ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-140043/17-84-1290 от 19.10.2017 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва                                                                

Резолютивная часть решения объявлена 19 октября 2017 года

Полный текст решения изготовлен 26 октября 2017 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Сизовой О.В.,

при ведении протокола секретарем  судебного заседания Сочневой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по  заявлению: ООО «НП-РЕСУРС» (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 21.10.2002, 105094, Москва, ФИО1 набережная, д. 3/1, стр. 17)

к Префектуре Центрального административного округа города Москвы (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 31.10.2002, 109147, Москва, ул. Марксистская, д. 24)

о признании  незаконным и отмене решения об отказе в выплате компенсации за снос самовольной постройки по адресу: ФИО1 наб., вл.3/1, стр.17, обязании произвести выплату компенсации за снос самовольной постройки,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО2 (по дов. № б/н от 15.06.2017г., паспорт);

от ответчика: ФИО3 (по дов. № ЦАО -0713-1336/7 от 04.07.2017г., удостоверение);

УСТАНОВИЛ:

ООО «НП-РЕСУРС» обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Префектуре Центрального административного округа города Москвы с требованием о признании незаконным решения об отказе в выплате компенсации за снос самовольной постройки, обязании произвести выплату компенсации за снос самовольной постройки.

Заявитель поддерживает заявленные требования в полном объеме.

Ответчик, представил отзыв, возражал по заявленным требованиям по основаниям изложенным в отзыве, просит в удовлетворении требований отказать.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих  в деле, оценив представленные доказательства, арбитражный суд установил, что требования заявлены не обоснованно и  не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как указывает заявитель, Постановлением Правительства Москвы от 8 декабря 2015 года № 829-ПП утверждены Положениеоб организации работы по сносу самовольных построек, созданных (возведенных) в городе Москве на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, в зонах с особыми условиями использования территории (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территориях общего пользования либо в полосах отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения (приложение N 1) и Перечень зданий, строений, сооружений, являющихся самовольными постройками, созданных (возведенных) в городе Москве на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, в зонах с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территориях общего пользования либо в полосах отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения, подлежащих сносу (приложение № 2).

28 июня 2016 г. Правительством Москвы было принято Постановление № 356 -ПП о внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 08 декабря 2015 г. № 829-ПП.

Указанным постановлением, приложение №2 к постановлению, было дополнено пунктами 105-211 в редакции согласно приложению.

В  п. 206    приложения    указан    объект   с   Кадастровым    (условным)    номером 77:01:0003030:3857 расположенный по адресу <...>.

Собственником указанного моечного поста является ООО "НП ресурс" (далее Общество, Истец).

Пунктами 11, 12 Положения предусмотрено, что после осуществления мероприятий по сносу самовольной постройки лицо, являвшееся собственником самовольной постройки по состоянию на момент принятия решения о ее сносе, вправе обратиться в префектуру административного округа города Москвы за получением компенсации за снос самовольной постройки   при   условии   одновременного   представления   документов,   подтверждающих прекращение права собственности на снесенную самовольную постройку и внесение соответствующих сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним; размер компенсации определяется в соответствии с методикой, утверждаемой Департаментом экономической политики и развития города Москвы.

Методика расчета компенсации за снос самовольных построек была утверждена Приказом № 99-РП от 17.08.2016 Департамента экономической политики и развития Москвы.

Согласно указанной методике Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы принимает уведомления о сносе самовольных построек и заявления о согласии на снос самостроя при содействии префектур. Проверка результатов проведения работ по сносу самовольной постройки будет проводиться в течение трех дней с момента получения уведомления. После сноса самостроя собственник вправе обратиться в префектуру за получением компенсации.

Сумма компенсации при сносе постройки самим собственником предполагается в размере 55,5 тыс. рублей за кв.м. Если же снос осуществляется при содействии префектур административных округов силами ГБУ "Автомобильные дороги", то размер компенсации будет рассчитываться исходя из суммы 51 тыс. рублей за кв.м.

25.08.2016 года Истец в адрес Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы направил заявление, в котором указал, что готов добровольно произвести демонтаж самовольной постройки по вышеуказанному адресу.

Кроме того, 28.08.2016 года Истцом в адрес префектуры Центрального административного округа города Москвы и Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы было направлено заявление, в котором он просил оказать содействие, с использованием сил и возможностей ГБУ «Автомобильные дороги», в демонтаже самовольной постройки в связи с невозможностью снести постройку собственными силами.

29.08.2016  префектурой Центрального административного округа города Москвы при содействии ГБУ «Автомобильные дороги Центрального административного округа города Москвы» самовольная постройка была снесена, о чем имеется акт подтверждения сноса самовольной постройки.

В соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами 01.12.2016 года Общество обратилось с заявлением о получении компенсации за снос самовольной постройки в Префектуру ЦАО г. Москвы.

08.02.2017        г. префектура Центрального административного округа отказала Истцу в выплате компенсации, указав, что письмо, поступившее в префектуру Центрального административного округа города Москвы 31.08.2016, не является заявлением о согласии на снос самовольной постройки при содействии префектуры административного округа города Москвы ввиду того, что не содержит выраженного согласия на исполнение решения Правительства Москвы о сносе
самовольной постройки.

Не согласившись с вышеуказанным отказом, заявитель повторно обратился в префектуру Центрального административного округа для разъяснения принятого решения.

При повторном обращении также был получен отказ по причине того, что заявление о согласии на снос самовольной постройки при содействии префектуры Центрального административного округа города Москвы от Истца в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы не поступало.

Заявитель полгая решение и действия ответчика незаконными обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении и заявленных требований, суд исходил из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ предусмотрено право граждан, организаций обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В целях реализации положений статьи 222 ГК РФ Правительством Москвы 8 декабря 2015г. принято постановление № 829-ПП «О мерах по обеспечению сноса самовольных построек на отдельных территориях города Москвы» (далее Постановление Правительства Москвы от 08.12.2015 № 829-ПП).

Приложением № 1 к Постановлению Правительства Москвы от 08.12.2015 № 829-ПП утверждено Положение об организации работы по сносу самовольных построек, созданных (возведенных) в городе Москве на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, в зонах с особыми условиями использования территории (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территориях общего пользования либо в полосах отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения (далее - Положение).

Приложением № 2 к Постановлению Правительства Москвы от 08.12.2015 № 829-ПП утвержден Перечень зданий, строений, сооружений, являющихся самовольными постройками, созданных (возведенных) в городе Москве на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, в зонах с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территориях общего пользования либо в полосах отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения, подлежащих сносу (далее - Перечень).

Согласно постановлению Правительства Москвы от 28.06.2016 № 356-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 08.12.2015 № 829-ПП» объект, расположенный по адресу: <...> включен в указанный Перечень под номером 206 (приложение № 2).

Во исполнение п. 5.3 Положения 30.06.2016 года в Префектуру поступило письмо Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы о планируемом сносе самовольной постройки по вышеуказанному адресу.

Согласно перечню самовольных построек, подлежащих сносу в Центральном административном округе города Москвы, приложенному к письму Госинспекции, срок на добровольный демонтаж собственником объекта установлен до 28.07.2016 года. Данный срок исчисляется согласно приложению к постановлению Правительства Москвы от 08.12.2015 №819-ПП.

25.08.2016 года Общество от истца в адрес Госинспекции поступило уведомление об исполнении решения о сносе в добровольном порядке самовольной постройки истцом с просьбой подтвердить снос в добровольном порядке. Как указано  в  исковом  заявлении,  направлено  данное  уведомление  было 25.08.2016.

Вместе с тем, демонтаж объекта был произведен Префектурой с привлечением Государственного бюджетного учреждения города Москвы Автомобильные дороги Центрального административного округа (далее - ГБУ «Автомобильные дороги ЦАО») 29.08.2016 года, что подтверждается актом обследования объекта, а также актом Госинспекции о подтверждении факта сноса самовольной постройки.

31.08.2016 года от истца в адрес Префектуры поступило заявление об оказании содействия в сносе самовольной постройки силами ГБУ «Автомобильные дороги ЦАО».

Заявление о выплате компенсации в адрес Префектуры поступило 01.12.2016, 26.12.2016 года на данное заявление был дан ответ. Согласно ответу истцом были предоставлены не все необходимые документы для разрешения вопроса о выплате компенсации, и рассмотрение данного вопроса будет возможно после предоставления всех необходимых документов.

25.01.2017 года Общество направило в Префектуру недостающие документы.

08.02.2017г. заявителю был дан ответ об отказе в выплате.

Согласно указанному ответу, оснований для выплаты компенсации не имеется, в связи с тем, что обращение, поступившее в Префектуру 31.08.2017 года, то есть после производства работ по сносу, не содержит выраженного согласия на добровольный снос самовольной постройки.

22.02.2017 года от истца в адрес Префектуры поступило заявление с просьбой дать разъяснения относительно того, почему было отказано в выплате компенсации. 20.03.2017 года истцу был дан промежуточный ответ, согласно которому вопрос, поставленный в обращении, требует дополнительной проработки, и после его разрешения, ответ на обращение будет направлен заявителю.

Данный вопрос прорабатывался Префектурой совместно с Департаментом экономической политики и развития города Москвы.

Согласно ответа Департамента экономической политики и развития города Москвы следует, что оснований для выплаты компенсации за снос самовольной постройки не усматривается в связи с тем, что согласия на снос самовольной постройки в добровольном порядке в срок, установленный решением о сносе самовольной постройки, в Госинспекцию не поступало.

Согласно п. 11 Положения после осуществления мероприятий по сносу самовольной постройки лицо, являвшееся собственником самовольной постройки по состоянию на момент принятия решения о ее сносе, вправе обратиться в префектуру административного округа города Москвы за получением компенсации за снос самовольной постройки при условии одновременного представления документов, подтверждающих прекращение права собственности на снесенную самовольную постройку и внесение соответствующих сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

На основании п. 12 Положения размер компенсации определяется в соответствии с методикой, утверждаемой Департаментом экономической политики и развития города Москвы.

На основании п. 1 Методики расчета размера компенсации за снос самовольной постройки, утвержденной приказом Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 17.08.2016 N 99-ПР "Об утверждении Методики расчета размера компенсации за снос самовольной постройки" (далее - Методика расчета размера компенсации), расчет размера компенсации лицам, являющимся собственниками самовольных построек, подлежащих сносу в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 8.12.2015 г. N 829-ПП, производится при условии осуществления мероприятий по сносу самовольной постройки собственником за счет собственных средств (собственными силами) или направления собственником в Госинспекцию согласия на снос самовольной постройки при содействии префектуры административного округа силами ГБУ "Автомобильные дороги" в сроки, установленные решением о сносе.

Заявление о согласии на добровольный снос самовольного объекта истцом должно было быть направлено в адрес Госинспекции до 28.07.2016 года. Согласно ответу Госинспекции от 03.02.2017, данному Префектуре, заявлений о согласии на снос в добровольном порядке самовольного объекта при содействии префектуры административного округа от истца в адрес Госинспекции не поступало.

Из содержания уведомления Общества от 25.08.2016 года, направленного в Госинспекцию, следует, что истец уведомляет Госинспекцию об исполнении решения о сносе самовольного объекта и просит удостоверить данный факт.

Однако снос самовольной постройки был осуществлен Префектурой силами ГБУ «Автомобильные дороги ЦАО» 29.08.2016 года.

Кроме того, суд указывает, что Согласно ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление об оспаривании решения государственных органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом, что является основанием к отказу в удовлетворении требований.

Обществу в выплате компенсации было отказано ответом от 08.02.2017 года на заявление о компенсации от 01.12.2016. Установленный законом трехмесячный срок на обжалование решения от 08.02.2017, оформленного ответом на заявление пропущен.

В силу изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что указанных в ст.13 ГК РФ, ст.198 АПК РФ фактов не имеется, поскольку оспариваемые действия не нарушают прав заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При изложенных обстоятельствах суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь, ст.ст.16, 29, 65, 75,102, 110, 167-170, 198, 201 АПК

Р Е Ш И Л:

Проверив на соответствие действующему законодательству, в удовлетворении заявленных требований ООО «НП-РЕСУРС» отказать.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в течение месяца с даты принятия в Девятый Арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                         О. В. Сизова