Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело №А40-152714/21-144-1088 |
Полный текст решения изготовлен 28 декабря 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2021 года
Арбитражный суд города Москвы
в составесудьи Папелишвили Г.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Абрамовой Л.Н.
рассмотрев в судебном заседании суда дело по заявлению ОАО «Строительное управление Дальневосточного военного округа»
к ответчику: Министерство обороны Российской Федерации
третье лицо: ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ"
о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения по вопросу отказа от права постоянного пользования на образованный земельный участок с кадастровым номером 25:34:016801:4386
с участием:
от заявителя - не явился, извещен
от ответчика - ФИО1 (паспорт, диплом, доверенность № 207/5/Д/116 от 20.11.2020)
от третьего лица: не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
ОАО «Строительное управление Дальневосточного военного округа» (далее – заявитель, Общество, ОАО «СУ ДВО») обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства обороны Российской Федерации (далее – ответчик, Минобороны России), выразившегося в непринятии решения по вопросу отказа от права постоянного (бессрочного) пользования на образованный земельный участок с кадастровым номером 25:34:016801:4386, об обязании принять решение по вопросу отказа от права постоянного (бессрочного) пользования на образованный земельный участок с кадастровым номером 25:34:016801:4386 путем издания распорядительного акта (приказа).
Ответчик против удовлетворения требований возражал по доводам, изложенным в отзыве.
Представители заявителя и третьего лица в судебное заседание не явились, в материалах дела имеются документы, подтверждающие их надлежащее извещение о времени и месте судебного разбирательства. Суд счел возможным рассмотреть дело без участия заявителя и третьего лица в порядке, предусмотренном ст.156 АПК РФ.
Информация о принятии заявления к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Арбитражного суда г. Москвы в информационно -телекоммуникационной сети "Интернет", в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы ответчиков, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с ч.4 ст.198 АПК РФ заявление об оспаривании ненормативного правового акта может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Суд установил, что срок для оспаривания ненормативного правового акта, установленный ч.4 ст.198 АПК заявителем не пропущен.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст.13 Гражданского кодекса РФ, п.6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из заявления, ОАО «Строительное управление Дальневосточного военного округа» было образовано в соответствии с Приказом Министра обороны России №466 от 25.05.2009 в результате приватизации Федерального государственного унитарного предприятия «Строительное управление Дальневосточного военного округа Министерства обороны Российской Федерации» (далее - ФГУП «СУ ДВО МО РФ») в форме преобразования его в открытое акционерное общество в соответствии со ст. 217 ГК РФ, ст. 25 Федерального закона РФ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Согласно Приложению № 1 к Приказу Минобороны России №466 от 25.05.2009 в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП «СУ ДВО МО РФ», под пунктами 341, 374, 340, включены объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: <...>: Административное здание, назначение нежилое, площадью 1 124 кв.м., здание-гараж, назначение нежилое, площадью 480,1 кв.м., гараж с котельной, назначение нежилое, площадью 247,3 кв.м.
Право собственности ОАО «СУ ДВО» на данные объекты оформлено в установленном законе порядке. Так же, в состав подлежащего передаче в собственность ОАО «СУ ДВО» имущества, под номером 31 вошел объект недвижимого имущества - земельный участок, площадью 0,54 га, расположенный по адресу: <...>. В графе «Кадастровый (условный) номер» указано «Оформляется».
Объекты недвижимого имущества (здания), переданные ОАО «СУ ДВО» в порядке приватизации, расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 25:34:000000:22567, площадью 2 398 945 кв.м., местоположение относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир Жилой дом. Участок находится примерно в 236 м от ориентира по направлению на север. Почтовый адрес ориентира: <...>.
Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией, свидетельство № 25/005/2017-1 от 29.03.2017. Указанный земельный участок используется в интересах Вооруженных Сил РФ.
В 2017 г. ОАО «СУ ДВО» проведены землеустроительные мероприятия для осуществления раздела земельного участка и подготовлена схема расположения на кадастровой карте (плане) территории земельного участка площадью, согласно правоустанавливающим документам, 4 794 кв.м, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира здание гараж с котельной, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <...>, который подлежит образованию путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером 25:34:000000:22567, площадью 2 398 945 кв.м., местоположение относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир Жилой дом. Участок находится примерно в 236 м от ориентира по направлению на север. Почтовый адрес ориентира: <...>.
Приказом Директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны России №3084 от 12.12.2018 утверждена схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территорий, сформированного под объектами, принадлежащими на праве собственности ОАО «Строительное управление Дальневосточного военного округа».
24.01.2020 образованный земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 25:34:016801:4386.
18.11.2020 за исх. №141/6/03-12/15445, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России в адрес Департамента военного имущества Министерства обороны РФ был направлен проект распорядительного акта о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на образованный земельный участок с кадастровым номером 25:34:016801:4386.
В связи с полученной информацией, ОАО «СУ ДВО» обратилось в Департамент военного имущества Министерства обороны России.
Так 21.04.2021 за исх. №29/юр/21 и 02.09.2020 за исх №29/юр/37 были направлены обращения по вопросу принятия решения об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования на образованный земельный участок с кадастровым номером 25:34:016801:4386 и уведомлении о принятом решении заявителя.
Однако, до настоящего времени ответы на указанные обращения не даны, вопрос об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования на образованный земельный участок с кадастровым номером 25:34:016801:4386 до настоящего времени не решен.
Указанное явилось основанием для обращения Заявителя в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования ОАО «Строительное управление Дальневосточного военного округа», суд исходит из следующего.
В соответствии со Статьей 2 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Статьей 1 указанного Федерального закона определено, что установленный Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
Согласно Статьи 5 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В целях реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации указанного Федерального закона Министром обороны России издан Приказ от 18.08.2014 №555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»», которым утверждена инструкция по работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Инструкции она определяет порядок организации работы с обращениями граждан, а также объединений граждан, в том числе юридических лиц, поступившими в органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил Российской Федерации и военные комиссариаты.
Пунктом 5 указанной Инструкции установлен срок для рассмотрения обращения - 30 дней с даты регистрации обращения.
Как следует из материалов дела, обращения ОАО «СУ ДВО» получены Ответчиком 26.04.2021 (исх. №29/юр/21) и 08.09.2020 (исх. №29/юр/37) соответственно.
Ответ на указанные обращения не дан, доказательств обратного Ответчиком не представлено.
При этом изложенные в письменных объяснениях обстоятельства касаются существа поданных обращений, и не свидетельствуют об отсутствии со стороны Минобороны России незаконного бездействия по их рассмотрению.
В связи с изложенным, поскольку в рамках дела основанием для обращения в суд послужило бездействие Ответчика по рассмотрению обращений ОАО «СУ ДВО», суд приходит к выводу о наличии совокупности оснований для удовлетворения заявленных ОАО «СУ ДВО» требований.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с п. 3 ч.4 ст. 201 АПК РФ суд возлагает на заинтересованное лицо обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.65, 167-170, 176, 181, 200, 201 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Проверив на соответствие требованиям действующего законодательства, признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии решения по вопросу отказа от права постоянного (бессрочного) пользования на образованный земельный участок с кадастровым номером 25:34:016801:4386.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации в месячный срок с даты вступления решения по настоящему делу в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО «Строительное управление Дальневосточного военного округа» в установленном законом порядке путем рассмотрения по существу заявления ОАО «Строительное управление Дальневосточного военного округа» от 21.04.2021 исх. №29/юр/22.
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу ОАО «Строительное управление Дальневосточного военного округа» государственную пошлину в размере 3 000 (три тысячи рублей).
Решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья | Г.Н. Папелишвили |