ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-147320/18-153-1246 от 05.09.2018 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва

Дело № А40-147320/18- -1246

12 сентября 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 05 сентября 2018 г.

Полный текст решения изготовлен 12 сентября 2018 г.

Арбитражный суд г. Москвы

в составе судьи Кастальской М.Н. (единолично)

при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевым А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению  Общества с ограниченной ответственностью «ЛОГИСТИК-СЕРВИС» (238420, <...>)

к Федеральной  таможенной  службе     (121087, <...>)

о признании незаконным бездействие Федеральной таможенной службы при рассмотрении заявления Общества с ограниченной ответственностью «ЛОГИСТИК-СЕРВИС» включении в реестр уполномоченных экономических операторов от 03.11.2017 г.б/н (вх. ФТС России от 06.12.2017 г. №60550), выраженное в непринятии предварительного решения о соблюдении иных условий включения в реестр уполномоченных экономических операторов, о признании  недействующим Письмо Федеральной таможенной службы от 23.03.2018 г. 04-56/16095, об обязании  Федеральную таможенную службу в течение 30 (тридцати) дней после вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу принять предварительное решение о соблюдении Обществом с ограниченной ответственностью «ЛОГИСТИК-СЕРВИС» иных условий включения в реестр уполномоченных экономических операторов по заявлению Общества от 03.11.2017 г. б/н (вх. ФТС России от 06.12.2017 г. №60550)

при участии:

от заявителя – ФИО1 паспорт, по доверенности

от ответчика – ФИО2 удостоверение, по доверенности

УСТАНОВИЛ:

ООО «ЛОГИСТИК-СЕРВИС» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействие Федеральной таможенной службы при рассмотрении заявления Общества с ограниченной ответственностью «ЛОГИСТИК-СЕРВИС» включении в реестр уполномоченных экономических операторов от 03.11.2017 г.б/н (вх. ФТС России от 06.12.2017 г. №60550), выраженное в непринятии предварительного решения о соблюдении иных условий включения в реестр уполномоченных экономических операторов, о признании  недействующим Письмо Федеральной таможенной службы от 23.03.2018 г. 04-56/16095, об обязании  Федеральную таможенную службу в течение 30 (тридцати) дней после вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу принять предварительное решение о соблюдении Обществом с ограниченной ответственностью «ЛОГИСТИК-СЕРВИС» иных условий включения в реестр уполномоченных экономических операторов по заявлению Общества от 03.11.2017 г. б/н (вх. ФТС России от 06.12.2017 г. №60550).

Заявление мотивировано тем, что оспариваемое бездействие является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО «ЛОГИСТИК-СЕРВИС».

Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя и ответчика, оценив представленные доказательства, суд признал заявление подлежащим удовлетворению в части  по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении требования арбитражный суд должен дать оценку законности ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственного или иного органа (должностного лица).

Из материалов дела следует, что ООО «ЛОГИСТИК-СЕРВИС» обратилось в ФТС России с заявлением от 3 ноября 2017 г. (вх. ФТС России от 6 декабря 2017 г. № 60550) о включении в реестр уполномоченных экономических операторов (далее - Заявление). Поскольку Заявление не содержало всех необходимых сведений, указанных в части 1 статьи 90 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон о таможенном регулировании), а также вместе с указанным заявлением не были представлены все документы, подтверждающие сведения, указанные в этом Заявлении, по перечню, предусмотренному частью 3 статьи 90 Закона о таможенном регулировании, ФТС России уведомило об этом ООО «Логистик Сервис» письмом от 12 декабря 2017 г. № 04-56/70559.

ООО «ЛОГИСТИК-СЕРВИС» направило в ФТС России письмо от 25 декабря 2017 г. №02 (вх. ФТС России от 27 декабря 2017 г. № 64780), в котором информировало, что ООО «ЛОГИСТИК-СЕРВИС» не подлежит обязательному аудиту и по инициативе ООО «ЛОГИСТИК-СЕРВИС» аудит не проводился. Кроме того, к упомянутому письму были приложены согласия на обработку персональных данных генерального директора, главного бухгалтера и лиц, в чьи обязанности входит организация совершения таможенных операций и (или) их совершение.

Письмом ФТС России от 23 марта 2018 г. № 04-56/16096 ООО «ЛОГИСТИК-СЕРВИС» было сообщено о вступлении в силу ТК ЕАЭС и необходимости обратиться в ФТС России для включения в реестр УЭО в порядке, предусмотренном статьей 434 ТК ЕАЭС. При этом обращено внимание, что результаты проверочных мероприятий, проведенных в отношении ООО «Логистик Сервис», будут учтены при повторном обращении в ФТС России.

Полагая, что Федеральной таможенной службой допущено незаконное бездействие при рассмотрении заявления Общества с ограниченной ответственностью «ЛОГИСТИК-СЕРВИС» включении в реестр уполномоченных экономических операторов от 03.11.2017 г.б/н (вх. ФТС России от 06.12.2017 г. №60550), выраженное в непринятии предварительного решения о соблюдении иных условий включения в реестр уполномоченных экономических операторов, а также полагая, что Письмо Федеральной таможенной службы от 23.03.2018 г. 04-56/16095 является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, ООО «ЛОГИСТИК-СЕРВИС» обратилось в суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования в части признания недействительным письма Федеральной таможенной службы от 23.03.2018 г. № 04-56/16095, признании незаконным бездействия Федеральной таможенной службы при рассмотрении заявления Общества с ограниченной ответственностью «ЛОГИСТИК-СЕРВИС» о включении в реестр уполномоченных экономических операторов от 03.11.2017 г.б/н (вх. ФТС России от 06.12.2017 г. №60550), суд исходил из следующего.

В силу ст. 91 Закона 311-ФЗ уполномоченный таможенный орган рассматривает заявление о включении в реестр уполномоченных экономических операторов и принимает решение о включении или об отказе во включении юридического лица в указанный реестр в срок, не превышающий 100 календарных дней со дня его принятия к рассмотрению. В случае, если заявителем вместе с указанным заявлением было представлено обязательство предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 90 настоящего Федерального закона, при соблюдении иных условий присвоения юридическому лицу статуса уполномоченного экономического оператора уполномоченный таможенный орган уведомляет заявителя о принятии предварительного решения о соблюдении таких условий в пределах указанного срока. Заявитель в течение 60 календарных дней со дня направления указанного уведомления представляет уполномоченному таможенному органу документы, подтверждающие предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. В этом случае уполномоченный таможенный орган принимает решение о включении юридического лица в реестр уполномоченных экономических операторов не позднее 10 календарных дней после дня представления заявителем уполномоченному таможенному органу документов, подтверждающих предоставление соответствующего обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Статьей 90 Закона 311-ФЗ и пунктом 23 Административного Регламента установлено, что включение в Реестр происходит на основании заявления, поданного в соответствии с п. 11 Регламента.

ФТС России рассматривает заявление о включении в Реестр в срок, указанный в пункте 7 Административного Регламента (с учетом его приостановления в случае, указанном в пункте 16 Административного Регламента), и принимает одно из следующих решений:

-           о включении юридического лица в Реестр и выдаче Свидетельства при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 30 Административного регламента;

-           предварительное решение о соблюдении иных условий включения в Реестр, предусмотренное пунктом 36 Административного регламента, в случае, если юридическим лицом вместе с заявлением о включении в Реестр не были представлены документы, подтверждающие предоставление ФТС России обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов;

-           об отказе во включении юридического лица в Реестр по основаниям, приведенным в пункте 17 Административного Регламента.

В части доводов ФТС России о том, что ответчик не имеет правовых оснований для включения ООО «Логистик Сервис» в реестры УЭО, которые начали действовать с 1 января 2018 г., а также правовых оснований и технической возможности в реестр УЭО, который фактически утратил силу с 1 января 2018 г., суд указывает следующее.

Действительно, 1 января 2018 г. вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).

Между тем, исходя из положений пункта 2 статьи 444 ТК ЕАЭС если правоотношения, возникли до вступления ТК ЕАЭС в силу и такие правоотношения основаны на международных договорах и актах в сфере таможенного регулирования, то права и обязанности в рамках данных правоотношений продолжают регулироваться указанными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.

Пунктом 2 статьи 1 ТК ЕАЭС установлено, что международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования являются регулирующие таможенные правоотношения международные договоры, включая ТК ЕАЭС, и акты, составляющие право ЕАЭС (статья 6 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.).

Заявление ООО «ЛОГИСТИК-СЕРВИС» было подано3 ноября 2017 г. (вх. ФТС России от 6 декабря 2017 г. № 60550).

 В силу ч. 2 ст. 38 ТК ТС статус уполномоченного экономического оператора присваивается юридическому лицу таможенными органами путем выдачи свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов и признается на территории того государства, таможенным органом которого присвоен данный статус.

Статус уполномоченного экономического оператора присваивается юридическому лицу, созданному в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, на территории которого этому лицу будет присвоен этот статус.

Форма и порядок выдачи свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, приостановления действия и отзыва этого свидетельства определяются законодательством государств - членов таможенного союза.

Общий перечень условий для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора устанавливается ст. 39 ТК ТС. В Российской Федерации он конкретизирован положением ст. 88 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

В силу п. 8 ст. 91 Закона N 311-ФЗ таможенный орган принимает решение об отказе во включении в реестр уполномоченных экономических операторов только в случае несоблюдения заявителем условий присвоения юридическому лицу статуса уполномоченного экономического оператора, предусмотренных статьей 39 Таможенного кодекса Таможенного союза и статьей 88 настоящего Федерального закона.

Таким образом, законодатель установил исчерпывающий список действий Федеральной таможенной службы при рассмотрении заявлений о включении в реестр уполномоченных экономических операторов.

Как усматривается из материалов дела, фактически заявление ООО «ЛОГИСТИК-СЕРВИС» по существу не рассмотрено, письмом ФТС России от 23 марта 2018 г. № 04-56/16096 ООО «ЛОГИСТИК-СЕРВИС» было сообщено о вступлении в силу ТК ЕАЭС и необходимости обратиться в ФТС России для включения в реестр УЭО в порядке, предусмотренном статьей 434 ТК ЕАЭС.

Однако такое действие не предусмотрено указанными нормами права.

При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции приходит к выводу о том, что письмо Федеральной таможенной службы от 23.03.2018 г. № 04-56/16095 не соответствует закону, при этом, Федеральной таможенной службой допущено незаконное бездействие при рассмотрении заявления Общества с ограниченной ответственностью «ЛОГИСТИК-СЕРВИС» о включении в реестр уполномоченных экономических операторов от 03.11.2017 г.б/н (вх. ФТС России от 06.12.2017 г. №60550), что нарушает права и законные интересы заявителя.

Требования заявителя касающееся непринятия Федеральной таможенной службой именно  предварительного решения о соблюдении ООО «ЛОГИСТИК-СЕРВИС» иных условий включения в реестр уполномоченных экономических операторов суд отклоняет, поскольку ответчик  по существу не рассмотрел заявление Общества с ограниченной ответственностью «ЛОГИСТИК-СЕРВИС» о включении в реестр уполномоченных экономических операторов от 03.11.2017 г.б/н (вх. ФТС России от 06.12.2017 г. №60550), в связи с чем,  в этой части в удовлетворении заявленных требований ООО «ЛОГИСТИК-СЕРВИС» суд первой инстанции суд отказывает.

Положения п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ предусматривают обязанность арбитражного суда указать на обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц совершить определенные действия, направленные на устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок, в связи с чем, суд полагает необходимым обязать Федеральную таможенную службу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в течение месяца со дня вступления решения в законную силу путем рассмотрения заявления Общества с ограниченной ответственностью «ЛОГИСТИК-СЕРВИС» о включении в реестр уполномоченных экономических операторов от 03.11.2017 г.б/н (вх. ФТС России от 06.12.2017 г. №60550) в порядке и сроки, установленные таможенным законодательством.

Согласно ст.110 АПК РФ с учетом ч.1ст.333.37 НК РФ уплаченная  госпошлина подлежит взысканию с ответчика. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в порядке ст. 104 АПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 4, 8, 9, 16, 29, 65, 67, 68, 71, 75, 110, 167-170, 176, 181, 182, 198, 200, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Проверив на соответствие таможенному законодательству, признать недействительным письмо Федеральной таможенной службы от 23.03.2018 г. № 04-56/16095, признать незаконным бездействие Федеральной таможенной службы при рассмотрении заявления Общества с ограниченной ответственностью «ЛОГИСТИК-СЕРВИС» о включении в реестр уполномоченных экономических операторов от 03.11.2017 г.б/н (вх. ФТС России от 06.12.2017 г. №60550).

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Обязать Федеральную таможенную службу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в течение месяца со дня вступления решения в законную силу путем рассмотрения заявления Общества с ограниченной ответственностью «ЛОГИСТИК-СЕРВИС» о включении в реестр уполномоченных экономических операторов от 03.11.2017 г.б/н (вх. ФТС России от 06.12.2017 г. №60550) в порядке и сроки, установленные таможенным законодательством.

Взыскать с Федеральной  таможенной  службы (121087, <...>)в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ЛОГИСТИК-СЕРВИС» (238420, <...>) расходы по оплате госпошлины в размере 3 000 руб. (Три тысяч рублей).

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «ЛОГИСТИК-СЕРВИС» из федерального бюджета 6 000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины, перечисленной по платежному поручению  № 47 от 18.06.2018.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

М.Н. Кастальская