ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-153359/12 от 15.01.2013 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Москва Дело № А40- 153359/2012

22 января 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 15 января 2013 года

Полный текст решения изготовлен 22 января 2013 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Сизовой О.В., (84-1567)

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ким С.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению: БАНК ИТБ (ОАО) (ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 775001001, юридический адрес: 107113, <...>)

к ответчику/заинтересованному лицу: УФАС России по Ульяновской области

о признании незаконными и отмене постановления от 31.10.12 по делу о привлечении к административной ответственности № 9064-К/05-2012,

при участии в судебном заседании:

от заявителя:   ФИО1 (дов. от 15.11.2012 г. № 867/Д);

от ответчика:   не явился, извещен,

УСТАНОВИЛ:

Коммерческий банк «Инвестрастбанк» (ОАО) (БАНК ИТБ (ОАО)) обратился в суд с требованиями о признании незаконным и отмене Постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области о привлечении к административной ответственности от 31.10.12 г. по делу № 9064-К/05-2012.

Требования мотивированы недоказанностью вины Общества в совершении административного правонарушения.

Представитель ответчика, надлежащим образом уведомленного о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, письменный отзыв не представил. В порядке ст. 123, ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы лиц, явившихся в судебное заседание, оценив представленные доказательства, суд признаёт заявленные требования не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии с ч.ч. 4, 6, 7 ст.210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, 31.10.12 уполномоченным должностным лицом Управления было вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 9064-К/05-2012, которым в действия БАНК ИТБ (ОАО) признаны нарушающими ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, а также назначен административный штраф в размере 200 000 руб.

Судом установлено, что заявителем был соблюден срок обращения в суд с указанными требованиями.

Из материалов административного дела следует, что вынесению оспариваемого постановления предшествовало составление должностным лицом Управления протокола об административном правонарушении по делу №9064-К/05-2012 от 17.10.12.

Из содержания указанного протокола следует, что при его составлении принимал участие представитель Общества ФИО2, действовавшая по доверенности № 254/Д от 11.11.11.

Учитывая изложенное, суд полагает, что при составлении протокола об административном правонарушении ответчиком не было допущено существенных нарушений процессуальных требований и условий КоАП РФ, а именно: ч.1 ст.25.1, ч.2 ст.25.4, 28.2 КоАП РФ, то есть существенных процессуальных нарушений.

Из представленных доказательств следует, что при рассмотрении административного дела ответчиком были соблюдены процессуальные требования КоАП РФ, а также права привлекаемого к административной ответственности лица. Так, определение о назначении времени и места рассмотрения дела от 17.10.12 было получено представителем Общества ФИО2 17.10.12.

При указанных обстоятельствах суд полагает, что порядок привлечения к административной ответственности нарушен не был, протокол составлен, оспариваемое постановление вынесено уполномоченными лицами.

Относительно установления события правонарушения, а также объективной стороны правонарушения в действиях Общества суд отмечает следующее.

Решением от 10.09.2012 Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела № 8294/05-2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы «Ипотечные кредиты» КОММЕРЧЕ­СКОГО БАНКА «ИНВЕСТРАСТБАНК» (ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА), распространяемой на светодиодном экране, расположенном в г. Улья­новске на пересечении улиц ФИО3 и Железной дивизии, содержащей признаки нарушения ч. 7 ст. 5 и ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (Федеральный закон «О рекламе»), установлено следующее.

В ходе осуществления текущего контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами Ульяновского УФАС России на светодиодном экране, рас­положенном в г. Ульяновске на пересечении улиц Железной дивизии и ФИО3, обнаружена ре­клама ипотечных кредитов БАНКа ИТБ (ОАО) (служебная записка № 321 от 12.05.2012).

Рекламный ролик имеет следующее содержание. В начале ролика на белом фоне экрана появляется фирменный логотип БАНКа ИТБ (ОАО) и надпись «БАНК ИТБ», который далее пере­мещается в левый верхний угол экрана. Затем на экране появляется большая горизонтальная по­лоса желтого цвета, которая далее перемещается в верхнюю часть экрана. Под полосой появляет­ся попеременно увеличивающаяся и уменьшающаяся в размере надпись «ИПОТЕЧНЫЕ КРЕДИ­ТЫ от 10% первонач. взнос», где «70%», выполненная шрифтом красного цвета. Затем в нижнем правом углу экрана появляется пятнадцатиконечный многоугольник красного цвета, в котором выполнена шрифтом белого цвета надпись «от 7,65% годовых» и который в течение некоторого времени крутится вокруг своей оси. Далее на месте исчезнувшей надписи «ИПОТЕЧНЫЕ КРЕ­ДИТЫ от 10% первонач. взнос» и изображения многоугольника появляются надписи «г. Ульяновск ул. Карла Маркса, д. 13А, корп. 2» (выполнена шрифтом черного цвета), «+7 (8422) 41-62-69, 41-62-66» (выполнена шрифтом синего цвета) и «Рекламодатель - ООО «Нельсон». Банк ИТБ (ОАО), лицензия ЦБ РФ № 3128 от 25.03.2008 г. Реклама.» (выполнена шрифтом меньшего, нежели дру­гие надписи, размера темно-серого цвета). В течение всего ролика в нижней части экрана на си­нем фоне шрифтом белого цвета указано: «8-800-555-00-77, www.bankitb.ru». Какая-либо иная ин­формация в рекламе отсутствует.

В соответствии с п.п. 1, 2 и 3 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама -информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Реклама «Ипотечные кредиты» БАНКа ИТБ (ОАО) ориентирована на неопределенный круг лиц, направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги по ипотечному кредитова­нию с целью приобретения жилья. Привлекая внимание потребителей рекламы к возможности заключить договор на выгодных условиях (низкая процентная ставка по кредиту при малом ми­нимальном взносе), реклама стимулирует обращение потенциальных заемщиков в кредитную ор­ганизацию для заключения соответствующего кредитного договора.

Согласно ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой от­сутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобрете­ния или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Статьи 809 и 819 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают следую­щие существенные условия кредитного договора: сумма кредита, срок и порядок его предоставле­ния заемщику, срок и порядок возврата полученного кредита, размер и порядок уплаты кредитору процентов. Одновременно важными сведениями для потребителя по кредиту является информа­ция о платежах и комиссиях по кредитным операциям (плата за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи), оплате услуг страхования жизни и или имущества, размере штрафов и пеней.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банков­ской деятельности» в договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора.

Таким образом, к условиям, определяющим стоимость кредита для заёмщика, относятся сумма кредита, срок кредитного договора, процентная ставка, единовременные и периодически взимаемые платежи, а также иные условия, если их включение в кредитный договор может повлиять на сумму денежных средств, которую заёмщик должен выплатить кредитору по кредитному договору.

Однако в нарушение указанных норм Федерального закона «О рекламе» в рекламе «Ипотечные кредиты» БАНКА ИТБ (ОАО) до потребителей доводятся только некоторые условия ипотечных кредитов - минимальный процент по ипотечному кредиту (7,65%) и минимальный первоначальный взнос (10%). При этом условия, приведенные в рекламе, являются наиболее выгодными с точки зрения привлечения внимания потребителей рекламы, создания положительного мнения о рекламируемой банковской услуге. Часть существенной информации, а именно остальные условия, влияющие на стоимость кредита, которые понесут воспользовавшиеся услугой лица, обязательные к указанию в рекламе в силу ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» и способные реально повлиять на мнение потребителя рекламы, отсутствуют.

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение ч. 7 ст. 5 и ч. 3 ст. 28 указанного Федерального закона несет рекламодатель.

Согласно п.п. 5, 6 и 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекла­мы лицо.

Светодиодный экран (рекламная конструкция № 368), установленный по адресу: <...>, принадлежит ООО «Спектр У» в соответствии с разрешением на установку рекламной конструкции № 368, выданным обществу на период с 07.06.2008 по 07.06.2013.

Распространение рекламы «Ипотечные кредиты» БАНКа ИТБ (ОАО) на указанном свето­диодном экране осуществлялось на основании договора № 252 от 06.10.2011 об оказании услуг по размещению рекламных и информационных материалов на наружных видеоэкранах, заключенного между ООО «Спектр У» (исполнитель) и ООО «Нельсон» (заказчик). Предметом указанного договора является оказание исполнителем заказчику услуг по размещению (трансляции) реклам­но-информационных материалов (рекламных роликов) на наружных видеоэкранах.

Между ООО «Нельсон» и БАНКом ИТБ (ОАО) заключен договор на оказание услуг по ин­формационно-рекламному обслуживанию № 1-НЛ/2011 от 20.01.2011. Согласно п. 1.1.1 указанно­го договора ООО «Нельсон» осуществляет разработку за свой счет, с наполнением по собственно­му усмотрению рекламных макетов об оказываемых БАНКом ИТБ (ОАО) услугах. Пунктом 1.4 договора установлено, что перечень рекламируемых продуктов, продвижение которых осуществ­ляет ООО «Нельсон», определяется письменным соглашением сторон. Отсутствие указанного со­глашения либо невозможность идентификации банковского продукта путем буквального толкова­ния текста соглашения является основанием для полного отказа в выплате вознаграждения испол­нителю. Согласно соглашению № 1 к договору № 1-НЛ/2011 от 20.01.2011 на оказание услуг по информационно-рекламному обслуживанию ООО «Нельсон» обязано провести рекламную компа­нию следующих кредитных продуктов: «Предоставление БАНКом ИТБ (ОАО) ипотечных креди­тов на приобретение недвижимости на вторичном рынке под залог приобретаемого жилья по стандартам ОАО «АИЖК» («Ипотека Новоселье»); «Предоставление БАНКом ИТБ (ОАО) ипотеч­ных кредитов на приобретение недвижимости на вторичном рынке под залог приобретаемого жи­лья в соответствии с условиями ОАО «АИЖК» по кредитному продукту «Военная ипотека»; «Ипо­тека - Материнский капитал»; «Ипотека-Ломбард»; «Ломбард специальный»; «Ипотека-Новостройка».

Таким образом, рекламодателями в данном случае являются БАНК ИТБ (ОАО) и ООО «Нельсон», а рекламораспространителем - ООО «Спектр У».

Ульяновским УФАС России обоснованно отклонен довод БАНКа ИТБ (ОАО) относительно того, что банк не является рекламодателем указанной рекламы, поскольку договор на оказание услуг по информационно-рекламному обслуживанию № 1-НЛ/2011 от 20.01.2011, заключенный с ООО «Нельсон», расторгнут письмом № 632а/0 от 30.03.2012, а согласно составленному между БАНКом ИТБ (ОАО) и ООО «Нельсон» акту сверки взаиморасчётов по состоянию на 16.08.2012 с 03.04.2012 ООО «Нельсон» какие-либо услуги банку не оказывало, а последнее, соответственно, ничего не оплачивало. Распространение рекламы «Ипотечные кредиты» на светодиодном экране, расположенном в г. Ульяновске на пересечении улиц ФИО3 и Железной дивизии, осуществлялось с 18.10.2011 по 01.03.2012 (согласно представленным ООО «Спектр У» медиа-планам и актам выполненных работ), а именно в период действия договора на оказание услуг по информационно-рекламному обслуживанию № 1-НЛ/2011 от 20.01.2011, заключенного между БАНКом ИТБ (ОАО) и ООО «Нельсон». Кроме того, из представленного банком акта сверки взаиморасчетов между БАНКом ИТБ (ОАО) и ООО «Нельсон» явно не следует, за оказание каких конкретно рекламных услуг произведена банком оплата ООО «Нельсон».

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» по результатам рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонополь­ный орган принимает решения и выдает предписания. Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдаются на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненад­лежащей.

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями за­конодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Фе­дерального закона «О рекламе»).

Решением от 10.09.2012 Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области реклама «Ипотечные кредиты» КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА «ИНВЕ-СТРАСТБАНК» (ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА), распространяемую на светоди­одном экране, расположенном в г. Ульяновске на пересечении улиц ФИО3 и Железной дивизии, признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Феде­рального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

КОММЕРЧЕСКОМУ БАНКУ «ИНВЕСТРАСТБАНК» (ОТКРЫТОМУ АК­ЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ) выдано предписание о прекращении нарушения законодательства о рекла­ме.

Суд отмечает, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что указанное решение ФАС России было оспорено в установленном порядке и признано судом незаконным (недействительным).

Таким образом, суд считает обстоятельства, установленные поименованным решением, были обоснованно положены в основу оспариваемого постановления.

Суд также указывает, что в соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

В рассматриваемом случае возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена административная ответственность, у общества имелась, однако, им не были приняты все возможные и зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательства обратного суду не представлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии условий, предусмотренных ч.6 ст.210 АПК РФ, необходимых для признания незаконным и отмены оспариваемого Постановления, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.

На основании ст.ст.1.2, 1.5, 24.1, 25.1, 26.1, 26.2, 26.11, 28.2 КоАП РФ и руководствуясь ст.ст. 29, 167-170, 176, 207-211 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА ИНВЕСТРАСТБАНК (ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО) о признании незаконным и отмене полностью постановления УФАС России по Ульяновской области № 303 от 31.10.2012 г. по делу об административном правонарушении № 9064-К/05-2012 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней с момента его принятия.

Судья

О. В. Сизова