Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва 22 декабря 2017 г. | Дело № А40-141656/17-79-1246 |
Резолютивная часть объявлена 14 декабря 2017 г.
Решение изготовлено в полном объеме 22 декабря 2017 г.
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Дранко Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бесполденовой М.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Министерства образования и науки РФ
к ФАС России
о признании недействительной ч. 2 решения Комиссии ФАС России от 13.04.2017 г. по делу № Е-84/17 об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в части признания в действиях Заявителя нарушения части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе
при участии:от заявителя: ФИО1, дов. от 23.08.2017 г. № 013-646/17, ФИО2 дов. от 14.11.2017 г. № ОВ-888/03
от заинтересованного лица: ФИО3 дов. от 28.04.2017 г. № ИА/29065/17
УСТАНОВИЛ:
Министерство образования и науки РФ (далее также заявитель) обратилось в арбитражный суд заявлением к Федеральной антимонопольной службе (далее также ФАС России) о признании незаконным ч. 2 решения Комиссии ФАС России от 13.04.2017 г. по делу № Е-84/17 об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в части признания в действиях Заявителя нарушения части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе.
Заявитель считает часть 2 Решения по делу от 13 апреля 2017 № Е-84/17 об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Решение) не соответствующим законодательству в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также необоснованно возлагающим дополнительные требования на Заявителя.
ФАС России по заявлению возражает.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта недействительным,решения незаконным является одновременно несоответствие оспариваемого акта, решения закону или иному нормативному акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, законности принятия оспариваемого решения и обстоятельств, послуживших основанием для их принятия, в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт, решение.
Срок на обращение в арбитражный суд с заявлением, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Как следует из материалов дела, в рамках своей компетенции Комиссией Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия ФАС России) рассмотрено обращение о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), направленное Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 31.03.2015 № 189.
В соответствии с документами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее ЕИС) - 01.03.2017; начальная (максимальная) цена контракта - 6 307 000 рублей; на участие в Конкурсе подана 1 заявка от участников закупки; количество заявок, соответствующих требованиям конкурсной документации
5) победителем Конкурса признано Федеральное государственное бюджетное учреждение «Петербургский институт ядерной физики им. Б.П. Константинова» (далее - ФГБУ «ПИЯФ»).
По итогам рассмотрения указанного обращения Комиссией ФАС России вынесено Решение по делу от 13.04.2017 № Е-84/17 об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) о:
1. Отказе Министерству образования и науки Российской Федерации в возможности заключения контракта по итогам проведения конкурса с ограниченным участием с номером извещения 0173100003717000018 с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) - ФГБКУ «ПИЯФ» на условиях, предусмотренных документацией о закупке.
2. Признании в действиях Заявителя нарушения части 3 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закона о контрактной системе).
3. Признании в действиях Единой комиссии нарушения части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
4. Передаче материалов дела от 13.04.2017 № Е-84/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что в инструкции по заполнению заявки на участие в Конкурсе наряду с требованиями к форме установлены излишние требования к оформлению вышеуказанной формы, которые могли повлечь за собой ограничение количества участников Конкурса и ограничение доступа к участию в Конкурсе.
Также Комиссия ФАС России считает, что для надлежащего заполнения формы «Предложение о цене государственного контракта» участнику следует учесть подробные правила, не относимые к цене контракта, в числе которых участнику в своей заявке необходимо указать номера этапов, наименования этапов в строгом соответствии с требованиями Раздела IV. Заказ на выполнение работ (оказание услуг).
Таким образом, действия Заявителя. по мнению ФАС России, не соответствуют пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Министерства образования и науки РФ в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки. При этом в силу части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе документов и информации не допускается.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, установлено, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Заявителем в подпункте 2 пункта 24.4. статьи 24 Раздела I «Инструкция участникам закупки» (ИУЗ) Конкурсной документацией определены требования по заполнению Части 1 Формы 3 предложения участника закупки в отношении объекта закупки «Детализированный План выполнения работ (оказания услуг)»:
Для целей заполнения Части 1 Формы 3 «Предложение участника закупки в отношении объекта закупки» Раздела V Конкурсной документации Участником закупки должны использоваться следующие значения терминов:
Действия Исполнителя при выполнении (оказании) отдельного наименования работ (услуг):
Отдельные действия (элементы производственной деятельности, отдельные выполняемые Исполнителем функции), совокупность которых позволит выполнить (оказать) все наименования работ (услуг), необходимые Государственному заказчику, в соответствии с установленными Конкурсной документацией требованиями, в том числе требованиями к качеству работ (услуг).
Предлагаемая Участником закупки последовательность действий Исполнителя при выполнении (оказании) каждого наименования работ (услуг):
Детализированный План выполнения работ (оказания услуг) должен содержать сведения о предлагаемой Участником закупки последовательности Действий, изложенной в хронологическом порядке по сроку выполнения (оказания) работ (услуг).
В соответствии с Детализированным Планом выполнения работ (оказания услуг), представленным победителем Конкурса или Участником закупки с которым заключается Государственный контракт, составляется Приложение №2 к Государственному контракту на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд. Основные требования к представляемым Участником закупки сведениям:
а) Столбец 1 «Номер этапа работ (услуг)» заполняется в строгом соответствии
с требованиями Раздела IV. Заказ на выполнение работ (оказание услуг).
б) В столбце 2 «Предлагаемая Участником закупки последовательность действий Исполнителя» должна быть указана последовательность действий Исполнителя при выполнении (оказании) каждого наименования работ (услуг), изложенная в хронологическом порядке по дате выполнения (оказания) в рамках этапа (этапов, при наличии нескольких этапов в рамках одного года) работ (услуг). Указание Действий Исполнителя не в хронологическом порядке по дате завершения влечет признание Заявки на участие в Конкурсе не соответствующей требованиям Конкурсной документации и отклонение Заявки на участие в Конкурсе. Участник закупки должен указать только отдельные действия (элементы производственной деятельности, отдельные выполняемые Исполнителем функции) совокупность которых позволит выполнить (оказать) детализируемые работы (услуги), указанные в Разделе IV «Заказ на выполнение работ (оказание услуг)» и иных частях настоящей Конкурсной документации, в том числе в соответствии с требованиями к качеству работ (услуг). Указание в столбце 2 «Предлагаемая Участником закупки последовательность действий Исполнителя» наименований работ, а также иной информации, не являющейся Действием Исполнителя в том числе включение поддействий и наличие в описании Действий Исполнителя формулировок имеющих префикс «не менее» или «не более» при указании количественных значений, влечет признание Заявки на участие в Конкурсе не соответствующей требованиям Конкурсной документации и отклонение Заявки на участие в Конкурсе.
Нумерация действий должна соответствовать нумерации наименований работ (услуг), указанных в Разделе IV «Заказ на выполнение работ (оказание услуг)» Конкурсной документации с добавлением сквозной нумерации третьего порядка в рамках каждого наименования работ: в случае нумерации по I этапу работ -1.1.1,1.1.2,1.1.3 и далее или в случае нумерации по II этапу работ - П.3.1, П.3.2. П.3.3, II.3.4. и далее, что позволяет соотнести предлагаемые Действия Исполнителя с конкретным наименованием работ. Нарушение нумерации и/или дублирование и/или ее отсутствие, повлекшее невозможность определения, к какому наименованию работ относится предлагаемое Участником Действие, влечет признание Заявки на участие в Конкурсе не соответствующей требованиям Конкурсной документации и отклонение Заявки на участие в Конкурсе.
Не указание Действий по любому наименованию работы (услуги) влечет признание Заявки на участие в Конкурсе не соответствующей требованиям Конкурсной документации и отклонение Заявки на участие в Конкурсе.
в) Участник вносит в столбец 3 количественные значения только по тем показателям, по которым Заказчиком установлены минимальные и/или максимальные значения в Порядке оценке. Участник закупки должен указать конкретное значение показателя и внести в соответствую строку (по действию соответствующего наименования работ (услуг) по столбцу 3. Непредставление конкретных значений не является основанием для отклонения Заявки на участие в Конкурсе.
г) В столбце 4 должны быть указаны конкретные даты выполнения по каждому отдельному «Действию», указанному в столбце 2 Детализированного Плана выполнения работ (оказания услуг). Формат указываемой даты должен соответствовать единице измерения и формату даты выполнения работ (оказания услуг), установленной в Разделе IV «Заказ на выполнение работ (оказание услуг)». Участником закупки должны быть указаны в соответствующих строках следующие сведения:
Дата предоставления отчетной документации по этапу; Дата окончания выполнения работ (оказания услуг) по этапу.
Дата предоставления отчетной документации и дата окончания выполнения работ (оказания услуг) установлены в Разделе IV «Заказ на выполнение работ (оказание услуг)». (Требования к формату даты - календарная дата в полном формате: ДД.ММ.ГГГГ, способ написания (оформления) дат — цифровой). Не соответствие установленному требованию влечет признание Заявки на участие в Конкурсе не соответствующей требованиям Конкурсной документации и отклонение Заявки на участие в Конкурсе.
Заявка на участие в Конкурсе признается не соответствующей требованиям Конкурсной документации и отклоняется от участия в Конкурсе по следующим основаниям: не указание даты по какому-либо Действию и/или указание хотя бы одной даты, не соответствующей требованиям Конкурсной документации, в том числе требованиям к датам выполнения каждого наименования работ (оказания каждого наименования услуг), и/или указание периодов выполнения работ (оказания услуг) вместо конкретной даты, а также указание хотя бы одной даты выполнения действий более ранней, чем - 21 апреля 2017 г.
Также Заявителем установлены требования по заполнению Части 2 Формы 3 Предложения участника закупки в отношении объекта закупки «Предложение о цене Государственного контракта»:
В соответствии с данной Формой Участник закупки должен представить Предложение о цене Государственного контракта. Участник вправе указать цену отдельных наименований работ (услуг). Отсутствие в Заявке на участие в Конкурсе сведений о цене отдельных видов работ (услуг) не является основанием для признания Заявки на участие в Конкуре не соответствующей требованиям Конкурсной документации.
Цена Государственного контракта, выраженная цифрами и прописью, должна совпадать. В случае, если в Предложении о цене Государственного контракта имеются расхождения между обозначением цены прописью и цифрами, Комиссией принимается решение об отклонении Заявки на участие в Конкурсе в связи с невозможностью определить конкретное Предложение Участника по цене Государственного контракта.
Выявление разночтений в наименовании работ, установленных Заказчиком в разделе IV «Заказ на выполнение работ (оказание услуг)» Конкурсной документации и наименовании работ, указанных Участником в Предложении о цене Государственного контракта, влечет признание Заявки на участие в Конкурсе не соответствующей требованиям Конкурсной документации и отклонение Заявки на участие в Конкурсе.
В случае если цена Государственного контракта, предлагаемая Участником закупки в Заявке на участие в Конкурсе, превышает начальную (максимальную) цену Государственного контракта и (или) цена того или иного единственного в пределах одного финансового года этапа выполнения работ (оказания услуг) по Государственному контракту или суммарная цена нескольких этапов выполнения работ (оказания услуг) по Государственному контракту в пределах одного финансового года превышает максимальный объем бюджетного финансирования на соответствующий год, указанный в пункте 4 Информационной карты закупки, данная Заявка отклоняется Комиссией на этапе рассмотрения Заявок на основании ее несоответствия требованиям, установленным Конкурсной документацией.
В соответствии с Предложением о цене Государственного контракта, представленным победителем Конкурса или Участником закупки, с которым заключается Государственный контракт, составляется Приложение №3 к Государственному контракту на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд. В случае, если Участник представил Предложение о цене Государственного контракта без указания стоимости отдельных наименований работ, Государственный заказчик при заключении Государственного контракта руководствуется следующими положениями: если в разделе IV. «Заказ на выполнение работ (оказание услуг)» Конкурсной документации указаны расценки отдельных мероприятий, этапов работ (услуг), наименований работ (услуг), при заключении Государственного контракта цена работ (услуг) по каждому мероприятию, этапу определяется путем снижения каждой расценки, на коэффициент снижения начальной (максимальной) цены Государственного контракта. Коэффициент снижения начальной (максимальной) цены Государственного контракта определяется как частное от деления цены Государственного контракта, предложенной Участником конкурса, с которым заключается Государственный контракт, на начальную (максимальную) цену Государственного контракта. При этом общая итоговая цена Государственного контракта должна соответствовать предложению о цене Государственного контракта, предложенной Участником закупки, с которым заключается Государственный контракт. Участнику закупки следует принять это во внимание, при заполнении части 2 Формы 3 «Предложение о цене Государственного контракта».
Таким образом, Заявителем разработан Раздел I «Инструкция участникам закупки (ИУЗ)» Конкурсной документации не устанавливающий требований, влекущих за собой ограничение количества участников конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Также Комиссией ФАС установлено, что для надлежащего заполнения формы «Предложение о цене государственного контракта» участнику следует учесть подробные правила, не относимые к цене контракта, в числе которых участнику в своей заявке необходимо указать номера этапов, наименования этапов в строгом соответствии с требованиями Раздела IV. Заказ на выполнение работ (оказание услуг).
Так, пункт 3 части 24.4 статьи 24 Раздела I «Инструкция участникам закупки (ИУЗ)» Конкурсной документации установлено, что Участник закупки должен представить Предложение о цене Государственного контракта. Участник вправе указать цену отдельных наименований работ (услуг). Отсутствие в Заявке на участие в Конкурсе сведений о цене отдельных видов работ (услуг) не является основанием для признания Заявки на участие в Конкурсе не соответствующей требованиям конкурсной документации.
Цена Государственного контракта, выраженная цифрами и прописью, должна совпадать.
В случае если в Предложении о цене Государственного контракта имеются расхождения между обозначением цены прописью и цифрами, Комиссией принимается решение об отклонении Заявки на участие в Конкурсе в связи с невозможностью определить конкретное Предложение Участника по цене Государственного контракта.
Выявление разночтений в наименовании работ, установленных Заказчиком в разделе IV «Заказ на выполнение работ (оказание услуг)» Конкурсной документации и наименовании работ, указанных Участником в Предложении о цене Государственного контракта, влечет признание Заявки на участие в Конкурсе не соответствующей требованиям Конкурсной документации и отклонение Заявки на участие в Конкурсе.
В случае если цена Государственного контракта, предлагаемая Участником закупки в Заявке на участие в Конкурсе, превышает начальную (максимальную) цену Государственного контракта и (или) цена того или иного единственного в пределах одного финансового года этапа выполнения работ (оказания услуг) по Государственному контракту или суммарная цена нескольких этапов выполнения работ (оказания услуг) по Государственному контракту в пределах одного финансового года превыше максимальный объём бюджетного финансирования на соответствующий год, указанный в пункте 4 Информационной карты закупки, данная Заявка отклоняется Комиссией на этапе рассмотрения Заявок на основании ее несоответствия требованиям, установленным Конкурсной документацией.
В соответствии с Предложением о цене Государственного контракта, представленным победителем Конкурса или Участником закупки, с которым заключается Государственный контракт, составляется Приложение №3 к Государственному контракту на выполнение работ и (оказание услуг) для государственных нужд. В случае если Участник представил Предложение о цене Государственного контракта без указания стоимости отдельных наименований работ, Государственный заказчик при заключении Государственного контракта руководствуется следующими положениями: если в разделе IV. «Заказ на выполнение работ (оказание услуг)» Конкурсной документации указаны расценки отдельных мероприятий, этапов работ (услуг), наименований работ (услуг), при заключении Государственного контракта цена работ (услуг) по каждому мероприятию, этапу определяется путем снижения каждой расценки, на коэффициент снижения начальной (максимальной) цены Государственного контракта. Коэффициент снижения начальной (максимальной) цены Государственного контракта определяется как частное от деления цены Государственного контракта, предложенной Участником конкурса, с которым заключается Государственный контракт, на начальную (максимальную) цену Государственного контракта. При этом общая итоговая цена Государственного контракта должна соответствовать предложению о цене Государственного контракта, предложенной Участником закупки, с которым заключается Государственный контракт. Участнику закупки следует принять это во внимание, при заполнении части 2 Формы 3 «Предложение о цене Государственного контракта».
Каких-либо требований к указанию этапов, наименований этапов инструкцией по заполнения формы «Предложение о цене государственного контракта» Заявителем не установлено.
Принимая во внимание, что требований к инструкции по заполнению заявки и ее содержанию Законом о контрактной системе не установлено, следовательно, вывод ФАС России о том, что в инструкции по заполнению заявки на участие в Конкурсе наряду с требованиями к форме установлены излишние требования к оформлению вышеуказанной формы, которые могли повлечь за собой ограничение количества участников Конкурса и ограничение доступа к участию в Конкурсе, является необоснованным и противоречит фактическим обстоятельствам.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Следовательно, в данном случае имеются основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Заявитель и ФАС России освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.4, 16, 29, 64-68,71, 75, 110, 167-170, 198-201 АПК, суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным часть 2 решения ФАС России от 13.04.2017 г. по делу № Е-84/17.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: | Л.А. Дранко |