ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-138577/15 от 19.10.2015 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Москва

26 октября 2015 года                                                            Дело № А40-138577/2015

Резолютивная часть решения объявлена 19 октября 2015 года

Решение в полном объеме изготовлено 26 октября 2015 года

Арбитражный суд города Москвы в составе:

Судьи – Блинниковой И.А. (120-953)

протокол ведет – помощник судьи Сидорова С.А.

Рассмотрев  в открытом судебном заседании

дело по иску (заявлению) ЗАО «Ритуал-1»

ответчик: Управление Росреестра по городу Москве

о признании незаконным отказ от 27.05.2015 г. № 77/017/065/2015-424

с участием:

от истца (заявителя): ФИО1 дов. от 24.08.2015г.

от ответчика: ФИО2 дов. от 27.08.2015г. № 18739/2015

УСТАНОВИЛ:

ЗАО «Ритуал-1» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением  о признании незаконным отказ Управления Росреестра по городу Москве от 27.05.2015 г. № 77/017/065/2015-424 в государственной регистрации внесения изменений в записи ЕГРП в отношении земельного участка с кадастровым номером: 50:27:0020330:117, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для строительства производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, общая площадь 190502 кв. м., адрес: г. Москвы, пос. Краснопахорское, вблизи д. Софьино; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве осуществить внесение изменений в ЕГРП на данный земельный участок, отражающие вид разрешенного использования «для размещения кладбища», и повторной выдачи свидетельства о государственной регистрации права.

Заявление мотивировано тем, что оспариваемый отказ регистрирующего органа не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.

В судебном заседании заявитель требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее Управление) против заявления возражало, считая его необоснованным, представило отзыв и копии дела правоустанавливающих документов.

Процессуальный срок, предусмотренный ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.

Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, оценив представленные доказательства в совокупности, считает, что заявленные требования необоснованны и не подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.

Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Как следует из материалов дела, ЗАО «Ритуал-1» обратилось в Управление Росреестра по городу Москве с заявлением от 27 мая 2015 года № 77/017/065/2015-424 (далее «Заявление») о повторной выдачи свидетельства с внесением изменений в вид разрешенного использования объекта недвижимости: земельный участок, кадастровый №: 50:27:0020330:117, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для строительства производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих объектов, общая площадь 190502 кв. м, адрес: г. Москва, пос. Краснопахорское, вблизи д. Софьино.

Заявитель, данным заявлением, просил внести в сведения ЕГРП вид разрешенного использования «для размещения кладбища», который ранее уже был внесен в данные ГКН (государственного кадастра недвижимости).

По результатам рассмотрения заявления Заявитель получил уведомление о приостановке государственной регистрации от 17.06.2015г. № 77/017/065/2015-424.

16.07.2015 года ЗАО «Ритуал-1» получил отказ Управления Росреестра по городу Москве, оформленный письмом № 77/017/065/2015-424 в повторной выдаче свидетельства с внесением изменений в вид разрешенного использования объекта недвижимости.

Отказывая  в удовлетворении заявленных требований, суд считает необходимым указать следующее.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закона о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 Закона о регистрации обязательным этапом государственной регистрации прав является правовая экспертиза документов, проверка законности сделки в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления.

Исходя из положений Закона о регистрации, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется регистрирующим органом на основании поданных заявлений и фактически сформированных заинтересованными лицами правоустанавливающих документов.

Согласно п. 6 ст. 12 Закона о регистрации Единый государственный реестр прав состоит из отдельных разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества. Краткое описание каждого объекта недвижимого имущества содержится в подразделе ЕГРП в объеме сведений, определенных Правилами ведения ЕГРП. При этом сведения о характеристиках объекта недвижимого имущества, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, считаются сведениями подраздела I ЕГРП.

В силу ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) существование недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, подтверждается в процессе государственного кадастрового учета уполномоченными органами.

Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости (пункт 1 статьи 16 Закона о кадастре).

Согласно п.1, п.2 ст.212 Гражданского кодекса РФ, на территории Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п. 1 ст.213 Гражданского кодекса РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

Согласно п.1 ст.4 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении) местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших, крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

В соответствии с п.2 ст. 15 Закона о погребении, решение о создании Федерального военного мемориального кладбища принимается Президентом Российской Федерации.

Решение о создании других мест погребения принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются.

Вместе с тем по принадлежности места погребения могут быть государственные, муниципальные.

Согласно п.1, п. 1.1 ст. 6 Закона г. Москвы от 04.06.1997 № 11 «О погребении и похоронном деле в городе Москве» (далее - Закон Москвы о погребении) погребение умерших в городе Москве осуществляется на специально отведенных для этих целей в соответствии с санитарными, экологическими и иными требованиями участках земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших, крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения.

Из представленных документов следует, что вид разрешенного использования земельного участка обозначен как «для размещения кладбища».

В соответствии с п.2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Однако, в соответствии с Законом о погребении и Законом Москвы о погребении земельные участки с видом разрешенного использования «под размещение кладбища» не могут находиться в частной собственности.

Таким образом, документы, представленные в качестве основания для внесения изменений в ЕГРП не соответствуют требованиям действующего законодательства.

На основании п.1 ст. 19 Закона о регистрации, государственная регистрация была приостановлена, о чем заявитель уведомлен установленном законом порядке, письмом от 17.06.2015 № 77/017/065/2015-424.

В силу абзаца 4 пункта 1 ст. 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также, как это следует из абзаца 10 пункта 1 ст.20 указанного Закона не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

При наличии изложенных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение является обоснованным, не нарушает нормы действующего законодательства, а также права и законные интересы заявителя.

По сути, требования заявителя, обращенные к суду об обязании регистрирующего органа выдать повторное  свидетельство о праве собственности с указанием заведомо – как и для заявителя, так и для суда и государственного органа – Россрестра недостоверными сведениями, является злоупотреблением права, защита которого в судебном порядке не допустима.

Судебные расходы по уплате госпошлины распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

С учетом изложенного, на основании  ст.ст. 11, 12, 13 ГК РФ, ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», руководствуясь ст.ст. 8, 9, 65, 71, 75, 102, 110, 131, 167-171, 176, 198-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Проверив на соответствие ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», заявление ЗАО «Ритуал-1» о признании незаконным отказ Управления Росреестра по городу Москве от 27.05.2015 г. № 77/017/065/2015-424 в государственной регистрации внесения изменений в записи ЕГРП в отношении земельного участка с кадастровым номером: 50:27:0020330:117, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для строительства производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, общая площадь 190502 кв. м., адрес: г. Москвы, пос. Краснопахорское, вблизи д. Софьино оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья                                                                                                           И.А.Блинникова