ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-13845/13 от 21.03.2013 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

(резолютивная часть в порядке ст. 176 АПК Российской Федерации объявлена 21.03.2013)

г. Москва

28.03.2013 Дело №А40-13845/13

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Березовой О.А., рассмотрев в судебном заседании суда первой инстанции, проведенном по адресу: г. Москва, ул. Б. Тульская, д. 17, зал судебных заседаний 4019, - при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петрухиной Ю.Г., при участии представителей заявителя Авдеевой М.В. по доверенности от 12.04.2012 и заинтересованных лиц Бондаренко Г.Е. по доверенности от 24.12.2012 № 33-и-7717/12; Халилуллина Р.М. по доверенности от 09.01.2013 №47/2013 дело по заявлению ЗАО «Комбинат технической помощи и гаражного обслуживания», заинтересованные лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве, об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве совершить действие, установил:

Заявитель оспаривает решение Управления Росреестра по Москве (запись в ЕГРП от 29.10.2012 № 77-77-14/031/2012-149) о государственной регистрации ограничения права, установленного распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы от 06.02.2012 № 471-05 ДЗР на земельный участок с кадастровым номером 77:05:0003006:2 в виде запрета на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на этом земельном участке, за исключением реконструкции объектов капитального строительства, использование которых предусмотрено ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации или реконструкция которых не приведет к изменению вида разрешенного использования земельного участка. Кроме того, заявитель просит суд обязать Управление Росреестра по Москве погасить указанную запись о государственной регистрации и обратить решение к немедленному исполнению.

Заявление мотивировано тем, что заявителем и Департаментом земельных ресурсов города Москвы заключен договор купли-продажи указанного земельного участка, право собственности на земельный участок зарегистрировано за заявителем 08.10.2012, по состоянию на дату государственной регистрации права собственности заявителя на земельный участок какие-либо ограничения в отношении участка (права заявителя на участок) не зарегистрированы. Заявитель считает, что со дня государственной регистрации права собственности заявителя на спорный земельный участок никакие ограничения в отношении данного земельного участка (права заявителя на участок) регистрироваться не могли.

Заинтересованные лица против заявления возразили, сослались на то, что уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы принято решение о предоставлении заявителю земельного участка в собственность по цене в размере 20 % от кадастровой стоимости на основании п. 3 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ и п. 1 ст. 7 Закона города Москвы от 19.12.2007 № 48, которые предусматривают одновременное установление запрета на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на этом земельном участке, за исключением реконструкции объектов капитального строительства, использование которых предусмотрено ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации или реконструкция которых не приведет к изменению вида разрешенного использования земельного участка.

Исследовав письменные доказательства, заслушав объяснения представителей сторон, суд установил, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 11.04.2011 по делу № А40-37333/10 суд обязал Департамент земельных ресурсов города Москвы заключить с заявителем договоры купли-продажи земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером 77:05:0003006:2 площадью 1 429 кв. м по адресу: г. Москва, Варшавское ш., вл. 91, - на условиях, указанных в резолютивной части решения суда.

Во исполнение решения суда по названному делу заявитель в качестве покупателя и Департамент земельных ресурсов города Москвы в качестве продавца заключили договор купли-продажи указанного земельного участка от 17.08.2012 № М-05-С01666, по которому заявителю продается земельный участок с кадастровым номером 77:05:0003006:2 площадью 1 429 кв. м по адресу: г. Москва, Варшавское ш., вл. 91, - по цене 8 490 923 руб. 66 коп., что составляет 20 % от кадастровой стоимости участка (42 454 618 руб. 28 коп.).

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации» до 01.07.2012 в соответствии с этим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, перечисленным в данном пункте лицам, в том числе коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.

При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах 20 % кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 млн. человек.

Согласно п. 3 ст. 2 названного Федерального закона в городах с численностью населения свыше 3 млн. человек одновременно с приобретением указанными в п. 1 ст. 2 лицами в собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности, органы государственной власти могут устанавливать запрет на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений, расположенных на соответствующем земельном участке.

Запрет на строительство, реконструкцию не распространяется на реконструкцию объектов капитального строительства, использование которых предусмотрено ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации или реконструкция которых не приведет к изменению вида разрешенного использования земельного участка.

Запрет на строительство, реконструкцию подлежит снятию по заявлению собственника соответствующего земельного участка, которое подается в исполнительный орган государственной власти, в течение месяца после внесения этим собственником платы за снятие такого запрета. Размер платы за снятие такого запрета не может превышать восемьдесят процентов кадастровой стоимости земельного участка.

Установление и снятие запрета на строительство, реконструкцию осуществляются в порядке, предусмотренном законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона города Москвы от 19.12.2007 № 48 «О землепользовании в городе Москве» до 01.07.2012 цена в размере 20 % кадастровой стоимости земельного участка устанавливается при приобретении земельных участков коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках объектов капитального строительства, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти объекты капитального строительства были отчуждены из государственной или муниципальной собственности;

В соответствии с п. 1 ст. 7 указанного Закона города Москвы решением уполномоченного органа о передаче в собственность земельных участков собственникам объектов капитального строительства или обладателям права постоянного (бессрочного) пользования, приобретаемых в соответствии со ст. 6 Закона, устанавливается запрет на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений на земельном участке.

Следовательно, на территории города Москвы установление запрета на строительство является обязательным условием приобретения участка лицами, указанными в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ и п. 1 ст. 6 Закона города Москвы от 19.12.2007 № 48.

Принятие решения о предоставлении земельного участка в собственность отнесено к полномочиям Департамента земельных ресурсов города Москвы (п. 5.1 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утв. постановлением Правительства Москвы от 11.03.2011 № 65-ПП).

Решение о предоставлении земельного участка в собственность заявителю принято Департаментом земельных ресурсов города Москвы путем издания распоряжения от 06.02.2012 № 471-05 ДЗР, в п. 3 которого в полном соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ и п. 1 ст. 7 Закона города Москвы от 19.12.2007 № 48 установлен запрет на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением реконструкции объектов капитального строительства, использование которых предусмотрено ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации или реконструкция которых не приведет к изменению вида разрешенного использования земельного участка.

Таким образом, названное распоряжение в данной части полностью соответствует закону.

Анализ указанных норм федерального законодательства и законодательства города Москвы как субъекта Российской Федерации не позволяет говорить о том, что лица, с которыми договор купли-продажи земельного участка заключается по решению суда, принятому в связи с уклонением от заключения договора, имеют право приобрести участок без установления запрета на строительство.

Довод заявителя о том, что государственная регистрация ограничения, установленного распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы от 06.02.2012 № 471-05 ДЗР, не могла производиться после государственной регистрации права собственности на земельный участок, судом отклоняется. При этом суд исходит из того, что запрет на строительство при приватизации земельного участка (приобретении его из государственной собственности) следует рассматривать как обременение, устанавливаемое в публичных интересах.

Устанавливая льготную цену при приобретении земли собственниками недвижимости, государство объявило условия данной льготы – запрет на новое строительство и реконструкцию, если последняя приводит к изменению разрешенного вида использования земельного участка. Тем самым государство публично установило, что земля продается по льготной цене для эксплуатации расположенной не ней недвижимости собственникам этой недвижимости, при этом государство теряет деньги от возможности реализации участка на торгах при конкурентном отборе покупателей, а иные лица теряют потенциальную возможность на использование земли для нового строительства на ограниченной территории городов с населением свыше 3 млн. человек.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости. Уведомление правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в срок не более чем пять рабочих дней со дня проведения государственной регистрации.

Поскольку запрет на строительство и реконструкцию в соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ и п. 1 ст. 7 Закона города Москвы от 19.12.2007 № 48 является ограничением (обременением), устанавливаемым в публичных интересах, Управление Росреестра по Москве вправе регистрировать данное ограничение (обременение) независимо от того, кто является правообладателем участка, тем более что в данном случае заявление о государственной регистрации ограничения (обременения) подавалось продавцом земельного участка 15.08.2012, и заинтересованным лицом принималось решение о приостановлении государственной регистрации ограничения (обременения) в связи с тем, что в ЕГРП отсутствовала запись о государственной регистрации права на земельный участок.

При таких обстоятельствах суд считает, что оспариваемое заявителем решение соответствует закону, а потому основания для удовлетворении требования отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь Федеральными законами от 21.07.97 № 122-ФЗ, от 25.10.2001 № 137-ФЗ, Законом города Москвы от 19.12.2007 № 48, ст. 110-112, 167-170, гл 24 АПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

отказать в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным решения Управления Росреестра по Москве о государственной регистрации ограничения права заявителя, установленного распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы от 06.02.2012 № 471-05 ДЗР, признав его соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральным законам от 25.10.2001 № 137-ФЗ и от 21.07.97 № 122-ФЗ, и обязании Управления Росреестра по Москве погасить в ЕГРП запись от 29.10.2012 № 77-77-14/031/2012-149 о государственной регистрации указанного ограничения права заявителя.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья О.А.Березова