И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва Дело № А40-137247/2016
27 сентября 2016г.
Резолютивная часть решения объявлена 22 сентября 2016г.
Полный текст решения изготовлен 27 сентября 2016г.
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
Председательствующего судьи Каменской О.В. (шифр судьи 21-1223)
Членов суда: единолично
При ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Самодуровой О.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Гаражного кооператива «Гигант» (ИНН <***> , ОГРН <***>, дата регистрации: 06.02.2003, 123182,<...> 4,4А)
к заинтересованному лицу – Департаменту городского имущества г. Москвы (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации : 08.02.2003, 125009,<...>), Управе района Щукино г. Москвы (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации:17.12.2002, 123060,<...>)
о признании незаконным Решения от 27.04.2016г. № 33-5-56776-(0)-1, признании незаконным и отмене Предписания Управы района Щукино г. Москвы, оформленного письмом № 81-05-259416 от 07.06.2016г.
В судебное заседание явились:
от истца (заявителя) – ФИО1 (по дов. от 20.06.2016г.)
от ответчика – Департамент городского имущества г. Москвы – ФИО2 (по дов. от 24.12.2015г.), Управа района Щукино г. Москвы – ФИО3 (по дов. от 11.09.2015г.)
суд,
УСТАНОВИЛ:
Рассматривается заявление Гаражного кооператива «Гигант» к заинтересованному лицу – Департаменту городского имущества г. Москвы, Управе района Щукино г. Москвы о признании незаконным Решения от 27.04.2016г. № 33-5-56776-(0)-1, признании незаконным и отмене Предписания Управы района Щукино г. Москвы, оформленного письмом № 81-05-259416 от 07.06.2016г.
Ответчик – Департамент городского имущества г. Москвы доводы заявителя отклонил по мотиву законности оспариваемого акта.
Соответчик - Управа района Щукино г. Москвы заявила о частичном признании заявленных требований, в части признании незаконным и отмене Предписания Управы района Щукино г. Москвы, оформленного письмом № 81-05-259416 от 07.06.2016г.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд приходит к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению в связи со следующими обстоятельствами.
Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, оценив представленные доказательства в совокупности, считает, что заявленные требования не обоснованны и не подлежат удовлетворению в полном объеме, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу части 2 статьи 201 Кодекса основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как установлено судом, 14 апреля 2016 года Заявитель обратился к Заинтересованному лицу с заявлением о предоставлении государственной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка площадью 13 785 кв.м в границах кадастрового квартала 77:08:0009002 с адресными ориентирами <...>, За, 4а, 5а, 6а, 7а.
Решением Департамента городского имущества города Москвы, оформленного письмом от 27.04.2016 года №33-5-56776-(0)-1 Заявителю было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка (далее - Решение).
В дальнейшем Заявителю было направлено предписание Управы района Щукино г. Москвы, оформленное письмом № 81-05-259416 от 07.06.2016г. в котором указано, что на части земельного участка расположены объекты капитального строительства, а именно строение примерно площадью 60 кв.м., строение примерной площадью 60 кв.м., строение примерной площадью 200 кв.м.,
и по мнению Управы указанные объекты созданы на земельном участке, не отведенном для целей строительства или реконструкции в порядке незаконном использовании и Заявителю было предложено освободить незаконно занятый земельный участок и демонтировать объекты (далее - Предписание).
Решением Исполнительного комитета Московского городского Совета депутатов трудящихся от 03 декабря 1976 № 260 было принято решения об отводе Главному управлению капитального строительства Мосгорисполкома земельный участок площадью около 1,5 га по 1-му Красногорскому проезду, для строительства двух многоэтажных гаражей-стоянок емкостью до 1000 мест для гаражно-строительного кооператива «Гигант».
Префектом СЗАО от 23 февраля 1995 года и 09 ноября 1995 года утвержден акт, согласно которого осуществлена приемка в эксплуатацию различных зданий и боксов гаражей.
На указанном земельном участке площадью 13 785 кв.м в границах кадастрового квартала 77:08:0009002 расположены следующие объекты недвижимого имущества: многоэтажное здание гаража, влд. 4, стр 2а, площадью 3 112 кв.м., многоэтажное здание гаража, влд. 4, стр 1а, площадью 3 963 кв.м., а также одноэтажные гаражи-боксы д. 4, стр. За, 4а, 5а, 6а и 7а.
Собственниками гаражей-боксов являются физические лица, члены ГК «Гигант», что подтверждается свидетельствами о праве собственности.
ГК «Гигант» организован по решению Исполкома Ворошиловского райсовета депутатов трудящихся г. Москвы № 46/19 от 01 ноября 1972г., объединивший членов кооператива на добровольной основе для строительства, эксплуатации и развития гаражного комплекса с целью удовлетворения своих потребностей, связанных с хранением и обслуживанием личных транспортных средств.
Пунктом 3.2.6. Устава предусмотрены задачи и цели кооператива, а именно эффективное использование в интересах членов Кооператива выделенного Кооперативу земельного участка и недвижимого имущества Кооператива.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что объединения граждан в форме гаражного кооператива, направлены на достижения общих целей, таких как управление и распоряжение личным и общим имуществом необходимым для эксплуатации.
На основании пункта 1 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 № 99-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы» (далее -Положение о ДГИ), Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим, в том числе, функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы (за исключением жилых помещений), земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы, предоставление государственных услуг в сфере имущественно-земельных отношений.
В целях реализации указанных полномочий постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 № 199-1111 утверждены административные регламенты предоставления государственных услуг Департаментом. Предоставление государственной услуги «предварительное согласование предоставления земельного участка» регламентировано приложением 21 к указанному постановлению (далее по тексту - Административный регламент).
Заявителю было сообщено об отказе в предоставления государственной услуги в соответствии с пунктом 2.4.1 Административного регламента.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно п.п. 9 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
Подпункт. 17 п. 8 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ предусматривает, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до сорока девяти лет в случае предоставления земельного участка в аренду собственнику здания, сооружения, расположенных на таком земельном участке.
В соответствии с п. 12 указанной нормы при заключении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов срок этого договора устанавливается по выбору арендатора с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи.
Ст. 39.14 Земельного кодекса РФ предусматривает порядок предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе:
1)подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2)подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
3)принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать.
Статьей 39.15 Земельного кодекса РФ предусмотрены требования к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка и список прилагаемых документов.
Пункт 7 Статьей 39.15 Земельного кодекса РФ предусматривает срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, когда уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Подпункт 5 п. 13 данной нормы предусматривает, что в случае, если границы испрашиваемого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются помимо прочего: право заявителя обращаться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ испрашиваемого земельного участка.
Пункт 16 Статьей 39.15 Земельного кодекса РФ предусматривает, что решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов).
В силу пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть
утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2)земельный участок, который предстоит образовать, не может быть
предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22
и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3)земельный участок, границы которого подлежат уточнению в
соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре
недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным
в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 31 статьи 24 Федерального закона от 23.06.2014 №171-ФЗ (в ред. от 08.03.2015) «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, предусмотренной статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
При таких обстоятельствах Решение и Предписание не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в случае признания недействительным ненормативного акта госоргана суд обязывает соответствующий государственный орган совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ. граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в случае признания недействительным ненормативного акта госоргана суд обязывает соответствующий государственный орган совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Исходя из системного анализа положений действующего законодательства в том числе ст.6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", ст. 16, 170, 174 и 182 АПК РФ судебный акт должен быть законным, обоснованным, исполнимым и направлен на восстановление
нарушенных прав заявителя.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Москвы № 99-ПП, ППМ № 199-1111, ЗК РФ, ст.ст. 27-29, 33, 64-68, 71, 75, 81, 102, 110, 167-170, 176, 189, 197-201 АПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Признать незаконным Решение Департамента городского имущества города Москвы от 27.04.2016г. № 33-5-56776-(0)-1 об отказе заявителю в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 13 785 кв.м. в границах кадастрового квартала 77:08:0009002 с адресными ориентирами <...>, 3а, 4а, 5а, 6а, 7а .
Обязать Департамент городского имущества города Москвы устранить допущенные нарушение прав заявителя , совершив необходимые действия пол оформлению земельно-правовых отношений в течении 30 дней со дня вступления решения в законную силу.
Признать незаконным и отменить Предписание Управы района Щукино г. Москвы, оформленное письмом № 81-05-259416 от 07.06.2016г.
Проверено на соответствие Постановлению Правительства Москвы № 99-ПП, ППМ № 199-1111, ЗК РФ.
Взыскать с Департамента городского имущества города Москвы в пользу Гаражного кооператива «Гигант» 1 500 руб. расходов по госпошлине.
Взыскать с Управы района Щукино г. Москвы в пользу Гаражного кооператива «Гигант» 1 500 руб. расходов по госпошлине.
Решение может быть обжаловано в Девятый Арбитражный Апелляционный суд в течение месяца со дня принятия судебного акта.
Судья: О.В. Каменская