Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва
Резолютивная часть решения объявлена 30 марта 2021 г.
Решение в полном объеме изготовлено 14 апреля 2021 г.
Арбитражный суд города Москвы в составе:
судьи Ламоновой Т.А. (единолично)
протокол ведет секретарь Глебова В.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску
истец:
ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "АРТ-БИЗНЕС-ЦЕНТР" (103055 МОСКВА ГОРОД УЛИЦА НОВОСЛОБОДСКАЯ 57/65 2, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 16.09.2002, ИНН: <***>)
ответчик:
ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ (123112, МОСКВА ГОРОД, ПРОЕЗД КРАСНОГВАРДЕЙСКИЙ 1-Й, ДОМ 21, СТРОЕНИЕ 1, ОГРН: <***> ИНН: 7705031674-08.02.2003)
Третье лицо:
ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ <...> ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 18.12.2002, ИНН: <***>)
О признании права на применении льготной арендной ставки по договору аренды № 01-00028/06 от 16.01.2006, об обязании
в судебное заседание явились:
от истца – ФИО1 дов. от 18.01.2021г. (уд. №8549), БЮеспалов С.А. дов. от 18.01.2021г. (уд. №11136)
от ответчика – ФИО2 дов. №33-Д-1585/20 от 23.12.2020г.
от третьего лица – ФИО2 дов. №4-47-1842/20 от 22.12.2020г.
после перерыва в судебное заседание явились:
от истца – ФИО1 дов. от 18.01.2021г. (уд. №8549).
от ответчика – неявка, извещен
от третьего лица – неявка, извещен
Судебное заседание проводилось с перерывом с 23.03.2021 по 30.03.2021
УСТАНОВИЛ:
ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "АРТ-БИЗНЕС-ЦЕНТР" обратилось в суд с иском к ДЕПАРТАМЕНТУ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ о признании права ЗАО «Арт-Бизнес-Центр» на применение льготной арендной ставки по Договору аренды № 01-00028/06 от 16.01.2006 г. в размере 4 500 руб. за кв.м./год на период с 2017 по 2019, обязании Департамент городского имущества города Москвы произвести перерасчет арендной платы по договору аренды № 01-00028/06 от 16.01.2006 г., начиная с 01.01.2017 г. по 31.12.2019 г. исходя из ставки арендной платы 4 500 руб. за 1 кв.м./год.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22 ноября 2019 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2020 г. решение Арбитражного суда города Москвы от 22 ноября 2019 года по делу № А40-137310/19 оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11.11.2020 решение Арбитражного суда города Москвы от 22 ноября 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 февраля 2020 года по делу №А40-137310/2019 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы. При этом судом кассационной инстанции указано на то, что при новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо установить фактические обстоятельства, применительно к толкованию положений Постановления Правительства Москвы №800-ПП, данному в Определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации №305-ЭС19-26744, №305-ЭС19-26856, №305-ЭС20-1800.
Истец в судебном заседании исковые требования поддерживал в полном объеме.
Ответчик и 3 лицо исковые требования оспаривали по мотивам, изложенным в отзыве на иск.
Рассмотрев материалы, исследовав и оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Истец ссылается на то, что ЗАО «Арт-Бизнес-Центр» на основании договора аренды № 01-00028/06 от 16.01.2006 г. арендует нежилое помещение общей площадью 81,5 кв.м., расположенное по адресу: <...>. Арендуемое имущество из пользования ЗАО «Арт-Бизнес-Центр» не выбывало.
Срок договора аренды № 01-00028/06 от 16.01.2006 г. установлен до 20.06.2019 г.
С 01.01.2017 года установлена ставка арендной платы равная 13774,52 руб. за 1кв.м. в год без учета НДС.
12.12.2017 г. ЗАО «Арт-Бизнес-Центр» обратилось в Департамент городского имущества города Москвы с просьбой установить Обществу льготную ставку арендной платы.
22.12.2017г. Департамент городского имущества города Москвы письмом № ДГИ-98687/17-1 уведомил об отсутствии у Общества оснований для установления льготной ставки арендной платы.
Также ЗАО «Арт-Бизнес-Центр» обращалось в Департамент городского имущества города Москвы по вопросу предоставления имущественной поддержки в виде установления льготной ставки для малого бизнеса (Карточка личного приема №25633-180).
23.01.2019 г. ЗАО «Арт-Бизнес-Центр» обратилось в Департамент городского имущества города Москвы с просьбой дать объяснение-обоснование отсутствия применения льготной арендной ставки по арендной плате.
Истец указывает на то, что ЗАО «Арт-Бизнес-Центр» является субъектом малого предпринимательства, арендует нежилое помещение площадью до 300 кв.м., задолженности по арендной плате не имеет.
В соответствии с частью 7 статьи 19 Закона города Москвы от 26.11.2008 N 60 (ред. от 23.04.2014) "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" порядок использования движимого и недвижимого имущества города Москвы, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе на льготных условиях, устанавливается Правительством Москвы.
Согласно п. 1.1. и 5 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 № 800-ПП определены основания предоставления имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства в виде установления ставки арендной платы в размере в размере 4 500 руб. за кв.м./год на период с 2017 по 2018 гг. (в редакции от 02.12.2016 г.), в размере 4 500 руб. за кв.м./год на период с 01.01.2019 по 31.12.2019 (в редакции от 18.12.2018 г.).
Пунктами 1.1. Постановления Правительства Москвы 800-ПП определены основания предоставления имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства в виде установления ставки арендной платы в зависимости, как от площади арендуемого помещения (аренда до 300 кв.м.), находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов.
В рамках выделенных групп субъектов малого предпринимательства каждому из таких субъектов предоставлен равный доступ к имущественной поддержке в виде установления ставки арендной платы в размере 4500 рублей за кв.м./год арендуемого помещения площадью до 300 кв./м.
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП (в редакции от 02.12.2016 г., 15.12.2017, 18.12.2018) обращение в Межведомственную комиссию ЗАО «Арт-Бизнес-Центр» не требуется.
Обращение в Межведомственную комиссию согласно вышеуказанному Постановлению необходимо для установления ставки в размере 3500 руб., в случае если арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы (пп. 1(1), 2.1. Постановлению Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП (в редакции от 02.12.2016 г., 15.12.2017, 18.12.2018)
В связи с тем, что ЗАО «Арт-Бизнес-Центр» арендует у Департамента по договору аренды заключенному (без проведения торгов) нежилое помещение площадью 81,5 кв.м. и является субъектом малого предпринимательства, то ставка арендной платы в период с 2017 по 2019 гг., по мнению истца, должна составлять 4 500 руб. за кв.м./год (в редакции от 02.12.2016 г., 15.12.2017, 18.12.2018)
В связи с изложенным истец обратился в суд с настоящим иском.
Доводы ответчика изложенные в отзыве на иск, согласно которых отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований, поскольку ответчик в начале 2017г. не был включен в реестр субъектов малого предпринимательства, отклоняются судом, принимая во внимание, что ЗАО «АБЦ» было включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы (далее - Реестр МСП Москвы) и было получателем поддержки от ДГИ Москвы до 31.12.2016г., что подтверждается выпиской из Реестра получателей поддержки Москвы.
В соответствии с внесенными Федеральным законом N 408-ФЗ изменениями в Федеральный закон N 209-ФЗ, вступившими в силу с 1 августа 2016 года, уточнены условия отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов МСП.
В частности, предусмотрен переход от понятия "выручка" к понятию "доход от ведения предпринимательской деятельности", от понятия "средняя численность работников" к понятию "среднесписочной численности работников", а также внесены уточнения в отношении организационно-правовых форм.
В рамках реализации изменений в Федеральный закон N 209-ФЗ принято постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" (далее - Постановление РФ № 265).
С учетом вышеизложенного с 1 августа 2016 года основанием для отнесения юридического лица и индивидуального предпринимателя к субъекту МСП является соответствие его критериям по предельным значениям среднесписочной численности работников и дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, а для хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств дополнительно - выполнение одного из требований, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ.
Критерии отнесения обществ к малым предприятиям (микропредприятиям):
среднесписочная численность работников за предшествующий календарный года для малых предприятий должна быть не более 100 человек (для микропредприятий - не более 15 человек)(пп.2, п.1, ст. 4 Федерального закона 209-ФЗ);
предельное значение дохода общества за предшествующий календарный год для малых предприятий до 800 млн. рублей (для микропредприятий - до 120 млн. рублей) (пп.З, п.1, ст. 4 Федерального закона 209-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 №265).
Указанные изменения позволили сформировать единый реестр субъектов МСП. В частности, в соответствии с Федеральным законом N 408-ФЗ начиная с 1 августа 2016 года сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам МСП, установленным статьей 4 Федерального закона N 209-ФЗ, вносятся в единый реестр субъектов МСП, размещенный в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте ФНС России по адресу: https://rmsp.nalog.ru. Таким образом, статус субъекта МСП хозяйствующим субъектам присваивается автоматически.
Действительно на начало 2017г. в информационных ресурсах ФНС России отсутствовала оперативная информация о структуре уставного капитала акционерных обществ. В этой связи сведения о юридических лицах, созданных в такой организационно-правовой форме не были внесены в реестр субъектов МСП.
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 265-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" добавлен пп. е в пп. 1. п. 1.1, ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ, позволивший акционерным обществам, соответствующим его условиям, включить в Единый Реестр МСП. Эти изменения вступили в силу с 01.07.2017г. (п.2, ст. 12 Федерального закона № 265-ФЗ)
Таким образом, на дату начала работы Единый реестр МСП 01.08.2016г. у акционерных обществ отсутствовала возможность включения в новый реестр, соответствующих только требованиям о среднесписочной численности работников и не превышения предельного дохода. При этом законодателем еще 03.07.2016г. было предусмотрена возможность включить в реестр указанные акционерные общества. Но эти изменения в Федеральный закон № 209-ФЗ вступили в силу с 01.07.2017г.
Таким образом. ЗАО «АБЦ» до 31.12.2016г. находилось в реестре субъектов малого предпринимательства Москвы как получатель поддержки. С 10.08.2017г. ЗАО «АБЦ» включена в Единый реестр МСП, на основании сведений за 2016 год. Доход ЗАО «АБЦ» не превышал предельный доход, установленный для малых и микропредприятий. Среднесписочная численность работников ЗАО «АБЦ» не превышала соответствующее значение для малых и микропредприятий:
- среднесписочная численность работников за предшествующий календарный года для малых предприятий должна быть не более 100 человек (для микропредприятий - не более 15 человек) (пп.2, п.1, ст. 4 Федерального закона 209-ФЗ). В материалы дела представлены сведения о среднесписочной численности сотрудников Истца по состоянию на 01.01.2017 – 1 человек.
- предельное значение дохода общества за предшествующий календарный год для малых предприятий до 800 млн. рублей (для микропредприятий - до 120 млн. рублей) (пп.З, п.1, ст. 4 Федерального закона 209-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 №265). В материалы дела представлены сведения о выручке Истца за 2016 год – 1 319 тыс. руб.
Тем самым, ЗАО «АБЦ» соответствовало критериям отнесения хозяйственных обществ к субъектам малого и среднего предприятия не смотря на отсутствие сведений о ЗАО «АБЦ» в период с 01.01.2017 по 10.08.2017 в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
Ответчиком не доказано, что ЗАО «АБЦ» утратило статус субъекта малого бизнеса в спорный период.
Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы" (далее - Постановление № 809-ПП) утвержден Перечень случаев установления ставки арендной платы по договорам аренды нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, на льготных условиях, к которым относится осуществление субъектом малого предпринимательства хозяйственной деятельности на условиях, определенных соответствующим нормативным правовым актом Москвы.
Правительство Москвы, осуществляющее от имени города Москвы полномочия по управлению государственным имуществом, в соответствии с требованиями Закона N 135-ФЗ, Закона N 209-ФЗ и Закона города Москвы N 60 в декабре 2012 года приняло Постановление N 800-ПП о предоставлении имущественной поддержки в виде установления с 01.10.2013 ставки арендной платы в размере 3500 руб. за кв. м в год следующим группам субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов: 1. арендующим объекты площадью до 300 кв. м; 2. арендующим объекты площадью свыше 300 кв. м, осуществляющим деятельность в области здравоохранения и образования.
На основании Постановления N 800-ПП в данной редакции льготная ставка арендной платы применялась арендодателем самостоятельно ко всем субъектам малого предпринимательства - добросовестным арендаторам объектов площадью до 300 кв. м, не нарушающим условия договоров.
В последующем редакция Постановления N 800-ПП изменялась. При этом Правительством Москвы введены новые группы субъектов малого предпринимательства, которым предоставлялась имущественная поддержка в виде льготной ставки в размере 3500 руб., условия и порядок предоставления поддержки. Льготная арендная плата субъектам, арендующим помещения площадью до 300 кв. м, согласно редакциям Постановления N 800-ПП, действовавшим до 20.10.2015, предоставлялась без соблюдения специального порядка (обращения в Межведомственную комиссию и наличия заключения отраслевого органа исполнительной власти города Москвы), установленного для арендаторов, получающих поддержку в связи с осуществлением ими социально значимой деятельности, приведенной в названном нормативном правовом акте, или с использованием труда инвалидов.
В редакциях Постановления N 800-ПП, действовавших с 20.10.2015 по декабрь 2016 года, указано на необходимость обращения всех субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда по действующим договорам, заключенным без проведения торгов, приведенным в пунктах 1.1 (аренда помещений площадью до 300 кв. м) и 1.2, 1.3 (использование помещений для осуществления видов деятельности, приведенных в этих пунктах, а также использование труда инвалидов), претендующих на льготную ставку арендной платы в размере 3500 руб., в Межведомственную комиссию, которая принимает решение о предоставлении льготы. Такое обращение арендатор может также направить непосредственно в департамент (пункт 5.1 Положения о Межведомственной комиссии, утвержденного Постановлением N 424-ПП).
Вместе с тем, как указано в пунктах 2.1.1 и 2.1.2 Положения о Межведомственной комиссии, данная комиссия принимает решение о предоставлении арендаторам -субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде применения минимальной ставки арендной платы за кв. м объекта нежилого фонда при соблюдении следующих условий: субъект малого предпринимательства в установленном порядке включен в реестр субъектов малого предпринимательства; субъект малого предпринимательства осуществляет один или несколько видов деятельности, предусмотренных пунктами 1.2 и 1.3 Постановления N 800-ПП, и осуществление таких видов деятельности подтверждается соответствующими документами; объект нежилого фонда используется арендатором по целевому назначению; у арендатора отсутствует задолженность по арендной плате в течение двух периодов оплаты подряд либо недоплаты арендной платы, повлекшей задолженность, превышающую размер арендной платы за два периода оплаты; арендуемое имущество не было передано арендатором без согласия арендодателя в субаренду; представлено заключение отраслевого органа исполнительной власти города Москвы о наличии оснований для предоставления субъекту малого предпринимательства имущественной поддержки.
Анализ приведенных норм Постановления N 800-ПП (в редакции, действовавшей с 20.10.2015 по 31.12.2016) и пунктов 2.1.1, 2.1.2, а также пунктов 5.1 - 5.2 раздела V (устанавливающих перечень документов, необходимых для представления в Межведомственную комиссию) Положения о Межведомственной комиссии позволяет сделать вывод о том, что обращение в данную комиссию для получения имущественной поддержки в виде льготной ставки арендной платы необходимо субъектам малого предпринимательства, осуществляющим один или несколько видов деятельности, предусмотренных пунктами 1.2 и 1.3 Постановления N 800-ПП, с представлением подтверждающих такую деятельность документов.
Право на применение льготы, предусмотренной пунктом 1.1 в виде ставки 3500 руб. при аренде помещения до 300 кв. м ограничивается субъектным составом (субъект малого предпринимательства) и объектным (площадь до 300 кв. м).
При этом отсутствие решения Межведомственной комиссии в отношении субъекта малого предпринимательства при соответствии последнего установленным Постановлением N 800-ПП критериям (использование объекта по целевому назначению, отсутствие задолженности по арендной плате, сдача в субаренду помещения с согласия арендодателя) не лишает его возможности защитить право на предоставление поддержки в судебном порядке.
В п.2.2-2.4 Постановления N 800-ПП приведен исчерпывающий перечень оснований, при которых субъекты малого предпринимательства утрачивают право на льготную арендную плату (в случае выявления нецелевого использования помещений, передачи без согласия арендодателя помещений в субаренду наличия задолженности по арендной плате, наличия задолженности по арендной плате в размере за два периода оплаты в порядке п.4(1)2-4(1)4 Постановления 809-ПП).
В Соответствии с п.4(1)2-4(1)4 Постановления № 809 вопрос отмены или сохранения льготной ставки арендной платы в связи с накоплением двухмесячной задолженности должен решаться в следующем порядке.
4(1).2. При нарушении арендаторами платежной дисциплины по договорам аренды нежилых помещений, переданных в аренду на льготных условиях:
4(1).2.1. В случае погашения арендатором задолженности в течение 45 дней с даты направления Департаментом городского имущества города Москвы соответствующего уведомления сохраняется действующая льготная ставка, установленная в договоре аренды нежилого помещения на соответствующий год.
4(1).2.2. В случае непогашения арендатором задолженности в течение 45 дней с даты направления Департаментом городского имущества города Москвы соответствующего уведомления действующая льготная ставка, установленная в договоре аренды нежилого помещения на соответствующий год, применяется с корректирующим коэффициентом 1,25.
4(1).2.3. В случае если при применении корректирующего коэффициента 1,25 (пункт 4(1).2.2 настоящего постановления) ставка арендной платы будет превышать размер, определенный в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, то в отношении указанного нежилого помещения устанавливается ставка арендной платы, определенная на основании заключения независимого оценщика.
4(1).3. При повторном нарушении арендаторами платежной дисциплины по договорам аренды нежилых помещений, переданных в аренду на льготных условиях:
4(1).3.1. По договорам аренды нежилых помещений с льготной ставкой, установленной в соответствии с пунктом 4(1).2.1 настоящего постановления, применяется корректирующий коэффициент 1,25 с учетом положений пункта 4(1).2.3 настоящего постановления.
4(1).3.2. В случае непогашения арендатором задолженности в течение 45 дней с даты направления Департаментом городского имущества города Москвы соответствующего уведомления по договорам аренды нежилых помещений со ставкой арендной платы, установленной в соответствии с пунктами 4(1).2.2 и 4(1).3.1 настоящего постановления, ставка арендной платы устанавливается на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы. Арендатор утрачивает право на применение льготных ставок арендной платы по иным заключенным с таким арендатором и действующим договорам аренды объектов нежилого фонда, находящихся в имущественной казне города Москвы.
4(1).3.3. В случае погашения арендатором задолженности в течение 45 дней с даты направления Департаментом городского имущества города Москвы соответствующего уведомления по договорам аренды нежилых помещений со ставкой арендной платы, установленной в соответствии с пунктами 4(1).2.2 и 4(1).3.1 настоящего постановления, на последующие годы сохраняется действующая льготная ставка, установленная в договоре аренды нежилого помещения на соответствующий год, с применением корректирующего коэффициента 1,25 и коэффициента-дефлятора, установленного Правительством Москвы на соответствующий год, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4(1).4 настоящего постановления.
4(1).4. В случае последующего нарушения арендаторами платежной дисциплины по договорам аренды нежилых помещений, переданных в аренду на льготных условиях:
4(1).4.1. По договорам аренды нежилых помещений со ставкой арендной платы, установленной в соответствии с пунктом 4(1).3.3 настоящего постановления, ставка арендной платы устанавливается на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы.
4(1).4.2. При непогашении задолженности в течение 45 дней с даты направления Департаментом городского имущества города Москвы соответствующего уведомления, а также в случае очередного нарушения платежной дисциплины арендаторами, погасившими задолженность (пункт 4(1).4 настоящего постановления), Департамент городского имущества города Москвы осуществляет в установленном порядке расторжение договоров аренды нежилых помещений по инициативе арендодателя с взысканием неустойки, предусмотренной условиями договора аренды.
Истец ссылается на то, что соответствующие уведомления Департаментом в адрес Общества не направлялись, доказательств иного в материалы де да не представлено.
Кроме того, согласно представленного в материалы дела расчета Департамента долг на 01.01.2017 составлял 0,10 руб. (том 1 л.д.38), что суд считает незначительным для рассмотрения вопроса об утрате права на льготу, в связи с чем доводы Департамента отклоняются судом.
В пункте 2.4 указанного постановления во всех редакциях предусмотрено, что по действующим договорам, заключенным без проведения торгов, арендная плата подлежит установлению на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой ставки арендной платы за исключением случаев, предусмотренных в пункте 1, в котором приведены основания для применения льготной ставки.
Пунктом 1 Постановления N 800-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 02.12.2016 N 812-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" (далее - Постановление N 812-ПП) с 01.01.2017 установлена ставка арендной платы в размере 4500 руб. за кв. м в год:
- субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (пункт 1.1 постановления);
- субъектам малого предпринимательства, осуществляющим деятельность в области здравоохранения или образования, имеющим лицензию на осуществление такой деятельности и арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (пункт 1.2 постановления);
- субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, в случае, если указанные субъекты малого предпринимательства соответствуют одному из следующих условий: используют указанные объекты нежилого фонда для осуществления деятельности в области: торговли товарами продовольственных групп; социального питания; бытового обслуживания; физической культуры и спорта; культуры; производства; ремесленной деятельности (пункт 1.3.1 постановления); используют труд инвалидов при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов (пункт 1.3.2 постановления).
Постановлением N 812-ПП из пункта 1.1 Постановления N 800-ПП (ред. 02.12.2016г.) исключен абзац, предусматривавший необходимость обращения в Межведомственную комиссию арендаторов, претендующих на получение льготы, предусмотренной данным пунктом.
Постановление N 800-ПП дополнено пунктом 1(1), согласно которому в случае если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка предоставляется с 01.01.2017 в виде установления ставки арендной платы в размере 3500 руб. за кв. м. в год и в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 данного постановления.
В соответствии с пунктом 2.1 Постановления N 800-ПП имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1) этого постановления, оказывается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1) данного постановления.
Таким образом, исходя из буквального содержания пунктов 1.1, 1(1) и 2.1 Постановления N 800-ПП в редакции, действующей с 01.01.2017, для субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, не предусмотрена необходимость обращения в Межведомственную комиссию для получения имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы в размере 4500 руб. за 1 кв. м; необходимость обращения в названную комиссию предусмотрена только для субъектов малого предпринимательства, претендующих на имущественную поддержку в виде иной льготной ставки в размере 3500 руб. за кв. м.
Суд соглашается с доводами истца о том, что Департамент не представил доказательств, подтверждающих, что Общество в спорный период не соответствовало критериям, установленным для применения льготной ставки.
Общество, как субъект малого предпринимательства, добросовестный арендатор объекта нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находившегося в спорный период в имущественной казне города Москвы и в аренде у общества по договору аренды, заключенному без проведения торгов, было вправе претендовать на имущественную поддержку в виде ставки арендной платы, установленной пунктом 1.1 Постановления N 800-ПП, в размере 4500 руб. за кв. м в год в период 01.01.2017 по 31.12.2019.
Статьей 65 АПК РФ предусмотрена обязанность сторон доказывать основания своих требований и возражений. Согласно ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В соответствии с ч. 1 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
На основании изложенного, с учетом представленных в материалы дела доказательств, фактических обстоятельств дела, применительно к толкованию положений Постановления Правительства Москвы №800-ПП, данному в Определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации №305-ЭС19-26744, №305-ЭС19-26856, №305-ЭС20-1800, а также указаний суда кассационной инстанции, обозначенных в постановлении от 11.11.2020г., суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Госпошлина по делу распределяется судом в порядке ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 4, 9, 65, 68, 71, 75, 101-103, 110, 167-171, 176 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать право ЗАО «Арт-Бизнес-Центр» на применение льготной арендной ставки по Договору аренды № 01-00028/06 от 16.01.2006 г. в размере 4 500 руб. за кв.м./год на период с 2017 по 2019.
Обязать Департамент городского имущества города Москвы произвести перерасчет арендной платы по договору аренды № 01-00028/06 от 16.01.2006 г., начиная с 01.01.2017 г. по 31.12.2019 г. исходя из ставки арендной платы 4 500 руб. за 1 кв.м./год.
Взыскать с ДЕПАРТАМЕНТА ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ (123112, МОСКВА ГОРОД, ПРОЕЗД КРАСНОГВАРДЕЙСКИЙ 1-Й, ДОМ 21, СТРОЕНИЕ 1, ОГРН: <***> ИНН: 7705031674-08.02.2003) в пользу ЗАКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "АРТ-БИЗНЕС-ЦЕНТР" (103055 МОСКВА ГОРОД УЛИЦА НОВОСЛОБОДСКАЯ 57/65 2, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 16.09.2002, ИНН: <***>) 6 000 руб. расходов по госпошлине по иску, 3000 руб. за подачу апелляционной жалобы и 3 000 руб. за подачу кассационной жалобы.
Возвратить ЗАКРЫТОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "АРТ-БИЗНЕС-ЦЕНТР" из дохода Федерального бюджета РФ госпошлину в сумме 6 000 руб., перечисленную по чек-ордеру от 10.03.2021г.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Т.А.Ламонова