ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-143430/16 от 04.08.2016 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 августа 2016 года                                                        Дело № А40-143430/2016-84-1243

г. Москва

Резолютивная часть решения объявлена 04 августа 2016 года

Полный текст решения изготовлен 10 августа 2016 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Сизовой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фаткулиным Р.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению: Лефортовского межрайонного прокурора г. Москвы

к ответчику: ЗАО «Национальный удостоверяющий центр» (ОГРН 1127746036494, ИНН 7722766598, дата регистрации: 26.01.2012, 111024, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА АВИАМОТОРНАЯ, 8А, СТР.5)

о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа на основании постановления от 30.06.2016г.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 (удост.),

от ответчика: ФИО2 (паспорт, приказ от 29.03.2016 г. №8/16)

УСТАНОВИЛ:

Лефортовская межрайонная прокуратура г. Москвы обратилась  в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о привлечении ЗАО «Национальный удостоверяющий центр» к административной ответственности по ч.2 ст. 7.24 КоАП РФ на основании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.06.2016 № б/н.

В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика против удовлетворения заявленных требований не возражал, вину признал.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителя заявителя и ответчика, оценив представленные суду доказательства, судом признаются заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ предусмотрена ответственность за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объектом правонарушения являются урегулированные действующим законодательством общественные отношения, возникающие при использовании объектов нежилого фонда, находящегося в федеральной собственности.

Из  материалов дела следует,  что проверкой исполнения законодательства о порядке использования федерального имущества, проведенной Лефортовской межрайонной прокуратурой города Москвы в период с 22 по 30 июня 2016 года в Ордена Трудового Красного Знамени федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Московский технический университет связи и информатики» (далее - МТУСИ), установлены факты использования ЗАО «Национальный удостоверяющий центр» нежилых объектов федерального недвижимого имущества без надлежаще оформленных документов.

В рамках проводимой проверки в отношении выявлены нарушения законодательства, регулирующего использование государственного имущества, находящегося в собственности Российской Федерации в действиях ответчика.

По результатам проверки в присутствии представителя ответчика – генерального директора ФИО2, действующий на основании  приказа от 29.03.2016 г. №8/16, вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 30 июня 2016 года № б/н.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.

В силу ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ постановление прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении выносится в порядке статьи 28.2 названного Кодекса, то есть процессуально данное постановление приравнено к протоколу по делу об административном правонарушении, следовательно, порядок вынесения данного постановления аналогичен составлению протокола об административном правонарушении.

Суд считает, что при вынесении постановления о возбуждении дела об административном  правонарушении  процессуальные нормы КоАП РФ  заявителем были соблюдены, поскольку оно вынесено с соблюдением требований ст. 28.1, 28.4, 28.2 КоАП РФ.

Поскольку рассмотрение дел об административном правонарушении по ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ, отнесено, согласно ч. 3 ст. 23.1 КАП РФ, к подведомственности арбитражных судов, заявитель обратился в суд.

Из материалов административного дела следует,  согласно уставу ордена Трудового Красного Знамени федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский технический университет связи и информатики» (сокращенное название - МТУСИ), утвержденного приказом Федеральногоагентства связи от 13.04.2015 № 98, учредителем Университета и собственником закрепленного за университетом имущества является Российская Федерация.

Функции и полномочия учредителя в отношении Университета в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, осуществляет Федеральное агентство связи.

Университет находится в ведении Федерального агентства связи в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2004 № 1732-р.

Установлено, что нежилое здание по адресу: <...> является федеральной собственностью, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 03.03.2011 серия 77 AM № 837942, и закреплено за ФГБОУ ВПО «Московский технический университет связи и информатики» на праве оперативного управления, что также подтверждается свидетельством о регистрации права от 14.02.2012 серии 77 АН № 679502.

В ходе проверки проведенной межрайонной прокуратурой 22.06.2016 установлено, что помещения по адресу: <...> этаж к. 5,7-15 (помещение 1); 1 этаж, к. 3 (помещение I), 2 этаж, к. 1-3 (помещение 12), к. 1-3 (помещение 13), к. 1-3 (помещение 14), к. 1-3 (помещение 15), общей площадью 437,1 кв.м., предоставлены ЗАО «Национальный удостоверяющий центр» на основании договора аренды от 01.03.2016 № 55-А, заключенного между МТУСИ и ЗАО «Национальный удостоверяющий центр», в целях осуществления незапрещенной законом деятельности. Фактически указанные помещения используются под офис организации.

Согласно п. 4.1 договора, договор заключается на срок с 01 марта 2016 года по 31 января 2017 года. Согласно п. 3.1. договора, за аренду помещения устанавливается арендная плата из расчета 10 000 руб. за 1 кв. м в год (с учетом НДС).

В соответствии со ст.ст. 606, 610, 621 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором. В случае заключения договора аренды недвижимого имущества на неопределенный срок, каждая из сторон вправе в любое время отказаться от исполнения договора, предупредив об этом другую сторону за три месяца.

Согласно ст. 296 ГК РФ учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются -Тим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с (елями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Согласно ст.608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику.

Согласно п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовыми актами, действующими в момент его заключения.

Обязанность по надлежащему заключению и оформлению договора в у гражданского законодательства лежит на обеих сторонах договора.

До заключения письменного договора (дополнительного соглашения) и получения согласия уполномоченного органа - представителя собственника федерального имущества, субъект предпринимательской деятельности не вправе пользоваться этим имуществом.

Согласно п. 1.7 Устава МТУСИ Университет без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

Полномочия собственника в отношении имущества государственных учреждений, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам отнесены к компетенции Федерального агентства по управлению государственным имуществом (п. 5. Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом").

В соответствии с п.п. «м» п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 № 537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения» Россвязь по согласованию с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом согласовывает распоряжение недвижимым имуществом, в том числе передачу его в аренду.

Доказательств, подтверждающих факт согласования оспариваемого договора аренды недвижимого имущества с ТУ Росимущества в городе Москве и с Россвязью не имеется.

Ввиду того, что договор аренды не был согласован с собственником и учредителем, он является ничтожным и подлежит немедленному расторжению.

Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления, может быть осуществлено эко по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Вместе с тем, указанные выше помещения на момент проведения проверки используются ЗАО «Национальный удостоверяющий центр» без надллежаще оформленных документов, а также без согласия представителей собственника - Федерального агентства связи и ТУ Росимущества по г. Москве, что подтверждается материалами проверки, проведенной Лефортовской межрайонной прокуратурой г. Москвы и объяснениями представителя МТУСИ и является административном правонарушением, предусмотренным ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ.

Согласно п.4 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 11 арендатор (субарендатор) использующий федеральное имущество обязан удостовериться в том, что заключает договор аренды с лицом, у которого имеется согласие на сдачу в аренду указанного имущества, полученное в установленном законом порядке.

Учитывая изложенное, суд считает, что обстоятельства, свидетельствующие о наличии события и состава административного правонарушения в действиях ЗАО «Национальный удостоверяющий центр», и административный орган пришел к правильному выводу о наличии оснований к привлечению общества к административной ответственности.

Доказательств наличия каких-либо объективных причин, по которым ответчик не мог осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями технических регламентов, санитарного законодательства и законодательства о защите прав потребителей, суду не представлено.

Судом установлено, что срок привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.24  КоАП РФ, на дату принятии решения судом первой инстанции не истек.

Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения ответчика от административной ответственности судом не установлено.

С учетом изложенного, требования заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Учитывая изложенное, суд счел возможным, с учетом правил, определенных               ст. 4.1 КоАП РФ, назначить ЗАО «Национальный удостоверяющий центр», административное наказание в минимальном размере санкции, предусмотренном  ч. 2 ст. 7.24   КоАП РФ, в виде штрафа в размере 20 000 руб.

На основании ст.ст. 4.5,  ст. 14.37, 24 , 24.5 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст. 1-13, 15, 17, 27, 29, 64-68,71,75, 167-170, 176, 180, 181, 202-206 АПК, суд

Р Е Ш И Л:

Привлечь ЗАО «Национальный удостоверяющий центр» (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 26.01.2012, 111024, <...>, СТР.5) к административной ответственности по ч.2 ст.7.24 КоАП РФ.

Назначить ЗАО «Национальный удостоверяющий центр» наказание в виде штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

Указанную сумму штрафа следует перечислить Получателю по следующим платежным реквизитам: Получатель - УФК по городу Москве (прокуратура города Москвы л/с <***>); ИНН получателя - 7705019420; КПП получателя - 770501001; ОКПО 3511356, ОКТМО 45376000; Расчетный счет <***> в Отделении 1 Москва; БИК - 044583001; КБК - 41511690010016000140.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его вынесения в полном объеме в Девятый арбитражный апелляционный суд.

В соответствии с ч.4.2 ст.206 АПК РФ исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

В случае непредставления документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, до истечения шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения, экземпляр настоящего решения для его принудительного исполнения будет направлен в Федеральную службу судебных приставов.

Судья:

О. В. Сизова