ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-14494/16 от 27.04.2016 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва                                                                         Дело № А40-14494/2016-93-120

10 июня 2016 года                                                                          

Резолютивная часть решения объявлена: 27 апреля 2016года

Полный текст решения изготовлен: 10 июня 2016года

Арбитражный суд города Москвы в составе:

Судьи Позднякова В.Д.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шувариковым А.С.

с использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению Военной академии РХБ Защиты (ОГРН <***>)

к ЦМТУ Ростехнадзора

о признании незаконным предписания от 11.11.2015 № 23-190/01

при участии:

от заявителя – ФИО1 дов от 24.03.2016 №16, ФИО2 дов. от 06.04.2016 №18,

от ответчика – ФИО3 дов. от 13.01.2016 б/н, ФИО4  дов. от 13.01.2016 б/н.

УСТАНОВИЛ:

В соответствии со ст.163 АПК РФ в судебном заседании объявлен перерыв с 20 апреля до 27 апреля 2016 года.

Военная академия РХБ Защиты обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными предписания ЦМТУ Ростехнадзора от 11.11.2015 № 23-190/01

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что предписание вынесено необоснованно, при отсутствии доказательств наличия нарушений.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении  и письменным объяснениям.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве, указывая на законность оспариваемого предписания.

В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Срок для обращения в суд, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ, заявителем не пропущен.

Изучив материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы заявления и отзыва на него, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в соответствии с планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2015 г., согласованного с Генеральной про­куратурой и утвержденного 31.12.2014 г. и. о. руководителя Центрального МТУ по надзору ЯРБ Ростехнадзора ФИО5 было издано распоряжение и.о. замес­тителя руководителя Центрального МТУ по надзору ЯРБ Ростехнадзора от 08.10.2015 г. №582 о проведении плановой выездной проверки в отношении «Воен­ной академии» с 09 по 11 ноября 2015 г..

В соответствии с п. 40 Административного регламента по исполнению Феде­ральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору госу­дарственной функции по федеральному государственному надзору в области ис­пользования атомной энергии (утвержден приказом Ростехнадзора от 07.06.2013 г. № 248) в «Военную академию» было направлено извещение о проведении плановой выездной инспекции исх. от 20.10.2015 г. № 25К-11/57.

По итогам проверки «Военной академии» были выданы акт от 11.11.2015 №23-190а/УК/ФЗ и предписание №23-190/01п, а так же протокол об администра­тивном правонарушении от 23.11.2015 № 25-12. По ос­нованиям, указанным в протоколе об административном правонарушении было вы­несено постановление от 07.12.2015 № 2307/2015 о наложении административно­го взыскания в виде штрафа в размере 200 000  рублей.

Согласно вынесенному предписанию были выявлены следующие нарушения:

№ п/п

Сущность выявленных нарушений требований к обеспечению без­опасности,   причин   и   условий, приведших к этим нарушениям

Номера нарушенных пунк­тов, статей с указанием наименований законода­тельных актов, норм и пра­вил в области использова­ния атомной энергии, ли­цензий

1.

Отсутствует разрешение Ростехнадзора на право ведения работ в области использования атомной энергии у должностного лица назначенного осуществлять руководство радиационной безопасностью

ст.27 Федерального За­кона об использовании атомной Энергии №170-ФЗ от 21 ноября 1995 года.

2

Отсутствует            проектно-техническая документация па хранилище ИИИ

п. 5.28 НП-038-11

-3

Не продлён назначенный срок службы хранилища ИИИ.

п. 5.29. НП-038-11; п. 2.1 НП-024-2000

4

4

План   работ  по  ликвидации последствий     аварий     при перевозке         радиационных источников  не согласован  с Аварийно-спасательным центром

п. 7.1.4. НП-053-04

5

5

В инструкции по физической защите при транспортировании не описан порядок действия при чрезвычайных ситуациях

гл.7 НП-073-11

6

6

В инструкции по действиям личного состава в аварийных ситуациях с источниками ионизирующего излучения требуют уточнения адреса передачи оперативного сообщения.

п. 3.1.2 НП-014-2000

7

7

Программа обеспечения качества не в полной мере соответствует нормативным документам по структуре и содержанию.

п.п. 14-25 НГ1-090-11

Полагая вынесенное предписание вынесенным с нарушением действующего законодательства, заявитель обратился с настоящим заявлением.

По пункту 1.

Заявитель указывает, что в соответствии с приказом начальника Военной ака­демии от 28 августа 2015 г. № 700, ответственным за организацию обеспечения ра­диационной безопасности в Военной академии назначен старший преподаватель ка­федры радиационной, химической и биологической защиты войск в бою и операции - начальник службы РХБ защиты полковник ФИО1, который имеет разре­шение Ростехнадзора на право ведения работ в области использования атомной энергии от 19 марта 2015 г., № Р-ЦО-02-206-6848.

Вместе с тем, суд соглашается с доводами ответчика, что согласно «Перечня должностей военнослужащих и гражданского пер­сонала Военной академии, которым необходимо иметь разрешения Ростехнадзора на право ведения работ в области использования атомной энергии», утвержденного 30.01.2014 ВРИД начальника Военной академии полковни­ком ФИО6 и согласованного 30.01.2014 с главным государственным инспек­тором отдела инспекций радиационной безопасности в Ивановской, Костромской и Ярославской областях ФИО7, ведение работ по руководству безопасной эксплуатацией радиационных источников (РИ) (установок, в которых содержаться радиоактивные вещества (РВ)) возложено на заместителя начальника академии по материально техническому обеспечению - начальника отдела.

Однако обязанности на право ведения работ по контролю ра­диационной безопасности при эксплуатации РИ (установок в которых содержатся РВ) возложены на старшего преподавателя кафедры радиационной, химической и биологиче­ской защиты войск в бою и операции - начальника службы РХБ защиты полковника ФИО1, что не соответствует разрешению Ростехнадзора, утвержденного 30.01.2014 ВРИД начальника Военной академии полковни­ком ФИО6 и согласованного 30.01.2014 с главным государственным инспек­тором отдела инспекций радиационной безопасности в Ивановской, Костромской и Ярославской областях ФИО7.

По пунктам 4,5.

Заявителем указано, что «вопрос проверки условий и порядка транспортиро­вания радиоактивных веществ не входил в программу проверки, в связи с чем, ре­зультаты проверки должны быть признаны недействительными».

Согласно п. 55 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государствен­ной функции по федеральному государственному надзору в области использования атомной энергии (утвержден приказом Ростехнадзора от 07.06.2013 № 248): «Особое внимание при проведении проверок (инспекций) должно быть уделено вопросам практической деятельности организаций при осуще­ствлении видов деятельности в области использования атомной энергии. Также нельзя оставлять без внимания обнаруженные недостатки по вопросам, находящим­ся в компетенции Ростехнадзора, но не включенным в программу проведения про­верки (инспекции)».

Кроме того, Военной академией при проведении плановой проверки были представлены документы по организации транспортирования радиоактивных ве­ществ, указанные в п. 4, п. 5 искового заявления от 19.01.2016 исх. № 129 и утвержденные начальником Военной академии, исполненные в соответствии с НП-053-04 и НП-073-11; и заявление о том, что в Военной академии радиоактивные вещества перемещаются только внутри ее территории без выезда на пути сообщения общего пользования подвергается сомнению, по причине того, что хранилище ИИИ находится в пос. Песочное Ярославской области, а учебный процесс осуществляется в пункте постоянной дислокации г. Кострома, учебных полях и пос. Песочное Яро­славской области.

В этой связи требования административного органа о том, что план   работ  по  ликвидации последствий     аварий     при перевозке         радиационных источников  не согласован  с Аварийно-спасательным центром, а в инструкции по физической защите при транспортировании не описан порядок действия при чрезвычайных ситуациях, являются обоснованными.

По пункту 7

Заявитель указал, что программа обеспечения качества (ПОК) Военной акаде­мии по структуре и содержанию разработана с учетом п. 9 «Требования к програм­мам обеспечения качества для ОИАЭ» (НП-090-11), то есть с учетом дифференци­рованного подхода к закрытым радионуклидным источникам по потенциальной ра­диационной опасности, относящихся к 5 категории и соответствует требованиям за­конодательства.

Однако в силу пункта 10 подпункта 2 НП-090-11 при отсутствии необходимо­сти разработки частных ПОК содержание общей ПОК должно удовлетворять требо­ваниям всех пунктов раздела IV настоящих Правил.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Учитывая вышеизложенное п. 1,4,5,7 предписания ЦМТУ Ростехнадзора от 11.11.2015 № 23-190/01 вынесены в соответствии с действующим законодательством и не нарушают права и законные интересы заявителя.

При этом основанием для включения в предписание ЦМТУ Ростехнадзора от 11.11.2015 № 23-190/01 пунктов 2,3,6 явился факт установления административным органом эксплуатации военной академией хранили­ща источника ионизирующего излучения без проектно - технической документации, что является нарушением п. 5.28. Федеральных норм и правил - далее ФНП в облас­ти использования атомной энергии «Общих положений обеспечения безопасности радиационных источников» НП-038-11, а также отсутствие продления назначенного срока службы хранилища источника ионизирующего излучения, что нарушает тре­бования п.5.29 НП-038-11, п. 2.1 ФНП в области использования атомной энергии «Требования к обоснованию возможности продления назначенного срока эксплуа­тации объектов использования атомной энергии» НП-024-2000.

Однако решением Арбитражного суда Костромской области от 11 февраля 2016 года, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 13.04.2016 по делу A31-12114/15 установлено, что спорный объект -помещение для хранения источников бета-излучения БИС-МНА-1, обозначенное в административным органом как хранилище ИИИ, не является объектом использования атомной энергии.

В соответствии с п. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Доказательств обратного административным органом не представлено.

Согласно ч.2  ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При указанных обстоятельствах требования заявителя в части признания недействительными п. 2,3,6 предписания ЦМТУ Ростехнадзора от 11.11.2015 № 23-190/01 подлежат удовлетворению.

В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь ст.75,110,167-170,176, 198-201 АПК, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительными п. 2,3,6 предписания ЦМТУ Ростехнадзора от 11.11.2015 № 23-190/01

В удовлетворении заявления о признании недействительными п. 1,4,5,7 предписания ЦМТУ Ростехнадзора от 11.11.2015 № 23-190/01 – отказать.

Проверено на соответствие действующему законодательству.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме) в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                                В.Д.Поздняков