Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва Дело № А40-139224/17-121-1268
13 октября 2017 г.
Резолютивная часть решения объявлена 12 октября 2017 года
Решение в полном объеме изготовлено 13 октября 2017 года
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
Председательствующего судьи Аксеновой Е.А.
При ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Е.В. Каркавцевой
Рассматривает в открытом судебном заседании суда дело по заявлению ЖСК «ДЕГУНИНО-5» (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 12.02.2003, 127540, Москва, ул.Керамический <...>)
к Государственной жилищной инспекции города Москвы (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 26.07.2002, 129090, Москва, Проспект Мира, д. 19)
о признании недействительным предписания от 30.05.2017 № Р-С-01498/1
с участием: от заявителя:ФИО1, по дов. от 23.04.2017 №7, паспорт,
от ответчика: ФИО2, по дов. от 21.10.2016 №1771-и, удост.
УСТАНОВИЛ:
ЖСК «ДЕГУНИНО-5» обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Государственной жилищной инспекции города Москвы о признании недействительным предписания от 30.05.2017 № Р-С-01498/1.
Заявитель требования поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в заявлении.
Ответчик возражал против удовлетворения заявления, сославшись на законность и обоснованность оспариваемого предписания.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения заявителя и ответчика, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, при этом руководствуется следующим.
Суд считает, что заявителем соблюден срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ для обращения в суд.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, 30.05.2017 по итогам проведенной Мосжилинспекцией проверки в отношении заявителя было выдано предписание №Р-С-01498/1 об устранении нарушения по ст.153-155 ЖК РФ.
Указанным предписанием заявителю указано на необходимость выполнить перерасчет платы по статье «членские взносы» собственнику квартир 76, 77 дома 47, корпус 2 (ФИО3) по Керамическому проезду, не являющегося членом кооператива, за период с 2015 года по июнь 2016 года сроком исполнения до 01.08.2017.
Полагая предписание незаконным, Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что решением общего собрания ЖСК «Дегунино-5» протоколом №1 от 30.04.2013 утверждена схема эксплуатационных (управленческих) расходов по ЖСК «Дегунино-5» на 2013 год и последующие годы и установлен размер целевого взноса всех собственников помещений в размере 9 руб. за кв.м., из расчета общей площади многоквартирного дома, всего 18 601,3 кв.м..
Данное решение общего собрания никем из собственников оспорено не было.
Ответчик, возражая против удовлетворения заявления, ссылается на то обстоятельство, что установление членских взносов в отношении собственника ФИО3 как не члена ЖСК «Дегунино-5» противоречит закону.
Удовлетворяя требования заявителя, суд руководствуется следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ для обращения в арбитражный суд, суд первой инстанции обоснованно посчитал соблюденным.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами установленных жилищным законодательством норм и правил.
На основании постановления Правительства Москвы N 336-ПП от 26.07.2011 "Об утверждении Положения о Государственной жилищной инспекции города Москвы" (далее - Положение N 336-ПП) инспекция является структурным подразделением функционального органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции государственного контроля в сфере использования и сохранности жилищного фонда, а также соблюдения правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктами 4.3.1.12, 4.3.1.14 Положения N 336-ПП, Мосжилинспекция осуществляет региональный государственный жилищный надзор за соблюдением органами государственной власти города Москвы, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве - муниципальных округов, городских округов, поселений (далее - органы местного самоуправления), юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.
Согласно пункту 4.2.9 Положения N 336-ПП Мосжилинспекция уполномочена на выдачу предписаний о прекращении нарушений обязательных требований, устранении выявленных нарушений обязательных требований законодательства.
В силу ст.110, 161 ЖК РФ и в соответствии с Уставом Общества, утвержденным общим собранием членов ЖСК «Дегунино-5», протоколом №1 от 14.10.2004, согласно п.8.1, 8.3 Устава, органом управления ЖСК «Дегунино-5» является общее собрание. К исключительной компетенции общего собрания относятся: установление размеров платы за жилье, порядок распределения расходов, связанных с управлением многоквартирного дома, и порядок внесения платежей всеми собственниками помещений вне зависимости от того, являются ли они членами ЖСК, либо таковыми не являются.
В соответствии с ч.1 ст.39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Вопросы компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме определены в части 2 названной статьи.
Согласно части 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лишь в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Собственники помещений в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу провели общее собрание, на котором установили размер платы за содержание жилого помещения - протокол внеочередного общего собрания N 1. Этим же протоколом, собственники дома приняли сметы расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества на 2013 год, приняли смету эксплуатационных (управленческих) расходов на 2013 год, в соответствии с принятой сметой, установлены эксплуатационные расходы на 1 кв.м. жилой площади в размере 9 руб. в месяц с 01 июня 2013 года.
Таким образом, общим собранием собственников определен размер целевого взноса для всех собственников помещений.
Как обоснованно утверждает заявитель, эксплуатационные расходы являются обязательными для всех собственников ЖСК, поскольку утверждены решением общего собрания и отмене не подлежат.
Отношения между ЖСК и проживающими на его территории лицами, не являющимися членами ЖСК, и пользующимися его услугами, в законе прямо не урегулированы.
Согласно ст.7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения.
Сходные отношения регулируются ст.137 ЖК РФ (подп.3 п.1), которая предоставляет право ТСЖ устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с долей его в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме. В указанной норме, тем самым, установлена обязанность собственника помещения, в том числе, и не являющегося членом товарищества собственников жилья, оплачивать установленные товариществом платежи и взносы.
Кроме того, судом учтено, что решением Тимирязевского районного суда города Москвы от 10.11.2016 Государственной жилищной инспекции города Москвы было отказано в иске к ЖСК «ДЕГУНИНО-5» о понуждении исполнить предписание, которым Кооперативу было предписано исключить статью «членские взносы» из платежного документа собственника квартир по адресу: Москва, керамический проезд, дом 47 корп.2 кв.76, 77.
Тимирязевский районный суд г.Москвы в решении от 10.11.2016 указал, что предъявляя требование по возложению на ЖСК «ДЕГУНИНО-5» обязанности исключить начисление по статье «членские взносы» по адресу: Москва, керамический проезд, дом 47 корп.2 кв.76, 77 – Мосжилинспекция фактически оспаривает законность принятых на общем собрании членами ЖСК «ДЕГУНИНО-5» решения, оформленного протоколом о взимании платы по указанной статье.
С учетом изложенного, доводы ответчика по настоящему делу не соответствуют действующему законодательству и отклоняются судом как необоснованные.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно нормам ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о несоответствии оспариваемого предписания действующему законодательству. Незаконное предписание нарушает права и законные интересы заявителя.
Следовательно, в данном случае имеются основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Согласно п.5 ст. 200 АПК РФ бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем, ответчик не доказал факт законности выданного предписания.
Исходя из изложенного, на основании и руководствуясь ФЗ № 294-ФЗ, КОАП РФ, ЖК РФ, ст.ст. 27-29, 33, 64-68, 71, 75, 81, 102, 110, 167-170, 176, 189, 197-201 АПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Признать недействительным Предписание Государственной жилищной инспекции города Москвы от 30.05.17г. №Р-С-01498/1
Проверено на соответствие гражданскому законодательству.
Обязать Государственную жилищную инспекцию города Москвы не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЖСК «ДЕГУНИНО-5».
Взыскать с Государственной жилищной инспекции города Москвы в пользу ЖСК «ДЕГУНИНО-5» 3 000 руб. оплаченной госпошлины.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: Е.А. Аксенова