ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-14698/13 от 25.04.2013 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва Дело № А40-14698/13

16 мая 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 25 апреля 2013 года

Полный текст решения изготовлен 16 мая 2013 года

Арбитражный суд в составе судьи Шудашовой Я.Е.

при ведении протокола помощником судьи Захаркиной А.К.

протокол ведется с использованием средств аудиозаписи

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

ОАО «Авиакомпания «Сибирь» (ОГРН 1025405624430; ИНН 5448100656; дата регистрации 21.08.2002 г.; адрес: 105082633104, Новосибирская область, г. Обь - 4)

к Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 6 (ОГРН 1047743056030; ИНН 7707323305, дата регистрации от 23.12.2004 г., адрес: 125239, г. Москва, пр. Черепановых, д. 12/9, стр. 1)

о признании недействительным решения № 15-11/2687881 от 28.09.2012 г. в части,

в судебное заседание явились:

от заявителя – Минчонок О.В. доверенность от 30.01.2013г., Валова А.А. доверенность от 25.07.2011г.;

от ответчика – Беляева Р.Т. доверенность от 05.03.2013г.;

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Авиакомпания «Сибирь» (далее – Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 6 от 28.09.2012г. № 15-11/2687881 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления пени за неуплату налога на доходы иностранных организаций, не связанных с деятельностью в РФ через постоянное представительство, в размере 1 411 998 руб., привлечения к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ в виде штрафа за неуплату НДС (налоговые агенты) в размере 7 959 421 руб., привлечения к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ в виде штрафа за неуплату НДФЛ в размере 5 031 831 руб.

Заявитель в судебном заседании поддержал требования в полном объеме согласно заявлению и письменным пояснениям к нему, в обоснование требований указывал, что решение не соответствует налоговому законодательству, нарушает права и законные интересы организации.

Налоговый орган заявленные требования не признал по доводам, изложенным в отзыве указав, что налоговой проверкой установлено нарушение налогоплательщиком норм налогового законодательства.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд установил, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что налоговым органом в отношении Общества была проведена выездная налоговая проверка за период с 01.01.2009г. по 31.12.2010г., по результатам которой вынесено решение, согласно которому Общество привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных п. 1 ст. 122 и ст. 123 Кодекса, в виде взыскания штрафа в общей сумме 27 688 994 руб., начислены пени в сумме 62 374 632 руб., предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль организаций в сумме 234 807 руб. и восстановить ранее возмещенный из бюджета налог на добавленную стоимость в размере 211 326 руб., также в качестве налогового агента предложено удержать неудержанную сумму налога с доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в РФ через постоянное представительство, в размере 69 877 430 руб. и налога на добавленную стоимость в размере 49 216 381 руб. непосредственно из доходов иностранных организаций при последующей выплате доходов в их адрес и перечислить в бюджет удержанные из выплаченных доходов суммы налогов.

Общество, частично не согласившись с указанным решением Налогового органа, обратилось с апелляционной жалобой (т. 2 л.д. 90-98) в ФНС России. В соответствии с Решением ФНС России от 25.12.2012г. № САН-9/22147@ (т. 2 л.д. 99-115), оспариваемое Решение инспекции было изменено путем:

- отмены вывода, изложенного в п. 1.2 Решения о неправомерном неудержании и неперечислении в доход федерального бюджета суммы налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ, в общем размере 69 877 430 руб., начисления соответствующих сумм пеней, штрафов, а также предложения удержать неудержанную сумму налога на доходы иностранных организаций, не связанных с деятельностью в РФ через постоянное представительство (налоговые агенты), в размере 69 877 430 руб. при последующей выплате доходов в их адрес и перечислить в бюджет удержанную из выплаченных доходов сумму налога;

- отмены штрафа в размере 2 832 416 руб. и начисленных сумм пеней в размере 199 178 руб. по НДФЛ по п. 3.1 Решения:

- отмены предложения, изложенного в п. 9.3 резолютивной части Решения, удержать неудержанную сумму НДС (налоговые агенты) в общем размере 49 216 381 руб. непосредственно их доходов иностранной организации (Международного общества авиационных коммуникаций (связи) «СИТА» (SITA) при последующей выплате доходов в ее адрес и перечислить в бюджет удержанную из выплаченных доходов сумму налога;

- изменения п. 7.1 резолютивной части Решения путем указания в нем суммы недоимки по НДС (налоговые агенты) в размере 49 216 381 руб., установленного срока уплаты данного налога, а также соответствующих кодов ОКАТО и бюджетной классификации.

В остальной части ФНС России оставила Решение от 28.09.2012 г. № 15-11/2687881 о привлечении к ответственности ОАО «Авиакомпания «Сибирь» без изменения, а апелляционную жалобу ОАО «Авиакомпания «Сибирь» без удовлетворения.

Вышеизложенное явилось основанием для обращения Общества в суд с настоящим заявлением.

По Пункту 1.2 Решения судом установлено следующее:

По мнению налогового органа, ОАО «Авиакомпания «Сибирь» неправомерно не удерживало налог с доходов, выплачиваемых иностранным организациям по договорам аренды (лизинга) воздушных судов, поскольку не имело официальных подтверждений постоянного местонахождения указанных иностранных лиц на территории иностранных государств в рамках ст. 312 Налогового кодекса РФ на момент фактической выплаты им доходов.

В частности, в отношении компаний 1AI-III INC (США), GY Aviation Lease 0906 Co., Limited (Ирландия), Castle 2003-IB LLC (США), Castle 2003-2A LLC (США), International Lease Finance Corporation (США), Cramington Services Limited (Кипр), Cramington Aviation Limited (Ирландия) ОАО «Авиакомпания «Сибирь» были предоставлены сертификаты резидентства, выданные позже первых выплат доходов указанным компаниям в 2009, 2010 г. В связи с указанным налоговый орган сделал вывод, что по части доходов в 2009 и 2010 г. (до получения сертификатов резидентства в 2009 г. и 2010 г.) ОАО «Авиакомпания «Сибирь» должно уплатить пени, поскольку должно было удержать налог с доходов, выплаченных иностранным организациям.

Суд считает позицию налогового органа неправомерной по следующим основаниям:

В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 310 Налогового кодекса РФ исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся налоговым агентом во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением случаев выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 Налогового кодекса РФ.

Согласно п. 1 ст. 312 Налогового кодекса РФ при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык.

При представлении иностранной организацией, имеющей право на получение дохода, подтверждения, указанного в п. 1 ст. 312 НК РФ, налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам.

Как правильно указано налоговым органом в оспариваемом Решении, между Российской Федерацией и странами-резиденциями контрагентов ОАО «Авиакомпания «Сибирь» (США, Кипр, Ирландия) заключены международные соглашения об избежании двойного налогообложения, исключающие налогообложение доходов в РФ, полученных от аренды (лизинга) воздушных судов, используемых в международных перевозках (ст. 8 соответствующих международных соглашений).

ОАО «Авиакомпания «Сибирь» были предоставлены налоговому органу необходимые подтверждения резидентства иностранных организаций - арендодателей воздушных судов. Следовательно, доходы иностранных организаций в соответствии с нормами международных соглашений об избежании двойного налогообложения, подлежат обложению только в странах-резиденциях арендодателей.

Право на освобождение от удержания налога у источника выплаты дохода ОАО «Авиакомпания «Сибирь» документально подтверждено и основания для взыскания налога отсутствуют. В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае нарушения сроков уплаты налогов. Следовательно, поскольку у ОАО «Авиакомпания «Сибирь» отсутствует обязанность по уплате налога с доходов, полученных нерезидентами, обязанность по уплате пени также отсутствует.

Суд отмечает, что нормами ст. 312 Налогового кодекса РФ не предусмотрено ежегодное подтверждение местонахождения иностранной организации.

ОАО «Авиакомпания «Сибирь» работало со всеми перечисленными иностранными контрагентами-нерезидентами не только в 2009, 2010 г., но и ранее, и имеет сертификаты резидентства в т.ч. за 2008 г. (за исключением компании GY Aviation Lease 0906 Co., Limited (Ирландия), выплаты которой начались с 2009 г.). Следовательно, на момент первых выплат доходов в 2009 г. ОАО «Авиакомпания Сибирь» обладало необходимыми подтверждениями резидентства иностранных контрагентов, поскольку имело в наличии сертификаты резидентства за 2008 г. (Сертификаты резидентства за 2008, 2009, 2010 гг. т.2 л.д. 116-147, т. 3 л.д. 1-41). Налоговый орган на момент проведения налоговой проверки, вынесения акта проверки и решения также обладал соответствующей информацией о налоговом резидентстве иностранных контрагентов. Местонахождение (резидентство) контрагентами ОАО «Авиакомпания «Сибирь» не изменялось, что не оспаривается налоговым органом.

Следовательно, доводы налогового органа о том, что в 2009, 2010 г. до первых выплат доходов иностранным организациям у ОАО «Авиакомпания «Сибирь» не было подтверждения официального местонахождения иностранных организаций, не правомерны. Изложенная позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (Постановления ФАС Московского округа от 22.02.2013 по делу № А40-40661/12-99-219, от 07.04.2011 № КА-А41/2465-11 по делу № А41-598/10, от 05.03.2011 № КА-А40/977-11 по делу № А40-48574/10-140-288, от 28.03.2006 № КА-А40/1997-06 по делу № А40-57120/05-115-361, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 02.05.2007 по делу № А56-35870/2006, от 25.06.2008 по делу № А56-37381/2007).

В отношении компании GY Aviation Lease 0906 Co., Limited (Ирландия) выплаты доходов данной компании и получение сертификата резидентства были осуществлены в рамках одного месяца - выплаты начались с 03.12.2009 г., сертификат резидентства был получен 17.12.2012, дата апостиля 22.12.2012 г.

Существующая судебная практика подтверждает, что налогоплательщик освобождается от обязанности по уплате налога, штрафа и пеней в случае более позднего получения сертификата резидентства по сравнению с выплатой дохода, поскольку даже нарушение срока предоставления информации, предусмотренной ч. 1 ст. 312 НК РФ, не может повлиять на право избежания двойного налогообложения, предусмотренное нормами международных соглашений (Постановления ФАС Московского округа от 22.02.2013 по делу № А40-40661/12-99-219, от 08.04.2010 № КА-А40/3115-10 по делу № А40-115092/09-126-758, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 28.08.2009 № Ф03-4187/2009 по делу № А24-233/2008, от 19.04.2006, 12.04.2006 № Ф03-А59/06-2/787 по делу № А59-5167/04-С13, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2009 по делу № А56-22691/2008, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.10.2005 № Ф04-5895/2005(15341-А27-6), Ф04-5895/2005(15841-А27-6).

В отношении приведенной налоговым органом в отзыве на заявление судебной практики, подтверждающей позицию налогового органа, суд отмечает, что данная судебная практика не относится к рассматриваемой ситуации, поскольку касается либо отсутствия сертификатов резидентства либо предоставления сертификатов резидентства с пороками оформления (отсутствие апостиля, выдача ненадлежащим органом). Часть судебной практики, на которую ссылается налоговый орган, в частности, Постановление ФАС СКО от 22.06.2005 № Ф08-2691/2005-1086А, отменена ВАС РФ.

По пункту 2.2 Решения судом установлено следующее:

ОАО «Авиакомпания «Сибирь» доначислен НДС в размере 49 216 381 руб., начислены пени в размере 7 839 155 руб., а также ОАО «Авиакомпания «Сибирь» привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 8 059 421 руб. за не исполнение обязанности налогового агента по удержанию и перечислению в бюджет сумм НДС, подлежащих оплате с доходов, выплаченных Международному обществу авиационных коммуникаций (связи) «СИТА» (Бельгия) по Соглашению б/н от 08.10.1998 г. по обслуживанию «СИТАПЛЮС».

Позиция налогового органа о необходимости привлечения ОАО «Авиакомпания «Сибирь» к ответственности в размере 8 059 421 руб. является неправомерной по следующим основаниям:

ОАО «Авиакомпания «Сибирь» не оспаривая доначисленную сумму НДС и пени, оспаривает начисление штрафа в размере 8 059 421 руб. и просит суд уменьшить его размер до 100 000 руб. с учетом смягчающих обстоятельств.

В силу п. 1 и п. 3 ст. 114 Налогового кодекса РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза.

В пп. 1, 2 п. 1 ст. 112 Налогового кодекса РФ перечислены обстоятельства, смягчающие ответственность. С учетом пп. 3 п. 1 данной статьи суд или налоговый орган, рассматривающие дело, могут признать в качестве смягчающих ответственность обстоятельств и иные, прямо не указанные в пп. 1, 2 п. 1 ст. 112 Налогового кодекса РФ, тем самым перечень смягчающих обстоятельств, содержащихся в Налоговом кодексе РФ, является открытым.

Пунктом 4 ст. 112 Налогового кодекса РФ определено, что обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлениях от 15.07.1999 г. № Ц-П, от 12.05.1998 г. № 14-П, от 11.03.1998 г. № 8-П, санкции должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности.

Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.

Таким образом, налоговый орган, привлекая лицо к налоговой ответственности, обязан всесторонне изучить материалы дела, учесть все обстоятельства, могущие повлиять на привлечение или отказ от привлечения к налоговой ответственности лица и размер применяемой санкции.

Подпунктом 4 п. 5 ст. 101 Налогового кодекса РФ также предусмотрено, что в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель налогового органа выявляет обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

Так судом установлено, что суммы доначисленных налогов, пеней, штрафов по выездной проверке были уплачены ОАО «Авиакомпания «Сибирь». На настоящий момент задолженность по налогам, штрафам, пеням по результатам выездной налоговой проверки отсутствует, что подтверждается копиями платежных поручений об уплате налогов, штрафов, пеней по результатам проверки - т. 3 л.д. 42-98).

Позиция о том, что уплата соответствующих сумм налогов, пеней, штрафов по результатам налоговой проверки может являться обстоятельством, смягчающим ответственность, отражена в Постановлении ФАС Московского округа от 23.07.2012 по делу № А40-65991/11-129-282, Постановлении ФАС Поволжского округа от 12.02.2009 по делу № А72-3326/2008, Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 26.03.2012 по делу № А27-7914/2011, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19.09.2012 по делу № А28-11341/2011).

Позиция налогового органа, отраженная в отзыве на заявление, о том, что уплата налогов, пеней, штрафов по результатам выездной налоговой проверки не должна рассматриваться в качестве смягчающего обстоятельства, противоречит вышеуказанной судебной практике, свидетельствующей об обратном.

Отсутствие умысла на совершение налогового правонарушения.

Нормы п. 2 ст. 161 Налогового кодекса РФ устанавливают обязанность российских налогоплательщиков исполнять обязанности налоговых агентов при приобретении товаров, работ, услуг у иностранных налогоплательщиков, не состоящих на учете в налоговых органах РФ.

ОАО «Авиакомпания «Сибирь» добросовестно полагало, что не должно исполнять обязанности налогового агента при оплате услуг Международному обществу авиационных коммуникаций (связи) «СИТА» (SITA), поскольку имело в наличии документы, подтверждающие постановку на учет данной организации в РФ. В частности, компанией «СИТА» были предоставлены ОАО «Авиакомпания «Сибирь» Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе международного общества авиационной электросвязи «СИТА», Свидетельство об аккредитации и внесении в реестр филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории РФ, филиала международного общества авиационной электросвязи «СИТА» (т. 3 л.д. - 106-108).

Однако, налоговый орган на стр. 45 оспариваемого Решения со ссылкой на позицию Минфина РФ указал, что поскольку филиал иностранной организации в процессе оказания услуг не участвовал, то ОАО «Авиакомпания «Сибирь» обязано исполнять обязанности налогового агента.

Поскольку в Налоговом кодексе РФ не указано, что для освобождения от обязанностей налогового агента необходимо непосредственно работать с филиалом иностранного контрагента, ОАО «Авиакомпания «Сибирь» добросовестно полагало, выполнять обязанности налогового агента не должно, т.к. им предоставлены документы о постановке на налоговый учет в РФ филиала Международного общества авиационных коммуникаций (связи) «СИТА» (SITA).

Позиция о том, что отсутствие умысла на совершение налогового правонарушения, добросовестное заблуждение может являться обстоятельством, смягчающим ответственность, подтверждается в Постановлении ФАС Московского округа от 13.07.2011 № КА-А40/6553-11 по делу № А40-56748/10-4-315, Постановлении ФАС Поволжского округа от 14.04.2009 по делу № А12-11976/2008, Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 16.08.2012 по делу № А13-6665/2011.

Мнение налогового органа, указанное в отзыве на заявление о том, что у ОАО «Авиакомпания «Сибирь» отсутствовало добросовестное заблуждение, в связи с тем, что контракт с компанией «СИТА» действовал с 1998 г., выявленное правонарушение повлекло негативные последствия для бюджета и ОАО «Авиакомпания «Сибирь» не скорректировало свои налоговые обязательства по прошлым периодам, является ошибочным. Данные обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии у ОАО «Авиакомпания «Сибирь» добросовестного заблуждения, тем более, что прошлые периоды проверялись налоговым органом как в ходе камеральных, так и выездных проверок, и претензий у налогового органа к ОАО «Авиакомпания «Сибирь» не было, как и указаний на то, что ОАО «Авиакомпания «Сибирь» должно выступать налоговым агентом по доходам, выплачиваемым компании «СИТА».

Суд учитывает важность и социальную значимость деятельности Общества, а именно деятельность ОАО «Авиакомпания «Сибирь» осуществляется в чрезвычайно важной для государства и граждан отрасли хозяйства - авиации, и направлена на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, безопасности полетов воздушных судов (Выписка из устава ОАО «Авиакомпания «Сибирь» - т. 3 л.д.111-113).

Судебная практика подтверждает позицию о том, что характер деятельности налогоплательщика может являться смягчающим ответственность обстоятельством (Постановление ФАС Московского округа от 14.05.2009 № КА-А40/4097-09 по делу № А40-29746/08-112-95, Постановление ФАС Московского округа от 11.12.2007 № КА-А40/12788-07 по делу № А40-10743/07-114-65В, Постановление ФАС Уральского округа от 15.12.2008 № Ф09-9299/08-С2 по делу № А07-24455/06, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.04.2008 № Ф04-1668/2008(1938-А45-25) по делу № А45-806/2004-СА40/45, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.04.2008 № АЗЗ-13060/07-Ф02-1271/08 по делу № АЗЗ-13060/07).

Мнение налогового органа о том, что только аэропорты осуществляют важную значимую деятельность и значимость деятельности ОАО «Авиакомпания «Сибирь» не является обстоятельством, смягчающим ответственность, является неверным. Из приведенной судебной практики следует, что важную и социально значимую деятельность могут осуществлять не только крупнейшие стратегически значимые предприятия, но и иные организации. В частности, в качестве смягчающего ответственность обстоятельства было признано осуществление деятельности организации в сфере оказания бытовых услуг населению (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.04.2008 № АЗЗ-13060/07-Ф02-1271/08 по делу № АЗЗ-13060/07), в сфере осуществления ж/д перевозок (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.09.2007 № А19-6465/04-50-5-Ф02-6064/07 по делу № А19-6465/04-50-5), в сфере городских перевозок (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.01.2006 N А19-21264/05-5-Ф02-7124/05 -С 1).

Из пояснений ОАО «Авиакомпания «Сибирь» следует, что Общество выполняет важные социальные обязательства по перевозке льготных категорий пассажиров, в т.ч. выступая исполнителем по государственным контрактам. В частности, ОАО «Авиакомпания «Сибирь» осуществляя перевозку жителей Дальнего Востока, пенсионеров, военных, иных льготных категорий пассажиров, выполняет их перевозки в кредит (Государственные контракты представлены в материалы дела).

ОАО «Авиакомпания «Сибирь» принимает активное участие в реализации социальных программ в г. Новосибирске и Новосибирской области. В частности, ОАО «Авиакомпания «Сибирь» содействует развитию физической культуры и спорта на территории Новосибирской области, вкладывает инвестиции в инфраструктуру города.

Так, ОАО «Авиакомпания «Сибирь» в 2012 г. пожертвовано на благотворительные цели более 100 млн. руб., что значительно превышает сумму взыскиваемого штрафа (Соглашение о сотрудничестве в сфере благоустройства г. Новосибирска от 15.05.2012 г., Договор о пожертвовании № 160/12-ХКС от 24.10.2012-т. 3 л.д. № 114-116, 117-118).

Позиция о том, что участие организации в реализации социальных программ, систематическое осуществление обществом социально значимой деятельности и оказание благотворительной помощи может являться обстоятельством, смягчающим ответственность, подтверждается Постановлением ФАС Поволжского округа от 31.01.2012 по делу № А72-5088/2010, Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 24.02.2010 по делу № А32-25108/2007-57/442-2009-51/247, Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.06.2007 № АЗЗ-8477/05-Ф02-3024/07 по делу № АЗЗ-8477/05Ум, Постановлением ФАС Московского округа от 13.12.2011 по делу № А40-131669/10-127-759.

Позиция налогового органа, выраженная в отзыве, о том, что не может являться смягчающим обстоятельством тот факт, что ОАО «Авиакомпания «Сибирь» участвует в реализации социальных программ, в благотворительной деятельности, поскольку данная деятельность не относится к основной деятельности общества, является неверной. Вышеприведенная судебная практика подтверждает, что участие организации в различных социальных программах, в благотворительности вне зависимости от вида основной деятельности может являться смягчающим ответственность обстоятельством.

Налоговый орган по результатам проведения камеральных и предыдущих выездных проверок ОАО «Авиакомпания «Сибирь» не имел претензий по данному нарушению.

Позиция о том, что отсутствие претензий налоговых органов к нарушению в прошлом, может являться обстоятельством, смягчающим ответственность, подтверждается Постановлением ФАС Московского округа от 13.07.2011 № КА-А40/6553-11 по делу № А40-56748/10-4-315, Постановлением ФАС Поволжского округа от 12.02.2009 по делу № А72-3326/2008.

Позиция налогового органа, выраженная в отзыве на заявление о том, что отсутствие претензий к данному нарушению в ходе камеральных проверок не должно приниматься во внимание, является неверной. Ни в ходе камеральных проверок, ни в ходе предыдущих выездных проверок на протяжении всего периода действия договора с контрагентом (с 1998 г.) налоговый орган не указывал на нарушение норм законодательства. Вышеуказанная судебная практика свидетельствует о том, что данное обстоятельство признается судами в качестве смягчающего ответственность обстоятельства.

Отсутствуют потери для бюджета.

Все потери компенсированы уплатой ОАО «Авиакомпания «Сибирь» соответствующих сумм пеней. На настоящий момент пени, налог и штраф оплачены.

Судебная практика подтверждает возможность учета в качестве смягчающего ответственность обстоятельства компенсацию потерь бюджета уплатой пеней (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.07.2008 № Ф04-4424/2008(8339-А70-15) по делу № А70-4297/13-2005, Постановление ФАС Московского округа от 04.05.2006, 26.04.2006 № КА-А40/3401-06 по делу № А40-59156/05-99-376, Постановление ФАС Поволжского округа от 23.08.2012 по делу № А06-3121/2011, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.06.2008 по делу № А56-27787/2007).

Таким образом, на основании вышеуказанных обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии оснований для снижения штрафа до 700.000 руб.

По пункту 3.1 Решения судом установлено следующее:

Налоговый орган установил, что в нарушение ст. 24, п. 2 ст. 223, п. 6 ст. 226 Налогового кодекса РФ в течение проверяемого периода ОАО «Авиакомпания «Сибирь» допускало несвоевременное перечисление НДФЛ, удержанного с выплаченных физическим лицам доходов. В результате указанного нарушения налоговым органом был доначислен штраф по ст. 123 Налогового кодекса РФ в общем размере 5 131 831 руб. (с учетом изменения решения ФНС России по результатам рассмотрения апелляционной жалобы) и начислены пени в размере 34 775 667 руб. (с учетом изменения решения ФНС России по результатам рассмотрения апелляционной жалобы).

С учетом оснований, изложенных выше, суд считает возможным снизить сумму штрафа до 500.000 руб.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что требование ОАО «Авиакомпания «Сибирь» о признании недействительным решения Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 6 от 28.09.2012 № 15-11/2687881 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления пени за неуплату налога на доходы иностранных организаций, не связанных с деятельностью в РФ через постоянное представительство, в размере 1 411 998 руб.; привлечения к налоговой ответственности по ст. 123 Налогового кодекса РФ в виде штрафа за неуплату НДС (налоговые агенты) в размере 7 959 421 подлежит удовлетворению в части

Уплаченная Обществом при обращении в арбитражный суд государственная пошлина в размере 2 000 руб. подлежит взысканию с Инспекции в качестве возмещения понесенных ей судебных расходов по уплате государственной пошлины на основании части 1 статьи 110 АПК РФ в полном объеме, поскольку законодательством не предусмотрен возврат заявителю по делу, в котором ответчиком является государственный орган, уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов, отношения по распределению которых возникают между сторонами судебного разбирательства после уплаты заявителем государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ, данные отношения не регулируются главой 25.3 НК РФ (пункт 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 г. № 139).

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 137-139 Налогового кодекса Российской Федерации, ст.ст. 102, 110, 167-171, 180, 181, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным, как не соответствующим законодательству о налогах и сборах, решение Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 6 от 28.09.2012г. № 15-11/2687881 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления пени за неуплату налога на доходы иностранных организаций, не связанных с деятельностью в РФ через постоянное представительство в размере 1.411.998 руб.; привлечения к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ в виде штрафа за неуплату НДС (налоговые агенты) в размере 7.259.421 руб.; привлечения к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ в виде штрафа за неуплату НДФЛ в размере 4.631.831 руб.; в остальной части требований отказать.

Взыскать с Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 6 в пользу Открытого акционерного общества «авиакомпания «Сибирь» расходы на оплату госпошлины в размере 2.000 (Две тысячи) руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья Шудашова Я.Е.