Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
28. 12. 2020 года. Дело № А40-146701/20-43-1126
Резолютивная часть решения объявлена 21. 12. 2020 года.
Решение изготовлено в полном объеме 28. 12. 2020 года.
Судья Арбитражного суда г. Москвы Романов О.В., единолично,
протокол судебного заседания вёл помощник судьи Гусейнова К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>)
к ФГУП " ГВСУ по специальным объектам " (ОГРН <***>)
о взыскании 31 897 973 руб. 46 коп. – неустойки,
с участием представителей: от истца – ФИО1, доверенность 77 А Г 1602611 от 27.12.2019 г., от ответчика – ФИО2, доверенность № 500 от 22.11.2019 г.
Изучив имеющиеся в деле документы, заслушав представителей, арбитражный суд
У С Т А Н О В И Л :
Иск заявлен о взыскании 31 897 973 руб. 46 коп. – неустойки, на основании статьи 309, 310 ГК РФ.
Истец направил в судебное заседание представителя, который поддержал предъявленный иск, повторив доводы, изложенные в исковом заявлении и в объяснениях правовой позиции по доводам ответчика, заявив возражения против удовлетворения ходатайства ответчика о применении судом ст. 333 ГК РФ; представил истребованные судом документы не в полном объеме, предъявил подлинники документов, имеющихся в деле в виде копий; не заявил о том, что располагает какими-либо иными, кроме имеющихся в материалах дела, документами, подтверждающими предъявленный иск, кроме имеющихся в деле; не возражал против рассмотрения спора по существу в данном судебном заседании; каких-либо ходатайств не заявил.
Ответчик направил представителя в судебное заседание, который иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление и в письменных объяснениях, заявив, в том числе, о пропуске истцом срока исковой давности по части требований и ходатайство о применении судом ст. 333 ГК РФ; истребованные судом документы, опровергающие, по его мнению, иск предъявил; расчет истца оспорил по основаниям изложенным в отзыве; не заявил о том, что располагает какими-либо иными документами, опровергающими иск, кроме имеющихся в материалах дела; не возражал против рассмотрения дела по существу в данном судебном заседании по имеющимся в деле документам; каких-либо иных ходатайств не заявил.
Ходатайство ответчика о применении судом ст. 333 ГК РФ, отклонив возражения истца, принимая во внимание имеющиеся в деле документы и обстоятельства дела, по мнению суда, в соответствии с правовой позицией изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 7 от 24.03.2016 г. (в редакции от 07.02.2017 г.), следует удовлетворить, уменьшить размер подлежащей взысканию неустойки до 1 882 786 руб. 51 коп.
Суд, с учетом изложенных истцом и ответчиком обстоятельств и доводов, в соответствии с имеющимися в материалах дела документами, пришел к следующим выводам и считает установленными следующие обстоятельства:
Между Министерством обороны Российской Федерации (Государственный заказчик) и ФГУП «ГВСУ по специальным объектам» (Генподрядчик) заключен государственный контракт от 27.04.2017 № 1718187375112554164000000 на выполнение полного комплекса работ по строительству подъездного железнодорожного пути на аэродроме Чкаловск (шифр объекта - КОР/4-13/ЖД).
Согласно пункту 2.1. Контракта Генподрядчик осуществляет работы по обследованиям для подготовки проектной документации, разработку проектной и рабочей документации, строительно-монтажные работы в соответствии с условиями Контракта, в том числе раздела 23 Контракта, ведение авторского надзора и работы (услуги), необходимые для ввода в эксплуатацию объекта в соответствии с условиями контракта (возведение объекта «под ключ») (далее - работы).
Пунктом 5.2 Контракта установлены сроки выполнения работ: обследования - 03.05.2017; разработка проектной документации, градостроительной документации -15.05.2017; получение положительного заключения Государственной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации -17.06.2017;
В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, то есть 19.06.2017. разработка рабочей документации - 20.06.2017; выполнение строительно-монтажных работ - 01.08.2017. Дата подписания итогового акта приемки выполненных работ -15.02.2018.
В указанные сроки Генподрядчиком работы не выполнены и Государственному заказчику не сданы.
Согласно пункту 18.4 Контракта, в случае нарушения сроков выполнения этапов Работ, предусмотренных Контрактом, Государственный заказчик вправе потребовать уплаты неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки Генподрядчиком исполнения данного обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по Контракту. Размер такой неустойки (пени) устанавливается в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. № 10421, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
Цена Контракта составляет 98 501 647,00 руб. (пункт 3.1 Контракта).
Расчет неустойки за нарушение сроков выполнения этапов Работ, предусмотренных Контрактом, складывается из следующих показателей: (цена Контракта - стоимость фактически выполненных работ) х 1/300 х размер ставки рефинансирования (ключевой ставки), установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени х количество дней просрочки.
Просрочка исполнения этапа работ (обследования) с 04.05.2017 по 15.05.2017 составляет 12 дней.
Размер неустойки за просрочку исполнения этапа работ (обследования) составляет: (98 501 647,00 руб. - 0) х 1/300 х 9,25% х 12 дней (с 04.05.2017 по 15.05.2017) = 364 456,09 руб.
Просрочка исполнения этапа работ (разработка проектной документации, градостроительной документации) с 16.05.2017 по 19.06.2017 составляет 35 дней.
Размер неустойки за просрочку исполнения этапа работ (разработка проектной документации, градостроительной документации) составляет: (98 501 647,00 руб. - 0) х 1/300 х 9,25% х 34 дня (с 16.05.2017 по 18.06.2017) = 1 032 625,60 руб. (98 501647,00 руб. - 0) х 1/300 х 9% х 1 день (с 19.06.2017 по 19.06.2017) = 29 550,50 руб.
Сумма неустойки за просрочку исполнения этапа работ (разработка проектной документации, градостроительной документации) составляет: 1 032 625,60 руб. + 29 550,50 руб. = 1 062 176,10 руб.
Просрочка исполнения этапа работ (получение положительного заключения Государственной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации) с 20.06.2017 по 20.06.2017 составляет 1 день.
Размер неустойки за просрочку исполнения этапа работ (получение положительного заключения Государственной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации) составляет: (98 501647,00 руб. - 0) х 1/300 х 9% х 1 день (с 20.06.2017 по 20.06.2017) = 29 550,49 руб.
Просрочка исполнения этапа работ (разработка рабочей документации) с 21.06.2017 по 01.08.2017 составляет 42 дня.
Размер неустойки за просрочку исполнения этапа работ (разработка рабочей документации) составляет: (98 501647,00 руб. - 0) х 1/300 х 9% х 42 дня (с 21.06.2017 по 01.08.2017) = 1 241120,75 руб.
Просрочка исполнения этапа работ (выполнение строительно-монтажных работ) с 02.08.2017 по 15.02.2018 составляет 198-дней
Размер неустойки за просрочку исполнения этапа работ (выполнение строительно- монтажных работ) составляет: (98 501 647,00 руб. - 0) х 1/300 х 9% х 47 дней (с 02.08.2017 по 17.09.2017) = 1 388 873,22 руб. (98 501 647,00 руб. - 0) х 1/300 х 8,5% х 32 дня (с 18.09.2017 по 19.10.2017) = 893 081,60 руб.
19.10.2017 Генподрядчиком выполнены работы на сумму 26 491173,40 руб. (формы КС-2, КС-3 от 19.10.2017) (98 501 647,00 руб. - 26 491173,40 руб.) х 1/300 х 8,5% х 10 дней- (с 20.10.2017 по 29.10.2017) = 20 402 967,52 руб. (98 501 647,00 руб. - 26 491173,40 руб.) х 1/300 х 8,25% х 49 дней (с 30.10.2017 по 17.12.2017) = 970 341,13 руб. (98 501 647,00 руб. - 26 491173,40 руб.) х 1/300 х 7,75% х 56 дней (с 18.12.2017 по 11.02,2018) = 1 041 751,52 руб. (98 501 647,00 руб. - 26 491173,40 руб.) х 1/300 х 7,5% х 4 дня (с 12.02.2018 по 15.02.2018) = 72 010,47 руб.
Сумма неустойки за просрочку исполнения этапа работ (выполнение строительно-монтажных работ) составляет: 1 388 873,22 руб. + 893 081,60 руб. + 20 402 967,52 руб. + 970 341,13 руб. + 1 041 751,52 руб. + 72 010,47 руб.= 24 769 025,46 руб.
Согласно пунктам 1.1.17, 13.12 Контракта выполнение всех обязательств Генподрядчиком подтверждается итоговым актом приемки выполненных работ.
По состоянию на 25.10.2018 обязательства по Контракту Генподрядчиком не исполнены, как следствие итоговый акт приемки выполненных работ не подписан.
Согласно пункту 18.3 Контракта в случае просрочки исполнения Генподрядчиком своих обязательств, предусмотренных Контрактом, Государственный заказчик вправе потребовать уплаты неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по Контракту. Размер такой неустойки (пени) устанавливается в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. № 1042, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
Расчет неустойки за просрочку исполнения обязательств по Контракту складывается из следующих показателей: (цена Контракта - стоимость фактически выполненных работ) х 1/300 х размер ставки рефинансирования (ключевой ставки), установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени х количество дней просрочки.
Просрочка исполнения обязательств по Контракту с 16.02.2017 по 25.10.2018 составляет 252 дня.
Размер неустойки за просрочку исполнения обязательств составляет: (98 501 647,00 руб. - 26 491173,40 руб.) х 1/300 х 7,5% х 38 дней (с 16.02.2018 по 25.03.2018) = 684 099,50 руб. (98 501 647,00 руб. - 26 491173,40 руб.) х 1/300 х 7,25% х 175 дней (с 26.03.2018 по 16.09.2018) = 3 045 442,95 руб. (98 501 647,00 руб. - 26 491173,40 руб.) х 1/300 х 7,5% х 39 дней (с 17.09.2018 по 25.10.2018) = 702 102,12 руб.
Сумма неустойки за просрочку исполнения обязательств составляет: 684 099,50 руб. + 3 045 442,95 руб. + 702 102,12 руб.= 4 431 644,57 руб.
Общий размер неустойки по государственному контракту от 27.04.2017 № 1718187375112554164000000 складывается из суммы неустойки за нарушение сроков выполнения этапов работ, предусмотренных Контрактом (п. 18.4 Контракта) и неустойки за просрочку исполнения Генподрядчиком своих обязательств, предусмотренных Контрактом (п. 18.3 Контракта) и составляет: 364 456,09 руб. + 1 062 176,10 руб. + 29 550,49 руб. + 1 241120,75 руб. + 24 769 025,46 руб. + 4 431 644,57 руб. = 31 897 973,46 руб.
Доводы Ответчика рассмотрены и отклонены судом как необоснованные.
Относительно предоставления исходных данных.
В отзыве на исковое заявление Ответчик ссылается на то, что исходные данные ему были переданы поздно - письмом от 17.04.2017 № 18/745.
Вместе с тем, согласно пункту 7.1.10 Контракта необходимые для выполнения проектно-изыскательских работ исходные данные должны быть переданы Генподрядчику до начала проектно-изыскательских работ.
В соответствии с пунктом 2.5 Контракта в целях обеспечения выполнения работ, осуществления контроля и надзора за производством строительных работ исполнение части функций Государственного заказчика, определенных в разделе 7 Контракта, за исключением обязанности по финансированию и оплате работ, возложено на федеральное казенное предприятие «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации» (далее - Заказчик).
Задание на проектирование утверждено Государственным заказчиком 15.02.2017, требуемые для производства проектно-изыскательских работ исходные данные направлены Заказчиком (ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России») в адрес Генподрядчика письмом от 17.04.2017 № 18/745, то есть до заключения Контракта, что свидетельствует, о несостоятельности доводов Ответчика.
Относительно передачи строительной площадки.
Ответчик утверждает, что в установленный Контрактом срок Истец строительную площадку ему не передал.
Между тем, в соответствии с пунктом 7.1.11 Контракта строительная площадка подлежит передаче Генподрядчику до начала производства строительно-монтажных работ.
В соответствии с пунктом 5.2 Контракта строительно-монтажные работы должны выполняться после окончания этапа работ «разработка рабочей документации», то есть с 21.06.2017.
Акт приема-передачи строительной площадки направлен Заказчиком для подписания в адрес Генподрядчика письмом от 13.04.2017 № 18/725, то есть до начала срока выполнения строительно-монтажных работ.
Подписанный акт приема-передачи строительной площадки представлен Генподрядчиком письмом от 20.07.2017 № 38/5023.
При этом, согласно пункту 7.1.12 Контракта при отсутствии подписанного акта передачи строительной площадки фактическое использование Генподрядчиком с согласия Заказчика строительной площадки является ее приемкой Генподрядчиком для производства работ.
В соответствии с актом о приемке выполненных работ (форма № КС-2) от 19.10.2017 № 1 ведение строительно-монтажных работ по Контракту начато с 16.06.2017.
Следовательно, Генподрядчик фактически начал использовать строительную площадку до оформления ее передачи соответствующим актом, что в силу пункта 7.1.12 Контракта является приемкой строительной площадки Генподрядчиком с 16.06.2017.
Таким образом, доводы Ответчика о наличии у него препятствий выполнению работ, связанных с передачей строительной площадки, являются необоснованными.
О проектной документации.
В отзыве Ответчика на исковое заявление указано, что по причине позднего предоставления исходных данных Генподрядчик не смог своевременно приступить к работам, в связи с чем проектная документация направлена Генподрядчиком в адрес Заказчика письмом от 06.06.2017 №38/3800.
Доводы Ответчика, касающиеся предоставления исходных данных, являются несостоятельными по причинам, изложенным выше.
Относительно письма Генподрядчика от 06.06.2017 № 38/3800 необходимо отметить следующее.
В силу пункта 8.2.13 Контракта Генподрядчик обязан передавать Заказчику документацию в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 (далее - Положение № 87), нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), требованиями строительных регламентов и СНиП, условиями Контракта.
Согласно пункту 28 Положения № 87, разделом 11 проектной документации на объекты капитального строительства является смета.
Тем самым, руководствуясь требованиями пункта 28 Положения № 87 и пункта 8.2.13 Контракта, Генподрядчик обязан в составе проектной документации разработать сметную документацию, что также подтверждается подпунктами 2.19, 3.6 пункта 23.2 Контракта.
Однако, из прилагаемого к указанному письму Генподрядчика акта приема-передачи от 06.06.2017 № 1 следует, что сметная документация Генподрядчиком не представлена.
Таким образом, доказательства разработки проектной документации в полном объеме в материалах дела отсутствуют, письмо Генподрядчика от 06.06.2017 № 38/3800 с прилагаемым актом таким доказательством не является.
О положительном заключении государственной экспертизы проектной документации.
Ответчик утверждает об отсутствии у Истца правовых оснований для привлечения Ответчика к имущественной ответственности за несвоевременное получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
Однако, согласно пунктам 2.1, 5.2 Контракта получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации является одним из этапов работ, обязанность выполнения которого возложена именно на Генпроектировщика.
Согласно пункту 3.3.8 Контракта стоимость прохождения государственной экспертизы входит в цену Контракта.
При этом, получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации невозможно без выполнения Генподрядчиком работ по разработке градостроительной и проектной документации.
В соответствии с подпунктом 3.6 пункта 23.2 Контракта полным составом проектной документации является комплект документации, позволяющий получить положительное заключение государственной экспертизы по объекту и разрешение на строительство.
Проектная документация (без сметы) направлена Генподрядчиком в адрес Заказчика письмом от 06.06.2017 № 38/3800 после истечения срока разработки проектной документации по Контракту (15.05.2017).
Проектная документация направлена Заказчиком в органы государственной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации письмом от 19.06.2017 № 18/1217, то есть в разумные сроки после получения от Генподрядчика.
Положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (без сметы) № 77-1-4-0206-17 получено 18.09.2017.
При таких обстоятельствах нарушение установленного Контрактом срока получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации является результатом ненадлежащего исполнения Генподрядчиком принятых по Контракту обязательств по выполнению проектных работ.
О рабочей документации.
Из отзыва Ответчика на исковое заявление следует, что нарушение срока разработки рабочей документации связано с внесением изменений в проектную документацию в соответствии с письмом Заказчика от 14.08.2017 № 18/1630.
Однако, указанное письмо Заказчика о внесении изменений в проектную документацию в связи с получением изменений в ранее выданные технические условия от ОАО «РЖД» «Калининградская железная дорога» было направлено Генподрядчику, когда проектная документация уже рассматривалась в органах государственной экспертизы.
При этом, из раздела 4 положительного заключения государственной экспертизы проектной документации № 77-1-4-0206-17 от 18.09.2017 следует, что в процессе экспертизы проектная документация была дополнена: по общим вопросам (проектом планировки территории и проектом межевания территории, альбомом «Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», альбомом «Мероприятия по противодействию террористическим атакам», проектными решениями по оборудованию сливо-наливной эстакады и т.п.); по водопотреблению и водоотведению (расчетным расходом дождевых стоков и т.д.); по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований (проектом санитарно-защитной зоны железнодорожного пути на аэродроме Чкаловск); а также другими многочисленными уточнениями и дополнениями, касающимися электроснабжения, сети связи, проекта организации строительства.
Тем самым длительность получения положительного заключения государственной экспертизы напрямую зависит от качества, полноты и своевременности разработки Генподрядчиком проектной документации.
При наличии такого большого количества уточнений и дополнений в проектную документацию, представленных Генподрядчиком в процессе ее экспертизы, доказательств, что именно письмо Заказчика от 04.08.2017 № 18/1630 повлияло на срок рассмотрения проектной документации в органах государственной экспертизы, Ответчиком в материалы дела не представлено.
Таким образом, причиной нарушения срока разработки рабочей документации является допущенная Генподрядчиком просрочка при разработке проектной документации, а также ее низкое качество, потребовавшее представление в органы государственной экспертизы многочисленных дополнительных материалов.
О начислении неустойки на общую цену Контракта.
Ответчик в отзыве на исковое заявление возражает относительно начисления неустойки на общую цену Контракта.
Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В силу пункта 4 статьи 421, пункта 1 статьи 422 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Поскольку согласно статье 768 ГК РФ к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной ГК РФ, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд, то условия государственного контракта должны соответствовать обязательным требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Частью 7 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в редакции, действовавшей в момент заключения Контракта) установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В момент заключения Контракта действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее - Постановление № 1063) (утратило силу на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063» (далее -Постановление № 1042)).
Согласно пункту 6 Правил определения ... размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением № 1063, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле.
В соответствии с пунктом 10 Правил определения ... размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением № 1042, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Условия об ответственности Генподрядчика сформулированы в пунктах 18.3, 18.4 Контракта с учетом требований приведенных выше нормативных правовых актов.
Согласно пункту 18.3 Контракта в случае просрочки исполнения Генподрядчиком своих обязательств, предусмотренных Контрактом, Государственный заказчик вправе потребовать уплаты неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки Генподрядчиком исполнения данного обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по контракту. Размер такой неустойки (пени) устанавливается в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
Пунктом 18.4 Контракта, предусмотрено, что в случае нарушения сроков выполнения этапов работ, предусмотренных Контрактом, Государственный заказчик вправе потребовать уплаты неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки Генподрядчиком исполнения данного обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по контракту. Размер такой неустойки (пени) устанавливается в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
Исковые требования о взыскании неустойки в соответствии с пунктами 18.3, 18.4 Контракта заявлены с учетом того, что Постановление № 1063 утратило силу в связи с принятием Постановления № 1042.
Также следует принять во внимание, что стоимость этапов работ Контрактом не определена.
Согласно пункту 1.1.37 Контракта под этапом работ понимается оговоренный сторонами объем работ для целей промежуточного контроля за исполнением сроков производства работ без выделения стоимости этих работ из общей стоимости Контракта.
В силу пункта 4.26 Контракта в приложении № 3 к Контракту содержится расчет и обоснование цены Контракта с указанием и обоснованием применяемого метода расчета цены Контракта.
В соответствии с приложением № 3 к Контракту цена Контракта определена на основании расчета цены, подготовленного с применением совокупности проектно-сметного, затратного методов и метода анализа рынка определения цены Контракта.
То есть, указанные в приложении № 3 к Контракту наименования (СМР, оборудование, ПИР, прочие) являются наименованиями статей затрат Государственного заказчика, принятых сводно-сметным расчетом цены Контракта.
При этом, наименования статей затрат (СМР, оборудование, ПИР, прочие) не совпадают с этапами работ, указанными в пункте 5.2 Контракта.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что стоимость этапов работ в приложении № 3 к Контракту не установлена.
Таким образом, расчет неустойки в соответствии с пунктами 18.3, 18.4 Контракта, содержащими условия, определенные с учетом императивных норм, на законных основаниях должен производиться именно исходя из цены Контракта.
О контррасчете неустойки.
С представленным Ответчиком контррасчетом согласиться невозможно.
Так, при расчете неустойки по этапу «выполнение строительно-монтажных работ» Ответчиком в качестве стоимости данного этапа указана стоимость СМР в размере 82 203 399,00 руб., указанная в приложении № 3 к Контракту.
Однако, во-первых, как указано выше, стоимость этапов работ Контрактом не определена.
Во-вторых, при использованном Ответчиком способе расчета в стоимость этапа «выполнение строительно-монтажных работ» необоснованно не включена указанная в приложении № 3 к Контракту стоимость оборудования в размере 11 061 604,00 руб.
Согласно пункту 8.2.21 Контракта Генподрядчик обязан выполнить строительно-монтажные работы по Контракту в соответствии с проектной и рабочей документациями, условиями Контракта и требованиями нормативных документов в области строительства.
В силу пункта 8.2.28 Контракта Генподрядчик обязан обеспечить производство строительно-монтажных работ на объекте необходимыми материалами, изделиями и конструкциями, строительной техникой, трудовыми ресурсами и оборудованием.
При этом под оборудованием, согласно пункту 1.1.22 Контракта, понимаются все виды оборудования (включая комплектующие, расходные материалы), необходимого для функционирования объекта, в соответствии с предназначением объекта, указанного в проектной документации, а также в положениях действующих в Российской Федерации нормативных документов и правил.
В соответствии с подпунктом 2.20 пункта 23.2 Контракта Генподрядчик обязан выполнить поставку и монтаж необходимого для осуществления строительно-монтажных работ инженерного оборудования, конструкций и материалов.
Согласно пункту 13.4 Контракта Генподрядчик передает Заказчику за 10 дней до начала приемки законченного строительством объекта документы, согласно перечню документов, указанных в разделе 24 Контракта, с письменным подтверждением соответствия переданной документации фактически выполненным работам.
Пунктами 24.5, 24.7, 24.16, соответственно, предусмотрено представление Генподрядчиком Заказчику по завершении строительно-монтажных работ ведомости передаваемого и смонтированного оборудования, актов индивидуальных испытаний и комплексного опробования смонтированного оборудования, технических паспортов на установленное оборудование, поставляемое Генподрядчиком.
Тем самым, выполнение строительно-монтажных работ невозможно без поставки и монтажа оборудования, в связи с чем стоимость оборудования в размере 11 061 604,00 руб. фактически входит в общую стоимость этапа «выполнение строительно-монтажных работ».
Таким образом, неустойка по этапу «выполнение строительно-монтажных работ» должна рассчитываться от стоимости данного этапа, которая фактически составляет: 82 203 399,00 руб. (СМР) + 11 061 604,00 руб. (оборудование) = 93 265 003,00 руб.
Применяя использованную Ответчиком формулу расчета, неустойка по этапу «выполнение строительно-монтажных работ» должна составить не менее чем: (93 265 003,00 руб. (фактическая стоимость этапа) - 26 491 173,40 руб. (стоимость выполненных работ)) х 198 (количество дней просрочки с 02.08.2017 по 15.02.2018) х 1/300 х 4,25% = 1 873 005,92руб.
Кроме того, поскольку, по мнению Ответчика, Истцом пропущен срок исковой давности, в частности, в отношении неустойки по этапу «разработка рабочей документации» (с 21.06.2017 по 01.08.2017), то контррасчет неустойки по данному этапу Ответчиком не представлен.
Однако, срок исковой давности, продленный на 30 дней по причине соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора, не может считаться пропущенным за период, начиная с 17.07.2017.
Следовательно, применяя использованную Ответчиком формулу расчета, неустойка по этапу «разработка рабочей документации» должна составить не менее чем: (3 835 521,00 (стоимость ПИР, указанная в приложении № 3 к Контракту) х 18 (количество дней просрочки с 15.07.2017 по 01.08.2017) х х 1/300 х 4,25% = 9 780,59руб.
Общая сумма неустойки по этапам «разработка рабочей документации» и «выполнение строительно-монтажных работ» должна составить не менее чем: 9 780,59 руб. + 1 873 005,92 руб. = 1 882 786,51 руб. (данные объяснения не являются изменением исковых требований).
Учитывая изложенное, представленный Ответчиком контррасчет неустойки является необоснованным.
О взыскании неустойки за просрочку Генподрядчиком своих обязательств по Контракту.
В отзыве на исковое заявление Ответчик возражает относительно взыскания неустойки за просрочку обязательств по Контракту, ссылаясь на то, что, по мнению Ответчика, данная неустойка начислена не за просрочку обязательств, а за нарушение Генподрядчиком срока подписания итогового акта приемки выполненных работ.
Вместе с тем, согласно пункту 2.1 Контракта Генподрядчик выполняет работы в соответствии с условиями Контракта, в том числе раздела 23 Контракта.
В частности, согласно пункту 8.2.54 Контракта Генподрядчик обязан обеспечить техническую инвентаризацию объекта силами специализированной организации.
Согласно пункту 13.10 Контракта Государственный заказчик поручает Генподрядчику осуществить все необходимые мероприятия по технической инвентаризации объекта недвижимости в объеме, достаточном для: предъявления объекта приемочной комиссии; получения в установленном порядке разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; оформления права собственности Российской Федерации на каждый объект капитального строительства, входящий в состав объекта.
Пунктом 13.1.14 Контракта установлено, что изготовление кадастровых паспортов на каждый объект капитального строительства, входящий в состав объекта, входит в состав мероприятий по технической инвентаризации. При изготовлении кадастровых паспортов на каждый объект капитального строительства, входящий в состав объекта, производится инвентарный учет с присвоением в установленном порядке органами технической инвентаризации учетного (инвентарного, условного номера), являющегося достаточным для регистрации права собственности Российской Федерации на каждый объект капитального строительства, входящий в состав объекта.
В соответствии с пунктом 8.2.55 Контракта Генподрядчик обязан зарегистрировать право собственности Российской Федерации на каждый объект капитального строительства, входящий в состав объекта.
Согласно пункту 13.1.15 Контракта Государственный заказчик поручает Генподрядчику осуществить все необходимые фактические и юридические действия, связанные с государственной регистрацией права собственности Российской Федерации на каждый объект капитального строительства, входящий в состав объекта, в федеральном органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Подпунктом 2.20 пункта 23.2 Контракта также подтверждается возложение на Генподрядчика указанных обязанностей, затраты на выполнение которых, в силу пунктов 3.3.16, 3.3.24 Контракта, включены в цену Контракта.
Согласно пункту 13.12 Контракта выполнение всех обязательств Генподрядчиком (за исключением гарантийных), в том числе государственная регистрация права собственности Российской Федерации на каждый объект капитального строительства, входящий в состав объекта, подтверждается итоговым актом приемки выполненных работ, который подписывается Государственным заказчиком, Заказчиком и Генподрядчиком в 4 экземплярах.
При этом, в силу статьи 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Таким образом, подписание итогового акта приемки выполненных работ не является формальностью, а подтверждает завершение выполнения Генподрядчиком всех обязательств по Контракту, включая те работы (услуги), которые ранее Заказчику не сдавались, и срок подписания данного акта, установленный Контрактом, представляет собой окончательный срок выполнения обязательств по Контракту, нарушение которого влечет начисление неустойки, предусмотренной пунктом 18.3 Контракта.
Следовательно, фактическое окончание выполнения Генподрядчиком всех обязательств по Контракту, в том числе обязанностей, связанных с проведением в отношении объекта мероприятий по технической инвентаризации и государственной регистрации права собственности Российской Федерации, определяется датой подписания итогового акта приемки выполненных работ.
Поскольку доказательства выполнения Генподрядчиком всех обязательств по Контракту в материалы дела не представлены, то имеются основания для взыскания с Ответчика неустойки согласно пункту 18.3 Контракта за просрочку исполнения всех обязательств, предусмотренных Контрактом.
Ответчиком заявлено о пропуске Истцом срока исковой давности по требованиям о взыскании неустойки за нарушение сроков выполнения этапов работ «обследования» (с 04.05.2017 по 15.05.2017), «разработка проектной документации, градостроительной документации» (с 16.05.2017 по 19.06.2017), «получение положительного заключения Государственной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации» (с 20.06.2017 по 20.06.2017), «разработка рабочей документации» (с 21.06.2017 по 01.08.2017), поскольку, по мнению Ответчика, Истец обратился в суд 25.08.2020.
Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Пунктом 25 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 43 от 29.09.2015 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» (далее - Постановление № 43) предусмотрено, что срок исковой давности по требованию о взыскании неустойки (статья 330 ГК РФ) или процентов, подлежащих уплате по правилам статьи 395 ГК РФ, исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу, определяемому применительно к каждому дню просрочки.
Следовательно, требование о взыскании неустойки подлежит удовлетворению в части, которая входит в трехлетний период, предшествующий дате предъявления иска о взыскании неустойки (аналогичная позиция изложена в определении СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 04.03.2019 № 305-ЭС18-21546 по делу №А40-118818/2017, определении Верховного Суда РФ от 18.03.2019 № 309-ЭС19-980 по делу № А47-10882/2017).
В то же время Истцом в адрес Ответчика направлена претензия от 29.10.2018 № 212/6/4378, которая была оставлена Ответчиком без удовлетворения.
Согласно пункту 3 статьи 202 ГК РФ, если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и т.п.), течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 16 Постановления № 43 следует, что согласно пункту 3 статьи 202 ГК РФ течение срока исковой давности приостанавливается, если стороны прибегли к несудебной процедуре разрешения спора, обращение к которой предусмотрено законом, в том числе к обязательному претензионному порядку (например, пункт 2 статьи 407 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, статья 55 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи», пункт 1 статьи 16.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», пункт 1 статьи 12 Федерального закона от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»). В этих случаях течение исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения этой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.
В силу пункта 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении 30 календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором.
В соответствии с пунктом 14 Обзора практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.07.2020, из системного толкования пункта 3 статьи 202 ГК РФ и части 5 статьи 4 АПК РФ следует правило, в соответствии с которым течение срока исковой давности приостанавливается на срок фактического соблюдения претензионного порядка (с момента направления претензии до момента получения отказа в ее удовлетворении), непоступление ответа на претензию в течение 30 дней либо срока, установленного договором, приравнивается к отказу в удовлетворении претензии, поступившему на 30 день либо в последний день срока, установленного договором. Таким образом, если ответ на претензию не поступил в течение 30 дней или срока, установленного договором, или поступил за их пределами, течение срока исковой давности приостанавливается на 30 дней либо на срок, установленный договором для ответа на претензию.
Согласно пункту 21.4 Контракта срок претензионного порядка урегулирования споров по Контракту также составляет 30 календарных дней.
То есть, по смыслу указанных норм права и разъяснений порядка их применения, если стороны прибегли к обязательному досудебному урегулированию спора, то тридцатидневный срок, установленный АПК РФ для проведения данной процедуры, в срок исковой давности не засчитывается, фактически продлевая его на соответствующий период времени (аналогичная позиция изложена в определении СК по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 06.06.2016 № 301-ЭС16-537 по делу № А43-25051/2014).
Учитывая изложенное, поскольку Истцом соблюдена процедура обязательного досудебного урегулирования спора, то трехлетний период, предшествующий дате предъявления иска о взыскании неустойки, должен быть увеличен на тридцатидневный срок, установленный АПК РФ для проведения данной процедуры, путем определения более ранней даты начала трехлетнего периода.
В пункте 17 Постановления № 43 разъяснено, что днем обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Исковое заявление по настоящему делу подано в суд через организацию почтовой связи 14.08.2020, что подтверждается соответствующим штампом на почтовом конверте.
Следовательно, продленный на 30 дней срок исковой давности не может считаться пропущенным за период, начиная с 15.07.2017, и срок исковой давности истцом не пропущен.
Стороны согласно ст. ст. 8, 9 АПК РФ, пользуются равными правами на представление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований или возражений.
Требование истца о взыскании неустойки в сумме 1 882 786 руб. 51 коп. – законное, обоснованное, соответствует условиям договора, заключенного сторонами, подтверждено имеющимися в деле документами и подлежит удовлетворению в указанной сумме.
В остальной части требование удовлетворению не подлежит, в вязи с применением судом ст. 333 ГК РФ.
Расходы по уплате госпошлины относятся на Ответчика, в соответствии со статьями 110, 112 АПК РФ.
В соответствии с изложенным, на основании статей 8, 9, 11, 12, 153, 154, 161, 307-310, 314, 328, 329-332, 401, 420-424, 431-434, 702, 708, 709, 711, 720 ГК РФ, руководствуясь статьями 41, 65, 66, 71, 75, 81, 102, 103, 105, 110, 112, 155, 159, 162, 166-171, 176, 177, 180-182, 318, 319 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Ходатайство ответчика о применении судом статьи 333 ГК РФ удовлетворить.
Уменьшить размер подлежащей взысканию неустойки до 1 882 786 руб. 51 коп.
Взыскать с ФГУП " ГВСУ по специальным объектам " (ОГРН <***>):
- в пользу Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>) 1 882 786 руб. 51 коп. – неустойки;
- в доход федерального бюджета РФ госпошлину в сумме 182 489 руб. 87 коп.
Требование истца о взыскании неустойки в сумме 30 015 186 руб. 95 коп. оставить без удовлетворения в связи с применением судом статьи 333 ГК РФ.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия.
Судья: | О.В. Романов |