ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-143413/15 от 13.10.2015 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва

20 октября 2015  г.                                                                      Дело №А40-143413/2015

Резолютивная часть решения объявлена 13 октября 2015 г.

Полный текст решения изготовлен  20 октября 2015 г.

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего: судьи Корогодова И.В. (139-1221),

при ведении протокола секретарем судебного заседания Асадовым Б.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО КБ "МБК"             

к МИ ФНС России № 46 по г. Москве, АО "Строй-массив"  

Третье лицо – ООО «Трастовый республиканский банк»

о признании недействительными решения, записей          

при участии в судебном заседании:

       от заявителя - Тотьмянин А.А., дов. от 01.12.2014 г. № 8,

       от ответчиков:

МИ ФНС России №46 по г. Москве – Клюевский Г.В., дов. от 07.09.2015 г. б/н

      АО "Строй-массив" – не явился, извещен

       от третьего лица – Гульдина А.С., дов. от 02.12.2014 г. № 77 АБ 5462731

УСТАНОВИЛ:

ООО КБ "МБК"  в лице конкурсного управляющего Тотьмянина А.А. обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 46 по г. Москве от 25.05.2015 г. о государственной регистрации прекращения деятельности Акционерного общества «Строй-Массив» в связи с его ликвидацией; признании незаконной государственной регистрационной записи от 25.05.2015 г. № 9157746182618 путем исключения ее из единого государственного реестра юридических лиц; признании незаконной государственной регистрационной записи от 26.05.2015 г. № 9157746184653 путем исключения ее из единого государственного реестра юридических лиц; применении последствия признания записи в ЕГРЮЛ незаконной в виде отказа в проведении государственной регистрации ликвидации АО «Строй-Массив» и согласования промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов; обязании ликвидатора АО «Строй-Массив» включить требования КБ «МБК» (ООО) в реестр требований кредиторов ликвидируемого общества в размере 86 324 834 (восемьдесят шесть миллионов триста двадцать четыре тысячи восемьсот тридцать четыре) рубля 81 коп.. из них: 85 038 904,11 рублей задолженности по векселю № 0001584, а так же 1 210 930,70 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами, 75 000 рублей - расходов по оплате услуг нотариуса; обязании ликвидатора АО «Строй-Массив» включить в промежуточный ликвидационный баланс ликвидируемого общества сведения о кредиторской задолженности КБ «МБК» (ООО) в размере 86 324 834 (восемьдесят шесть миллионов триста двадцать четыре тысячи восемьсот тридцать четыре) рубля 81 коп.

Заявленные требования мотивированы тем, что ООО КБ "МБК" не соблюден порядок ликвидации юридического лица.

Налоговый орган представил отзыв, в котором возражает против удовлетворения заявленных требований, полагая оспариваемое решение законным и обоснованным.

Представитель АО "Строй-массив" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель ООО «Трастовый республиканский банк» в судебном заседании просил удовлетворить заявленные требования.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы заявления и отзыва на него, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Срок для обращения в суд, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ, заявителем не пропущен.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда города Москвы от 23.10.2014 г. по делу № А40-151891/14, Коммерческий банк «Межотраслевая банковская корпорация» (Общество с ограниченной ответственностью) признано несостоятельным (банкротом), в отношении «Должника» открыто конкурсное производство сроком на один год, конкурсным управляющим утверждён Волков Виталий Александрович, являющийся членом НИ СРО АУ «РАЗВИТИЕ».

В ходе процедуры банкротства, по итогам проведенного конкурсным управляющим анализа финансово-хозяйственной документации КБ «МБК» (ООО) установлено, что по договорам № 04/14 от 15.08.2014 г. и № 11/14 от 15.08.2014 г. КБ «МБК» (ООО) уступило ООО «МЕРИДИАН» право требования по кредитным линиям от 23.10.2013 г. № 0010-КД/2013 и от 28.04.2014 г. № 0021-КД/2014 к заемщику ООО «ОПТОВИК» на сумму 80 000 000,00 руб. При этом за уступленное право требования ООО «МЕРИДИАН» передало КБ «МБК» (ООО) простой вексель № 0001584 ООО «Строй-Массив» на сумму 85 038 904 руб. 11 коп.

Как следует из условий векселя, векселедатель обязан уплатить 30.10.2014 г. указанную в векселе сумму 85 038 904,11 руб.

Вместе с тем, при наступлении данного срока, платеж векселедателем не совершен.

31.10.2014 г. вексель № 0001584 направлен нотариусу Тутаевой Радимхан Халитовне для совершения протеста в неплатеже.

03.11.2014 г. вексель № 0001584 опротестован Нотариусом в неплатеже, в соответствии с ст. 38 Положения о векселе. Указанная процедура зафиксирована актом от 03.11.2014 г. о протесте простого векселя в неплатеже.

18.11.2014 г. на простом векселе Нотариусом выполнена удостоверительная надпись о соответствующей попытке вручения простого векселя к платежу.

Следуя требованиям ст. 45 Положения о векселе, в соответствии с которой векселедержатель должен известить своего индоссанта и векселедателя о неакцепте или о неплатеже в течение четырех рабочих дней, следующих за днем протеста, или, в случае оговорки «оборот без издержек», за днем предъявления, 03.11.2014 г. конкурсный управляющий обратился к Нотариусу для извещения векселедателя о совершенном протесте простого векселя в неплатеже.

07.11.2014 г. истцу выдано Свидетельство нотариуса о направлении уведомления о протесте простого векселя в неплатеже в адрес векселеобязанных лиц с приложением следующих документов: копия акта о протесте простого векселя в неплатеже и нотариальной копии простого векселя № 0001584.

Дополнительно, 29.12.2014 г. конкурсный управляющий КБ «МБК» (ООО) направил в адрес ООО «Строй-Массив» претензию № 051-КII от 11.12.2014 г. с требованием о незамедлительном погашении простого векселя.

Вместе с тем, после получения досудебных претензий истца ответчиком ООО «Строй-Массив» принято решение о добровольной ликвидации общества, в ходе которой, по мнению заявителя, ответчиком совершены недобросовестные действия по нарушению процедуры извещения кредитора (истца) о процедуре ликвидации и уклонению от погашения требования кредитора.

Как следует из информации, размещенной на официальном сайте ФНС России http://egrul.naIog.ru заявителю стало известно, что 06.02.2015 г. прекратило деятельность в форме преобразования в Акционерное общество «Строй-Массив».

В «Вестнике государственной регистрации» опубликовано сообщение № 1366 в № -521) Часть-1 от 11.03.2015г. в разделе:. «АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «СТРОЙ-МАССИВ» (ОГРН 1157746084616, ИНН 7709448451, КПП 770901001, место нахождения: 105005, ГОРОД МОСКВА УЛИЦА РАДИО ДОМ 24 КОРПУС 1, тел.: 89168978966) уведомляет о том, что единственным участником АО «СТРОЙ-МАССИВ» (Решение № 4 от 12.02.2015 года) принято решение о ликвидации АО «СТРОЙ-МАССИВ». Требования кредиторов могут быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования настоящего сообщения по адресу: 105005, ГОРОД МОСКВА УЛИЦА РАДИО ДОМ 24 КОРПУС 1, тел.: 89168978966».

09.04.2015 г. в адрес ликвидатора АО «Строй-Массив» Смирновой Н.С. направлено заявление от 08.04.2015 г. № 347-КП о включении в реестр требований кредиторов ликвидируемого должника. Указанным заявлением, конкурный управляющий просил уведомить его о принятом решении и представить ему выписку из реестра требований кредиторов, а также копию промежуточного ликвидационного баланса в отношении должника АО «Строй-Массив».

09.06.2015 г. Заявителем повторно направлено заявление о включении в реестр требований кредиторов ликвидируемого должника телеграммой в адрес ликвидатора АО «Строй-Массив» Смирновой Н.С.

Не получив ответов на вышеуказанные заявления, 10.06.2015 г. в МИФНС России № 46 по Москве, ИФНС России № 2 по Москве и УФНС России по Москве были направлены заявления от 10.06.2015 г. № 365-КП, от 10.06.2015 г. 367-КП и от 10.06.2015 г. 368-КП о приостановлении ликвидации должников и о применении мер по запрету их исключения из ЕГРЮЛ.

23.06.2015 г. в адрес ИФНС России № 9 по Москве направлено заявление от 10.06.2015 г. № 366-КП о приостановлении ликвидации должников и о применении мер по запрету их исключения из ЕГРЮЛ.

Ответами № 12-15/1/067596 от 09.07.2015 г. и № 05-18/040935 от 23.06.2015 г. УФНС России по Москве и МИФНС России № 46 по Москве соответственно, отказали в удовлетворении ходатайств заявителя о приостановлении ликвидации должников и о применении мер по запрету их исключения из ЕГРЮЛ.

Полагая, что решения МИ ФНС России № 46 по г. Москве препятствуют законным интересам заявителя и его кредиторов и восстановлению их прав, а так же нарушают нормы материального и процессуального права, ООО КБ "МБК" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении требований, исходил из следующих фактически установленных обстоятельств по делу.

В соответствии с п. 1 ст. 21 Закона № 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины; г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 -8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В силу п. 2 ст. 22 Закона № 129-ФЗ ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.

В соответствии с п. 3 ст. 22 Закона № 129-ФЗ документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.

Публикация о ликвидации АО "Строй-массив" была размещена в журнале «Вестник Государственной Регистрации» №9(521) вышедшем 11.03.2015. Документы для государственной регистрации были поданы 20.01.2015 г., т.е. по истечении двух месяцев с момента публикации.

В соответствии с абз. 1 п. 1.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

В силу ст. 42 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.93 №4462-1 при совершении нотариального действия нотариус устанавливает личность обратившегося за совершением нотариального действия гражданина, его представителя или представителя юридического лица. Установление личности должно производиться на основании паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия.

Довод заявителя о том, что, поскольку представленные ликвидационной комиссией Общества в регистрирующий орган документы не содержали достоверной информации, у налогового органа отсутствовали основания для принятия решения о прекращении деятельности общества, является необоснованным в силу следующего

Согласно п. 4.1. ст. 9 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом.

Из содержания приведенной нормы следует, что в полномочия регистрирующего органа, по общему правилу, не входит проведение правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию.

Для государственной регистрации при ликвидации АО "Строй-массив" были представлены все необходимые документы. Требования п. 2 ст. 22 Закона № 129-ФЗ заявителем были соблюдены.

В связи с этим суд приходит к выводу о том, что у Инспекции отсутствовали какие-либо предусмотренные п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ основания для отказа в государственной регистрации юридического лица.

При изложенных обстоятельствах осуществленная Инспекцией государственная регистрация юридического лица при ликвидации в полной мере соответствует закону.

На основании изложенного суд полагает, что основания для признания решения о государственной регистрации № 172304А от 25.05.2015, на основании которого в ЕГРЮЛ была внесена запись за ГРН 9157746182618 от 25.05.2015, недействительным отсутствуют.

Согласно статье 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Кроме того, изменение сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись.

Действующее законодательство о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не предусматривает возможности восстановления предыдущих записей и исключение записей из реестра.

Согласно части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

В силу статьи 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты по требованиям об обязании совершить определенные действия, должны быть исполнимыми.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона о государственной регистрации государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При осуществлении государственной регистрации с нарушениями Закона оспариванию должна подлежать не запись о государственной регистрации внесения соответствующих сведений в государственный реестр, а решение о государственной регистрации, которое является документом, принимаемым по результатам проведенной проверки представленных заявителем документов.

Решение о государственной регистрации, также как и решение об отказе в государственной регистрации, а не сама запись в ЕГРЮЛ, имеют ненормативный характер и являются ненормативными актами, которые могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главной 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, в силу статьи 11, пункта 3 статьи 5 Закона о государственной регистрации, решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр; при этом в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются.

Документы, относящиеся к государственной регистрации юридического лица, содержатся в регистрационном деле этого юридического лица, которое является частью государственного реестра.

Таким образом, заявителем избран ненадлежащий способ защиты, поскольку при наличии соответствующих оснований судом может быть недействительным признано решение регистрирующего органа о государственной регистрации изменений, а не сама запись, произведенная на основании этого решения.

Изложенное свидетельствует о том, что требование о применении последствия признания записи в ЕГРЮЛ незаконной в виде отказа в проведении государственной регистрации ликвидации АО «Строй-Массив» и согласования промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов, не основано на нормах материального права.

Согласно ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которое оно ссылается как на основании своих требований и возражений.

В соответствии с п. ст. 9 АПК РФ, каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств.

            ООО КБ "МБК" не доказало факта нарушения своих прав законными действиями ответчика.

Суд считает, что  отсутствуют указанные в ст. 13 ГК РФ и ст. 198 АПК РФ основания для признания действий незаконными .

Поскольку совокупность обстоятельств, необходимых для признания ненормативного правового акта недействительным (противоречие закону и нарушение прав и законных интересов) судом не установлена, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Согласно ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные расходы по оплате госпошлины, понесенные заявителем при подаче заявления, относятся на заявителя.

На основании ст. ст. 8, 11, 12, 13 ГК РФ,  ст.ст. 1, 5, 9, 17, 23 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», руководствуясь ст. ст. 27, 29, 65, 71, 110, 167-170, 199-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Проверив на соответствие Федеральному Закону от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», отказать в удовлетворении требований ООО КБ "МБК" к МИ ФНС России № 46 по г. Москве, АО "Строй-массив" о признании недействительным решения от 25.05.2015 г. о государственной регистрации прекращения деятельности АО "Строй-массив", признании незаконными записей, применения последствий признания записи в ЕГРЮЛ незаконной, обязании включить требования в реестр требований кредиторов ликвидируемого общества, поправки в промежуточный ликвидационный баланс.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.

        Судья                                                                                                   И.В. Корогодов