ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-151837/16-96-1354 от 26.07.2017 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Решение

г. Москва                                                                           Дело № А40-151837/16-96-1354

03 августа 2017 года

Резолютивная часть решения оглашена 26.07.2017 г.

Решение в полном объеме изготовлено 03.08.2017 г.                                                          

Арбитражный суд города Москвы в составе судьи Гутник П.С., при ведении протокола секретарем судебного заседания Пятковым В.В. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению по иску Министерства обороны РФ  к  ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России», Федеральному казенному учреждению «Дирекция космодрома «Восточный», о признании сделки недействительной, третье лицо ГК Роскосмос

В судебное заседание явились:

от истца: ФИО1, по доверенности от 17.10.2016; ФИО2, по доверенности от 17.10.2016; ФИО3, по доверенности от 17.10.2016;

от ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России»: ФИО4, по доверенности от 31.03.2017;

от ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный»: ФИО5, по доверенности от 10.01.2017;

от третьего лица: ФИО6, по доверенности от 02.12.2016;

УСТАНОВИЛ:

Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию «Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства (сокращенное наименование – ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России»)  и федеральному казенному учреждению «Дирекция космодрома «Восточный» (сокращенное наименование - ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный») о признании недействительным дополнительного соглашения № 6 от 30.12.2015 к государственному контракту № 873-ИВ004/13/218 от 11 июля 2013 на выполнение работ для федеральных государственных нужд Космодром «Восточный». Создание системы внешнего электроснабжения (1-я очередь) 2 этап. Амурская область, Свободненский район, ЗАТО Углегорск.

Определением суда от 15.03.2017 в порядке статьи 48 АПК РФ осуществлено процессуальное правопреемство  Федерального агентства специального строительства (Спецстроя России) на Министерство обороны РФ (далее – Истец).

Определением суда от 15.05.2017 в порядке статьи 51 АПК РФ привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственная корпорация «Роскосмос» (далее – Госкорпорация «Роскосмос»).

Определением суда от 05.07.2017 в порядке статьи 124 АПК РФ наименование ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» заменено на ФГУП «Главное военно-строительное управление № 6» (сокращенное наименование - ФГУП «ГВСУ № 6»).

Этим же определением в порядке статьи 66 АПК РФ судом от  ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» затребовано представление оригинала дополнительного соглашения № 6 от 30.12.2015 к государственному контракту № 873-ИВ004/13/218 от 11 июля 2013 года.

В судебном заседании 26 июля 2017 г. был представлен на обозрение оригинал дополнительного соглашения № 6 от 30.12.2015 к государственному контракту № 873-ИВ004/13/218 от 11 июля 2013 года.

Стороны поддержали свои позиции по доводам, изложенным в письменных отзывах, дополнениях.

Госкорпорация «Роскосмос» поддержала позицию ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный».

Как следует из материалов дела, между ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» и ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» заключено дополнительное соглашение от 30.12.2015 № 6 к государственному контракту от 11.07.2013  № 873-ИВ004/13/218 на выполнение работ для федеральных государственных нужд Космодром «Восточный». Создание системы внешнего электроснабжения (1-я очередь) 2 этап. Амурская обл., Свободненский район, ЗАТО Углегорск (далее – контракт, допсоглашение).

В соответствии с условиями данного дополнительного соглашения в пункт 3.1. государственного контракта были внесены изменения и в качестве одного из источников финансирования по контракту указаны финансовые средства, предоставленные из федерального бюджета в виде субсидии  ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.07.29015 № 533 в размере 684 643 800,00 руб.

Согласно п. 1 статьи 23 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, если иное не установлено федеральными законами или принятыми в соответствии с ними правовыми актами.

В связи с этим, истец ссылается на то, что дополнительное соглашение № 6 от 30.12.2015 к государственному  контракту от 11.07.2013  № 873-ИВ004/13/218 является крупной сделкой.

Согласно ч. 1 статьи 20, ч. 3 статьи 23 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» решение о совершении крупной сделки может приниматься унитарным предприятием только с согласия собственника имущества унитарного предприятия.

Истцом указано, что в соответствии с Положением о Федеральном агентстве Специального строительства, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1084, Спецстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в интересах обороны и безопасности государства организацию работ в области специального строительства, дорожного строительства силами инженерно-технических воинских формирований и дорожно-строительных воинских формирований при Федеральном агентстве специального строительства и в соответствии с данным положением ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» входит в структуру Федерального агентства Специального строительства, которое осуществляет в отношении предприятия полномочия собственника.

В соответствии с приказом Спецстроя России от 12.07.2012 № 262 «Об утверждении Порядка согласования отдельных вопросов хозяйственной деятельности федеральных государственных унитарных предприятий при Спецстрое России» (п.7.11. разд. 7 «Порядок согласования совершения крупных сделок») внесение изменений в условия цены согласованной крупной сделки подлежит согласованию со Спецстроем России.

Заключение государственного контракта на указанных в нем условиях, в том числе касающихся цены и порядке расчетов сторон, было согласовано Спецстроем России письмом от 25.07.2013 № 11/6281.

Также истцом указано, что Распоряжением Президента РФ от 01.09.2009 № 562-рп Федеральное агентство Специального строительства определено единственным исполнителем подрядных работ по созданию объектов космодрома «Восточный», Постановлением Правительства РФ от 02.07.2015 № 533 Спецстрою России из федерального бюджета предоставлена субсидия в целях финансового обеспечения затрат, связанных с реализацией мероприятий по завершению в 2015 году строительства объектов космодрома «Восточный», однако спорное дополнительного соглашение от 30.12.2015 № 6 предусматривает оплату части работ по государственному контракту из средств субсидии, и фактически налагает на Спецстрой России финансовые обязательства по оплате выполненных предприятием работ за счет средств субсидии.

Таким образом, истец ссылается на то, что ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» не имело полномочий заключать подобное дополнительное соглашение, так как предприятие не вправе устанавливать либо изменять финансовые обязательства Спецстроя России, кроме того, дополнительное соглашение от 30.12.2015 № 6 противоречит условиям заключенного Спецстроем России как получателем субсидии, и ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» соглашения от 03.06.2015 № 1 о предоставлении в 2015 году субсидии из федерального бюджета ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» в целях финансового обеспечения затрат, связанных с реализацией мероприятий по завершению в 2015 году строительства объектов космодрома «Восточный», предназначенных для запуска космического аппарата ракетой-носителем типа «Союз-2».

Пункт 1.3. дополнительного соглашения предусматривает, что субсидии предоставляется предприятию для финансирования затрат, перечень которых определен в Приложении № 2. Указанный перечень не предусматривает возможность оплаты из средств субсидии работ, выполненных предприятием в соответствии с условиями государственного контракта и предусмотренных проектно-сметной документацией, в том числе тех, в отношении которых заявлены исковые требования.

Согласно п. 3.2.1. дополнительного соглашения предприятие обязано распоряжаться денежными средствами из субсидии исключительно в соответствии с целями и условиями ее предоставления.

Таким образом, истец полагает, что дополнительное соглашение от 30.12.2015 № 6 к государственному контракту от 11.07.2013  № 873-ИВ004/13/218 противоречит Постановлению Правительства РФ от 02.06.2015 № 533, а также Соглашению о предоставлении субсидии от 03.06.2015 № 1.

Кроме того, истец считает, что дополнительное соглашение от 30.12.2015 № 6 к государственному контракту от 11.07.2013  № 873-ИВ004/13/218 является недействительной сделкой в порядке ст. 173.1 ГК РФ, поскольку не могло быть подписано ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» без согласия Спецстроя России как собственника имущества предприятия.

В дополнение к своим доводам истец также заявил, что дополнительное соглашение от 15.09.2014 № 2 к государственному контракту от 11.07.2013  № 873-ИВ004/13/218, которым Федеральное космическое агентство было исключено из числа сторон, является ничтожным в силу норм Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказа на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд», а следовательно дополнительное соглашение от 30.12.2015 № 6 является незаключенным. Кроме того, начальник ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» не имел намерений заключать дополнительное соглашение от 30.12.2015 № 6, его подпись подтверждает лишь его ознакомление с данным документом.

Истец также указывает, что оспариваемым дополнительным соглашением обязательство по государственному контракту было фактически новировано в соглашение о совместной деятельности, предусматривающее выполнение работ за счет средств генподрядчика, что противоречит положениям действующего законодательства о контрактной системе и положениям ГК РФ о договоре подряда.

ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» пояснил, что исковые требования обоснованы, иск поддержал и признал в полном объеме. В дополнение указал, что согласно п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 02.06.2015 № 533 распорядителем субсидии является Спецстрой России, то есть лицо не участвующее в возникших между Сторонами правоотношениях и не являющееся стороной контракта и оспариваемого дополнительного соглашения. Ссылается также на п. 4 статьи 78.2 БК РФ, которым определено, что предоставление предусмотренной настоящей статьей субсидии осуществляется в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии, заключаемым между получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и бюджетным или автономных учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием (далее – в настоящей статье – соглашение о предоставлении субсидии), на срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств с учетом положений абзаца 14 настоящего пункта. Постановлением Правительства РФ от 02.06.2015 № 533 определено, что распорядителем субсидии является Спецстрой России, а получателем субсидии Дальспецстрой.

ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» исковые требования не признало, ссылаясь на то, что Спецстрой России своим приказом от 5 октября 2009 № 499 уведомил Федеральное космическое агентством (Роскосмос) о том, что функции генерального подрядчика по строительству космодрома «Восточный» возложены на ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России», начальнику которого приказано выполнение, предусмотренных подпрограммой «Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный» в рамках федеральной целевой программы «Развитие российских космодромов на 2006 – 2015 годы», строительно-монтажных работ осуществлять на основании государственного контракта, заключенного с Роскосмосом.

ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» указало, что дополнительное соглашение от 30.12.2015 № 6 заключалось сторонами во исполнение условий Государственного контракта от 11.07.2013 № 873-ИВ004/13/218, положительного заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 28.07.2015 № 1032-15/ГГЭ-7485/10, пункта 3.1 Контракта, а также нормативных актов: части 9 статьи 22  Федерального закона от 5 апреля 2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановления Правительства Российской Федерации от 02.07.2015 № 533, постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2015 № 1425.

Также ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» указало, что в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 № 211-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» объем бюджетных ассигнований на строительство объектов обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный» в 2015 году уменьшен на 20 062 607,0 тыс.рублей.  При этом вопрос о внесении изменений в государственные контракты на строительство объектов обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный» находится на контроле у Федерального космического агентства в связи с уменьшением объема бюджетных ассигнований на строительство объектов обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный» в 2015 году на 20 062 607,00 тыс.рублей в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 211-ФЗ и в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 июня 2015 г. № 533 и компенсацией части затрат за счет средств субсидии. В своем запросе от 10 ноября 2015 г. № ЗИ-078-01/08-04 Счетная Палата Российской Федерации потребовала от Федерального космического агентства сведения по организации Федеральным космическим агентством контроля за ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» по вопросу внесения изменений в государственные контракты на строительство объектов обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный» в связи с уменьшением объема бюджетных ассигнований на строительство объектов обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный» в 2015 году на 20 062 607,00 тыс.рублей в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 211-ФЗ и в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 июня 2015 г. № 533 и компенсацией части затрат за счет средств субсидии.    Таким образом, ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» обязана была заключить дополнительное соглашение № 6 к контракту в представленной редакции.

Суд, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, считает, что исковые требования Министерства обороны РФ не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2012 г.  № 1546-р, согласно Устава Дирекция создана в целях оперативного управления реализацией подпрограммы «Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный» федеральной целевой программы «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. № 188, для контроля за ходом подпрограммы, эффективностью расходования выделенных средств, а также исполнения функций застройщика и государственного заказчика, связанных с организацией строительства объектов обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный». Учредителем Дирекции является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя ранее осуществляло Федеральное космическое агентство, сейчас Госкорпорация «Роскосмос». Госкорпорация «Роскосмос» в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации осуществляет полномочия главного распорядителя средствами федерального бюджета, в том числе доводит до Дирекции лимиты бюджетных обязательств, утверждает бюджетную смету Дирекции, вносит в нее изменения, осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, выделяемых на обеспечение деятельности Дирекции, а также осуществляет другие бюджетные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации.

Заключение и оплата Дирекцией государственных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах, доведенных ей по кодам классификации расходов бюджетной классификации Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных обязательств».

Утверждение Истца о том, что ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» не может являться заказчиком в силу Федерального закона от 21.05.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказа на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд» опровергается задачами и целями создания ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный», установленными ее Уставом.

Распоряжением Президента Российской Федерации от 01.09.2009 № 562-рп Спецстрой России определен единственным исполнителем подрядных работ по созданию космодрома «Восточный».

Спецстрой России уведомил Федеральное космическое агентство, что приказом от 5 октября 2009 г. № 499 функции генерального подрядчика по строительству космодрома Восточный возложены на ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России», а его начальнику приказано выполнение, предусмотренных подпрограммой «Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный» в рамках федеральной целевой программы «Развитие российских космодромов на 2006 – 2015 годы», строительно-монтажных работ осуществлять на основании государственного контракта, заключенного с Роскосмосом.

Государственный контракт № 873-ИВ004/13/218 на выполнение работ для федеральных государственных нужд Космодром «Восточный». Создание системы внешнего электроснабжения (1-я очередь) 2 этап. Амурская обл., Свободненский район, ЗАТО Углегорск был заключен 11 июля 2013 года между Федеральным космическим агентством как «Государственным заказчиком», ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» как «Заказчиком-застройщиком» и ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» как «Генподрядчиком» в соответствии с законодательством Российской Федерации, подпрограммой «Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный» федеральной целевой программы «Развитие российских космодромов на 2006 – 2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. № 188, и распоряжением Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 г. № 562-рп.

Утверждение Истца о предварительном согласовании данного государственного контракта Спецстроем России не подтверждаются представленными доказательствами, поскольку в письме Спецстроя России от 25.07.2013 № 11/6281, на которое Истец ссылается в качестве доказательства предварительного согласования, идет речь о другом государственном контракте.

В соответствии с контрактом Генподрядчик обязался осуществить работы, необходимые для ввода Объекта – Космодром «Восточный», создание системы внешнего электроснабжения (1-я очередь) 2 этап, Амурская обл., Свободненский район, Зато Углегорск, в эксплуатацию в соответствии с проектной и рабочей документацией и другими условиями контракта. Генподрядчик обязался выполнить работы в соответствии с условиями настоящего контракта на свой риск собственными и/или привлеченными силами и средствами в срок до 30 июня 2015 года.

Пунктом 3.1 контракта до получения положительного заключения государственной экспертизы на проектно-сметную документацию была определена приблизительная цена контракта (на основании расчета цены контракта в объеме, не превышающем размер бюджетных ассигнований), 2 871 336 000,00 рублей (в т.ч. НДС), с распределением финансирования по годам: 2013 год – 249 453 593,00 руб.; 2014 год – 969 800 000,00 руб.; 2015 год – 1 652 082 407,00 руб.

В этом же пункте контракта Сторонами согласовано, что «после получения положительного заключения государственной экспертизы на проектно-сметную документацию Стороны обязаны заключить дополнительное соглашение к контракту, в котором определят твердую цену контракта на основании заключения государственной экспертизы в пределах бюджетных ассигнований, а график производства работ и расчет цены контракта соответственно корректируются.

Стороны на основании доведенных до Государственного заказчика лимитов бюджетных обязательств уточняют в дополнительных соглашениях к контракту выделенные на текущий год денежные средства, а также другие условия контракта при необходимости в соответствии с законом».

В пункте 3.4 контракта установлено, что «цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом объема работ и иных условий исполнения контракта».

Пунктом 3.5 контракта определено «при уменьшении соответствующими государственными органами в установленном порядке средств федерального бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ».

Генподрядчик, ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России», подтвердил свою обязанность «выполнить работы без превышения лимита бюджетных обязательств, выделенных для оплаты по Контракту» (в редакции дополнительного соглашения от 11.12.2013 № 1).

Дополнительным соглашением от 15.09.2014 № 2 «Государственный заказчик» был исключен из числа Сторон контракта с передачей его прав и обязанностей в полном объеме «Заказчику-застройщику», который стал именоваться «Заказчик».

Как следует из преамбулы, дополнительное соглашение от 15.09.2014 № 2, заключено на основании БК РФ, распоряжения Правительства РФ от 28 августа 2012 г. № 15456-р, Федерального закона от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов». Дополнительное соглашение № 2 в установленном законом порядке не обжаловалось.

Дополнительными соглашениями между сторонами № 1 от 11.12.2013, № 2 от 26.12.2014, № 4 от 15.04.2015 вносились изменения в размеры величин финансирования.

К государственному контракту № 873-ИВ004/13/218 на настоящий момент заключено 7 (семь) дополнительных соглашений, которые также как и контракт размещены на электронной площадке zakupki.gov.ru.

Дополнительное соглашение от 30.12.2015 № 6 заключалось на основании: положительного заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 28.07.2015 № 1032-15/ГГЭ-7485/10, пункта 3.1 Контракта, а также нормативных актов: части 9 статьи 22  Федерального закона от 5 апреля 2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановления Правительства Российской Федерации от 02.07.2015 № 533, постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2015 № 1425.

Дополнительным соглашением от 30.12.2015 № 6 сторонами согласована твердая цена контракта в размере 2 290 221 480,00 рублей, а также изменено распределение финансирования по годам (как и в предыдущих дополнительных соглашениях №№ 1, 2, 4), а в 2015 году изменено распределение финансирования по источникам финансирования: из предусмотренных 1 428 820 680,00 рублей 684 643 800,00 рублей погашаются за счет субсидии, выделяемой ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от  2 июня 2015 г. № 533 «О предоставлении в 2015 году субсидии из федерального бюджета федеральному государственному унитарному предприятию «Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства».

Правительство Российской Федерации определило направить 20000000 тысяч рублей Федеральному агентству специального строительства для предоставления субсидии из федерального бюджета ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» в целях финансового обеспечения затрат, связанных с реализацией мероприятий по завершению в 2015 году строительства объектов космодрома «Восточный», предназначенных для запуска космического аппарата ракетой-носителем типа «Союз-2», к которым относится объект –  Создание системы внешнего электроснабжения (1-я) очередь 2 этап.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. № 1425 (далее – Постановление № 1425) утверждены Изменения, которые вносятся в федеральную целевую программу «Развитие российских космодромов на 2006 – 2015 годы» и подпрограмму «Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный» указанной программы.

Согласно раздела IV. «Ресурсное обеспечение подпрограммы» главы 2 Постановления № 1425 (стр. 22) записано, что «бюджетное финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется путем ежегодного выделения ассигнований из федерального бюджета Федеральному космическому агентству (с 2016 года – Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос») и Федеральному медико-биологическу агентству. Распределение бюджетных средств по мероприятиям подпрограммы, в том числе между государственными заказчиками, приведены в приложении № 4 подпрограммы. Объемы капитальный вложений указаны с учетом затрат на проектно-изыскательские работы. Необходимые для реализации подпрограммы объемы финансовых средств определены исходя из состава включенных в нее мероприятий, разработанной проектной документации на объекты капитального строительства, заключений государственной экспертизы на проектную документацию и достоверность определения сметной стоимости строек с учетом применения индексов-дефляторов на продукцию, производимую в строительстве».

В разделе V. «Механизм реализации подпрограммы» главы 2 Постановления № 1425 (стр. 25) записано, что «государственный заказчик – координатор подпрограммы возлагает на дирекцию космодрома «Восточный» выполнение следующих функций:

заключение государственных контрактов (договоров), соглашений (договоров) о проведении работ (об оказании услуг) в пределах выделенных для соответствующей стройки или объекта государственных капитальных вложений;

финансирование строек и объектов, включенных в указанные программные документы и подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, в том числе представление в территориальные органы Федерального казначейства документации, необходимой для финансирования строек и объектов, осуществление в установленном порядке авансирования подрядных работ, если это предусмотрено государственным контрактом (договором), обеспечение целевого направления средств подрядным организациям и осуществление расчетов с подрядными организациями и поставщиками за выполненные работы (услуги), поставленную продукцию и другие произведенные затраты;

проверку обоснования цен, а также сведений, содержащихся в документах, предъявленных подрядными организациями, поставщиками и другими организациями к оплате за выполненные ими работы (услуги), поставленную продукцию, а также к оплате других произведенных затрат;

своевременное предъявление подрядным организациям, поставщикам и другим организациям претензий за невыполнение или ненадлежащее выполнение договорных обязательств.

Финансовое обеспечение деятельности дирекции космодрома «Восточный» осуществляется за счет средств, выделенных на реализацию подпрограммы, поступающих на лицевые счета, открытые федеральным казенным учреждениям в органах Федерального казначейства, с осуществлением предварительного и текущего контроля за расходованием средств федерального бюджета на основании бюджетной сметы, сводного финансового расчета и сводного сметного расчета, а также иных документов, подтверждающих обоснованность и целевой характер расходования средств федерального бюджета».

Приложением 4 Постановления № 1425 закреплено, что для завершения строительства в 2015 году объектов пускового минимума привлечены финансовые средства, предоставленные в виде субсидии ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России», в том числе и для создания системы внешнего электроснабжения космодрома (1-я очередь) 2 этап – 684,64 млн.рублей.

Кроме того, в материалы дела представлено письмо Госкорпорации «Роскосмос» от 11.08.2016 № ВИ-5567, которым она обратилась в Министерство экономического развития Российской Федерации с целью подтверждения позиции о том, что предоставленная субсидия является составной частью сметной стоимости объектов, в разрезе которых она предоставлена.

Из письма следует, что позиция Минфина России разъяснена на заседании межведомственной комиссии по координации работ, связанных с созданием космодрома «Восточный» (пункт VI протокола заседания от 15 июля 2016 № 562-ПРМ-ДЛ), - капитальные вложения, источником которых является субсидия, в объеме работ, предусмотренных сводными сметными расчетами, принимаются к бухгалтерскому учету Подрядчиком (в составе вложений на неотделимые улучшения объектов). Указанные капитальные вложения в целях формирования ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» по госконтрактам, финансируемым в рамках подпрограммы, стоимостных оценок по фактически произведенным капитальным вложениям в вышеупомянутые объекты подлежат передаче с баланса ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» на балансовый учет ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный», с оформлением акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов в соответствии с приказом Минфина России от 30 марта 2015 № 52н.

Минэкономразвития России в своем ответе на указанное обращение Роскосмоса подтвердило позицию Роскосмоса (письмо от 31.08.2016 № 26325-ЕЕ/Д17и).

Счетной Палатой РФ направлен запрос Федеральному космическому агентству от 10 ноября 2015 г. № ЗИ-078-01/08-04, которым затребованы сведения по организации Федеральным космическим агентством контроля за ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» по вопросу внесения изменений в государственные контракты на строительство объектов обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный» в связи с уменьшением объема бюджетных ассигнований на строительство объектов обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный» в 2015 году на 20 062 607,00 тыс.рублей в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 211-ФЗ и в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 июня 2015 г. № 533 и компенсацией части затрат за счет средств субсидии.

В письме Федерального казначейства отражено, что Спецстрой России в соответствии с Правилами предоставления в 2015 году субсидии из федерального бюджета ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» в целях финансового обеспечения затрат, связанных с реализацией мероприятий по завершению в 2015 году строительства объектов  космодрома «Восточный», предназначенных для запуска космического аппарата ракетой-носителем типа «Союз-2», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2015 № 533, с изменением, внесенным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2015 № 1196 (далее – Правила, постановление Правительства Российской Федерации от 02.06.2015 № 533 соответственно), и заключенным с  ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» соглашением от 03.06.2015 № 1 о предоставлении в 2015 году названной субсидии (далее – Соглашение от 03.06.2015 № 1) перечислил средства субсидии в сумме 20 000 000,0 тыс.рублей на расчетные счета в кредитных организациях, открытые ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России», в целях завершения строительства 8 объектов космодрома «Восточный», в том числе по спорному объекту (письмо от 24.10.2016 № 16-03-03/16).

ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» подтвердило произведение платежей по дополнительному соглашению от 30.12.2015 № 6 за 2013 – 2015 г.г. представленными платежными поручениями.

Дополнительное соглашение от 09.12.2016 № 7 подтверждает, что в 2015 году за счет средств федерального бюджета было профинансировано – 503 340 200,00 рублей  в т.ч. НДС, а в связи с переносом лимитов бюджетных обязательств с 2015 на 2016 год подлежит финансированию в 2016 году 240 836 680,00 рублей в т.ч. НДС,

В результате обозрения судом оригинала дополнительного соглашения от 30.12.2015    № 6 было установлено, наличие подписи руководителя ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» и печати Спецстроя России. Незаконность подписи и печати суду не заявлялась.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия.

Руководитель унитарного предприятия действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.

Следовательно, закрепленное в дополнительном соглашении от 30.12.2015 № 6 изменение финансирования в 2015 году по источникам финансирования, а именно погашение 684 643 800,00 рублей за счет субсидии, выделяемой ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» из федерального бюджета, ничему не противоречит, соответствует условиям государственного контракта. 

В силу п.1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

По основаниям п.1 статьи 179 ГК РФ сделка, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка), может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.

Статьей 168 ГК РФ установлено, что именно сделки, нарушающие требования закона или иного правового  акта, являются недействительными.

В силу статьи 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части. Под частью сделки по смыслу названной нормы следует понимать одно или несколько условий сделки.

В силу статьи 173.1 ГК РФ сделка, совершенная без согласия третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления, необходимость получения которого предусмотрена законом, является оспоримой, если из закона не следует, что она ничтожна или не влечет правовых последствий для лица, управомоченного давать согласие, при отсутствие такого согласия. Она может быть признана недействительной по иску такого лица или иных лиц, указанных в законе.

Законом или в предусмотренных им случаях соглашением с лицом, согласие которого необходимо на совершение сделки, могут быть установлены иные последствия отсутствия необходимого согласия на совершение сделки, чем ее недействительность.

Поскольку законом не установлено иное, оспоримая сделка, совершенная без необходимого в силу закона согласия третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления, может быть признана недействительной, если доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об отсутствии на момент совершения сделки необходимого согласия такого лица или такого органа. Лицо, давшее необходимое в силу закона согласие на совершение оспоримой сделки, не вправе оспаривать ее по основанию, о котором это  лицо знало или должно было знать в момент выражения согласия.

Пунктами 3, 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.05.2014 № 28 «О некоторых вопросах, связанных с оспариванием крупных сделок и сделок с заинтересованностью» определено, что лицо, предъявившее иск о признании сделки недействительной на основании того, что она совершена с нарушением порядка одобрения крупных сделок или сделок с заинтересованностью, обязано доказать следующее: наличие признаков, по которым сделка признается соответственно крупной сделкой или сделкой с заинтересованностью, а равно нарушение порядка одобрения соответствующей сделки; нарушение сделкой прав или охраняемых законом интересов общества или его участников (акционеров) т.е. факт того, что совершение данной сделки повлекло или может повлечь за собой причинение убытков обществу или его участнику, обратившемуся с соответствующим иском, либо возникновение иных неблагоприятных последствий для них.

На основании вышеизложенного, суд считает, что Истец не доказал, что дополнительное соглашение от 30.12.2015 № 6 противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 2 июня 2015 г. № 533; не доказал необходимость согласования его заключения со Спецстроем России, как не доказал, что государственный контракт был согласован со Спецстроем России; не доказал недействительность дополнительного соглашения от 15.09.2014 № 2; не доказал возникновение для него неблагоприятных последствий в результате заключения дополнительного соглашения от 30.12.2015 № 6.

Необходимо отметить необоснованность утверждения Истца о заключении дополнительного соглашения в нарушение стать 9 Федерального закона № 94-ФЗ, поскольку по условиям контракта его цена являлась приблизительной.

В соответствии с п. 1 статьи 414 ГК РФ обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами (новация), если иное не установлено законом или не вытекает из существа отношений.

Согласно позиции ВС РФ, ВАС РФ: Соглашение сторон, изменяющее сроки и порядок расчетов по договору не является новацией.

Статья 1041 ГК РФ гласит, что по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели (пункт 1 данной статьи), сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации (пункт 2 данной статьи).

Таким образом, суд не усматривает, что оспариваемым дополнительным соглашением обязательство по государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд было фактически новировано в соглашение о совместной деятельности, предусматривающее выполнение работ за счет средств генподрядчика.

Судом не могут быть приняты во внимания утверждения ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России», поскольку в соответствии с абзацем 2 п. 3 статьи 308 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон обязательства, а также то, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2015 г. № 533 утверждены Правила предоставления в 2015 году субсидии из федерального бюджета федеральному государственному унитарному предприятию «Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства», что соответствует положениям статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

            В соответствии со статьей 64 АПК РФ – доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования или возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, показания свидетелей, аудиовидеозаписи, иные документы и материалы.

            Согласно статье 65 АПК РФ – каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

            В соответствии со статьей 71 АПК РФ – доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

            На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 167-171 АПК РФ, СУД

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

  Судья                                                                                                       П.С. Гутник