Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва Дело №А40-137623/20-149-1011
Резолютивная часть решения объявлена 18 декабря 2020 года
Решение в полном объеме изготовлено 22 декабря 2020 года
Арбитражный суд в составе судьи Кузина М.М.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ковтонюком Я.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третье лицо: АО «ВДНХ ЭКСПО», Благотворительный фонд содействия реализации программ Лиги здоровья нации
о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации прекращении права собственности и снятии с кадастрового учета
с участием:
от заявителя: ФИО1 (дов. от 12.05.2020 №33-Д-810/20), ФИО2 (дов. от 24.04.2020 №33-Д-76/20)
от ответчика: ФИО3 (дов. от 30.12.2019 №Д-32/2019)
от АО «ВДНХ ЭКСПО»: Исай С.С. (дов от 13.12.2019 №095(1)-10/19)
от Благотворительного фонда содействия реализации программ Лиги здоровья нации: ФИО4 (дов. от 06.11.2020)
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее – заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее – ответчик, Управление), изложенного в письме 07.05.2020 №77/017/59/2020-2302 об отказе в государственной регистрации прекращения права хозяйственного ведения ГУП «МЦВДНТ «МОСКВА» на объект недвижимости площадью 869,8 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0001078:3406 по адресу: Москва, ул.Б.Дмитровка, д22, стр.1; об обязании осуществить государственную регистрацию прекращения права хозяйственного ведения ГУП «МЦВДНТ «МОСКВА» на объект недвижимости площадью 869,8 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0001078:3406 по адресу: Москва, ул.Б.Дмитровка, д22, стр.1.
Заявитель поддержал требования в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.
Ответчик против удовлетворения требований возражал по доводам, изложенным в отзыве.
Третьи лица поддержали позицию заявителя.
Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд установил, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст.13 Гражданского кодекса РФ, п.6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из заявления, Департамент обратился в Управление с заявлением о прекращении права хозяйственного ведения ГУП «МЦВДНТ «МОСКВА» на объект недвижимости площадью 869,8 кв.м с кадастровым номером 77:01:0001078:3406 по адресу: <...>.
Уведомлением от 14.01.2020 №77/017/259/2020-2302 Управление сообщило Департаменту о приостановлении государственной регистрации.
Уведомлением от 07.05.2020 №77/017/259/2020-2302 Управление сообщило Департаменту об отказе в государственной регистрации прекращения права хозяйственного ведения ГУП «МЦВДНТ «МОСКВА» на объект недвижимости площадью 869,8 кв.м с кадастровым номером 77:01:0001078:3406 по адресу: <...>, в связи с непредоставлением собственником решения об изъятии указанного помещения или соответствующего передаточного акта на государственную регистрацию.
Не согласившись с указанным отказом, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования Департамента городского имущества города Москвы, суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 12 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон №218-ФЗ) отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.
Управление Росреестра по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона №218-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника, представителя собственника или иного лица, указанного в п. 1-3 ст. 15 Федерального закона №218-ФЗ, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом (п. 4 ст. 15 Федерального закона № 218-ФЗ).
В силу части 4 статьи 18 Закона №218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 5 статьи 18 Закона №218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 21 Закона №218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно ч. 1 ст. 29 Закона №218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3).
При этом, понятие «правовой экспертизы» представленных на государственную регистрацию документов в соответствии со ст. 29 Федерального закона №218-ФЗ представляет собой проверку на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Правовая экспертиза не затрагивает содержание гражданского права, а лишь удостоверяет юридическую силу правоустанавливающих документов.
В соответствии со статьей 27 Закона №218-ФЗ, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В рассматриваемом споре отказ регистрирующего органа был мотивирован тем, что не устранены обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации, а именно: собственником не предоставлено решение об изъятии указанного помещения или соответствующий передаточный акт на государственную регистрацию.
Вместе с тем, отказывая в регистрации по вышеназванным мотивам, Управление не учло следующее:
Согласно п. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Из пункта 1 ст. 216 ГК РФ следует, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом считаются вещными правами лиц, не являющихся собственниками.
В силу п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в ЕГРН органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом и другими законами.
На основании ч. 5 ст. 1 Закона №218-ФЗ государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Таким образом, по гражданскому законодательству право хозяйственного ведения на движимое имущество возникает с момента передачи этого имущества, на недвижимое имущество - с момента государственной регистрации права хозяйственного ведения (также п. 5 Постановления Пленума ВС РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010).
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона №218-ФЗ при государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации ограничений прав и обременений объекта недвижимости заявление может быть подано как собственником объекта недвижимости, так и лицом, в пользу которого устанавливаются ограничения прав и обременения объекта недвижимости. Следовательно, с целью государственной регистрации права хозяйственного ведения в отношении объекта недвижимости в регистрирующий орган с соответствующим заявлением может обратиться собственник имущества (причем без уплаты госпошлины, поскольку срабатывает освобождение, предусмотренное пп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ) либо предприятие, за которым это имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения.
Нежилое помещение площадью 869,8 кв.м с кадастровым номером 77:01:0001078:3406 по адресу: <...> находится в собственности города Москвы, о чем в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) 25.01.2018 внесена соответствующая запись за № 77:01:0001078:3406-77/011/2018-1.
В соответствии с распоряжением Департамента от 21.05.2018 №16144 указанное помещение закреплено на праве хозяйственного ведения за ГУП «МЦВДНТ «МОСКВА», о чем в сведения ЕГРН внесена запись от 27.08.2018 №77:01:0001078:3406-77/011/2018-2.
В соответствии с распоряжением Департамента от 29.12.2018 №46154 «О приватизации ГУП «МЦВДНТ «МОСКВА» реорганизовано путем преобразования в АО «ВДНХ ЭКСПО».
23.07.2019 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности ГУП «МЦВДНТ «МОСКВА» (ОГРН: <***>) в качестве юридического лица в связи с созданием АО «ВДНХ ЭКСПО» (ОГРН: <***>) путем реорганизации в форме преобразования.
При этом, объект недвижимости площадью 869,8 кв.м с кадастровым номером 77:01:0001078:3406 по адресу: <...> не вошел в состав приватизированного имущества предприятия.
В связи с тем, что субъект права хозяйственного ведения прекратил существование, право хозяйственного ведения на объект прекращено.
В этой связи в целях внесения изменений в сведения ЕГРН 26.12.2019 в Управление было представлено заявление №77/017/259/2020-2302 о прекращении права хозяйственного ведения ГУП «МЦВДНТ «МОСКВА».
Передаточный акт имущественного комплекса ГУП «МЦВДНТ «МОСКВА» был приобщен к материалам регистрационного дела.
Сведения об основании прекращения права на объект, в отношении которого Департаментом подано соответствующее заявление, приведены в пояснительной записке к передаточному акту (листы 121-128 акта).
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, составленным в порядке, предусмотренном статьей 11 указанного Федерального закона, со всеми изменениями в составе и стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия, произошедшими после принятия решения об условиях приватизации имущественного комплекса этого унитарного предприятия.
Нежилое помещение площадью 869,8 кв.м с кадастровым номером 77:01:0001078:3406 не вошел в состав приватизированного имущества предприятия.
В силу п. 3 ст. 299 Гражданского кодекса право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в предусмотренным данным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Следовательно, право хозяйственного ведения ГУП «МЦВДНТ «МОСКВА» на объект недвижимости площадью 869,8 кв.м с кадастровым номером 77:01:0001078:3406 по адресу: <...> прекращены в момент создания общества.
Таким образом закрепленное за государственным унитарным предприятием имущество принадлежит не на праве собственности, а на ограниченном вещном праве (хозяйственного ведения). Решение о преобразовании государственного предприятия в акционерное общество принимает орган государственной власти.
Право хозяйственного ведения на имущество к акционерному обществу не переходят, эти права прекращаются с утратой государственным унитарным предприятием своего статуса юридического лица.
23.07.2019 в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении ГУП «МЦВДНТ «МОСКВА» деятельности юридического лица путем реорганизации в форме преобразования.
В соответствии с п. 5. ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
В качестве основного вывода настоящей статьи следует учитывать, что норму, содержащуюся в п. 5 ст. 58 ГК РФ, в соответствии с которой при преобразовании юридического лица его права и обязанности в отношении других лиц не изменяются, следует толковать ограничительно. Указанная норма касается только обязательственных отношений реорганизуемого юридического лица со своими кредиторами и должниками. Все прочие специальные гражданские права, которые не могут принадлежать юридическому лицу после его реорганизации в силу закона, в частности право хозяйственного ведения, должны прекращаться.
В соответствии со ст. 59 ГК РФ передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт. Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
В сведениях ЕГРН в отношении нежилого помещения площадью 869,8 кв.м с кадастровым номером 77:01:0001078:3406 по адресу: <...> имеется запись о праве хозяйственного ведения ГУП «МЦВДНТ «МОСКВА» (запись в ЕГРН от 27.08.2018 № 77:01:0001078:3406-77/011/2018-2).
В силу абз. 5 п. 1 ст. 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно п. 2 ст. 113 ГК РФ имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
На настоящий момент сведения ЕГРН о кадастровом учете и зарегистрированных правах в отношении объекта с кадастровым номером 77:01:0001078:3406 являются недостоверными, что противоречат п. 2 ст. 1 Закона №218-ФЗ, а также п. 1 ст. 8.1 Гражданского Кодекса РФ.
Таким образом, суд соглашается с доводом заявителя, что Управление пришло к ошибочному выводу об отсутствии оснований регистрации прекращения права хозяйственного ведения ГУП «МЦВДНТ «МОСКВА» на объект недвижимости площадью 869,8 кв.м с кадастровым номером 77:01:0001078:3406 по адресу: <...>.
Таким образом, Департаментом при обращении в Управление полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий. Документы соответствуют требованиям законодательства РФ и отражают информацию, необходимую для осуществление регистрационных действий.
Учитывая изложенное, у Управления отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации прекращения права хозяйственного ведения ГУП «МЦВДНТ «МОСКВА» на объект недвижимости площадью 869,8 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0001078:3406 по адресу: Москва, ул.Б.Дмитровка, д22, стр.1, в связи с чем оспариваемое решение является незаконным и необоснованным.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о наличии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным отказа.
Судом рассмотрены все доводы Ответчика, однако они не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с п. 3 ч.4 ст. 201 АПК РФ суд возлагает на заинтересованное лицо обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке и сроки.
Судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.65, 167-170, 176, 181, 200, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, изложенное в письме 07.05.2020 №77/017/59/2020-2302 об отказе в государственной регистрации прекращения права хозяйственного ведения ГУП «МЦВДНТ «МОСКВА» на объект недвижимости площадью 869,8 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0001078:3406 по адресу: Москва, ул.Б.Дмитровка, д22, стр.1.
Обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем проведения государственной регистрации прекращения права хозяйственного ведения ГУП «МЦВДНТ «МОСКВА» на объект недвижимости площадью 869,8 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0001078:3406 по адресу: Москва, ул.Б.Дмитровка, д22, стр.1 в установленном законом порядке и сроки.
Проверено на соответствие требованиям действующего законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: М.М. Кузин