ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-138870/12 от 18.03.2013 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва Дело № А40-138870/12-

140-997

25 марта 2013 г.

Резолютивная часть решения объявлена 18 марта 2013 г.

Решение в полном объеме изготовлено 25 марта 2013 г.

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего    судьи Паршуковой О.Ю.

судей:   единолично

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абакумовой Е.О.

с участием: от заявителя – ФИО1, доверенность № 13 от 31.10.2012г.

от ответчика – ФИО2, доверенность от 17.12.2012г., ФИО3, доверенность 26.02.2013 г.

Рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению   ООО «Климовский трубный завод» (ОГРН <***>, адрес местонахождения: 142181, <...>)

к ответчику МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области (адрес местонахождения: 129110, <...>)

о признании недействительным решения

УСТАНОВИЛ:

ООО «Климовский трубный завод» (заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области (Инспекция, ответчик) о признании недействительным решения от 28.04.2012 г. № 09-23/15 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части: привлечения Общества к налоговой ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 120 НК РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб., п. 1 ст. 122 НК РФ – в виде штрафа в размере 20 493 руб., в части начисления пени по состоянию на 28.04.2012 г. по налогу на имущество в сумме 13 580 руб., в части предложения Обществу уплатить недоимку по налогу на прибыль в сумме 953 779 руб., по НДС в сумме 76 855 руб., по налогу на имущество в сумме 102 464 руб.

Заявитель требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Ответчик против удовлетворения требования заявителя возражал по доводам, изложенным в решении и отзыве.

Исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, выслушав представителей сторон, суд считает заявленные требования ООО «Климовский трубный завод» подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, по результатам проведенной выездной налоговой проверки Инспекцией вынесено решение от 28.04.2012 г. № 09-23/15 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», предусмотренной п. 2 ст. 120 НК РФ, п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в общем размере 50 493 руб.

Согласно принятому налоговым органом решению, доначислено налогов и сборов на общую сумму 1 133 244 руб.; в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени в общем размере руб. Также налоговым органом по результатам проведенной проверки уменьшен убыток по налогу на прибыль организаций в сумме 2 147 967 руб. Не согласившись с выводами и предложениями, изложенными налоговым органом в и, решение было обжаловано налогоплательщиком в УФНС России по Московской области.

Решение было обжаловано в части:

- необоснованного, по мнению Инспекции, включения в состав расходов затрат на командировочные расходы для поездок за границу сотрудников Общества, что привело к неполной уплате налога на прибыль организаций в сумме 242 453 руб. и завышению суммы убытка на 490 791 руб.;

- уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций на сумму убытков обслуживающих производств и хозяйств на 1 657 176 руб., что привело к неполной уплате налога на прибыль организаций в сумме 711 326 руб.;

- доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 76 855 руб. в связи с необоснованно, по мнению инспекции, завышенным вычетом по НДС по услугам, оказанным для жилого фонда;

- привлечения к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 120 НК РФ в виде штрафа в сумме 30 000 руб.;

- доначисления налога на имущество организаций в сумме 102464 руб., а также соответствующих сумм пени в размере 13 580 руб. и штрафа в размере 20 493 руб.

В остальной части решение не оспаривалось.

В соответствии с Решением № 07-12/07184 от 12.07.2012г. по апелляционной жалобе ООО «Климовский трубный завод» от 15.02.2012 г. № 151 на решение Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области от 28.04.2012 г. № 09-23 15 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, Решение Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области от 28.04.2012 г. № 09-23/15 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Общества -оставлена без удовлетворения.

По подпункту 1.1 решения.

В обоснование решения в части доначисления налога на прибыль налоговым органом указано, организация в нарушение ст. 252, п. 12 ст. 264 НК РФ необоснованно списала в расходы (по бух. учету сч. 20, сч. 26), уменьшающие налогооблагаемую прибыль командировочные расходы сотрудников ООО «Климовский трубный завод» за границу для проверки приобретаемого импортного оборудования ООО «Группа ПОЛИПЛАСТИК», которое затем ООО «Группа ПОЛИПЛАСТИК» реализует это оборудование ООО «Климовский трубный завод». Налоговым органом указано на то, что Общество не приобретает самостоятельно импортное оборудование, импортное оборудование приобретается в основном у ООО «Группа ПОЛИПЛАСТИК», которое приобретает это оборудование за границей.

Таким образом, данные расходы по командировкам за границу, связанные с приобретением оборудования, которое поставляет данной организации ООО «Группа ПОЛИПЛАСТИК», должны быть отнесены после приобретения оборудования на удорожание первоначальной стоимости данного оборудования, а затем списываться на расходы к налогообложению по налогу на прибыль через амортизационные начисления согласно пункту 5 статьи 270 НК РФ. Согласно п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 30.03.2001 г. № 26н, первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических затрат организации на приобретение. Фактическими затратами на приобретение основных средств также являются затраты, непосредственно связанные с приобретением основных средств (в данном случае командировочные расходы за границу, связанные с приобретением основных средств). Эти командировочные расходы являются расходами будущих периодов и должны собираться по бухгалтерскому учету на 08 счете. Инспекцией сделан вывод о том, что в нарушение ст. 252, п. 12 ст. 264, 270 НК РФ завышены расходы, уменьшающие доходы в целях налогообложения прибыли на сумму 1 212 264 руб., а именно: -2009 г.-490 791 руб.; -2010 г.-721 473 руб.

Данные выводы Инспекции суд считает неправомерными.

В соответствии со ст. 166 Трудового кодекса РФ служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

Согласно пункту 1 статьи 253 Налогового кодекса Российской Федерации расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

В соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на командировки, в частности на проезд к месту командировки и обратно к месту постоянной работы, наем жилого помещения и суточные являются прочими расходами, связанными с производством и (или) реализацией, при условии, что они подтверждены документально.

Спорные расходы на командировки имеют производственный характер, оформлены соответствующими оправдательными документами (в частности, были оформлены авансовые отчеты, приказы о командировках, имеются первичные отчетные документы), следовательно, должны уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Ссылка налогового органа на то, что командировочные расходы за границу, связанные с приобретением основных средств, являются фактическими затратами на приобретение основных средств, и, в силу п. 8 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 должны быть отнесены к иным затратам, непосредственно связанным с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств (отнесены после приобретения оборудования на удорожание первоначальной стоимости данного оборудования), является необоснованной, поскольку результатом командировок не было заключение в итоге договоров поставки с иностранными поставщиками оборудования. Оборудование поставлялось российским поставщиком - ООО «Группа ПОЛИПЛАСТИК».

По пункту 2 оспариваемого решения.

В обоснование решения налоговым органом указано, что общежитие для приезжих расположено на территории ООО «Климовский трубный завод» - <...>. В доход общежития входит аренда помещений, то есть реализация услуг за проживание (пребывание в общежитии) физических лиц (без договора). В расход общежития входит амортизация основных средств, расходы на ремонт помещений, на ремонт объектов инфраструктуры, расходы на эксплуатацию объектов инфраструктуры, расходы на водоснабжение и канализацию, расходы на газоснабжение, электроэнергию».

В обоснование решения налоговым органом указано, что к жилому фонду относятся квартиры, принадлежащие ООО «Климовский трубный завод» и сдаваемые своим сотрудникам по договорам найма.

В доход жилого фонда входит доход от найма помещений, то есть. за проживание в жилом фонде физических лиц. В расход жилого фонда входит: амортизация квартир, теплоснабжение, водоснабжение, канализация, техобслуживание, содержание и ремонт МУП «СЕЗ» квартир; услуги, оказанные ООО «Туше» по обслуживанию приборов учета воды».

Убыток по обслуживающим производствам составил: - 2009 г. - 1 657 176 руб.; - 2010 г. - 1 899 456 руб.

В ходе проверки организацией не были представлены никакие документы, подтверждающие убытки по обслуживающим производствам. Таким образом, в нарушение ст. 275(1) НК РФ организация необоснованно завысила к налогообложению расходы на убытки обслуживающих производств (жилой фонд и общежитие для приезжих) на сумму 3 556 632 руб.

Так как организация не ведет раздельно учет доходов и расходов по обслуживающим производствам, то согласно ст. 275(1) НК РФ организация не может уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на убытки обслуживающих производств (жилой фонд и общежитие для приезжих), также организацией в ходе проверки не были представлены никакие документы, подтверждающие убытки по обслуживающим производствам. Данные убытки по обслуживающим производствам были обнаружены в ходе проверки.

Суд считает указанную позицию Инспекции неправомерной.

  В соответствии со ст. 275.1 НК РФ для целей настоящей главы к обслуживающим производствам и хозяйствам относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.

К объектам жилищно-коммунального хозяйства относятся жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, а также объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства социально-культурной сферы, физкультуры и спорта.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права серии НА № 0752626 от 31.08.2006 г., Обществу принадлежит на праве собственности здание - корпус для работающих вахтовым методом, 2-этажное, назначение: нежилое, общей площадью 1215 кв. м, инв. № 068:024-2943, лит. А, расположенное по адресу: <...>.

В соответствии со ст. 94 Жилищного кодекса РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.

В соответствии с п.п. 1. 2 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.

Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

В соответствии с п. 1 ст. 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания

граждан.

Разделом II Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение. В частности, п. 9 Положения установлено, что жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории.

В соответствии с п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не "являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно. Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.

Здание - корпус для работающих вахтовым методом является нежилым помещением, для проживания либо временного пребывания граждан не приспособлено, и, в силу прямого указания ст. 94 ЖК РФ к жилым помещениям (в частности, к общежитиям) не относится. Данное здание предназначено для временного нахождения работников Общества в целях междусменного отдыха, переодевания, обогревания в холодный период года.

Как следствие, здание - корпус для работающих вахтовым методом к объектам жилищно-коммунального хозяйства (к обслуживающим производствам), перечисленным в ст. 275.1 НК РФ, не относится.

Указание в счетах-фактурах по аренде физическими лицами помещений в данном здании на плату за «временное пребывание в общежитии» связано с тем, что в бухгалтерском учете подразделение именуется как «общежитие». При этом наименование подразделения в бухгалтерском учете не изменяет правовой природы здания (нежилого, не относящегося к жилищному фонду, а, как следствие и к обслуживающим производствам (объектам ЖКХ)) и целей его использования.

Поскольку здание - корпус для работающих вахтовым методом к объектам жилищно-коммунального хозяйства (к обслуживающим производствам) не относится, раздельный учет доходов и расходов по обслуживающим производствам, предусмотренный ст. 275.1 НК РФ, вестись не должен, а расходы по содержанию здания - корпуса для работающих вахтовым методом, должны учитываться для целей налогообложения.

В собственности Общества находятся жилые помещения - квартиры, расположенные по адресам:

1) <...>;

2) <...>;

3) <...>;

4) <...>.

В соответствии со ст. 275.1 НК РФ в случае, если подразделением налогоплательщика получен убыток при осуществлении деятельности, связанной с использованием указанных в настоящей статье объектов, такой убыток признается для целей налогообложения при соблюдении следующих условий: если стоимость товаров, работ, услуг, реализуемых налогоплательщиком, осуществляющим деятельность, связанную с использованием указанных в настоящей статье объектов, соответствует стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями, осуществляющими аналогичную деятельность, связанную с использованием таких объектов; если расходы на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, а также подсобного хозяйства и иных аналогичных хозяйств, производств и служб не превышают обычных расходов на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной; если условия оказания услуг, выполнения работ налогоплательщиком существенно не отличаются от условий оказания услуг, выполнения работ специализированными организациями, -для которых эта деятельность является основной.

Если не выполняется хотя бы одно из указанных условий, то убыток, полученный налогоплательщиком при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, налогоплательщик вправе перенести на срок, не превышающий десять лет, и направить на его погашение только прибыль, полученную при осуществлении указанных видов деятельности.

Вместе с тем, хотя Обществом и получен убыток от эксплуатации жилых помещений -квартир, такой убыток должен признаваться для целей налогообложения, ввиду того, что Обществом соблюдены установленные ст. 275.1 НК РФ условия, а именно:

1) стоимость товаров, работ, услуг, реализуемых налогоплательщиком, осуществляющим деятельность, связанную с использованием указанных в настоящей статье объектов, соответствует стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями, осуществляющими аналогичную деятельность, связанную с использованием таких объектов.

Обществом в период 2009-2010 гг. были заключены договоры коммерческого найма жилых помещений (квартир, комнат в квартире) с физическими лицами:

- договор № 09 от 01.01.2009 г. коммерческого найма жилого помещения (комнаты) в многоквартирном доме с ФИО4 Пунктом 3.1. договора установлена плата за наем в размере 286 рублей 46 копеек за 1 кв. м площади жилого помещения (всего 5 500 рублей 00 копеек) в месяц;

- договор № 10 от 01.01.2009 г. коммерческого найма жилого помещения (комнаты) в многоквартирном доме с ФИО5 Пунктом 3.1. договора установлена плата за наем в размере 286 рублей 47 копеек за 1 кв. м площади жилого помещения (всего 7 935 рублей 00 копеек) в месяц;

- договор № 16 от 01.07.2009 г. коммерческого найма жилого помещения (квартиры) в многоквартирном доме с ФИО5 Пунктом 3.1. договора установлена плата за наем в размере 82 рубля 11 копеек за 1 кв. м площади жилого помещения (всего 5 000 рублей 00 копеек) в месяц;

- договор № 17 от 01.07.2009 г. коммерческого найма жилого помещения (квартиры) в многоквартирном доме с ФИО4 Пунктом 3.1. договора установлена плата за наем в размере 94 рубля 85 копеек за 1 кв. м площади жилого помещения (всего 7000 рублей 00 копеек) в месяц;

- договор № 18 от 01.07.2009 г. коммерческого найма жилого помещения (квартиры) в многоквартирном доме с ФИО6 Пунктом 3.1. договора установлена плата за наем в размере 93 рубля 28 копеек за 1 кв. м площади жилого помещения (всего 6800 рублей 00 копеек) в месяц;

- договор № 20 от 01.07.2009 г. коммерческого найма жилого помещения (комнаты) в многоквартирном доме с Гайдуком ФИО7 3.1. договора установлена плата за наем в размере 286 рублей 46 копеек за 1 кв. м площади жилого помещения (всего 5 500 рублей 00 копеек)в месяц;

- договор № 21 от 01.07.2009 г. коммерческого найма жилого помещения (комнаты) в многоквартирном доме с ФИО8 Пунктом 3.1. договора установлена плата за наем в размере 286 рублей 47 копеек за 1 кв. м площади жилого помещения (всего 7 935 рублей 00 копеек) в месяц;

- договор № 04 от 13.02.2010 г. коммерческого найма жилого помещения (квартиры) в многоквартирном доме с ФИО9 Пунктом 3.1. договора установлена плата за наем в размере 94 рубля 85 копеек за 1 кв. м площади жилого помещения (всего 7000 рублей 00 копеек) в месяц.

Таким образом, стоимость найма жилого помещения - комнаты в квартире, составила 286 рублей 46 копеек за 1 кв. м в месяц, общая плата за наем в месяц варьировалась от 5 500 руб. до 7 935 рублей в месяц. Стоимость найма жилого помещения - квартиры, варьировалась от 82 рублей 11 копеек до 94 рублей 85 копеек в месяц, общая плата за наем квартиры - варьировалась от 5 000 - рублей до 7 000 рублей.

Так, плата за наем по договорам коммерческого найма жилых помещений в г. Климовске Московской области в 2009-2010 гг. составляла: плата за наем жилых помещений муниципального жилищного фонда (включая коммерческий наем) на период с 01.01.2009 г. по 31.12.2010 г. в соответствии с постановлениями Главы г. Климовска от 03.12.2008 № 1120 «Об утверждении размера платы за пользование жилым помещением», от 16.12.2009 № 1064 «Об утверждении размера платы за пользование жилым помещением» составляла для домов аналогичной группы жилищного фонда 1,46 руб. за 1 кв. м общей площади в месяц; плата за наем жилых помещений, находящихся в собственности граждан и организаций, и предоставляемых по договорам коммерческого найма на период 2009-2010 гг., сильно варьировалась и составляла от 6 000 руб. до 10 000 руб. за наем комнаты в квартире; от 10 000 руб. до 15 000 руб. за наем квартиры в многоквартирном доме (данные приведены в соответствии с результатами мониторинга сети Интернет за аналогичный период по сравнимым жилым помещениям в домах аналогичной группы жилищного фонда, предоставляемым в пользование по договорам коммерческого найма (без предметов домашней обстановки и т. п.). Таким образом, стоимость коммерческого найма жилых помещений в г. Климовске сильно варьируется.

Размер платы по договорам коммерческого найма жилых помещений, предоставляемых Обществом во временное пользование физическим лицам, соответствует стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями, осуществляющими аналогичную деятельность, связанную с использованием подобных жилых помещений в г. Климовске.

Налоговым органом не приведено никаких обоснований того, что плата за наем, взимаемая Обществом, не соответствует стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями, осуществляющими аналогичную деятельность, связанную с использованием подобных жилых помещений в г. Климовске. В Акте указано лишь, что в ходе проверки организацией не были представлены никакие документы, подтверждающие убытки по обслуживающим производствам (при этом все документы, обосновывающие убытки были по требованию налогового органа представлены - амортизация квартир, теплоснабжение, водоснабжение, канализация, техобслуживание, содержание и ремонт МУП «СЕЗ» квартир; услуги, оказанные ООО «Туше» по обслуживанию приборов учета воды).

Кроме того, необходимо учитывать требования п. 1 ст. 682 ЖК РФ, устанавливающей, что размер платы за жилое помещение устанавливается по соглашению сторон в договоре найма жилого помещения.

Обществом при предоставлении жилых помещений во временное пользование физическим лицам (работникам Общества) был учтен размер доходов нанимателей, позволяющий определить приемлемый для сторон размер платы за жилое помещение (т. е. установить размер платы по соглашению сторон в соответствии с п. 1 ст. 682 ЖК РФ).

Таким образом, Обществом выполнено первое условие, установленное ст. 275.1 НК РФ.

Расходы на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, а также подсобного хозяйства и иных аналогичных хозяйств, производств и служб не превышают обычных расходов на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной.

Расходы на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства - жилых помещений (квартир, комнат в квартире) включают в себя: амортизацию квартир, оплату услуг теплоснабжения, водоснабжения, канализации, техобслуживания, содержания и ремонта МУП «СЕЗ» квартир; оплату услуг, оказанных ООО «Туше» по обслуживанию приборов учета воды.

Ввиду того, что амортизация осуществляется в соответствии с нормами действующего налогового законодательства (нарушений проверкой не установлено); оплата услуг теплоснабжения, водоснабжения, канализации, техобслуживания, содержания и ремонта МУП «СЕЗ» квартир осуществлялась Обществом в соответствии с установленными органами местного самоуправления тарифами и условиями договоров управления с управляющей организацией на основании выставленных управляющей организацией счетов и счетов-фактур; оплата услуг по Обслуживанию приборов учета воды осуществлялась в соответствии с условиями заключенных договоров на обслуживание приборов учета воды; расходы Общества на содержание жилых помещений не превышают обычных расходов на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной.

Таким образом, Обществом выполнено второе условие, установленное ст. 275.1 НК РФ.

Если условия оказания услуг, выполнения работ налогоплательщиком существенно не отличаются от условий оказания услуг, выполнения работ специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной.

Условия предоставления Обществом жилых помещений во временное пользование полностью соответствуют требованиям главы 35 НК РФ, регулирующей наем жилых помещений.

Кроме того, условия договоров коммерческого найма основаны на условиях типового договора найма жилого помещения, утвержденного Постановление Правительства РФ от 21.05.2005 № 315 «Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения» (доработанного с учетом особенностей положений законодательства о коммерческом найме жилых помещений).

Таким образом, условия предоставления Обществом жилых помещений во временное пользование по договорам коммерческого найма существенно не отличаются от условий оказания услуг, выполнения работ специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной - то есть Обществом выполнено третье условие, установленное ст. 275.1 НК РФ.

На основании изложенного, убытки, полученные Обществом по жилым помещениям -квартирам, комнатам в квартирах, в силу ст. 275.1 НК РФ должны признаваться для целей налогообложения.

Позиция Общества подтверждается, в частности, Постановлением ФАС Уральского округа от 01.11.2007 № Ф09-8912/07-СЗ по делу № А07-25286/06, Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 22.11.2004 № Ф04-8308/2004(6397-А27-19), Постановлением ФАС Поволжского округа от 31.01.2008 по делу № А65-27854/2006-СА2-34, Постановлением ФАС Поволжского округа от 08.05.2007 по делу № А65-20035/06.

Не ведение Обществом раздельного учета доходов и расходов по обслуживающим производствам (жилой фонд - квартиры) не может лишать Общество возможности убытков, полученных в результате деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств, права учитывать данные убытки для целей налогообложения, поскольку Обществом соблюдены вышеперечисленные условия, установленные ст. 275.1 НК РФ.

По пункту 3 оспариваемого решения.

В обоснование решения налоговым органом указано, что проверкой правильности определения налога на прибыль установлено грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, совершенное в течение одного налогового периода, повлекшее занижение налоговой базы по налогу на прибыль, выразившееся в неправильном отражении задолженности перед бюджетом и финансовых результатов за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев, отчетный год в бухгалтерском учете, и соответственно, неправильное отражение их по следующим строкам бухгалтерской отчетности: за 2009 г., 2010 г. -строки 470. 620 ф. № 1 и строки 020, 140, 150, 190 ф. № 2. Организацией в налоговой декларации по налогу на прибыль по строке 140 (прил. к приказу МНС России от 07.12.01 г. № БГ-3-02/542), представленной в налоговую инспекцию: - за 2009 г. отражен по налогу на прибыль убыток в размере 14 033 776 руб. По объяснениям организации убыток возник в связи с сокращением выручки от реализации продукции в условиях финансового кризиса, снижение выручки по сравнению с предыдущим годом составило около 20 %.

Проверкой установлено завышение убытка по налогу на прибыль за 2009 г. на сумму 2 147 967 руб., налоговая база по налогу на прибыль за 2010 год занижена на сумму 4 768 896 руб.

Таким образом, неуплата налога на прибыль в результате занижения налоговой базы составила в сумме 953 779 руб.

По пункту 4 оспариваемого решения.

В обоснование решения налоговым органом указано, к обслуживающим производствам у Общества относится жилой фонд (квартиры).

Согласно пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности - по найму жилых помещений (квартир), не облагаются налогом на добавленную стоимость.

Согласно п. 4 ст. 170 НК РФ суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), и к вычету не принимаются.

Таким образом, Общество имеет право уменьшить общую сумму налога на размер налоговых вычетов, предъявленных ему при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории России при выполнении условий, поименованных в статьях 171 и 172 НК РФ.

Однако в соответствии с п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС учитываются в стоимости товаров (работ, услуг) в следующих случаях: при использовании товаров (работ, услуг) в операциях, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ.

В связи с этим важен порядок, установленный п. 4 ст. 149 НК РФ, где сказано, что при ведении налогоплательщиком операций, как облагаемых НДС, так и не облагаемых (освобожденных от налогообложения), у него возникает обязанность ведения раздельного учета.

Несоблюдение требования о ведении раздельного учета, лишает права принятия к вычету сумм НДС, а также лишает права включать данные суммы в расходы в целях исчисления налога на прибыль согласно абз. 8 п. 4 ст. 170 НК РФ.

Неуплата НДС в результате неправильного исчисления и иных неправомерных действий в результате нарушения ст. 170, 171 НК РФ составила в сумме 76 855 руб.

  Данные выводы Инспекции суд считает неправомерными.

Пунктом 2 статьи 171 НК РФ установлено, что к вычетам относятся суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, за исключением товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи; абзацем 2 пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость).

Вместе с тем, согласно ст. 247 НК РФ прибылью для российских организаций признается полученный доход, уменьшенный на сумму произведенных расходов, определяемых в - соответствии с гл. 25 НК РФ.

В соответствии с п. 19 ст. 270 НК РФ расходы в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), если иное не предусмотрено НК РФ, не включаются в расходы, уменьшающие доходы в целях налогообложения прибыли.

Порядок отнесения сумм налога на добавленную стоимость на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) установлен ст. 170 НК РФ.

Пунктом 1 ст. 170 НК РФ установлено, что суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав), не включаются в расходы при исчислении налога на прибыль организаций, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ.

Пунктом 2 ст. 170 НК РФ установлено, что суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случаях приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).

Таким образом, налог на добавленную стоимость по коммунальным и иным услугам, оказанным жилому фонду (квартирам), должен учитываться в составе расходов для целей налогообложения прибыли организаций.

Налоговый орган, сделав выводы о неправомерности вычетов по НДС для Общества и неуплате НДС в сумме 76 855 руб., а также о неуплате налога на прибыль в сумме 953 779 руб., не учел вместе с тем, что расходы Общества по уплате НДС по коммунальным и иным услугам в сумме 76 855 руб. должны относиться к расходам, уменьшающим доходы Общества в целях налогообложения прибыли в соответствующей сумме.

По пункту 5 оспариваемого решения.

В обоснование решения налоговым органом указано, что в результате проведенных контрольных мероприятий, установлено расхождение по суммам налога на имущество, исчисленного Обществом, и Инспекцией: за 2009 год в сумме 51 232 рублей, за 2010 год в сумме 51 232 рублей. Общество не учло нарушения, отраженные в акте предыдущей налоговой проверки по счету 01 «Основные средства» по удорожанию основных средств по состоянию на 01.01.09 г. на сумму 2 328 742 руб. В нарушение ст. 374 НК РФ занижена среднегодовая стоимость имущества, в т. ч. по периодам: за 2009 г. - на сумму 2 328 742 руб. ((2 328 742* 13)/13); за 2010 г. - на сумму 2 328 742 руб. ((2 328 742* 13)/13). Неуплата налога на имущество в результате нарушения ст. 374, 375 НК РФ в результате занижения налоговой базы составило в сумме 102 464 руб., в т. ч. по периодам: 2009 г. - 51 232 руб. (2 328 742*2,2%); 2010 г. - 51 232 руб. (2 328 742*2,2%).

Суд считает выводы Инспекции неправомерными.

  Налог на имущество за 2010 год с учетом амортизационных отчислений составляет 50 381 руб. исходя из расчета: на 01.01.10 г.-2 328 742 руб.; на 01.02.10 г.-2 322 291 руб.; на 01.03.10 г.-2 315 840 руб.; на 01.04.10 г.-2 309 389 руб.; на 01.05.10 г. - 2 302 938 руб.; на 01.06.10 г.-2 296 487 руб.; на 01.07.10 г.-2 290 036 руб.; на 01.08.10 г.-2 283 585 руб.; на 01.09.10 г.-2 277 134 руб.; на01.10.10 г.-2 270 683 руб.; на 01.11.10 г.-2 264 232 руб.; на 31.12.10 г. - 2 251 330 руб.

При этом среднегодовая стоимость имущества в целях исчисления налога на имущество составляет 2 290 036 руб.

Поскольку амортизационные отчисления уменьшают налоговую базу (налог на прибыль), налоговый орган, сделав выводы об увеличении стоимости имущества и доначислении налога на имущество, вместе с тем не учел необходимость уменьшения налога на прибыль в соответствующей сумме.

При таких обстоятельствах, суд считает требования заявителя законными и подлежащими удовлетворению.

Расходы по госпошлине подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 170, 171, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным Решение от 28.04.2012 г. № 09-23/15 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части: привлечения Общества к налоговой ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 120 НК РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб., п. 1 ст. 122 НК РФ – в виде штрафа в размере 20 493 руб., в част начисления пени по состоянию на 28.04.2012 г. по налогу на имущество в сумме 13 580 руб., в части предложения Обществу уплатить недоимку по налогу на прибыль в сумме 953 779 руб., по НДС в сумме 76 855 руб., по налогу на имущество в сумме 102 464 руб., вынесенное МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области в отношении ООО «Климовский трубный завод», как не соответствующее ч. II НК РФ.

Взыскать с МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области в пользу ООО «Климовский трубный завод» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 (две тысячи) руб.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья О.Ю. Паршукова