Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва
10 октября 2016 года Дело № А40-140607/16-61-1257
Резолютивная часть решения объявлена 05 октября 2016 года.
Полный текст решения изготовлено 10 октября 2016 года.
СудьяАнциферова О.В.
При ведении протокола секретарем судебного заседания Полищук А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело
по иску ООО «РичФор-Розничная Торговля»
к ответчику ГБУ «Жилищник района Капотня»
о признании незаконными действия по установке повышенного тарифа за содержание помещений в многоквартирном доме по договору № 21/2016 от 29.12.2015 года на предоставление коммунальных и эксплуатационных услуг
при участии:
от истца – ФИО1 по доверенности б/н от 27.06.2016 г.
от ответчика – ФИО2 по доверенности № 2/541 от 19.05.2015 г.
УСТАНОВИЛ:
С учетом принятых судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнений ООО «РичФор-Розничная Торговля» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к ГБУ «Жилищник района Капотня»:
о признании недействительным приложения 2 к Договору на предоставление коммунальных, эксплуатационных услуг № 21/2016 от 29.12.2015 в редакции дополнительного соглашения № 01 от 30.06.2016 в части применения тарифа на эксплуатационные услуги, установленного в размере 26,53 руб. за 1 кв.м. (включая НДС);
об обязании применять для расчетов тариф, установленный приложением 5 к Постановлению от 15.12.2015 № 889-ПП «Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения» в размере 23,56 за 1 кв.м. (включая НДС).
Истец исковые требования поддержал в полном объеме с учетом принятых судом уточнений, ходатайство о принятии судом требований об обязании ответчика произвести перерасчет за период с 01.07.2016г. истец не поддержал.
Ответчик против удовлетворения иска возражал.
Выслушав представителя истца и ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства, суд установил, что исковые требования подлежат удовлетворению по изложенным ниже основаниям.
Как усматривается из материалов дела, ООО «РичФор - Розничная Торговля» является собственником нежилых помещений общей площадью 944,4 кв.м., находящихся в подвале и на первом этаже в многоквартирном жилом доме по адресу: <...>, что подтверждается свидетельством о праве собственности <...> от 24.08.2012 и документами Автозаводского ТБТИ города Москвы.
Управление названным многоквартирным жилым домом осуществляет ГБУ «Жилищник района Капотня», с которым обществом заключен договор № 21/2016 на предоставление коммунальных, эксплуатационных услуг от 29.12.2015.
30.06.2016 сторонами заключено дополнительное соглашение № 1 к Договору, которым с 01.07.2016 изменяется тариф на эксплуатационные услуги и устанавливается в размере 26,53 руб. за 1 кв.м. в месяц (с учетом НДС 18%). Внесение изменений в Договор обусловлено изменениями в ставки и тарифы на предоставление коммунальных и эксплуатационных услуг в городе Москве на основании Постановления Правительства Москвы от 15.12.2015 № 889-ПП «Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения».
Указанное дополнительное соглашение подписано обществом с разногласиями по цене за содержание помещений, отраженной в Приложении 2 к договору, о чем сделана соответствующая отметка.
Полагая незаконным применение тарифа на эксплуатационные услуги, установленного в размере 26,53 руб. за 1 кв.м. (включая НДС), общество обратилось в суд с настоящим иском.
Согласно п. 6.10 Договора управляющий (ответчик) имеет право в одностороннем порядке изменять цену Договора в связи с внесением изменений в цены и тарифы, утвержденные законодательством РФ и г. Москвы.
Уведомлением исх. № 2/637 от 07.06.2016 г. учреждение сообщило обществу об изменении п. .1 договора в связи с внесением изменений ставки и тарифы на предоставление коммунальных услуг в г. Москве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в таком доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). По общему правилу собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 ГК РФ).
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения. В силу частей 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в доме указанного собственника.
Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что законодатель под собственниками помещений в многоквартирном доме подразумевает собственников как жилых, так и нежилых помещений. Собственники нежилых помещений наряду с собственниками жилых помещений владеют на праве собственности общим имуществом многоквартирного жилого дома, несут бремя его содержания, участвуют в общем собрании собственников помещений, в том числе по выбору способа управления жилым многоквартирным домом.
Согласно Письму Минрегиона РФ от 06.03.2009 № 6177-АД/14 «Об особенностях установления размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме» в соответствии со статьями 39, 156 (частей 3, 7 и 8) и 158 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на 1 кв.м общей площади помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. Собственники нежилых помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме наравне с собственниками жилых помещений. Такие расходы указанные собственники нежилых помещений несут путем внесения платы за содержание и ремонт общего жилого помещения и коммунальные услуги (часть 2 статьи 154, статьи 155-158 Кодекса).
То есть тарифы за содержание общего имущества многоквартирного дома устанавливаются одинаковыми как для собственников жилых, так и собственников нежилых помещений.
Согласно частям 1 и 3 ст. 156 ЖК РФ, плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В установленном порядке собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: <...> решение об установлении размера платы за содержание помещений не принято.
Согласно п. 1 ст. 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах РФ - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Таким образом, решение об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения в г. Москве принимается органом государственной власти г. Москвы, то есть Правительством Москвы.
В соответствии с этим в г. Москве принято и действует Постановление Правительства г. Москвы № 280-ПП от 19.05.2015, а с 01.07.2016 вступает в силу Постановление Правительства Москвы от 15.12.2015 № 889-ПП «Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно - коммунальные услуги для населения» (далее -Постановление № 889-ПП).
Постановление № 889-ПП для собственников помещений в многоквартирных домах устанавливает цены за содержание жилых помещений исходя из площади помещений, занимаемой как в пределах, так и сверх установленных норм, а также исходя из этажности расположения занимаемых помещений (Приложение 5 к Постановлению № 889-ПП).
Обществу принадлежат нежилые помещения в подвале и 1-м этаже многоквартирного дома по адресу: <...> площадью 944,4 кв.м.
Постановлением № 889-ПП за «площадь помещений, занимаемую сверх установленных норм, расположенных на первом этаже», многоквартирного жилого дома «со всеми удобствами, с лифтом и мусоропроводом», устанавливается повышенный тариф за содержание и ремонт жилых помещений в размере 23,56 руб. за 1 кв.м. (приложение 5 к Постановлению № 889-ПП).
Тогда как Приложение 2 к дополнительному соглашению от 30.06.2016 устанавливает для общества тариф на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 26,53 рублей в месяц за 1 кв.м., без учета расположения помещения (на первом и цокольных этажах).
Следовательно, установление ГБУ «Жилищник района Капотня» тарифа для взыскания на содержание общего имущества в многоквартирном доме по ставке равной 26,53 руб. за кв.м. нарушает права общества как участника жилищных правоотношений.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, и которые должны быть подтверждены определенными доказательствами.
Лица, участвующие в деле, в силу ст. 9 АПК РФ несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Принимая во внимание изложенное выше суд приходит к выводу, что требование истца о признании недействительным приложения 2 к Договору на предоставление коммунальных, эксплуатационных услуг № 21/2016 от 29.12.2015 в редакции дополнительного соглашения № 01 от 30.06.2016 в части применения тарифа на эксплуатационные услуги, установленного в размере 26,53 руб. за 1 кв.м. (включая НДС) обоснованы (с учетом одностороннего уведомления ответчиком об изменении стоимости тарифа), поскольку обоснованным тарифом с 01.07.2016г. является 23,56 руб./1 кв.м. с учетом НДС.
При этом, установив действительную волю истца и характер возникших взаимоотношений, требования об обязании применять для расчетов тариф, установленный приложением 5 к Постановлению от 15.12.2015 № 889-ПП «Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения» в размере 23,56 за 1 кв.м. (включая НДС) фактически являются требованием об урегулировании разногласий, возникших при заключении приложения 2 к Договору на предоставление коммунальных, эксплуатационных услуг № 21/2016 от 29.12.2015 в редакции дополнительного соглашения № 01 от 30.06.2016 в части применения тарифа на эксплуатационные услуги.
На поступившее в адрес истца дополнительное соглашение приложения 2 к Договору на предоставление коммунальных, эксплуатационных услуг № 21/2016 от 29.12.2015 в редакции дополнительного соглашения № 01 от 30.06.2016 в части применения тарифа на эксплуатационные услуги истец направил протокол разногласий. Ответчик с протоколом разногласий не согласился.
В соответствии с ч.2 ст. 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
С учетом изложенного, суд урегулировал разногласия сторон по приложению 2 к Договору на предоставление коммунальных, эксплуатационных услуг № 21/2016 от 29.12.2015 в редакции дополнительного соглашения № 01 от 30.06.2016 в части применения тарифа на эксплуатационные услуги с 01.07.2016 в размере 23,56 руб. за 1 кв.м. с учетом НДС.
В соответствии со ст.ст. 102, 110 АПК РФ госпошлина по иску относится на ответчика.
На основании ст.ст. 8, 10, 11, 12, 210, 249 ГК РФ, ст. ст. 36-37, 154-158 ЖК РФ, руководствуясь ст.ст. 4, 9, 11, 49, 65, 75, 102, 110, 112, 131, 167-170, 176, 181 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействительным приложение 2 к Договору на предоставление коммунальных, эксплуатационных услуг № 21/2016 от 29.12.2015 в редакции дополнительного соглашения № 01 от 30.06.2016 в части применения тарифа на эксплуатационные услуги, установленного в размере 26,53 руб. за 1 кв.м. (включая НДС).
Урегулировать разногласия в приложении 2 к Договору на предоставление коммунальных, эксплуатационных услуг № 21/2016 от 29.12.2015 в редакции дополнительного соглашения № 01 от 30.06.2016 в части применения тарифа на эксплуатационные услуги, где тариф на управление, эксплуатацию, текущий ремонт с 01.07.2016г. считать равным 23,56 руб. (с учетом НДС) за 1 кв.м.
Взыскать с ГБУ «Жилищник района Капотня»(ОГРН <***> ИНН <***>) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «РичФор-Розничная Торговля» (ИНН <***> ОГРН <***>) расходы по уплате госпошлины в сумме 6 000 (Шесть тысяч) руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: О.В.Анциферова