Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва | Дело № А40-137822/21 -75-2569 |
07 декабря 2021 г.
Резолютивная часть решения объявлена 30 ноября 2021 года
Полный текст решения изготовлен 07 декабря 2021 года
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Нагорной А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Егоровой Д.В., с использованием средств аудиофиксации,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению)
Закрытого акционерного общества «Научно-производственное объединение «Центр специальных систем» (зарегистрированного по адресу: 119180, <...>, ОГРН: <***>, дата присвоения ОГРН: 01.12.2010, ИНН: <***>)
к Инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по г. Москве (зарегистрированной по адресу: 115191, <...>, ОГРН: <***>, дата присвоения ОГРН: 23.12.2004, ИНН: <***>)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу (зарегистрированной по адресу: 629001, Ямало-Ненецкий Автономный округ, Салехард город, ФИО1 улица, дом 6А, ОГРН: <***>, дата присвоения ОГРН: 17.12.2004, ИНН: <***>)
о признании невозможной к взысканию налоговым органом задолженности по: налогу на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов в сумме 192 166 руб.; пеней, начисленных на указанную сумму недоимки, в размере 63 144,75 руб.; пеней, начисленных на сумму недоимки по налогу на прибыль организаций, зачисляемых в бюджеты субъектов в сумме 2 797,65 руб.; штрафа в размере 1 312,20 руб.; штрафов в размере 200 руб., 200 руб., 200 руб., 200 руб., в общем размере 260 220,20 руб., в связи с истечением сроков взыскания в принудительном порядке, предусмотренных статьями 45, 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации (с учетом уточнения заявленных требований от 30.11.2021 г.)
при участии представителей:
от заявителя – ФИО2 по доверенности от 23.12.2020 г. б/н;
от ответчиков - ФИО3 по доверенности от 14.04.2021 г. № 22 от ИФНС России № 6 по г. Москве; от МИФНС России № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу – представитель не явился, надлежащим образом извещен;
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество «Научно-производственное объединение «Центр специальных систем» (в лице конкурсного управляющего ФИО4 (также – заявитель, Общество, ЗАО «НПО «Центр Специальных Систем») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по г. Москве (далее – ответчик, Инспекция, налоговый орган) и к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - соответчик) о признании невозможной к взысканию налоговым органом задолженности по: налогу на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов в сумме 192 166 руб.; пеней, начисленных на указанную сумму недоимки, в размере 63 144,75 руб.; пеней, начисленных на сумму недоимки по налогу на прибыль организаций, зачисляемых в бюджеты субъектов в сумме 2 797,65 руб.; штрафа в размере 1 312,20 руб.; штрафов в размере 200 руб., 200 руб., 200 руб., 200 руб., в общем размере 260 220,20 руб., в связи с истечением сроков взыскания в принудительном порядке, предусмотренных статьями 45, 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации (с учетом уточнения заявленных требований от 30.11.2021 г.).
В судебном заседании 23.11.2021 г. в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), был объявлен перерыв до 30.11.2021 г. 10.00 час. Информация о перерыве в установленном порядке размещена на сайте суда в сети Интернет.
В судебное заседание не явился представитель соответчика, надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени проведения судебного заседания, и ранее заявивший о невозможности участия в судебном заседании по делу. Дело рассмотрено в отсутствие представителя соответчика, с учетом представленных им отзыва и дополнительных доказательств в порядке ст. 156 АПК РФ.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала требования по доводам заявления с учетом принятого судом уточнения и письменных возражений на отзыв; представитель ответчика против предъявленных требований возражала по доводам отзыва на заявление и письменных пояснений.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд счел заявленные требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
Судом установлено, что решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.02.2017 по делу № А40-202937/2015 Общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Конкурсным управляющим Общества была получена справка Инспекции о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам № 116929 по состоянию на 28.12.2020 (далее - Справка), из которой следовало, что за Обществом числится следующая задолженность: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) (КБК 18210202010060000160, ОКТМО 45371000) на сумму налога 6 956 285,08 руб., на сумму пени 3 470 997,14 руб.; по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) (КБК 18210202090070000160, ОКТМО 45371000) на сумму пени 2 093,55 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года (КБК 18210202101080011160, ОКТМО 45371000) на сумму налога 252 095,16 руб., на сумму пени 128 518,06 руб.; по страховым взносам по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (не зависящему от результатов специальной оценки условий труда (класса условий труда) (КБК 18210202132060010160, ОКТМО 45371000) на сумму налога 320 969,84 руб., на сумму пени 166 675,77 руб.
С 20.11.2018г. ЗАО «НПО «Центр специальных систем» стоит на налоговом учете в ИФНС России № 6 по г. Москве, а задолженность, которую Общество просит признать безнадежной к взысканию, образовалась в отношении его обособленного подразделения до 19.11.2018г. администрируемого МИФНС № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу (соответчиком).
Согласно представленной Инспекцией в материалы дела справке № 6063285 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 29.11.2021 г. и № 6063294 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 29.11.2021 г. За Обществом числится следующая задолженность перед бюджетом: налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов в сумме 192 166 руб.; пеней, начисленных на указанную сумму недоимки, в размере 63 144,75 руб.; пеней, начисленных на сумму недоимки по налогу на прибыль организаций, зачисляемых в бюджеты субъектов в сумме 2 797,65 руб.; штрафа в размере 1 312,20 руб.; штрафов в размере 200 руб., 200 руб., 200 руб., 200 руб., в общем размере 260 220,20 руб.
Заявитель (с учетом принятого уточнения требований) полагает, что в отношении вышеуказанной задолженности пропущены сроки взыскания в принудительном порядке в связи с чем она подлежит признанию безнадежной к взысканию. Ответчик и соответчик довод заявителя в ходе рассмотрения дела не опровергли, данных о наличии возможностей по принудительному взысканию вышеуказанных сумм задолженностей не представили.
Суд при оценке обстоятельств дела исходит из следующего.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 статьи 45 Кодекса, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога и соответствующих сумм пени должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога (пени). Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган согласно п. 3 ст. 46 НК РФ может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога; заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. В соответствии с п. 9 ст. 46 НК РФ положения этой статьи применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога.
Из п. 7 ст. 46 НК РФ следует, что налоговый орган вправе перейти к принудительному взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика только после принятия надлежащих мер по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика. В связи с чем п. 55 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» предусматривает, что судам необходимо исходить из того, что невынесение названным органом решения о взыскании налога за счет денежных средств в установленный абзацем первым пункта 3 статьи 46 НК РФ срок и непринятие мер к его исполнению по общему правилу исключают возможность вынесения налоговым органом решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика, а также обращения его в суд с заявлением, предусмотренным абзацем третьим пункта 1 ст. 47 Кодекса.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46-48 настоящего Кодекса. Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.
В силу п. 57 вышеуказанного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 г. № 57 при применении судами ст. 75 НК РФ необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога, в этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.
Из изложенного следует, что предельный срок принудительного взыскания налога (и соответственно пени, начисленных на неуплаченную сумму налога) включает в себя: срок уплаты налога + 3 месяца на направление требования + 10 дней на исполнение требования в добровольном порядке + 6 месяцев на обращение в суд за взысканием суммы недоимки или пени.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 06.11.2007 г. № 8241/07 указал, что уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней. Следовательно, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Поэтому после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.
Налоговый орган не отрицает, что сумма задолженности образовалась за пределами сроков принудительного взыскания.
Кроме того, суд учитывает, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в установленном Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" размере, задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами (в том числе теми, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой) (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 436-ФЗ).
Соответствующее решение о признании недоимки и задолженности безнадежными к взысканию должно быть принято налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей). При этом решение принимается на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов ПФР, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности (ч. 2 ст. 11 Закона № 436-ФЗ).
Отдельной формы решения о списании недоимки и задолженности не утверждено. Такое решение составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика плательщика страховых взносов физического лица (индивидуального предпринимателя) и сведения о недоимке и задолженности по страховым взносам, подлежащих списанию.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что на момент рассмотрения настоящего дела правовых возможностей для принудительного взыскания вышеперечисленных задолженностей Общества не имеется, что по существу и не оспаривается Инспекцией, пенсионным фондом и фондом социального страхования.
В силу п. 2 ст. 59 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются в т.ч. налоговые органы по месту нахождения организации при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 1 настоящей статьи; а также налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи.
Согласно подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Поскольку решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.02.2017 по делу № А40-202937/2015 Общество признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство, то спорная задолженность подлежит квалификации в качестве текущей или реестровой для целей определения порядка ее взыскания с учетом банкротства Общества.
В ходе рассмотрения дела ответчиком и соответчиком были приведены доводы о том, что задолженность, образовавшаяся до даты принятия определения о возбуждении производства по делу № А40-202937/15 о банкротстве Общества, подлежит учету в деле о банкротстве. Заявитель против учета судом данных доводов возражал, ссылаясь на их необоснованность и длительное непредъявление требований в деле о банкротстве, закрытии реестра требований кредиторов.
Судом установлено, что: недоимка по налогу на прибыль в сумме 185 605 руб. возникла у Общества за налоговый период 2014 года со сроком уплаты 28.03.2015 г., по налогу на прибыль в размере 6 561 руб. и штрафу в сумме 1 312.2 руб. по результатам проведения камеральной налоговой проверки за налоговый период 2015 года (решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 19.09.2016 № 14215), по штрафам в размере 800 руб. - в связи с несвоевременным представлением налоговых деклараций (расчетов) по налогу на прибыль организаций за 2014г. (решение от 12.02.2016 № 32094), 1 - 2 кварталы 2015г. (решения от 16.10.2015 № 12023, от 23.03.2016 № 12995), 1 квартал 2016г. (решение от 16.11.2016 № 14761).
Сумма пени в размере 71 636.08 руб. по информации МИФНС № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу начислена на общую сумму задолженности по налогу на прибыль 192 166 руб. за период с 07.05.2015г. по 01.12.2018 года (КПП 890145001). Согласно данным карточки по расчетам с бюджетом (КРСБ) пени в размере 2 797,65 руб. начислены на сумму задолженности по налогу на прибыль за отчетный период 6 мес. 2015г. в размере 2 297 руб. за период с 01.11.2015г. по 17.03.2016 года (по КПП 890145002).
Спорная сумма пени 122 893,18 руб., которую Общество просило признать безнадежной к взысканию при обращении в суд с требованиями по настоящему делу, состояла из пени 120 095,53 руб. по обособленному подразделению с КПП 890145001, образовавшейся по состоянию на 28.12.2020 года, и суммы пени 2 797,65 руб. по обособленному подразделению с КПП 890145002, переданной в Инспекцию в рамках централизации.
Инспекция в ходе рассмотрения настоящего дела пояснила, что в отношении обособленного подразделения Общества в Инспекцию из налогового органа по предшествующему месту учета 05.12.2018г. поступили отрицательные сальдовые остатки по налогу на прибыль, зачисляемому в субъекты РФ, в общем размере 192 166 руб., в том числе 185 605 руб. и 6 561 руб.; пени по налогу на прибыль, зачисляемому в субъекты РФ, в размере 71 636.08 руб.; штрафные санкции в сумме 1 312.2 руб. (КПП 890145001), 28.01.2020г. и 29.01.2020г. по штрафным санкциям в общем размере 800 руб. (КПП 890145001, КПП 890145002). В марте 2021 в налоговый орган по обособленному подразделению с КПП 890145002 при централизации налоговых органов переданы пени в размере 2 797,65 рублей.
В ходе рассмотрения дела согласно представленной Инспекцией справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей № 6063285 по состоянию на 29.11.2021 г. размер ранее начисленных Обществу пени по налогу на прибыль организаций по КПП 890145001 был уменьшен до суммы 63 144,75 руб., в связи с чем Общество уточнило свои требования по делу.
Причиной корректировки размера начисленных пени послужило отражение в лицевых счетах данных о банкротстве Общества: 04.08.2021 Инспекцией в КРСБ Общества сторнирована недоимка по налогу на прибыль в сумме 185 605 руб., подлежащая включению в реестр требований кредиторов. В связи с чем начисленные на нее за период с 15.02.2017 по 04.08.2021 пени были пересчитаны и по состоянию на 13.08.2021 составили 62 814.52 рублей. Также 04.08.2021 Инспекцией пересчитаны пени, начисленные на задолженность 2 297 руб., и по состоянию на 13.08.2021 они составили 1 999,60 руб. (2 797,65 – 798,05 руб.).
Тем самым спорная задолженность подлежит оценке также с учетом положений ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года (в ред. Дополнения, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018) (далее – Обзор судебной практики от 20.12.2016 г.).
Судом установлено, что процедура наблюдения по делу о банкротстве Общества № А40-202937/15-86-171«Б» введена определением от 11.04.2016 г. по заявлению ООО «Торговый дом «АрктикаСнабКомплект», принятому к рассмотрению 17.12.2015 г. Общество признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство решением от 14.02.2017 по указанному делу.
В отношении недоимки по налогу на прибыль за 2014г. МИФНС № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу Обществу направлено требование от 22.05.2015 № 80173 со сроком уплаты 11.06.2015 года. В порядке ст. 46 Кодекса вынесено решение о взыскании налога (пени) за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке от 10.08.2015 № 15906. В связи с отсутствием информации о счетах налогоплательщика в банках в соответствии со ст. 47 Кодекса 19.01.2016 вынесено решение № 3572 о взыскании налога (пени) за счет имущества Общества и соответствующее постановление № 3530.
В отношении штрафов за 1 и 2 кварталы 2015г. (меры взыскания штрафа за 2014г. МИФНС № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу в материалы дела не представлены) МИФНС № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу налогоплательщику направлены требования от 29.12.2015 № 8978 со сроком уплаты 26.01.2016 и от 25.05.2016 № 10007 со сроком уплаты 15.06.2016, соответственно. По причине неисполнения требований налоговым органом приняты решения о взыскании долга за счет денежных средств на счетах в банке от 28.03.2016 №17305 (требование № 8978), инкассовое поручение от 10.04.2016 № 24749 и от 21.07.2016 № 20104 (требование № 10007), инкассовое поручение от 28.09.2016 № 28984. В порядке ст. 47 Кодекса вынесены решения о взыскании долга за счет имущества организации: от 24.04.2017 № 89010007568 (постановление от 24.04.2017 № 89010007384) и от 18.12.2018 № 89010015261 (постановление от 18.12.2018 № 89010014968) по требованию № 8978; от 24.04.2017 № 89010007567 (постановление от 24.04.2017 № 89010007383) по требованию № 10007.
В отношении суммы пени в размере 2 797.65 руб. МИФНС № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу налогоплательщику направлено требование от 13.04.2016 № 3014 со сроком уплаты 04.05.2016 года. По причине неисполнения требования в соответствии со ст. 46 Кодекса Обществу направлено решение от 25.05.2016 № 18507 (в банк выставлено инкассовое поручение 25.05.2016 № 25931) и, впоследствии, в порядке ст. 47 Кодекса вынесены решения от 24.04.2017 № 89010007568 (постановление от 24.04.2017 № 89010007384) и от 18.12.2018 № 89010015261 (постановление от 18.12.2018 № 89010014968).
Из документов следует, что МИФНС № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу относительно текущей задолженности в общем размере 7 873.2 руб. (6 561 + 1 312) сформировано требование об уплате от 21.11.2016 № 11143 с установленным сроком добровольного погашения долга 09.12.2016 года. В связи с неисполнением требования 02.02.2017 налоговым органом вынесено решение о взыскании недоимки за счет денежных средств на счетах в банке № 21902, в КУ «Нота-Банк» (ПАО) - ГК «АСВ» г. Москва (24.11.2015 у банка отозвана лицензия) выставлено инкассовое поручение № 32009.
В порядке ст. 47 Кодекса налоговым органом 28.06.2017 вынесено решение о взыскании долга за счет имущества Общества № 8559, одновременно принято соответствующее постановление № 8347.
В отношении задолженности за 1 квартал 2016г. в размере 200 руб. МИФНС № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу сформировано требование об уплате этой задолженности от 16.01.2017 № 11545 со сроком уплаты до 06.02.2017 года. На основании ст. 46 принято решение о взыскании от 04.04.2017 № 25485 года. В порядке ст. 47 Кодекса налоговым органом 24.04.2017 вынесено решение о взыскании долга за счет имущества Общества № 89010007570, одновременно принято соответствующее постановление № 89010007386.
Между тем принятые меры принудительного взыскания подлежат оценке с учетом п. 11 Обзора судебной практики от 20.12.2016 г., которым разъяснено, что требование уполномоченного органа об установлении в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам признается судом необоснованным, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства утрачена. При этом в силу пункта 2 статьи 63, пункта 1 статьи 81, пункта 1 статьи 94, пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве со дня вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения (финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства) возникшая до возбуждения дела о банкротстве задолженность по обязательным платежам не может быть взыскана в принудительном порядке, в том числе в установленном НК РФ и Законом о страховых взносах. Поэтому вопрос об утрате возможности принудительного исполнения требований по соответствующим обязательным платежам в связи с истечением срока для взыскания задолженности выясняется судом по состоянию на день введения в отношении должника первой процедуры банкротства.
Судом установлено, что в отношении реестровой задолженности, а именно: налога - 185 605 руб., пени - 798.05 руб., штрафов - 600 руб., Инспекцией было сформировано требование от 17.08.2021 № 23-03/020422 о включении ее в реестр требований кредиторов в рамках дела № А40-202937/2015-«Б». Определением от 01.09.2021 г. проведение судебного заседания по проверке обоснованности заявления Инспекции о включении в реестр требований кредиторов должника было назначено на 29.11.2021 года. В судебном заседании 29.11.2021 г. судом была объявлена резолютивная часть принятого определения об отказе в удовлетворении заявления налогового органа о включении данной задолженности в реестр требований кредиторов. Тем самым правовые возможности принудительного взыскания реестровой задолженности в рамках дела о банкротстве также исчерпаны.
С учетом изложенного судом доводы возражений налоговых органов отклонены как не влияющие на результат рассмотрения настоящего дела, возможностей принудительного взыскания спорной задолженности, в том числе в деле о банкротстве Общества не имеется.
Поскольку судом установлено, что сроки принудительного взыскания вышеперечисленных задолженностей: налогу на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов в сумме 192 166 руб.; пеней, начисленных на указанную сумму недоимки, в размере 63 144,75 руб.; пеней, начисленных на сумму недоимки по налогу на прибыль организаций, зачисляемых в бюджеты субъектов в сумме 2 797,65 руб.; штрафа в размере 1 312,20 руб.; штрафов в размере 200 руб., 200 руб., 200 руб., 200 руб., в общем размере 260 220,20 руб. - истекли, правовых возможностей по их взысканию с учетом положений законодательства о налогах и сборах, подлежащего применению к рассматриваемым правоотношениям, не имеется; то данная задолженность подлежит признанию невозможной к взысканию с целью последующего принятия ответчиком мер, предусмотренных ст. 59 НК РФ на основании решения по настоящему делу.
Так как на момент рассмотрения настоящего дела налоговое администрирование заявителя осуществляет ответчик, то суд признает его утратившим возможность по взысканию в принудительном порядке с учреждения вышеуказанной задолженности в связи с истечением сроков ее взыскания в принудительном порядке.
Судом по результатам рассмотрения дела не было установлено неправомерных действий со стороны ответчиков, заявитель не обращался к ним с заявлением о принятии мер, предусмотренных ст. 59 НК РФ, а ответчик в свою очередь не располагал необходимым комплектом документов для принятия данных мер, в связи с чем суд считает, что оснований для возложения на налоговый орган понесенных Обществом при обращении в суд расходов по уплате государственной пошлины не имеется. Установление законодателем судебного порядка признания задолженности безнадежной к взысканию не должно приводить к возложению на налоговый орган дополнительного бремени по несению судебных расходов, в связи с чем, уплаченная заявителем при обращении в суд государственная пошлина в сумме 6 000 руб. подлежит возврату ему по основаниям подп. 1, 3 п. 1 ст. 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 222 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать безнадежной к взысканию числящуюся по данным Инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по г. Москве следующую задолженность Закрытого акционерного общества «Научно-производственное объединение «Центр специальных систем» (зарегистрированного по адресу: 119180, <...>, ОГРН: <***>, дата присвоения ОГРН: 01.12.2010, ИНН: <***>): недоимку по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации в сумме 192 166 руб.; соответствующих сумм пеней, начисленных на указанную сумму недоимки, по состоянию на 29.11.2021 г. в размере 63 144,75 руб.; пеней по налогу на прибыль организаций, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации в размере 2797,65 руб.; штрафа по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъектов Российской Федерации, в размере 1 312,20 руб.; штрафов по доходам от денежных взысканий (штрафов), поступающих в счет погашения задолженности, образовавшейся до 01.01.2020 г., подлежащие зачислению в федеральный бюджет и бюджет муниципального образования по нормативам, действовавшим в 2019 году, в размере 600 руб. и 200 руб.
Возвратить Закрытому акционерному обществу «Научно-производственное объединение «Центр специальных систем» (зарегистрированному по адресу: 119180, <...>, ОГРН: <***>, дата присвоения ОГРН: 01.12.2010, ИНН: <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 6 000 (шесть тысяч) рублей, уплаченную платежным поручением от 28.06.2021 г. № 769.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд..
Судья: | А.Н. Нагорная |