ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-14262/16 от 21.06.2016 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-14262/16

75-119

19 июля 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 21 июня 2016 года

Полный текст решения изготовлен 19 июля 2016 года

Арбитражный суд в составе судьи Нагорная А.Н. ,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Белоголовской Е.Д.,

с использованием средств аудио фиксации,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению)

Администрации внутригородского муниципального образования - поселения Марушкинское в городе Москве (зарегистрированного по адресу: 143350, г Москва, поселение Марушкинское, <...>; ОГРН: <***>, ИНН: <***>, дата регистрации: 29.12.2005 г.) 

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 51 по г. Москве (зарегистрированной по адресу: 119618, <...> Октября, д. 6; ОГРН: <***>, ИНН: <***>, дата регистрации: 24.05.2012  г.)

к Обществу с ограниченной ответственностью «АрДиАй Групп» (зарегистрированному по адресу: 141290, <...>; ОГРН: <***>, ИНН: <***>, дата регистрации: 22.12.2005 г.)

о признании незаконными действий выраженных в отказе предоставлять информацию о снятии денежных средств с бюджета поселения Марушкинское в сумме 3 820 221 руб., а также: 1) обязать устранить допущенные нарушения законодательства путем начисления суммы неоплаченного налога за землю ООО «АрДиАйГруп» в сумме 2 629 139,11 руб. за 2012- 2014 г.г., соответствующих сумм пени и штрафов; 2) обязать принять меры по взысканию с ООО «АрДиАйГруп» сумм налоговых платежей, пени и штрафов по земельному налогу в бюджет поселения Марушкинское; 3) обязать ООО «АрДиАйГруп» вернуть в бюджет поселения Марушкинское земельный налог в сумме 3 820 221 руб.

при участии представителей

от истца (заявителя) – ФИО1 по доверенности от 01.04.2016 г. без №,

от ответчиков – ФИО2 по доверенности от 01.06.2016 г. № 06-21/33769 (от МИФНС России № 51 по г. Москве); ФИО3, доверенность от 19.04.2016 б/н. (ООО «АрДиАй Групп»);

УСТАНОВИЛ:

Администрация внутригородского муниципального образования - поселения Марушкинское в городе Москве (заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 51 по г. Москве (налоговый орган, ответчик, Инспекция) и Обществу с ограниченной ответственностью «АрДиАй Групп» (Общество, ООО «АрДиАй Груп») о признании незаконными действий выраженных в отказе предоставлять информацию о снятии денежных средств с бюджета поселения Марушкинское в сумме 3 820 221 руб., а также: 1) обязать устранить допущенные нарушения законодательства путем начисления суммы неоплаченного налога за землю ООО «АрДиАйГруп» в сумме 2 629 139,11 руб. за 2012-2014 г.г., соответствующих сумм пени и штрафов; 2) обязать принять меры по взысканию с ООО «АрДиАйГруп» сумм налоговых платежей, пени и штрафов по земельному налогу в бюджет поселения Марушкинское; 3) обязать ООО «АрДиАйГруп» вернуть в бюджет поселения Марушкинское земельный налог в сумме 3 820 221 руб.

В ходе рассмотрения дела Общество устно ходатайствовало об оставлении заявления по делу без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора; заявитель против удовлетворения ходатайства возражал.  

Суд пришел к выводу о том, что заявленное Обществом ходатайство об оставлении искового заявления без рассмотрения ввиду несоблюдения заявителем досудебного порядка урегулирования спора не подлежит удовлетворению ввиду следующего.

Пунктом 2 ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обязательный досудебный порядок урегулирования спора установлен для случаев оспаривания в суде актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц).

 Ввиду наличия в деле решения УФНС России по г. Москве от 10.03.2016 г. №21-19/023108@, подтверждающего соблюдение заявителем досудебного порядка урегулирования спора устное ходатайство ответчика об оставлении заявления Администрации по делу без рассмотрения, удовлетворению не подлежит.

Из материалов дела усматривается, Обществом в налоговый орган были представлены первичные налоговые декларации: а именно: 30.01.2013 г. – представлена первичная годовая налоговая декларация по земельному налогу  за период 2012 – с исчисленной суммой налога в размере – 5 877 184 руб.; 29.01.2014 г. – представлена первичная годовая налоговая декларация по земельному налогу за период 2013 – с исчисленной суммой налога в размере – 3 261 271 руб. с  исчисленной суммой налога по ОКТМО 45949000 в общем размере 9 138 455 руб.

Представленными первичными декларациями Обществом исчислен налог, с применением ставки по земельному налогу: за 2012 год – 0,3% от кадастровой стоимости, за 2013 – 1,5% от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, разрешенное использование которых «индивидуальное жилищное строительство».

23.12.2013 г. Общество представило корректирующую налоговую декларацию за 2012 год, с исчисленной суммой налога по ОКТМО 45949000 представленной к уменьшению в размере 3 998 301 руб., 30.01.2014 г. представлена корректирующая налоговая декларации за 2013 г. с исчисленной суммой налога по ОКТМО 45949000 представленной к уменьшению в размере 2 777 231 руб.

В представленных Обществом корректирующих декларациях по земельному налогу за период 2012 - 2013 гг. расчет земельного налога произведен по ставке 0,1% от кадастровой стоимости.

Согласно подпункту 2 ст. 2 Закону города Москвы «О земельном налоге» № 74 от 24.11.2004 г., налоговые ставки в отношении земельных участков предоставленных  для жилищного строительства составляют – 0,1 % от кадастровой стоимости.

В ходе камеральной налоговой проверки налоговым органом нарушений у ООО «АрДиАй Груп» не обнаружено.

В результате проведенной камеральной налоговой проверки Инспекция подтвердила переплату суммы земельного налога ООО «АрДиАй Груп» ИНН <***> по ОКТМО 45949000 за период 2012 - 2013 год в размере 6 775 532 рублей (3 998 301 + 2 777 231).

В соответствии с п.п. 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

Возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика, которое предоставляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика.

14.10.2015 г. в Инспекцию по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) поступило заявление Общества о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) земельного налога в размере 3 820 221 руб.

В соответствии с п.1 ст.78 НК РФ, а также на основании заявления налогоплательщика Инспекцией 15.10.2015 г. принято решение №16456 о возврате суммы излишне уплаченного земельного налога с организаций во внутригородских муниципальных образованиях городов федерального значения в размере 3 820 221 руб.

16.10.2015г. Инспекцией в адрес налогоплательщика направлено извещение №26415 о принятом налоговым органом решении о возврате земельного налога.

Довод заявителя о том, что налоговый орган не уведомил Администрацию об уменьшении поступлений по земельному налогу юридических лиц не обоснован ввиду следующего.

Налоговые органы при исполнении возложенных на них функций руководствуются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Сведения о налогоплательщике с момента постановки его на учет в налоговом органе являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено ст. 102 НК РФ.

Из положений пункта 1 статьи 102 НК РФ усматривается, что налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя - самого налогоплательщика.

К сведениям, которые не составляют налоговую тайну, информация о сумме уплаченных налогов по конкретным налогоплательщикам не относится.

Налоговую тайну не составляют сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения.

Право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на получение от налоговых органов информации, необходимой для прогнозирования налоговых доходов соответствующих бюджетов, в настоящее время гарантировано обязанностью налоговых органов предоставлять информацию о начислении, уплате налогов и сборов в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, а также об учете налогоплательщиков по каждому муниципальному образованию.

Данная обязанность налоговых органов закреплена в п. 3 ст. 26.22 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции от 30.12.2015 и в п. 4 ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 г. № 165-ФЗ).

Порядок информационного взаимодействия налоговых и финансовых органов определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2004 г. № 410 «О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов».

Данные в виде информационного массива о начисленных и уплаченных суммах налогов, сборов и иных обязательных платежей (по видам), о суммах задолженности, недоимке, об отсроченных (рассроченных), реструктурированных и приостановленных к взысканию налогов, сборов, пеней и штрафов по соответствующим налогам, сборам и иным платежам, контролируемым налоговыми органами, в структурированном виде и по установленным форматам передаются финансовым органам из карточек расчетов с бюджетом всех налогоплательщиков, осуществляющих деятельность и уплачивающих налоги и сборы на территории субъекта Российской Федерации, включая крупнейших, состоящих на учете в межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.

Передаваемая информация включает данные о статусе налогоплательщика (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо, другие), его принадлежности к соответствующей территории в соответствии с Общероссийским классификатором административно-территориального деления (ОКАТО), о виде дохода по коду бюджетной классификации (КБК), по которому у налогоплательщика имеется обязанность по уплате налогов, о виде осуществляемой им экономической деятельности по коду Классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД).

Вместе с тем информация направляется налоговыми органами без идентификации конкретных налогоплательщиков, то есть без наименования юридического лица и Ф.И.О. физического лица, идентификационного номера налогоплательщика и кода причины постановки на учет в налоговых органах (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), поскольку в соответствии с п.1 ст. 102 Кодекса налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике.

Письмами от 16.11.2012 г. № 09-22/06412, от 11.02.2013 г. № 09-21/00577, от 25.03.2013 г. № 09-21/03620, от 01.04.2013 г. № 09-21/04110, от 14.05.2013 г. № 09-21/07535, от 22.05.2013 г. № 09-21/08348, от 18.06.2013 г. № 09-21/10548, от 17.07.2013 г. № 09-21/12933, от 11.09.2013 г. № 09-21/17427, от 24.09.2013 г. № 09-21/18466, от 17.10.2013 г. № 09-21/20845, от 20.11.2013 г. № 09-21/251135 от 13.12.2013 г. № 09-21/28046, от 06.03.2014 г. № 09-21/05474, от 21.03.2014 г. № 09-21/07019, от 15.04.2014 г. № 09-21/09838, от 16.05.2014 г. № 09-21/13720, от 19.06.2014 г. № 09-21/17115, от 15.07.2014 г. № 09-21/21524, от 13.08.2014 г. № 09-21/26275, от 16.09.2014 г. № 09-21/31086, от 15.10.2014 г. № 09-21/35146, от 17.11.2014 г. № 09-21/39599 Инспекция направила информацию о начисленных и уплаченных Обществом суммах налогов за 2012, 2013, 2014 годах.

Налоговые органы, действуя в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ, обязаны осуществлять налоговый контроль в отношении всех налогов и сборов, включая местные налоги, принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов.

Органы местного самоуправления не являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, им не предоставлены полномочия по осуществлению налогового контроля за уплатой налогоплательщиками налогов и сборов.

С учетом изложенного требования заявителя о признании незаконными действий Инспекции, выраженных в отказе предоставить информацию о снятии денежных средств с бюджета поселения Марушкинское в сумме 3 820 221 руб. удовлетворению не подлежат.

Также не подлежат удовлетворению требования заявителя об обязании устранить допущенные нарушения законодательства путем начисления суммы неоплаченного налога за землю ООО «АрДиАйГруп» в сумме 2 629 139,11 руб. за 2012-2014 г.г., соответствующих сумм пени и штрафов; а также обязании принять меры по взысканию с ООО «АрДиАйГруп» сумм налоговых платежей, пени и штрафов по земельному налогу в бюджет поселения Марушкинское; обязании ООО «АрДиАйГруп» вернуть в бюджет поселения Марушкинское земельный налог в сумме 3 820 221 руб.

Судом учитывается, что указанные требования имеют производный характер от требования о признании незаконными действий ответчика, заявлены в порядке ст. 201 АПК РФ, при этом  какое-либо самостоятельное нормативное и фактическое обоснование этих требований Администрацией не приведено. В частности не указано в связи с наличием каких обстоятельств Администрация считает налог на землю в сумме 2 629 139,11 руб. не уплаченным Обществом, какими документами наличие у Общества этой обязанности подтверждено, в материалы дела они не представлены. Также не указано, вследствие каких оснований Инспекция должна принять меры по взысканию с Общества сумм налоговых платежей, пеней и штрафов по земельному налогу (и в каких суммах), а также почему и в каком порядке суд должен возложить на Общество дополнительно (к требованию о взыскании с него Инспекцией сумм налоговых платежей) еще обязанность по возврату в бюджет поселения земельного налога. Уточнение позиции по делу (в т.ч. в части указанных требований) с учетом представленной Инспекцией и Обществом в ходе рассмотрения дела информации Администрацией не произведено.      

С учетом изложенного требования Администрации к Инспекции и Обществу о признании незаконными действий, выраженных в отказе предоставлять информацию о снятии денежных средств с бюджета поселения Марушкинское в сумме 3 820 221 руб., а также обязании устранить допущенные нарушения законодательства путем начисления суммы неоплаченного налога за землю ООО «АрДиАйГруп» в сумме 2 629 139,11 руб. за 2012-2014 г.г., соответствующих сумм пени и штрафов; обязании принять меры по взысканию с ООО «АрДиАйГруп» сумм налоговых платежей, пени и штрафов по земельному налогу в бюджет поселения Марушкинское; обязании ООО «АрДиАйГруп» вернуть в бюджет поселения Марушкинское земельный налог в сумме 3 820 221 руб. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 148, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении устного ходатайства Общества с ограниченной ответственностью «АрДиАй Групп» об оставлении заявления по делу без рассмотрения – отказать.  

В удовлетворении требований Администрации внутригородского муниципального образования - поселения Марушкинское в городе Москве (зарегистрированного по адресу: 143350, г Москва, поселение Марушкинское, <...>; ОГРН: <***>, ИНН: <***>, дата регистрации: 29.12.2005 г.) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 51 по г. Москве (зарегистрированной по адресу: 119618, <...> Октября, д. 6; ОГРН: <***>, ИНН: <***>, дата регистрации: 24.05.2012  г.) и Обществу с ограниченной ответственностью «АрДиАй Групп» (зарегистрированному по адресу: 141290, <...>; ОГРН: <***>, ИНН: <***>, дата регистрации: 22.12.2005 г.) о признании незаконными действий, выраженных в отказе предоставлять информацию о снятии денежных средств с бюджета поселения Марушкинское в сумме 3 820 221 руб., а также обязании устранить допущенные нарушения законодательства путем начисления суммы неоплаченного налога за землю ООО «АрДиАйГруп» в сумме 2 629 139,11 руб. за 2012-2014 г.г., соответствующих сумм пени и штрафов; обязании принять меры по взысканию с ООО «АрДиАйГруп» сумм налоговых платежей, пени и штрафов по земельному налогу в бюджет поселения Марушкинское; обязании ООО «АрДиАйГруп» вернуть в бюджет поселения Марушкинское земельный налог в сумме 3 820 221 руб. – отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

А.Н.Нагорная