ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-154149/19-2-1025 от 26.09.2019 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва

Резолютивная часть решения объявлена 26 сентября 2019г.

Полный текст решения изготовлен  30 сентября 2019г.

Арбитражный суд города Москвы в составе:

Судьи – Махлаевой Т.И.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кондрашкиной Т.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению ИП ФИО1

к ответчику Государственной инспекции пробирного надзора по г. Москве и Московской области ФКУ "ПРОБИРНАЯ ПАЛАТА РОССИИ"

о признании недействительными Распоряжение о проведении проверки № 88 от 30.04.2019 г. и Акта проверки от 30.05.2019 г

при участии в судебном заседании:

от заявителя – не явился, извещен

от ответчика – ФИО2 по доверенности от 29.07.2019г. №32

УСТАНОВИЛ:

ИП ФИО1 обратился в арбитражный суд с заявлением в котором просит признать решение начальника Государственной инспекции пробирного надзора по г.Москве и Московской области №88 от 30.04.2019 года о проведении проверки в отношении ИП ФИО1 незаконным, Распоряжение №88 от 30.04.2019 г., и Акт проверки №б/н от 30.05.2019 г., недействительными.

Требования мотивированы тем, что у Госинспекции отсутствовали законные основания для проведения внеплановой проверки по соблюдению индивидуальным предпринимателем требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и, соответственно, акт, составленный по её результатам является недействительным.

Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился. Суд рассматривает дело в соответствии со ст.ст.156 АПК РФ.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения требований, ссылаясь на законность проведенной проверки.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные в дело документы, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат  удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью  4 статьи 200  АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому  акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.

При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).

В силу указанных норм и  статьи 13  ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия  оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.

Как следует из заявления Распоряжением начальника Государственной инспекции пробирного надзора по г.Москве и Московской области (далее - Ответчик) №88 от 30.04.2019 года о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1., ИНН <***>, ОГРНИП <***> (далее - Истец) была назначена проверка, на предмет соблюдения законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Срок проведения проверки был определен в 30 (тридцать) календарных дней, а именно с 6 мая 2019 года по 4 июня 2019 года. Уполномоченным на проведение проверки был назначен ведущий контролер Ответчика - ФИО2. По результатам проверки был составлен Акт проверки №б/н от 30.05.2019 г.

Ответчиком не было представлено каких-либо доказательств, что при принятии решения о назначении проверки в отношении Истца имелись какие-либо из законные на то основания.

Какие-либо сведения об основаниях проведения внеплановой проверки, вопреки требованиям Приказа Министерства экономического развития РФ №141 от 30.04.2009 г., которым была утверждена типовая форма распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя отсутствуют и в оспариваемом Распоряжении №88 от 30.04.2019 г., принятым Ответчиком при назначении проверки.

Помимо этого, в указанном выше распоряжении Ответчика отсутствует и иная необходимая информация, как-то информация о том, является ли проверка плановой или внеплановой, является ли проверка документарной или выездной, сведения о согласовании (извещении) органов прокуратуры о проведении внеплановой проверки и иные необходимые сведения, определенные в Приказе Министерства экономического развития РФ №141 от 30.04.2009 г.

Таким образом принимая оспариваемое решение о назначении проверки Ответчик грубо нарушил действующее законодательство РФ и права Истца в сфере предпринимательской деятельности возложив на него необоснованные обязанности по предоставлению документов без надлежащим образом оформленных запросов, как это предусмотрено административным регламентом, что в свою очередь повлекло за собой дополнительные необоснованные затраты, а также создал препятствия для осуществления нормальной текущей предпринимательской деятельности Истца.

Данные факты послужили основанием для обращения в суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд исходит из следующего.

Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В  соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ Государственное учреждение осуществляет и иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия, а также предусмотренные Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» полномочия по контролю за организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

В соответствии с пунктом 2 Устава федерального казенного учреждения «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 декабря 2016 года № 687 (далее  -  Устав, утвержденный приказом Минфина России 21 декабря 2016 года № 687), ФКУ «Пробирная палата России» находится в ведении Минфина России.

В соответствии с пунктом 16.7 Устава, утвержденного приказом Минфина России 21 декабря 2016 года № 687, для достижения целей, установленных настоящим Уставом, Учреждение осуществляет федеральный государственный пробирный надзор, за исключением установления режима постоянного государственного надзора в отношении производственных объектов организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, указанных в пункте 2 перечня производственных объектов аффинажных организаций и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, в отношении которых устанавливается режим постоянного государственного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской  Федерации от 12 декабря 2015 года № 1356 «О режиме постоянногогосударственного надзора на производственных объектах аффинажных организаций и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней».

В соответствии с пунктом 16.8 Устава, утвержденного приказом Минфина России 21 декабря 2016 года № 687, для достижения целей, установленных настоящим Уставом, Учреждение осуществляет контроль за организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю  -  продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий, в части соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии с пунктом 18.3 Устава, утвержденного приказом Минфина России 21 декабря 2016 года № 687, ФКУ «Пробирная палата России» имеет право организовывать и проводить внеплановые проверки  в форме документарной и (или) выездной проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с пунктом 49 Устава, утвержденного приказом Минфина России 21 декабря 2016 года № 687, Госинспекция осуществляет свою деятельность на основании Устава от имени ФКУ «Пробирная палата России».

В соответствии с пунктом 1 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 31 января 2017 года № 13н, административный регламент исполнения федеральным казенным учреждением «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» государственной функции по осуществлению федерального государственного пробирного надзора посредством установления режима постоянного государственного надзора в отношении производственных объектов аффинажных организаций, а также проведения плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) ФКУ «Пробирная палата России» при осуществлении федерального государственного пробирного надзора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26.1 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ под федеральным государственным пробирным надзором понимается деятельность уполномоченного федерального органа исполнительной власти и подведомственных ему государственных учреждений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство, использование, обращение драгоценных металлов в любом состоянии и виде, сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, их использование и обращение, требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее  -  обязательные требования) в области производства, использования и обращения драгоценных металлов, а также добычи (в части сортировки, первичной классификации и первичной оценки драгоценных камней), использования и обращения драгоценных камней, путем организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями своей деятельности.

В соответствии с подпунктом 15 пункта 3.1 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при контрольных мероприятиях за соблюдением требований законодательства Российской  Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Исходя из смысла приведенных нормативных актов, контрольные мероприятия за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма являются самостоятельной функцией контроля и к федеральному государственному пробирному надзору не относятся.

Законодательство по регулированию отношений в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля к контрольным мероприятиям за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма не применяется.

Таким образом, у Госинспекции имелись все законные основания для организации и проведения внеплановой проверки ИП ФИО1 в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее  -  Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В соответствии с подпунктом 15 пункта 3.1 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при контрольных мероприятиях за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов,  полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Исходя из смысла указанной статьи, законодательство по регулированию отношений в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля к контрольным мероприятиям за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма не применяется.

В соответствии с пунктом 1 Регламента, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 29 июля 2014 года № 191, устанавливает порядок, состав, последовательность и  сроки выполнения административных процедур (административных действий) Федеральной службы по финансовому мониторингу при проведении проверок физических и юридических лиц, в отношении которых Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и при привлечении лиц, виновных в нарушении данного законодательства, к административной ответственности.

Исходя из смысла указанной статьи Регламент, утвержденный приказом Росфинмониторинга от 29 июля 2014 года № 191, определяет порядок Федеральной службы по финансовому мониторингу и на ФКУ «Пробирная палата России» не распространяется.

В соответствии с пунктом 1 «Положения о порядке осуществления контроля за исполнением организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденного приказом Федерального казенного учреждения «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» от 5 декабря 2018 года № 230 (далее - Положение, утвержденное приказом ФКУ «Пробирная палата России» от 5 декабря 2018 года № 230), в соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученным преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ, пунктом 3 статьи 13 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ и абзацем 3 пункта 15 Устава ФКУ «Пробирная палата России», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 декабря 2016 года № 687, ФКУ «Пробирная палата России» (далее -Учреждение) осуществляет контроль за исполнением организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий и них и лома таких изделий (далее  - организации), требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии с пунктом 2 Положения, утвержденного приказом ФКУ «Пробирная палата России» от 5 декабря 2018 года  № 230, в целях контроля за исполнением организациями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Учреждение и государственные инспекции пробирного надзора в пределах своей компетенции проводят проверки организаций.

Учреждение вправе осуществлять как плановые, так и внеплановые проверки.

Контрольные мероприятия, проводимые Учреждением, могут осуществляться в форме выездной или документарной проверки. В соответствии с подпунктом 15 пункта 3.1 статьи 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ положения указанного закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к контролю за исполнением организациями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Положение, утвержденное приказом ФКУ «Пробирная палата России» от 5 декабря 2018 года № 230, определяет вопросы проверок, сроки и порядок действий проверяющих, действия проверяющих по результатам проверок и порядок привлечения виновных к ответственности при осуществлении контрольных мероприятий за исполнением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии с Положением, утвержденным приказом ФКУ «Пробирная палата России» от 5 декабря 2018 года № 230, было оформлено распоряжение № 88 от 30.04.2019  года на проведение проверки в отношении ИП ФИО1, проведена проверка, оформлены результаты проверки.

Таким образом, у Госинспекции имелись все законные основания для организации и проведения проверки ИП ФИО1 в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В данном случае, отсутствуют основания, предусмотренные ст.13 ГК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативных актов органа государственной власти недействительными.

Согласно ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права и избирают способы защиты нарушенного права. Выбранный лицом способ защиты должен соответствовать действующему законодательству.

В соответствии со ст.71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого представленного доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности.

Исследовав и оценив доказательства в их совокупности, исходя из предмета и оснований заявленных требований, а также установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку заявитель не доказал, что оспариваемым распоряжением нарушены его права и законные интересы, а также того, каким образом вынесенным решением будут восстановлены его нарушенные права.

Судом рассмотрены и оценены все доводы заявителя по настоящему делу, однако они не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не  нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Согласно ч.1 ст.4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Однако, заявителем не подтвержден факт нарушения или оспаривания каких-либо его прав и законных интересов действиями ответчика, а также не представлено каких-либо доказательств такого нарушения или оспаривания.

В свою очередь оспариваемый обществом акт проверки от 30.05.2019 не является ненормативным правовым актом, который может быть обжалован в порядке главы 24 АПК РФ, поскольку не содержит положений властно-распорядительного характера, не направлен непосредственно на возникновение, изменение или прекращение определенных правовых последствий, а является документом о проверке соблюдения обществом при осуществлении им предпринимательской деятельности требований законодательства, действующего в соответствующей сфере, составленным с целью фиксации обстоятельств, выявленных в ходе проверки.

В этой связи производство по делу в части требования о признании незаконными акта проверки, подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении требований ИП ФИО1 о признании решения начальника Государственной инспекции пробирного надзора по г.Москве и Московской области № 88 от 30.04.2019 года о проведении проверки в отношении ИП ФИО1 незаконным, Распоряжения № 88 от 30.04.2019 г. недействительным.

В остальной части производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Девятый Арбитражный апелляционный суд в течении месяца со дня принятия.

Судья                                                                                                                           Т.И. Махлаева