ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-145713/20-11-1100 от 13.01.2021 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва

20.01.2021

Дело № А40-145713/20-11-1100

Резолютивная часть решения объявлена 13.01.2021

Полный текст решения изготовлен 20.01.2021

Судья  Дружинина В. Г. (единолично)  

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Ахматхановой М.Б.

рассмотрев дело по заявлению

ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ХАВСКАЯ-24" (115419, МОСКВА ГОРОД, УЛИЦА ОРДЖОНИКИДЗЕ, ДОМ 11, СТРОЕНИЕ 11, ЭТ 2 ПОМ IV КОМ 3 (ОФ.203), ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 08.10.2014, ИНН: <***>)

к УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ (115191, МОСКВА ГОРОД, УЛИЦА ТУЛЬСКАЯ Б., 15, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 03.11.2009, ИНН: <***>)

ДЕПАРТАМЕНТУ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ (123112, МОСКВА ГОРОД, ПРОЕЗД КРАСНОГВАРДЕЙСКИЙ 1-Й, ДОМ 21, СТРОЕНИЕ 1, , ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 08.02.2003, ИНН: <***>)

об установлении факта, имеющего юридическое значение

в заседании приняли участие:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 28.05.2020, паспорт 

от заинтересованного лица 1): ФИО2 по доверенности №Д-42/2019 от 30.12.2019

от заинтересованного лица 2): ФИО3 по доверенности №33-Д-1231/20 от 08.12.2020, удостоверение,

УСТАНОВИЛ:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ХАВСКАЯ-24" обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ, ДЕПАРТАМЕНТУ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ об установлении факта, имеющего юридическое значение о фактическом отсутствии (Сносе) линейного сооружения: 77:05:0001007:4355 по ул. Хавская, д.24, стр. 3 телефонной канализации.

Заявитель поддержал требование.

Заинтересованные лица возражали против удовлетворения заявленного требования.

Суд, исследовав материалы дела считает, что заявление подлежит оставлению без рассмотрения, в связи со следующим.

Как установлено судом и следует из представленных доказательств, Между Департаментом имущества г. Москвы (Заинтересованное лицо 2) и ООО "Хавская-24" (Заявитель) заключен договор аренды от 18.02.2013 №М-05-040637. предметом которого является земельный участок, площадью 3 866 кв.м. из состава земель населенных пунктов, кадастровый номер 77:05:0001007:20, имеющий адресный ориентир: <...>, предоставляемый в пользование на условиях аренды для целей эксплуатации здания ломбарда (п. 1.1).

Распоряжением Правительства Москвы от 10.10.2018 № 33873, в редакции Распоряжения Правительства Москвы от 19.12.2018 № 44246 изменена цель предоставления земельного участка - для целей размещения объекта капитального строительства в соответствии с Градостроительным планом земельного участка, а именно: объекты размещения жилых и нежилых помещений, инженерного оборудования многоквартирных жилых домов, объекты размещения помещений и технических устройств подземных гаражей, стоянок, объекты размещения учреждений кружковой деятельности и учреждений для организации досуговой работы с населением по месту жительства в т.ч. детского творчества.

На основании выше изложенного ООО «Хавская-24» является застройщиком земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001007:20, расположенного по адресу: <...>. и в соответствии с разрешением на строительство от 04.03.2019г N77 -126000-018140-2019 осуществляет строительство Многоквартирного жилого дома с подземной автостоянкой. Согласно выписке, из ЕГРН линейное сооружение с кадастровым номером: 77:05:0001007:4355 находится в границах земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001007:20. Проектной документацией определен график производства работ по объекту капитального строительства Многоквартирный жилой дом с подземной автостоянкой, завершение строительства указанного объекта назначено на четвертый квартал 2020г.

Таким образом сохранение не актуальных сведений об объекте недвижимости линейное сооружение: 77:05:0001007:4355 по ул. Хавская, д.24, стр. 3 телефонная канализация, препятствует нормальной хозяйственной деятельности общества и ставит под угрозу своевременность ввода объекта капитального строительства Многоквартирный жилой дом с подземной автостоянкой, что в свою очередь повлечет нарушение прав Истца являющегося застройщиком земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001007:20, и нарушение прав 74 семей рассчитывающих на своевременную сдачу объекта.

По смыслу п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 №10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, при отсутствии спора о праве защита права может быть осуществлена путем предъявления иска об установлении факта, имеющего юридическое значение.

Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает основополагающие принципы осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество, одними из которых являются принципы публичности и достоверности, то есть бесспорности зарегистрированных в реестре прав, отсутствия сомнений в наличии у объекта, на который осуществлена регистрация прав, признаков недвижимости. Как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, основанных на положениях статей 8, 17, 19, 35, 40 и 46 Конституции Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 26.05.2011 № 10-П, от 10.11.2016 № 23-П; определениях от 05.07.2001 № 132-0 и № 154-0, от 29.01.2015 № 216-0 законодательное закрепление необходимости государственной регистрации права на недвижимое имущество, являющейся доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке, свидетельствует о признании со стороны государства публично-правового интереса в установлении принадлежности недвижимого имущества конкретному лицу, чем обеспечивается защита прав других лиц, стабильность гражданского оборота и предсказуемость его развития.

Учитывая изложенное, обеспечение принципа достоверности сведений ЕГРН, закрепленного в части 1 статьи 7 Закона № 218-ФЗ, является необходимым условием не только стабильности, но и самой возможности оборота недвижимости как особой категории вещей. Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса). Между тем осуществление государственной регистрации прав на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

В настоящее время действующим законодательством не предусмотрено снятие с государственного кадастрового учета объекта капитального строительства на основании заявления собственника земельного участка.

В соответствии с частью 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества, при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Согласно ч.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним.

Из системного толкования приведенных выше норм следует что исключение из ГКН (раздела ЕГРН) записи об объекте недвижимости возможно заинтересованным лицом (Истец), чьи права нарушаются этой записью только в судебном порядке.

В соответствии с Актом обследования №Б/Н от 25.07.2020г. подготовленным кадастровым инженером ФИО4, объект линейное сооружение: 77:05:0001007:4355 по ул. Хавская, д.24, стр. 3 телефонная канализация снесен и фактически не существует. Сведения о собственнике данного объекта в ЕГРН не зарегистрированы. В случае, если объект недвижимости прекратил существование в кадастр недвижимости вносятся сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление) представило возражение в соответствии с которым сообщил суду следующее.

Требование истца указать в судебном решении, что решение суда является основанием для исключения сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) несостоятельно, в связи со следующим.

В соответствии с ч.6 ст.7 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о недвижимости) сведения, содержащиеся в ЕГРН, подлежат постоянному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются. В случае изменения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, ранее внесенные сведения сохраняются.

Пунктом 17 Приказа Минэкономразвития России от 16.12.2015 №943 «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости» предусмотрено, что при присвоении сведениям, записям ЕГРН статусов "погашенные" или "архивные" такие сведения, записи не исключаются из кадастра недвижимости и реестра прав на недвижимость и доступны для работы с ними, в том числе для выдачи в установленном порядке сведений, содержащихся в таких записях ЕГРН.

Исходя из вышеприведённых норм, сведения, содержащиеся в реестрах ЕГРН, указанных в ч.2 ст.7 Закона о недвижимости подлежат учёту и постоянному хранению в системе ЕГРН.

В силу ч.3 ст.1 Закона о недвижимости государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

В соответствии с ч.4 ст.69 Закона о недвижимости технический учёт или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, учтён объект недвижимости (сооружение - телефонная канализация) с кадастровым номером 77:05:0001007:4355 по адресу: <...>.

Согласно ч.1 ст.69 Закона о недвижимости права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.

Ввиду того, что объект недвижимости с кадастровым номером 77:05:0001007:4355, создан до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, может находиться в собственности лица, которое не воспользовалось своим правом и не обратилось в регистрирующий орган за государственной регистрацией ранее возникшего права.

В соответствии с ч.1 ст.23 Закона о недвижимости акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения, в частности, сооружения с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования сооружения в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости.

Согласно п.7 ч.2 ст. 14 Закона о недвижимости основанием для снятия с государственного кадастрового учёта объекта недвижимого имущества является акт обследования, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.

Порядок сноса объектов капитального строительства регламентирован главой 6.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ).

Снос объекта капитального строительства осуществляется в соответствии со статьями 55.30 и 55.31 (ГрК РФ).

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, ООО «Хавская-24» обращалось в орган регистрации прав с заявлением от 04.08.2020 №КУВД-001/2020-10521447 о снятии с государственного кадастрового учёта и прекращения права в отношении объект недвижимости с кадастровым номером 77:05:0001007:4355 по адресу: <...>.

Органом регистрации прав принято решение об отказе в учётно-регистрационных действий по заявлению от 04.08.2020 №КУВД-001/2020-10521447, поскольку обратилось не надлежащее лицо, а также в представленном акте обследования от 25.07.2020 отсутствуют в составе Приложения документы, предусмотренные статьями 55.30 и 55.31 ГрК РФ, что не соответствует требованиям к подготовке акта обследования, утверждённым приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 ноября 2015 г. №861.

Доводы заявителя о снятии с кадастрового учёта объекта недвижимости с кадастровым номером 77:05:0001007:4355, фактически прекратившего своё существование не опровергают о необходимости соблюдения правовых норм ГрК РФ порядка сноса объектов капитального строительства.

Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 N 87 (далее - Положение) снос (демонтаж) объекта или части объекта капитального строительства рассматривается в качестве отдельного этапа строительства (пункты 1, 8, 10 Положения), в отношении которого выполняется "Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства", состав и требования к которому предусмотрены пунктом 24 Положения.

Проектная документация, содержащая информацию о сносе объекта капитального строительства, подлежит, обязательной государственной экспертизе (пункт 2 части 1 статьи 39 Федерального закона от 30.12.2009 Ю84-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").

С учётом изложенного, осуществление самовольного сноса объекта недвижимости без получения предварительного согласования уполномоченного органа на проведение таких работ не допускается, поскольку указанными действиями заявитель нарушает требования действующего законодательства по обеспечению безопасности зданий и сооружений на стадиях проектирования, строительства, эксплуатации и сноса.

Согласно п.2.1 ч.2 ст. 15 Закона о недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учёта без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника земельного участка, на котором было расположено прекратившие существование сооружение, в связи с прекращением существования такого объекта недвижимости, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, если такой объект недвижимости не имел собственника.

Таким образом, если такие объекты недвижимости расположенные на земельном участке, не имели собственника, снятие с государственного кадастрового учёта может быть осуществлено на основании заявления собственника земельного участка.

Также отмечено, что согласно ст.5 Федеральным законом от 30.12.2020 N518-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (вступают в силу с 29.06.2021) внесены изменения в Закон о недвижимости: дополнить статьёй 69.1 следующего содержания: Статья 69.1. Выявление правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости п.8 В случае, если ранее учтенным объектом недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, прекратившие свое существование, уполномоченный орган обязан обратиться в орган регистрации прав с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости. При этом подготовка и представление в орган регистрации прав акта обследования не требуется, снятие с государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости осуществляется на основании заявления уполномоченного органа с приложением акта осмотра такого объекта недвижимости. Не позднее чем за тридцать дней до подачи указанного заявления уполномоченный орган обязан уведомить об этом лицо, выявленное в качестве правообладателя такого объекта недвижимости, способами, указанными в пункте 2 части 9 настоящей статьи».

В соответствии с п.п.2, 3 ч.1 ст.220 АПК РФ в заявлении должны быть также указаны:

2) нормы закона, предусматривающего, что данный факт порождает юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) обоснование необходимости установления данного факта;

В соответствии с ч.3 ст. 221 АПК РФ при рассмотрении дела об установлении факта, имеющего юридическое значение, арбитражный суд в судебном заседании проверяет, не предусмотрен ли законом или иным нормативным правовым актом иной внесудебный порядок установления данного факта, имелась ли у заявителя другая возможность получить или восстановить необходимые документы, устанавливает, порождает ли данный факт юридически значимые последствия для заявителя в связи с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности, выясняет, не затрагивает ли права других лиц установление требуемого факта, не возник ли спор о праве.

В соответствии с части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Заявителем не представлено доказательств и не указано, со ссылками на статьи закона и иные нормативные правовые акты, что установление настоящего факта позволит аннулировать запись в ЕГРН в отношении ООО «Прогресс» и его правопреемника.

Указанные в заявлении ссылки на ФЗ «Об инвестиционной деятельности», ФЗ «Об инвестиционных фондах» не обосновывают, что установление спорного факта порождает юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявляя об установлении факта, заявитель ссылается на невозможность аннулирования записи в ЕГРН в отношении ООО «Прогресс» и его правопреемника, то есть обоснование необходимости установления данного факта (п. 3 ч. 1 ст. 220 АПК РФ) сводится к попытке признать вещное право.

Из материалов дела и текста заявления об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом, явствует, что заявитель просит установить факт принадлежности ему объектов недвижимого имущества.  

Другими словами, заявитель просит признать право собственности на недвижимое имущество, а не об установлении юридического факта. Однако, требование о признании права, в том числе, права хозяйственного ведения на недвижимое имущество подлежит рассмотрению в порядке искового производства в соответствии со ст. 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и истец не лишен возможности обратиться в суд с указанным требованием.

Данная правовая позиция согласуется с рекомендациями, данными в п. п. 5, 7 Информационного письма Президиума ВАС от 17.02.2004 года N 76 "Об обзоре практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение".

Таким образом, заявление подлежит оставлению без рассмотрения. 

Расходы по госпошлине подлежат распределению в порядке ст. 110 АПК РФ.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 4, 64, 65, 66, 71, 101, 102, 110, 167-171, 180-182, 220, 221 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требование ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ХАВСКАЯ-24" об установлении факта, имеющего юридическое значение о фактическом отсутствии (Сносе) линейного сооружения: 77:05:0001007:4355 по ул. Хавская, д.24, стр. 3 телефонной канализации оставить без рассмотрения.

Возвратить ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ХАВСКАЯ-24" (115419, МОСКВА ГОРОД, УЛИЦА ОРДЖОНИКИДЗЕ, ДОМ 11, СТРОЕНИЕ 11, ЭТ 2 ПОМ IV КОМ 3 (ОФ.203), ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 08.10.2014, ИНН: <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 руб. (три тысячи рублей 00 копеек), уплаченную по платежному поручению № 347 от 14.08.2020 г.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья                                                                                       В. Г. Дружинина

Судья:

В.Г. Дружинина