РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Москва | Дело № А40-157291/21 -77-1044 |
декабря 2021 г.
Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2021года
Полный текст решения изготовлен 29 декабря 2021 года
Арбитражный суд города Москвы в составе:
председательствующего судьи Романенковой С.В., единолично,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ляпковой Н.А.,
с участием представителей:
от истца: ФИО1 (доверенность № 335/149-ДОВ от 26.05.2021г., предъявлен паспорт и документ о ВЮО),
от ответчика: ФИО2 (доверенность № 77-02/3424 от 05.02.2021г., предъявлено служебное удостоверение № 1437 и документ о ВЮО),
от третьих лиц: не явились, извещены,
рассматривает в предварительном судебном заседании дело по иску
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ "ОБЪЕДИНЕННЫЙ ЭКОЛОГО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПО ОБЕЗВРЕЖИВАНИЮ РАО И ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ" (119121, МОСКВА ГОРОД, 7-Й РОСТОВСКИЙ ПЕРЕУЛОК, 2/14, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 30.01.2003, ИНН: <***>)
к ответчику ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ (107078, МОСКВА ГОРОД, ФИО3 ПЕРЕУЛОК, ДОМ 3, КОРПУС Б, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 15.06.2009, ИНН: <***>),
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
-ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ (123112, МОСКВА ГОРОД, 1-Й КРАСНОГВАРДЕЙСКИЙ ПРОЕЗД, ДОМ 21, СТРОЕНИЕ 1, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 08.02.2003, ИНН: <***>);
-ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ <...> ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 18.12.2002, ИНН: <***>);
-УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ (115191, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 03.11.2009, ИНН: <***>)
об обязании в течение 30 дней со дня вступления в силу решения суда снять с государственного кадастрового учета нежилое здание с кадастровым номером 77:08:005010:1015, находящегося по адресу <...>, стр.11, с входящими в него помещениями с кадастровыми номерами 77:08:0005010:1134 и 77:08:0005010:1135,
установил: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ОБЪЕДИНЕННЫЙ ЭКОЛОГО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ И НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПО ОБЕЗВРЕЖИВАНИЮ РАО И ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ об обязании в течение 30 (тридцати) дней со дня вступления в силу решения суда снять с государственного кадастрового учета нежилое здание с кадастровым номером 77:08:005010:1015, находящееся по адресу <...>, стр. 11, с входящими в него помещениями с кадастровыми номерами 77:08:0005010:1134 и 77:08:0005010:1135.
Истец поддержал исковые требования в полном объеме по доводам искового заявления со ссылкой на представленные доказательства.
Ответчик исковые требования не признал, отзыв на иск не представил.
Определением суда от 05.10.2021г. в порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющим самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ, ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем публичного размещения информации по делу на официальных сайтах Арбитражного суда города Москвы http://www.msk.arbitr.ru/ и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://www.arbitr.ru/, в судебное заседание не явились, отзывы на иск не представили, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, исследовав и оценив, по правилам ст. 71 АПК РФ, имеющиеся в деле доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Как следует из материала дела, между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (ответчик) и Федеральным государственным унитарным предприятием «Объединенный эколого-технологический и научно-исследовательский центр по обезвреживанию РАО и охране окружающей среды» (ФГУП «РАДОН», истец) заключен договор аренды от 28.10.1999 №М-08 014454 земельного участка с кадастровым номером 77:08:0005010:23, расположенного по адресу: <...>, общей площадью 28 902 кв. м. Указанный земельный участок является собственностью Российской Федерации, учтен в реестре федерального имущества.
Согласно сведениям единого государственного реестра недвижимости в границах земельного участка расположено нежилое здание с кадастровым номером 77:08:005010:1015 по адресу: <...>, стр. 11. У здания отсутствует правообладатель. Так же в указанном здании зарегистрированы помещения: -помещение I с кад. №77:08:0005010:1134; - помещение II с кад. №77:08:0005010:1135.
Фактически указанное здание на земельном участке отсутствует.
С целью получения акта, подтверждающего отсутствие вышеуказанного объекта на территории земельного участка с кадастровым номером 77:08:0005010:23, ФГУП «РАДОН» письмом от 18.04.2018 №335-01/1751 обратилось в Госинспекцию по недвижимости г. Москвы, в ответ на которое Госинспекция ответила отказом (от 10.05.2018 №ГИН-ИСХ-10543/18), обращение ФГУП «РАДОН» было перенаправлено в Росимущество, ввиду чего, Распоряжением ТУ Росимущества в г. Москве от 16.10.2018 №1376 была назначена внеплановая проверка фактического использования земельного участка с кадастровым номером 77:08:0005010:23, расположенного по адресу: <...>.
По факту выездной проверки, состоявшейся 23 октября 2018 г., сотрудниками ТУ Росимущества в г. Москве установлено фактическое отсутствие строения №11.
25 июня 2019 года кадастровым инженером ФИО4 подготовлен акт обследования здания с кадастровым номером 77:08:005010:1015, которым подтверждается прекращение существования здания в связи с его полной гибелью или уничтожением.
В целях реализации мероприятий по снятию с государственного кадастрового учета прекратившего существование здания, ФГУП «РАДОН» направило обращение в адрес ТУ Росимущества в г. Москве от 28.08.2019 №335-01/4810 с просьбой выдать доверенность на представление интересов Ответчика в Росреестре.
В своем ответе от 17.10.2019 №77-15/23957 ТУ Росимущества в г. Москве ссылается на Положение «Об особенностях списания федерального имущества» (далее - Положение о списании), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 №834, которым предусмотрено создание постоянно действующей комиссии по списанию федерального имущества.
Так же ТУ Росимущества в г. Москве ссылается на приказ Территориального управления от 14.04.2010 №42 «Об утверждении Регламента оформления, выдачи и учета доверенностей на право предоставления интересов Российской Федерации от имени Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве» (далее Регламент), В соответствии с Регламентом и Положением о списании, для подготовки доверенности должны прилагаться следующие документы: положение о комиссии по списанию федерального недвижимого имущества и приказ о ее создании; протокол заседания комиссии по списанию федерального недвижимого имущества; акты о списании объектов (по форме ОС-4); контракты на разборку и утилизацию объектов недвижимости.
В связи с тем, что сведения о зарегистрированных правах на здание в ЕГРН отсутствуют ФГУП «РАДОН», письмом от 27.12.2019 №335-01/7616, повторно обратилось за выдачей доверенности в ТУ Росимущества в г. Москве.
Письмом от 11.02.2020 №77-15/2903 ответчик указал, что ранее в адрес истца был направлен исчерпывающий ответ по существу вопроса.
ФГУП «РАДОН» повторно обратилось с вопросом о выдаче доверенности на снятие с кадастрового учета указанного здания письмом от 19.06.2020 №335-01/3088 с приложением дополнительных документов. Так же ФГУП «РАДОН» просило, в случае отказа в предоставлении доверенности, обеспечить подачу заявлений уполномоченными сотрудниками ТУ Росимущества в г. Москве в органы Росреестра. Ответа от ТУ Росимущества в г. Москве не поступало.
В связи с тем, что вопрос о выдаче доверенности и о снятии с государственного кадастрового учета здания не был решен ФГУП «РАДОН», письмом от 18.09.2020 №335-01/5152, обратилось в ТУ Росимущества в г. Москве за дачей разъяснений о порядке получения доверенности на снятие с государственного кадастрового учета прекратившего существование здания, правообладатель которого не установлен.
18.12.2020г получен ответ №77-08/29525 от ТУ Росимущества в г. Москве, что ФГУП «РАДОН» целесообразно предоставить в адрес Территориального управления обращение с приложением необходимых документов для снятия с государственного кадастрового учета.
27.01.2021 №335-01/520 ФГУП «РАДОН» направил повторное обращение за разъяснениями о порядке предоставления доверенности, а так же приложив всю имеющуюся документацию, обратилось за выдачей доверенности.
В своем ответе от 03.03.2021 №77-04-15/6126 ТУ Росимущества по г. Москве Повторно ссылается на Положение «Об особенностях списания федерального имущества», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 №834, которым предусмотрено создание постоянно действующей комиссии по списанию федерального имущества, а так же на приказ Территориального управления от 14.04.2010 №42 «Об утверждении Регламента оформления, выдачи и учета доверенностей на право предоставления интересов Российской Федерации от имени Территориального управления Федерального агентства по к управлению государственным имуществом в городе Москве». Согласно перечню документов, указанному в Регламенте, для подготовки доверенности для снятия с государственного кадастрового учета недвижимого имущества необходимо предоставить следующие документы: акт о списании объекта (по форме ОС-4); документы, подтверждающие утилизацию объекта; положение о комиссии по списанию федерального имущества; протокол заседания комиссии по списанию федерального имущества; согласие вышестоящей организации.
ФГУП «РАДОН» не имеет возможности предоставить запрашиваемые документы в связи с тем, что указанное нежилое здание, подлежащее снятию с кадастрового учета не является федеральным имуществом, истцу не принадлежит, на балансе Предприятия не числится и никогда не числилось, о чем было сообщено ТУ Росимущества в г. Москве письмами от 07.04.2021 №38 и от 12.04.2021 №335-01/2330.
Так же ФГУП «РАДОН» повторно просило, в случае отказа в выдаче доверенности, обеспечить снятие вышеуказанного нежилого здания с государственного кадастрового учета силами ответчика в соответствии с п.2.1 ч.2 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В своем ответе от 12.05.2021 №77-15/12994 ТУ Росимущества в г. Москве повторно запросило документы, которые ФГУП «РАДОН» предоставить не имеет возможности.
Со ссылкой на вышеуказанные обстоятельства, истец обратился с настоящим иском в суд.
Обеспечение принципа достоверности сведений ЕГРН, закрепленного в части 1 статьи 7 Закона № 218-ФЗ, является необходимым условием не только стабильности, но и самой возможности оборота недвижимости как особой категории вещей.
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса).
Между тем осуществление государственной регистрации прав на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Аналогичным образом следует относиться и к значению кадастрового учета в целях признания объекта недвижимой вещью.
При разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью независимо от осуществления кадастрового учета или государственной регистрации права собственности на нее следует устанавливать наличие у вещи признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.
Сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета на основании пункта 7 части 4 статьи 8 указанного Закона отнесены к основным сведениям об объекте недвижимого имущества, подлежащим внесению в кадастр недвижимости.
Постановке на кадастровый учет, государственной регистрации прав в ЕГРН должна предшествовать проверка наличия у объекта признаков недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В пункте 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, закреплена правовая позиция о правомерности отказа органа кадастрового учета в постановке на кадастровый учет объекта, не обладающего признаками недвижимой вещи, поскольку законодательство Российской Федерации не предусматривает осуществления кадастрового учета объекта, не являющегося объектом недвижимости.
Из изложенного следует, что при осуществлении государственного кадастрового учета проведенной правовой экспертизой документов, представленных заинтересованными лицами, должно быть подтверждено наличие у объекта признаков недвижимости, в противном случае внесение в ЕГРН сведений об объекте, не являющемся недвижимой вещью, признается незаконным.
Подход, мотивированный отсутствием оснований для снятия с кадастрового учета объекта, ранее поставленного на учет, без должной правовой экспертизы и проверки наличия у объекта признаков недвижимости нарушает принцип достоверности сведений ЕГРН и не может в связи с этим быть признан обоснованным.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.10.2010 № 4372/10, в случае утраты недвижимостью свойств объекта гражданских прав, исключающей возможность его использования в соответствии с первоначальным назначением, запись о праве собственности на это имущество не может быть сохранена в реестре по причине ее недостоверности. Противоречия между правами на недвижимость и сведениями о них, содержащимися в реестре, в случае гибели или уничтожения такого объекта могут быть устранены как самим правообладателем, так и судом по иску лица, чьи права и законные интересы нарушаются сохранением записи о праве собственности на это недвижимое имущество.
Согласно пункту 2.1 части 2 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника земельного участка, на котором были расположены прекратившие существование здание, сооружение, помещения или машино-места в них, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, - при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, если собственник таких объектов недвижимости ликвидирован (в отношении юридического лица), или если правоспособность собственника таких объектов недвижимости и правообладателя земельного участка (не являющегося собственником), на котором они были расположены, прекращена в связи со смертью и право на данные объекты недвижимости не перешло по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом (в отношении физического лица), или если такие объекты недвижимости не имели собственника.
Территориальное управление Росимущества осуществляет полномочия собственника в отношении федерального недвижимого имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на основании Положения о Территориальном управлении, утвержденного приказом Росимущества от 05.03.2009 №67.
В рамках указанной компетенции Территориальным управлением осуществляется выдача доверенности на право представления интересов Территориального управления в Росреестре по месту нахождения недвижимого имущества.
Поскольку согласно выписке из ЕГРН у здания отсутствует правообладатель, указанное здание не числится на балансе ФГУП «РАДОН» и никогда не числилось, положение «Об особенностях списания федерального имущества» по отношению к данному зданию применяться не может по причине бесхозяйности объекта. Так же в материалах дела отсутствует информация о том, кем и когда снесено указанное здание.
Исходя их вышеуказанного ФГУП «РАДОН» не имеет возможности предоставить необходимые документы: положение о комиссии по списанию федерального имущества и приказ о ее создании; протокол заседания комиссии по списанию федерального недвижимого имущества; согласие вышестоящей организации о списании Объекта; акт о списании Объекта (по форме ОС-4); документы, подтверждающие утилизацию Объекта.
Суд, учитывая вышеуказанные обстоятельства, фактическое отсутствие здания на земельном участке, приходит к выводу, что, материалами дела подтверждается необоснованность нахождения объекта на кадастровом учете.
В соответствии со ст.ст. 102, 110 АПК РФ госпошлина по иску относится на ответчика в полном объеме от суммы иска, поскольку исковые требования заявлены обосновано. При этом суд учитывает, что согласно п.21 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014г. №46, если судебный акт принят не в пользу государственного органа, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
На основании изложенного, ст.ст. 8, 10, 11, 12, 130, 307, 309, 310 ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 4, 9, 27, 28, 48, 65, 66, 70, 71, 75, 104, 110, 112, 123, 124, 156, 167-171, 176, 180, 181 АПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФГУП "РАДОН" удовлетворить в полном объеме.
Обязать ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ в течение 30 (тридцати) дней со дня вступления в силу решения суда снять с государственного кадастрового учета нежилое здание с кадастровым номером 77:08:005010:1015, находящееся по адресу <...>, стр. 11, с входящими в него помещениями с кадастровыми номерами 77:08:0005010:1134 и 77:08:0005010:1135.
Взыскать с ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ в пользу ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ "ОБЪЕДИНЕННЫЙ ЭКОЛОГО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПО ОБЕЗВРЕЖИВАНИЮ РАО И ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ" расходы по уплате госпошлины в размере 6 000 (шесть тысяч) руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в Девятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.
Судья: | С.В. Романенкова |