ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-155449/09 от 05.02.2010 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва

12 февраля 2010 года Дело № А40-155449/09-106-914

Резолютивная часть решения объявлена 05 февраля 2010года

Полный текст решения изготовлен 12 февраля 2010года

Арбитражный суд города Москвы в составе

Председательствующего - судьи Кузнецовой С.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Валуйской Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению ООО «Газпром экспорт»

к Центральной энергетической таможне

3-е лицо: ОАО «Газпром»

о признании незаконным решения от 18.08.2009 №01-17/5113 «Об уплате вывозной таможенной пошлины», требования от 18.08.2009 №256 об уплате таможенных платежей, листа корректировки от 26.08.2009 к временной таможенной декларации №10006033/170809/0000762

при участием:

от заявителя – ФИО1 по дов. от 10.12.2008 №13-2/284д

от ответчика – ФИО2 по дов. от 11.12.2008

от третьего лица - ФИО3 по дов. от 03.09.2008 №01/0400-561д

УСТАНОВИЛ:  ООО «Газпром экспорт» обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявле­нием о признании незаконным решения Центральной энергетической таможни, формализованного в письме от 18.08.2009 №01-17/5113 «Об уплате вывозной таможенной пошлины»; недействительным листа корректировки от 26.08.2009, составленного Центральной энергетической таможней к временной таможенной декларации №10006033/170809/0000762; а также недействительным требования об уплате таможенных платежей № 256 от 18.08.2009, выставленного Центральной энергетической таможней в ходе проверки таможенной декларации №10006033/170809/0000762.

Заявление мотивировано тем, что вывозная таможенная пошлина в отношении природного газа не подлежала уплате, поскольку газ поставлялся в рамках международного проекта «Голубой поток», по которому ООО «Газпром экспорт» освобожден от уплаты вывозной таможенной пошлины, в связи с чем обжалуемые решение и лист корректировки незаконно возлагают на общество обязательства по осуществлению корректировки таможенной стоимости, а также по внесению в качестве таможенных платежей в бюджет излишней денежной суммы.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал свои требования.

Представитель ответчика против удовлетворения заявленного требования возражал, представил отзыв на заявление, указывая, что объемы газа по таможенной декларации №10006033/170809/0000762 поставлены ООО «Газпром экспорт» не в рамках проекта «Голубой поток», в связи с чем освобождение от уплаты таможенных пошлин не распространяется.

Представитель третьего лица поддержал требо­вания заявителя. Считает, что ООО «Газпром экспорт» освобожден от уплаты вывозной таможенной пошлины.

Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы заявления и отзывов на него, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений государственных и иных органов, если полагают, что такие акты и решения не соответствуют закону или иным нормативным правовым актам и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления указанной деятельности.

Из материалов дела следует, что 17.08.2009 ООО «Газпром экспорт» представило в ЦЭТ ФТС России для оформления временную таможенную декларацию №10006033/170809/0000762 на ожидаемые поставки природного газа в Турцию в течение сентября 2009 года по контракту от 15.12.1997 с компанией «Боташ Петролиум Пайплайн Корпорейшен» в рамках проекта «Голубой поток»

На основании представленных документов таможенным органом был сделан вывод, что поставка топливного газа в рамках таможенной декларации №10006033/170809/0000762 не имеет отношения к поставке основных коммерческих объемов и не подпадает под действие Межправительственного соглашения.

Решением Центральной энергетической таможни, формализованным в письме от 18.08.2009 №01-17/5113 «Об уплате вывозной таможенной пошлины» указано на недостоверность заявленных сведений и неуплату вывозной таможенной пошлины на природный газ, поставленный по условиям дополнения №9 от 19.12.2008 к контракту от 15.12.1997.

В этой связи Центральной энергетической таможней произведена корректировка таможенной стоимости и направлено требование об уплате таможенных платежей №256 от 18.08.2009.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.

Поставка российского природного газа в Турецкую Республику осуществляется в соответствии с Межправительственным Соглашением о поставках газа в Турецкую Республику через акваторию Черного моря от 15.12.1997, Протоколом к нему, и на основании контрактов, заключенных между ООО «Газпром экспорт», фирмой «Боташ» и компанией «ЭНИ Трейдинг» во исполнение данного соглашения. Предметом Межправительственного соглашения является обеспечение российской стороной поставок российского природного газа в Турцию в период с 2000 по 2025 года.

Технические, коммерческие и юридические условия поставки природного газа, поставляемого в Турцию из России через акваторию Черного моря, определены в контракте на продажу / закупку газа между фирмами «Боташ» и ВЭП «Газпром экспорт» РАО Газпром» в соответствии с настоящим Соглашением, а также Соглашением о сотрудничестве в поставках российского природного газа в Турцию через Черное море от 29.08.1997.

С Российской стороны уполномоченной организацией по выполнению настоящего Соглашения является Российское акционерное общество «Газпром».

В соответствии с условиями, определенными Протоколом от 27.11.1999 к названному Соглашению, поставки природного газа в Турецкую Республику, предусмотренные Соглашением, осуществляются по магистральному газопроводу «Голубой поток», на условиях франко через акваторию Черного моря до пункта сдачи - газоизмерительная станция (ГИС) Дурусу, побережье в районе г. Самсун (Турецкая республика).

В соответствии с Соглашением и контрактом на продажу и закупку природного газа между ООО «Газпром экспорт» / ОАО "Газпром" и "Боташ" от 15.12.1997 основным поставщиком всего объема газа по магистральному газопроводу является ООО «Газпром экспорт» / ОАО "Газпром" (ст. 2).

Российская Федерация освобождает ОАО "Газпром" и ООО "Газэкспорт" по деятельности, непосредственно связанной с поставками российского природного газа, транспортируемого по магистральному газопроводу в соответствии с Соглашением, от уплаты вывозной таможенной пошлины на природный газ.

Впоследствии сторонами было заключено Дополнение № 9 от 19.12.2008 к контракту от 15.12.1997, в соответствии с которым ООО «Газпром экспорт», предоставляет «Боташ» технологический газ для обеспечения принятия поставляемого по газопроводу основного объема газа (топливный газ для обеспечения работы оборудования ГИС Дурусу).

Учитывая, что каких-либо иных поставок природного газа в Турецкую Республику ни ОАО «Газпром», ни ООО «Газпром экспорт», в т.ч. по газопроводу «Голубой поток», не осуществляют; общий объем поставляемого газа не превышает объем, указанный в ст. 1 Межправительственного соглашения; что поставка топливного газа осуществляется в рамках Базового контракта, заключенного на основании и в соответствии с Межправительственным соглашением, у таможенного органа отсутствуют основания не применять к объемам газа, поставленного в рамках таможенной декларации №10006033/170809/0000762, установленный Протоколом к Межправительственному соглашению специальный таможенный режим.

Как следует из пункта 6 Протокола к Межправительственному соглашению ОАО «Газпром» и ООО «Газпром экспорт» освобождены от уплаты вывозной таможенной пошлины по деятельности, непосредственно связанной с поставками российского природного газа, транспортируемого по магистральному газопроводу в соответствии с Соглашением. В связи с чем ограничительное толкование ЦЭТ указанных положений соглашения не соответствует положениям п.6 Протокола и ст.1 Межправительственного соглашения.

Кроме того, согласно Отраслевому стандарту (ОСТ 51.40-93), Государственному стандарту (ГОСТ 5542-87) газ, поставляемый и транспортируемый по магистральным газопроводам по физико-химическим показателям (точка росы, температура, масса сероводорода и др.) должен соответствовать установленным требованиям и нормам. При этом температура газа на входе и в газопроводе устанавливается проектом.

В соответствии со ст. 124 ТК РФ в качестве сведений о товаре ООО «Газпром экспорт» в графе 31 декларации №10006033/170809/0000762 было сообщено: «Газ природный ГОСТ 5542-87».

Согласно Экспертному заключению ОАО «Гипроспецгаз» от 19.05.2009 №35/6490-326 разработчику проекта газопровода «Голубой поток», по данным проекта на ГИС Дурусу установлено оборудование, рассчитанное на температуру поступающего газа не ниже +5 градусов Цельсия.

Поскольку в процессе транспортировки и перемещения газа по различным участкам газопровода с разными уровнями давления происходит существенное понижение температуры подаваемого газа, он не отвечает установленным стандартам и его дальнейшая подача затруднена. В связи с этим, техническим проектом предусмотрен подогрев газа на выходе из газопровода (на ГИС Дурусу) для дальнейшей подачи потребителям.

Необходимость расхода газа на основные и вспомогательные технологические процессы транспорта газа, обусловленные режимом эксплуатации газопроводов и техническими характеристиками оборудования является объективной, не зависит от вида магистрального трубопровода и среды его эксплуатации (подводный, наземный, др.). Соответствующие расходы как носящие объективный характер, экономически обоснованные и подтвержденные документально учитываются, нормируются и принимаются для целей налогового и бухгалтерского учета.

Приказом Минэнерго России от 26.12.2001 № 373 утверждена Методика определения норм расхода и нормативной потребности в природном газе на собственные технологические нужды магистрального транспорта газа РД 153-39.0-112-2001. Указанной Методикой определено, что топливный газ (расход газа на технологические топливные нужды) - природный газ, расходуемый в качестве топлива газоперекачивающими аппаратами при выравнивании давления в трубе. Кроме того, определен и расход газа на прочие технологические нужды (природный газ, необходимый для проведения прочих технологических операций по поддержанию требуемого режима эксплуатации газопроводов).

В связи с изложенным, использование указанного газа связано с необходимостью поддержания работоспособности трубопроводной системы и поставок газа по заключенным контрактам.

При этом в силу физико-химических свойств перемещаемого товара и особенностей транспортировки поставляемый газ (как топливный, так поставляемый для потребителей) перемещается в общем потоке и смешивается.

По указанным обстоятельствам, учитывая, что поставки данных объемов газа предусмотрены Дополнением № 9 от 19.12.2008 к Базовому контракту от 15.12.1997 с Компанией «Боташ», передача указанных объемов не носит самостоятельного характера.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемые решение Центральной энергетической таможни, формализованное в письме от 18.08.2009 №01-17/5113 «Об уплате вывозной таможенной пошлины»; лист корректировки от 26.08.2009, составленный Центральной энергетической таможней к временной таможенной декларации №10006033/170809/0000762; а также требование об уплате таможенных платежей № 256 от 18.08.2009, выставленное Центральной энергетической таможней в ходе проверки таможенной декларации №10006033/170809/0000762 не соответствует закону, поскольку ООО «Газпром экспорт» был освобожден от их уплаты в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 319 ТК РФ на основании ст. 6 Протокола от 27.11.1999 к Межправительственному соглашению о поставках Российского природного газа в Турецкую Республику через акваторию Черного моря от 15.12.1997.

В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Поскольку указанные факты судом установлены, заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 104,110 АПК РФ оплаченная заявителем при обращении в суд госпошлина в сумме 6 000 руб. подлежит возврату заявителю из дохода федерального бюджета РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 64, 65, 71, 75, 104, 110, 112, 167-170, 176, 197-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение Центральной энергетической таможни, формализованное в письме от 18.08.2009 №01-17/5113 «Об уплате вывозной таможенной пошлины».

Признать недействительным лист корректировки от 26.08.2009, составленный Центральной энергетической таможней к временной таможенной декларации №10006033/170809/0000762.

Признать недействительным требование об уплате таможенных платежей №256 от 18.08.2009, выставленное Центральной энергетической таможней в ходе проверки таможенной декларации №10006033/170809/0000762.

Проверено на соответствие Таможенному кодексу РФ.

Возвратить ООО "Газпром экспорт" из федерального бюджета расходы по государственной пошлине в сумме 6 000 руб., уплаченной по платежным поручениям от 28.10.2009 № 005889, от 28.10.2009 № 005890, от 28.10.2009 №005891.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Девятый Арбитражный апелляционный суд.

Судья С.А. Кузнецова