынка купля-продажа электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке по регулируемым ценам (тарифам), установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, а также в соответствии с принятыми указанным органом решениями об определении при формировании сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии и (или) мощности в рамках ЕЭС России по субъектам Российской Федерации (далее - прогнозный баланс) прогнозных объемов продажи (покупки) электрической энергии и (или) мощности по регулируемым ценам (тарифам) в зарегистрированных в соответствии с Правилами оптового рынка группах точек поставки (далее – ГТП) осуществляется следующими субъектами оптового рынка: гарантирующие поставщики, энергосбытовые и энергоснабжающие организации, к числу покупателей электрической энергии и мощности которых относятся население и (или) приравненные к нему категории потребителей; покупатели электрической энергии и мощности, определенные Правилами оптового рынка и функционирующие на территориях ценовых зон оптового рынка согласно приложению № 3; субъекты оптового рынка, ГТП которых расположены в неценовых зонах оптового рынка; производители электрической энергии и мощности, определенные федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в соответствии с критериями, определенными пунктом 62 Правил оптового рынка, и обязанные заключать в установленном Правилами оптового рынка порядке договоры купли-продажи (поставки) электрической энергии и (или) мощности с гарантирующими поставщиками, энергосбытовыми и энергоснабжающими организациями, к числу покупателей электрической энергии и мощности которых относятся население и (или) приравненные к нему категории потребителей, а также с определенными Правительством Российской Федерации субъектами оптового рынка - покупателями электрической энергии и мощности, функционирующими в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков.

Правовые основы организации торговли электрической энергией и мощностью по регулируемым договорам купли-продажи электрической энергии и мощности (далее – регулируемые договоры) закреплены в разделе VI Правил оптового рынка.

Пунктом 62 Правил оптового рынка определены условия и критерии, при которых производители электрической энергии и мощности, определенные федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, заключают регулируемые договоры в ценовых зонах оптового рынка.

В соответствии с пунктом 63 Правил оптового рынка торговля электрической энергией и мощностью на оптовом рынке по регулируемым ценам (тарифам) на основании регулируемых договоров для населения осуществляется в объемах, которые определяются на основании объемов поставки электрической энергии и мощности населению и (или) приравненным к нему категориям потребителей, определенных в прогнозном балансе на соответствующий период регулирования.

Основной целью торговли на оптовом рынке по регулируемым договорам является обеспечение потребления электрической энергии и мощности населением и приравненными к нему категориями потребителей на розничных рынках электроэнергии (мощности). При этом Правила оптового рынка содержат особенности торговли по регулируемым договорам в отдельных частях ценовых зон оптового рынка.

Пункт 64 Правил оптового рынка предусматривает, что покупателям, функционирующим в отдельных частях ценовых зон, сверх объемов электрической энергии, поставляемых и оплачиваемых по регулируемым договорам для населения, по регулируемым договорам поставляется электрическая энергия в объемах, соответствующих объемам электрической энергии, определенным для них в прогнозном балансе на очередной период регулирования, за вычетом объемов электрической энергии для поставки населению и (или) приравненным к нему категориям потребителей, определенных для них в указанном прогнозном балансе.

Таким образом, в отдельных частях ценовых зон оптового рынка торговля по регулируемым договорам осуществляется по объемам потребления электроэнергии и мощности, соответствующих определенным для них ФСТ России в сводном прогнозном балансе прогнозным объемам потребления.

При этом до принятия Решения ВАС РФ от 28.12.2011 № ВАС-7986/11 существовали критерии для заключения регулируемых договоров субъектами оптового рынка - покупателями электрической энергии (мощности), функционирующими в отдельных частях ценовых зон оптового рынка (абзац 3 пункта 62 Правил оптового рынка): регулируемые договоры заключались только с гарантирующими поставщиками, прогнозные объемы потребления которых составляют не менее 60 процентов суммарных прогнозных объемов потребления электрической энергии и (или) мощности, определенных в прогнозном балансе на данный период в отношении соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 14 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования), расчетный объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого ФСТ России сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее – сводный прогнозный баланс). Формирование прогнозного баланса, а также внесение в него изменений и уточнений осуществляются в соответствии с разделом V Основ ценообразования и порядком, определяемым ФСТ России.

В пункте 59 Основ ценообразования указано, что при формировании сводного прогнозного баланса ФСТ России определяет для организаций, являющихся субъектами оптового рынка и осуществляющих поставку (покупку) электрической энергии и (или) мощности на оптовый рынок по регулируемым ценам (тарифам), прогнозные объемы поставки (покупки) электрической энергии и (или) мощности на оптовый рынок с выделением объемов поставки (покупки) электрической энергии и (или) мощности по регулируемым ценам (тарифам) в отношении каждой из зарегистрированных за этими организациями групп точек поставки, в том числе поставляемых по долгосрочным двусторонним договорам в неценовых зонах оптового рынка, а также объемов передачи электрической энергии (мощности) между государствами - участниками единого экономического пространства.

Таким образом, для торговли по регулируемым договорам требуется определение ФСТ России прогнозных объемов поставки (покупки) электроэнергии и мощности по регулируемым ценам (тарифам) в отношении каждой ГТП субъектов оптового рынка, имеющих в соответствии с пунктом 27 Правил оптового рынка осуществлять торговлю по регулируемым ценам (тарифам).

В силу пункта 61 Основ ценообразования внесение изменений в сводный прогнозный баланс также относится к полномочиям ФСТ России.

В соответствии с пунктом 65 Правил оптового рынка объем поставки электрической энергии и мощности по регулируемым ценам (тарифам) определяется в соответствии с Договором о присоединении в отношении каждой электростанции поставщика и каждой группы точек поставки гарантирующих поставщиков (энергосбытовых, энергоснабжающих организаций, к числу покупателей которых относится население и (или) приравненные к нему категории потребителей) и покупателей, функционирующих в отдельных частях ценовых зон.

Согласно пункту 68 Правил оптового рынка поставщики и покупатели электрической энергии и мощности по регулируемым договорам определяются организацией коммерческой инфраструктуры оптового рынка в соответствии с требованиями, установленными Правилами оптового рынка, и Договором о присоединении.

Как следует из параграфа 7 Договора о присоединении, услуга коммерческого оператора включает в себя определение объемов (количества) покупки/продажи электрической энергии по регулируемым договорам купли-продажи электрической энергии и мощности, регистрацию регулируемых договоров купли-продажи электрической энергии (пункт 7.1. стандартной формы Договора о присоединении).

Исходя из абзаца 6 пункта 12.1 Договора о присоединении регулируемые договоры заключаются Заявителем с теми участниками оптового рынка, которые определены для него ОАО «АТС» в порядке, установленном Правилами оптового рынка и Регламентом регистрации регулируемых договоров купли-продажи электроэнергии и мощности (Приложение № 6.2 к Договору о присоединении) (далее – Регламент № 6.2).

В силу пункта 1.4. Договора о присоединении Регламент № 6.2 является неотъемлемой частью Договора о присоединении.

Пунктом 13.4. Договора о присоединении также определено, что участник оптового рынка обязан заключить регулируемые договоры с ОАО «АТС» и теми участниками оптового рынка, которые определены ОАО «АТС», исходя из требований Правил оптового рынка, Договора о присоединении и регламентов оптового рынка. Количество (объем) и цена электрической энергии, величина и цена мощности, продаваемых по регулируемым договорам, определяются в соответствии с Правилами оптового рынка, Договором о присоединении и регламентами оптового рынка.

Каждый покупатель заключает регулируемые договоры с несколькими поставщиками, а каждый поставщик – с несколькими покупателями. При этом сохранение регулируемых цен (тарифов) для покупателей, являющееся основным принципом системы регулируемых договоров, было бы невозможным в случае, если бы стороны таких договоров определялись по желанию субъектов рынка. В связи с чем, ОАО «АТС» как сторона регулируемых договоров в централизованном порядке рассчитывает схему прикрепления поставщиков и покупателей в соответствии с алгоритмом, согласованном участниками рынка, исходя из условий Договора о присоединении. Указанный алгоритм основывается на необходимости поддержания количественных ограничений по: объемам купленной (проданной) электроэнергии и мощности, сохранению тарифов на электроэнергию и мощность по набору регулируемых договоров покупателя, по сохранению «физического» баланса между производством и потреблением электроэнергии в каждый час с учетом системных и технологических ограничений.

Из вышеизложенного следует, что Федеральная служба по тарифам (далее - ФСТ России), являясь в силу Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 332, федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, наделена полномочиями по определению производителей электрической энергии и мощности, которые заключают регулируемые договоры в ценовых зонах оптового рынка; продавцы – производители электрической энергии продают на оптовом рынке электрическую энергию и мощность по регулируемым ценам (тарифам) в целях обеспечения потребления электроэнергии населением на основании регулируемых договоров в объемах, которые определяются на основании установленных ФСТ России в прогнозном балансе на соответствующий период регулирования объемов поставки электрической энергии и мощности населению и (или) приравненным к нему категориям потребителей; помимо объемов для населения покупатели, функционирующие в отдельных частях ценовых зон и соответствующие определенным Правительством Российской Федерации критериям, сверх объемов электрической энергии, поставляемых и оплачиваемых по регулируемым договорам для населения, по регулируемым договорам покупают электрическую энергию в объемах, соответствующих закрепленным в прогнозном балансе на очередной период регулирования объемам электрической энергии; ФСТ России формирует сводный прогнозный баланс на соответствующий период регулирования, содержащий прогнозные значения объемов поставки и потребления электрической энергии и мощности, в том числе и по регулируемым тарифам (ценам); ОАО «АТС» производит формирование регулируемых договоров и определяет объемы поставки/покупки электрической энергии и мощности по регулируемым тарифам (ценам) исключительно на основании прогнозных объемов поставки и потребления электрической энергии и мощности, установленных ФСТ России в сводном прогнозном балансе на соответствующий период регулирования.

При вышеизложенных обстоятельствах ОАО «АТС» осуществляет действия по формированию регулируемых договоров и определению объемов поставки (покупки) электроэнергии и мощности по регулируемым ценам (тарифам) только после определения ФСТ России в сводном прогнозном балансе в отношении таких поставщиков и покупателей прогнозных объемов поставки (покупки) (внесения изменений в сводный прогнозный баланс), и у ОАО «АТС» отсутствует возможность сформировать регулируемые договоры и определить объемы покупки электрической энергии и мощности по ним в отношении тех субъектов оптового рынка, по которым ФСТ России не утвердила в сводном прогнозном балансе прогнозные объемы покупки по регулируемым ценам (тарифам) для населения и сверх объемов населения, и, соответственно, не учла эти прогнозные объемы потребления в прогнозных объемах поставки электрической энергии и мощности.

Схема прикрепления по регулируемым договорам и объемы поставки электрической энергии и мощности по регулируемым договорам формируются ОАО «АТС» ежегодно на основании объемов производства и потребления электрической энергии и мощности, определенных ФСТ России в соответствии со сводным прогнозным балансом.

С учетом принципа формирования регулируемых договоров, когда каждый покупатель электроэнергии и мощности заключает регулируемые договоры с несколькими поставщиками электроэнергии и мощности, а каждый поставщик – соответственно с несколькими покупателями, то для ОАО «АТС» важным элементом для формирования регулируемых договоров является то, что суммарные прогнозные объемы поставки электроэнергии и мощности по регулируемым ценам (тарифам) должны соответствовать суммарным прогнозным объемам потребления электроэнергии и мощности по регулируемым ценам (тарифам) (при этом допускаются незначительные отклонения).

Таким образом, количество проданной электроэнергии по регулируемым ценам (тарифам) должно равняться количеству купленной по регулируемым ценам (тарифам) электроэнергии. В ином случае, ОАО «АТС» будет невозможно осуществить прикрепление поставщиков к покупателям по регулируемым договорам, и наоборот.

Уведомлениями ОАО «АТС» от 23.07.2012 №№ 01-02/12-18411 и 01-02/12-18410 Заявителю с 01.08.2012 предоставлено право участия в торговле на оптовом рынке с использованием зарегистрированных за ГТП PKASPSB1, PKASPSB3.

Сводный прогнозный баланс на 2012 год утвержден приказом ФСТ России от 26.07.2011 № 180-э/4, с учетом изменений, внесенных приказом от 29.11.2011 № 301-э/2 «Об утверждении сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2012 год».

При этом Заявителю с 01.07.2012 ФСТ России утвердила прогнозные объемы потребления по прочим потребителям в размере 84,34 млн. кВтч.

Объемы поставки электрической энергии и мощности по регулируемым договорам в 2012 году определялись ОАО «АТС» на основании объемов, указанных в следующих приложениях к сводному прогнозному балансу: Приложение № 5.1 к приказу ФСТ России от 29.11.2011 № 301-э/2 «Прогнозные объемы электрической энергии (мощности), поставляемые субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности), в ценовых зонах оптового рынка по договорам, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации с гарантирующими поставщиками» (далее – Приложение 5.1); Приложение № 4.1 к приказу ФСТ России от 29.11.2011 № 301-э/2 «Объемы потребления электрической энергии (мощности) населением в 2012 году» (далее – Приложение 4.1); Приложение № 1/1.1 к приказу ФСТ России от 29.11.2011 № 301-э/2 «Сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии в рамках единой энергетической системы России» (далее – Приложение 1/1.1); Приложение № 2/1.1 к приказу ФСТ России от 29.11.2011 № 301-э/2 «Сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической мощности в рамках единой энергетической системы России».

Согласно Приложению 5.1 суммарный плановый объем поставки электрической энергии по регулируемым договорам для поставщиков – участников оптового рынка в первой ценовой зоне оптового рынка в 2012 году составил 117 734,60 млн. кВтч. Данная величина получена как сумма всех значений в столбце «Электро-энергия, млн. кВтч» (столбец 7), по поставщикам электроэнергии в первой ценовой зоне оптового рынка.

Согласно Приложению 4.1 суммарный объем потребления электрической энергии населением в 2012 году в первой ценовой зоне оптового рынка составил 109 940,85 млн. кВтч. Данная величина получена как сумма всех значений в столбцах 4-15, соответствующих строкам «Электроэнергия. млн. кВтч», по всем потребителям первой ценовой зоны оптового рынка. Из них: 4 632,00 млн. кВтч соответствует объемам потребления населением, определенным в отношении субъектов оптового рынка – покупателей электрической энергии (мощности), функционирующих в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков, соответствующих критериям, предусмотренным пунктом 62 Правил оптового рынка.

Согласно Приложению 1/1.1 суммарный объем потребления электрической энергии покупателей, функционирующих в отдельных частях первой ценовой зоны оптового рынка, составляет 12 426,00 млн. кВтч. Данная величина получена как сумма значений, расположенных помесячно в столбцах 13 «Сальдо-переток, без потерь ЕНЭС», за все месяцы 2012 года, по покупателям, функционирующим в отдельных частях первой ценовой зоны оптового рынка. Следует отметить, что, что данная величина не включает в себя объемы потребления электрической энергии Заявителем.

Объем потребления по регулируемым договорам сверх объемов потребления населением покупателей, функционирующих в отдельных частях ценовых зон, определяется как разница между объемами, определенными по Приложению 1/1.1 для указанной группы потребителей, и объемами, определенными по приложению 4.1 для указной группы потребителей, и составляет 12 426,00 – 4 632,00 = 7 794,00 млн. кВтч.

Таким образом, суммарный плановый объем потребления электрической энергии по регулируемым договорам в 2012 году составил 109 940,85 + 7 794,00 = 117 734,85 млн. кВтч.

Несоответствие между суммарным плановым объемом поставки электрической энергии по регулируемым договорам и суммарным плановым объемом потребления электрической энергии по регулируемым договорам составляет 0,25 млн. кВтч., что допустимо для значений прогнозных величин.

Из вышеизложенного следует, что объемы потребления Заявителя в размере 84,34 млн. кВтч. не были учтены ФСТ России при определении плановых объемов поставки электрической энергии по регулируемым договорам для поставщиков – участников оптового рынка в первой ценовой зоне оптового рынка в 2012 году.

Это вызвано тем, что существовавшие до принятия решения ВАС РФ от 28.12.2011 № ВАС-7986/11 критерии для заключения регулируемых договоров субъектами оптового рынка - покупателями электрической энергии (мощности), функционирующими в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, закрепленные в абзаце 3 пункта 62 Правил оптового рынка, исключали возможность закрепления за Заявителем прогнозных объемов потребления по регулируемым ценам (тарифам).

Таким образом, ФСТ России определила весь указанный в сводном прогнозном балансе на 2012 год прогнозный объем потребления Заявителя за прочими потребителями и указала его суммарно по всем ГТП Заявителя (в то время как объем потребления по регулируемым ценам (тарифам) в силу пункта 59 Основ ценообразования выделяется отдельно по каждой из зарегистрированных за субъектом оптового рынка ГТП).

При этом из приложения № 4.1 к вышеназванному приказу ФСТ России от 29.11.2011 № 301-э/2 «Объемы потребления электрической энергии и мощности населением в 2012 году» следует, что весь прогнозный объем потребления населением по Республике Дагестан в 2012 году (включая второе полугодие) в размере 2 192 млн. кВтч был закреплен ФСТ России за ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания».

Исходя из вышеизложенного, прогнозные объемы поставки электрической энергии и мощности для поставщиков по регулируемым договорам в сводном прогнозном балансе на 2012 год соответственно были определены ФСТ России без учета потребления Заявителя.

Указанное обстоятельство также подтверждается письмом ФСТ России от 20.02.2012 № ЕП/1287/12, в приложении к которому (пояснительной записке) указано, что прогнозным балансом на 2012 год объемы регулируемых договоров были определены в соответствии с Правилами оптового рынка без учета объемов покупки электрической энергии и мощности субъектов оптового рынка - покупателей электрической энергии (мощности), функционирующими в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков, которые не соответствуют критериям, предусмотренным пунктом 62 Правил оптового рынка.

Таким образом, невключение ФСТ России объемов потребления Заявителя в плановые объемы поставки по регулируемым договорам для поставщиков объясняется тем, что сводный прогнозный баланс на 2012 год был утвержден ФСТ России до принятия решения ВАС РФ от 28.12.2011 № ВАС-7986/11.

После принятия вышеуказанного решения ВАС РФ ФСТ России не корректировало прогнозные объемы поставки электроэнергии по регулируемым ценам на 2012 год в части включения в них прогнозных объемов потребления Заявителя.

Таким образом, без включения ФСТ России объемов потребления Заявителя в размере 84,34 млн. кВтч. в Приложение 5.1 путем увеличения на указанное количество прогнозных объемов поставки электрической энергии и мощности для поставщиков по регулируемым договорам, ОАО «АТС» не имеет возможности сформировать в отношении Заявителя регулируемые договоры, поскольку отсутствуют данные, позволяющие определить поставщиков – продавцов электроэнергии и мощности для Заявителя по регулируемым ценам (тарифам).

Для формирования регулируемых договоров в отношении Заявителя ОАО «АТС» должно располагать информацией, какому поставщику (каким поставщикам) ФСТ России в сводном прогнозном балансе скорректировала объемы поставки электроэнергии по регулируемым ценам (тарифам) путем их увеличения суммарно или пропорционально на 84,34 млн. кВтч. (объем потребления Заявителя), какие цены (тарифы) установлены поставщику (поставщикам) для продажи указанного объема электроэнергии Заявителю по регулируемым ценам (тарифам).

В данном случае ОАО «АТС» не располагает сведениями о прогнозных объемах потребления Заявителя по регулируемым договорам.

Таким образом, с учетом установленных судом фактических обстоятельств, ОАО «АТС» не имело и не имеет правовых оснований и фактической возможности сформировать для Заявителя регулируемые договоры и соответственно определить объемы потребления электрической энергии по регулируемым договорам без утверждения ФСТ России для него в сводном прогнозном балансе прогнозных объемов потребления по регулируемым договорам.

Указанные обстоятельства по невключению ФСТ России в сводный прогнозный баланс на 2012 год объемов потребления электроэнергии Заявителем по регулируемым договорам, как для населения, так и сверх объемов населения, признаются и не опровергаются самим Заявителем, что в силу части 3 статьи 70 АПК РФ является основанием для освобождения ОАО «АТС» от их дополнительного доказывания.

Кроме того, постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2013 по делу № А40-113661/12-120-1116 (№ 09АП-5133/2013) признано незаконным бездействие ФСТ России по включению в сводный прогнозный баланс на 2-е полугодие 2012 года по Заявителю объемов населения и приравненных к ним категорий потребителей, а также признано незаконным бездействие ФСТ России по включению в сводный прогнозный баланс на 2-е полугодие 2012 года объема покупки электрической энергии (мощности) Заявителя с оптового рынка электрической энергии (мощности) по регулируемым договорам (регулируемым ценам).

С учетом изложенного, наличие со стороны ФСТ России незаконного бездействия по включению в сводный прогнозный баланс на 2-е полугодие 2012 года объема покупки электрической энергии (мощности) Заявителя с оптового рынка по регулируемым договорам (регулируемым ценам) непосредственно привело к тому, что ОАО «АТС» не имело возможности сформировать в отношении Заявителя регулируемые договоры на 2-ое полугодие 2012 года.

Отсутствие со стороны ФСТ России вышеназванного бездействия полностью исключило бы наличие спора по данному делу, поскольку принципы и особенности прикрепления участников оптового рынка по регулируемым договорам не позволяют формировать регулируемые договоры между поставщиками и покупателями выборочно, таким образом, что в отношении какого-то одного покупателя или поставщика указанные договоры не будут сформированы.

Доводы заявителя со ссылками на решение ВАС РФ от 28.12.2011 № ВАС-7986/11 в обоснование заявленных требований судом не принимаются в виду следующего.

Указанным решением ВАС РФ от 28.12.2011 № ВАС-7986/11 признан недействующим абзац 3 пункта 62 Правил оптового рынка в части применения его только к гарантирующим поставщикам – участникам оптового рынка, в отношении которых выполняются следующие условия: прогнозные объемы потребления электрической энергии и (или) мощности этих гарантирующих поставщиков, определенные в прогнозном балансе на очередной период регулирования, составляет не менее 60 процентов суммарных прогнозных объемов потребления электрической энергии и (или) мощности, определенных в прогнозном балансе на данный период в отношении субъекта Российской Федерации.

ОАО «АТС» не участвовало в судебном разбирательстве по указанному делу, самим судебным актом ВАС РФ на ОАО «АТС» не налагалось обязанности по совершению каких-либо действий, исполнению судебного акта.

Как установлено судом, действия ОАО «АТС» по формированию схемы прикрепления по регулируемым договорам и формированию объемов поставки (покупки) электрической энергии и мощности по регулируемым договорам непосредственно зависят от действий (бездействия) ФСТ России по утверждению в сводном прогнозном балансе прогнозных объемов поставки (покупки) электроэнергии и мощности по регулируемым ценам (тарифам) для поставщиков и прогнозных объемов потребления электрической энергии и мощности по регулируемым ценам (тарифам) для потребителей.

Кроме того, что решением ВАС РФ от 28.12.2011 № ВАС-7986/11, на которое ссылается Заявитель, не изменялся порядок и условия формирования ОАО «АТС» регулируемых договоров, предусмотренные пунктами 63, 64, 65 и 68 Правил оптового рынка и Договором о присоединении.

Сводный прогнозный баланс на 2013 год был утвержден приказом ФСТ России от 28.06.2012 № 160-э/1 (в редакции приказа ФСТ России от 29.11.2012 № 312-э/1). Согласно сводному прогнозному балансу на 2013 год ФСТ России определила Заявителю объемы потребления по регулируемым договорам для населения, но не утвердила объем по регулируемым договорам сверх объемов населения. При этом до настоящего времени ФСТ России также не производила его корректировку в части вышеуказанных объемов с учетом вышеуказанного решения ВАС РФ. Данное обстоятельство подтверждается письмом ФСТ России от 25.01.2013 № ЕП-545/12.

Соответственно, ОАО «АТС» сформировало в 2013 году в отношении Заявителя регулируемые договоры только по объемам населения, определив для него соответствующих поставщиков и объемы покупки электроэнергии. Эти обстоятельства также признаются и не опровергаются Заявителем.

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2013 № 121 внесены изменения в пункт 62 Правил оптового рынка, согласно которым признанный недействующим по вышеуказанному Решению ВАС РФ абзац 3 пункта 62 Правил оптового рынка изложен в следующей редакции: «до 1 января 2015 г. с функционирующими в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, состоящих из территорий субъектов Российской Федерации по перечню согласно приложению № 3 к настоящим Правилам, гарантирующими поставщиками - участниками оптового рынка (далее - покупатели, функционирующие в отдельных частях ценовых зон).»

Таким образом, вышеуказанные изменения исключают для заявителя возможность покупки электроэнергии на оптовом рынке по регулируемым договорам сверх объемов населения в 2013 году.

С учетом изложенного у ОАО «АТС» отсутствовали возможность и правовое основание для формирования в отношении Заявителя в 2013 году регулируемых договоров по объемам потребления сверх объемов населения.

При таких обстоятельствах, учитывая установленное судом незаконное бездействие ФСТ России по включению в сводный прогнозный баланс на 2-е полугодие 2012 года объема покупки электрической энергии (мощности) Заявителя с оптового рынка электрической энергии (мощности) по регулируемым договорам (регулируемым ценам), требование Заявителя о признании незаконным бездействия ОАО «АТС» по неформированию регулируемых договоров в отношении Заявителя в соответствии с вышеуказанным решением ВАС РФ, Правилами оптового рынка и Законом об электроэнергетике, не подлежит удовлетворению.

Согласно ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, оспариваемые действия и бездействие ОАО «АТС» для признания их судом недействительными должны быть совершны в нарушении действующего законодательства и нарушать законные права и интересы Заявителя. Вместе с тем, судом при рассмотрении настоящего дела такие обстоятельства не установлены.

В силу положений ст.65, ст.ст.198 и 200 АПК РФ заявитель, оспаривая ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должен доказать нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконного возложения на него каких-либо обязанностей, создания иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, а также в защиту и на восстановление каких прав предъявлены требования о признании вышеуказанных действий и бездействия ответчика недействительными.

В соответствии со ст.13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, действий (бездействие) незаконными является одновременно как их несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении настоящего дела, входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, а также проверка факта нарушения оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В настоящем случае суд приходит к выводу об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований, так как оспариваемые действия и бездействие не нарушают прав и законных интересов заявителя.

Кроме того, заявитель не указал, какое именно его право подлежит восстановлению, путем признания указанных оспариваемых действий и бездействия незаконными, поскольку они не создают заявителю каких-либо препятствий при осуществлении им предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявителем не указано, какие конкретные действия ОАО «АТС» и в рамках каких заключенных Заявителем на оптовом рынке договоров, Заявитель считает незаконными.

При указанных обстоятельствах, избранный заявителем способ защиты не приводит к восстановлению его субъективных прав, а материальный интерес заявителя к предмету заявленных требований имеет абстрактный характер, так как отсутствует неопределенность в сфере правовых интересов заявителя, устранение которой возможно в случае удовлетворения заявленных требований.

Следовательно, в данном случае, отсутствуют основания, предусмотренные ст.13 ГК РФ, которые одновременно необходимы для удовлетворения требований заявителя.

В соответствии со ст.201 АПК РФ арбитражный суд установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 64, 65, 71, 75, 167-170, 176, 180, 181, 197-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Проверив на соответствие ФЗ «Об электроэнергетике», Правилам оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 №1172 заявление общества с ограниченной ответственностью «Каспэнергосбыт» о признании незаконным действия ОАО «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии» по формированию и определению нерегулируемых цен (стоимости) электрической энергии (мощности) при ее продаже для Общества с ограниченной ответственностью «Каспэнергосбыт» в соответствии с Решением ВАС РФ от 28.12.2011 г. №ВАС-7986/11, Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 №1172 и ФЗ «Об электроэнергетике» от 26.03.2003г. №35-ФЗ, и бездействие ОАО «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии» по неформированию регулируемых договоров в отношении общества с ограниченной ответственностью «Каспэнергосбыт» в соответствии с Решением ВАС РФ от 28.12.2011 г. №ВАС-7986/11, Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 №1172 и ФЗ «Об электроэнергетике» от 26.03.2003г. №35-ФЗ оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья:

С.О.Ласкина