Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва Дело № А40-157416/14-17-1339
26 февраля 2015 г.
Резолютивная часть решения объявлена 19 января 2015 года
Полный текст решения изготовлен 26 февраля 2015 года
Арбитражный суд в составе:
судьи Поляковой А.Б. (шифр судьи 17-1339)
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гузиевой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «СВАРГО Групп»
к заинтересованному лицу – Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
о признании незаконными постановления от 15.09.2014 № 0810-374/2014
в судебное заседание явились: от заявителя – ФИО1 (по дов. от 01.12.2014 №68, паспорт), ФИО2 (по дов. от 22.01.2014 №27, паспорт), ФИО3 (по дов. от 24.11.2014 №64, паспорт)
от заинтересованного лица – ФИО4 (по доверенности от 12.12.14 г. № 05-08-2840/13, паспорт), ФИО5 (по дов. от 12.12.2014 №05-08-2839/4, удост.)
УСТАНОВИЛ:
ООО «СВАРГО групп» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы от 15.09.2014 № 0810-374/2014 о привлечении к административной ответственности по ст. 4.46 Закона города Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» (далее - КоАП г. Москвы).
В обоснование заявленных требований заявитель указывает на отсутствие оснований для привлечения общества к административной ответственности, на процессуальные нарушения, допущенные административным органом при привлечении общества к административной ответственности.
Ответчик в судебном заседании против удовлетворения заявления возражал, указав на законность, обоснованность оспариваемого постановления, подтверждение факта совершения обществом правонарушения материалами административного дела, соблюдение порядка и срока привлечения общества к административной ответственности.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, выслушав доводы представителей сторон, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.6 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Оспариваемым постановлением от 15.09.2014 № 0810-374/2014 ООО «СВАРГО групп» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 4.46 КоАП г. Москвы с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
В соответствии со ст. 4.46 Закона города Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» нарушение установленных правовыми актами города Москвы условий производства подготовительных, земляных, строительных и иных работ в ночное время, повлекшее превышение допустимого уровня шума, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот тысяч рублей.
Как следует из представленных материалов, на основании обращения граждан на горячую линию Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 05.06.2014г. с жалобами на повышенный уровень шума со стороны строительной площадки по адресу: ул. Аргуновская, 8, 16 и ул. академика Королева, 11 ГПБУ «МОСЭКОМОНИТОРИНГ» в ночное время проведен выезд с целью измерения уровней шума на территории, прилегающей к указанным жилым домам.
В ходе проверки установлено, что строительная площадка расположена напротив дома 12, корпус 2 по ул. Аргуновская. Согласно информационному щиту генеральным подрядчиком является ООО «СВАРГО групп». В период проведения измерений на территории указанной строительной площадки проводились работы с использованием ручного инструмента, ударные работы (стуки).
Протоколом проведения измерений уровня шума от 06 июня 2014 года №272-ш ГПБУ «Мосэкомониторинг», в период с 01 час.10 мин. до 02 час.50 мин. 05 июня 2014 года на территории, непосредственно прилегающей к жилым домам №8, №16 по ул. Аргуновская, и №11 по ул. академика Королева установлено, что при осуществлении работ по строительству зафиксировано превышение нормативов допустимого уровня шума на 21 дБ А по эквивалентному и на 21 дБ А по максимальному уровню звука.
Согласно договору генерального подряда от 19 апреля 2013 года № 83-13 генподрядчиком на производство работ по строительству телевизионного центра НТВ и инженерных коммуникаций к нему по адресу: г. Москва, СВАО, ул. Новомосковская, вл.18-22, является ООО «СВАРГО групп».
Административным органом 25.06.2014 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО «СВАРГО групп» по ст. 4.46 КоАП Москвы.
Уведомлением № 0810-374/2014 от 21.07.2014 г. Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы уведомил ООО «СВАРГО групп» о дате и месте составления протокола об административном правонарушении. Уведомление вручено представителю общества Мурадян А.Р. по доверенности от 29.08.2014 № 47, выданной для участия в конкретном административном деле.
Должностным лицом административного органа 29.08.2014 г. в присутствии указанного выше представителя общества был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 4.46 КоАП г. Москвы. Указанный протокол получен уполномоченным представителем общества 29.08.2014г.
При участии представителя общества ФИО6 15 сентября 2014 года вынесено постановление №0810-374/2014 о привлечении ООО «СВАРГО групп» к административной ответственности по ст.4.46 КоАП г. Москвы.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Вопреки доводам заявителя, проверив порядок привлечения к административной ответственности, суд считает, что положения ст.ст. 28.2, 25.1, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом.
В материалах дела об административном правонарушении имеются доказательства, однозначно свидетельствующие о надлежащем извещении законного представителя общества о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении.
Таким образом, юридическому лицу была предоставлена возможность воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Требования статей 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ, с учетом п. 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении административного дела должностными лицами административного органа соблюдены.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 08.11.2005 № 866-ПП «О функционировании Единой системы экологического мониторинга города Москвы и практическом использовании данных экологического мониторинга» Департаментом ведется регулярная работа по мониторингу уровня шума на территориях города Москвы, прилегающих к строительным площадкам.
Ведение мониторинга шумового воздействия по жалобам жителей, в том числе, проведение измерения (контроль) уровней шума, в ночное время на территориях, прилегающих к строительным площадкам, в соответствии с приказом руководителя Департамента от 09.07.07 № 87 осуществляет ГПБУ «Мосэкомониторинг».
Указанные проверки проводятся без уведомления проверяемого юридического лица, а в случае выявления совершенного правонарушения Департамент, в пределах своей компетенции, привлекает к ответственности лиц, виновных в совершении правонарушений в области охраны окружающей среды.
ГПБУ «МОСЭКОМОНИТОРИНГ» установлено, что ООО «СВАРГО групп», являясь генеральной подрядной организацией, допустило нарушение установленных правовыми актами города Москвы условий производства подготовительных, земляных, строительных и иных работ в ночное время, повлекшее превышение допустимого уровня шума.
Из материалов дела усматривается, что протоколом проведения измерений уровня шума от 06 июня 2014 года №272-ш ГПБУ «Мосэкомониторинг», в период с 01 час.10 мин. до 02 час.50 мин. 05 июня 2014 года на территории, непосредственно прилегающей к жилым домам №8, №16 по ул. Аргуновская, и №11 по ул. Академика Королева установлено, что при осуществлении работ по строительству зафиксировано превышение нормативов допустимого уровня шума на 21 дБ А по эквивалентному и на 21 дБ А по максимальному уровню звука.
Во время проведения измерений общая интенсивность движения автотранспорта по ул. Аргуновская составила 180 АТС/час.
Движение автотранспорта по ул. академика королева составила 720 АТС/час. Характер шума – не постоянный, колеблющийся по времени.
Результат измерений показал превышение допустимого уровня шума на 21 дБ А по эквивалентному и на 21 дБ А по максимальному уровню звука.
В ходе административного расследования установлено, что на данный объект выписан ордер ОАТИ от 27.06.2014 № 11023163/13 сроком действия до 30.04.2015 на производство земляных работ, обустройство и содержание строительной площадки по адресу: г. Москва, СВАО, ул. Новомосковская, вл.18-22.
В силу ст. 751 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ, нести ответственность за нарушение указанных требований.
Согласно ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, осуществляя предпринимательскую деятельность в соответствии с действующим законодательством и вступая в договорные отношения, должно предвидеть последствия совершения им юридически значимых действий. Являясь субъектом гражданских правоотношений, заявитель обязан не только знать нормы гражданского законодательства, но и обеспечить соблюдение этих норм.
Санитарными нормами 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» (далее СН 2.2.4/2.1.8.562-96), установлены допустимые уровни звукового давления, эквивалентные и максимальные уровни звука проникающего шума в помещениях жилых и общественных зданий и шума на территории жилой застройки.
В соответствии с п. 1.2 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 санитарные нормы являются обязательными для всех организаций и юридических лиц на территории Российской Федерации независимо от форм собственности, подчинения и принадлежности и физических лиц независимо от гражданства. В таблице 3 указанного документа приведены допустимые уровни звукового давления, уровня звука, эквивалентные и максимальные уровни звука проникающего шума в помещениях жилых и общественных зданий и шума на территории застройки. Пункт 9 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 определяет допустимые уровни звука с 23 ч. до 7 ч. на территориях непосредственно прилегающих, в том числе к жилым домам.
Согласно ст. 55 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические ли при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских исельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты; при планировании и застройке городских и сельских поселений, проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации производственных объектов, создании и освоении новой техники, производстве и эксплуатации транспортных средств должны разрабатываться меры, обеспечивающие соблюдение нормативов допустимых физических воздействий; запрещается превышение нормативов допустимых физических воздействий.
Требования к производству работ в ночное время суток установлены п. 5.17.6 «Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве», утверждённых постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004 № 857-ПП: при производстве работ в ночное время суток (с 23.00 до 7.00) необходимо обеспечивать глушение двигателя автотранспорта в период нахождения на площадке; исключить громкоговорящую связь; исключить забивку фундаментных свай и производство прочих работ, сопровождаемых шумами с превышением допустимой нормы; исключить работу оборудования, имеющего уровни шума и вибрации, превышающие допустимые нормы.
Однако шум от работ, осуществлявшихся ООО «СВАРГО групп» в ночной период суток при строительстве телевизионного центра НТВ и коммуникаций к нему, по адресу: г. Москва, СВАО, ул. Новомосковская, вл.18-22, согласно измерениям, превысил допустимый уровень шума на 21 дБА по эквивалентному уровню звука.
Таким образом, ООО «СВАРГО групп» допустило нарушение установленных правовыми актами города Москвы условий производства подготовительных, земляных, строительных и иных работ в ночное время, повлекшее превышение допустимого уровня шума, а именно, п. 5.17.6 «Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве», утверждённых постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004 № 857-ПП.
Нарушение условий производства подготовительных, земляных, строительных и иных работ в ночное время, повлекшее превышение допустимого уровня шума, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 4.46 Закона г. Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях».
В соответствии с ч. 1 ст. 55 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.
Согласно ч. 2 ст. 55 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при планировании и застройке городских и сельских поселений, проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации производственных объектов, создании и освоении новой техники, производстве и эксплуатации транспортных средств должны разрабатываться меры, обеспечивающие соблюдение нормативов допустимых физических воздействий.
Частью 3 статьи 55 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещается превышение нормативов допустимых физических воздействий.
Согласно п. 5.17.6 Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в г. Москве, утвержденных постановлением Правительства г. Москвы от 07.12.2004 № 857-ПП, производство работ в ночное время суток разрешается при выполнении следующих условий: обеспечения глушения двигателя автотранспорта в период нахождения на площадке; исключения громкоговорящей связи; не производства сварочных работ без установки защитных экранов; исключения забивки фундаментных свай и производства прочих работ, сопровождаемых шумами с превышением допустимой нормы; не допуске освещения прожекторами фасадов жилых зданий, примыкающих к строительной площадке: исключение работ оборудования, имеющего уровни шума и вибрации, превышающих допустимые нормы.
Производство работ в ночное время суток (с. 22 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин.) оформляется распоряжением префекта административного округа по согласованию с главой районной управы, органами Госсанэпиднадзора, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и ОАТИ города Москвы.
Факт превышения нормативов допустимого уровня шума в ночное время подтверждается протоколом проведения измерений уровня шума от 06.06.2014 № 272, протоколом об административном правонарушении от 29.08.2014 № 0810-374/2014.
В соответствии с протоколом проведения измерений уровня шума от 06.06.2014 № 272. характер шума в контрольных точках № 1 и № 2 и №3 непостоянный, колеблющийся во времени. Измерения производились в период с 01:10 до 02:50,что соответствует ГОСТ 23337-78.
При измерении уровня шума МУК 4.3.2194-07, утвержденные Роспотребнадзором 05.04.2007, вопреки доводам заявителя, неприменимы, поскольку данные указания носят ведомственный характер и отсутствие на них ссылок не свидетельствует о неправильности проведенных замеров.
Кроме того, методика измерения уровня шума определяется экспертом, проводящим такие измерения, который не вправе требовать отключения какого-либо оборудования.
При этом в соответствии с п. 2 постановления Правительства Москвы от 24.06.2003 № 480-ПП «О предоставлении данных государственного экологического мониторинга города Москвы» экологическая информация и иные данные, выдаваемые ГПУ «Мосэкомониторинг» как на бумажных, так и на магнитных носителях, в дополнительных проверках и удостоверениях не нуждаются.
Измерения уровня шума проведены в отсутствие представителя общества в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 08.11.2005 № 866-ПП «О функционировании Единой системы экологического мониторинга города Москвы и практическом использовании данных экологического мониторинга», согласно которому Департаментом ведется регулярная работа по мониторингу уровня шума на территориях города Москвы. При этом в отношении заявителя документарная проверка не проводилась, а проведение вышеуказанных мероприятий по экологическому мониторингу произведено на участке общего пользования с адресным ориентиром: г. Москва, СВАО, ул. Новомосковская, вл.18-22, имеющем свободный доступ.
Таким образом, проведенные замеры уровня шума не требовали соблюдения п. 1 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и непосредственного взаимодействия административного органа с ООО «СВАРГО групп»
Кроме того, протокол проведения измерений уровней шума от 06.06.2014 № 272 составлен с соблюдением требований ГОСТ 23337-78, что указывает на допустимость указанного доказательства.
Объективная сторона правонарушения согласно оспариваемому постановлению выразилась в нарушении условий производства подготовительных, земляных, строительных и иных работ в ночное время, повлекшее превышение допустимого уровня шума, что соответствует диспозиции ст. 4.46 КоАП Москвы.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физическою или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу п. 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) невыделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие oi него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства, свидетельствуют о том, что у заявителя имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ст. 4.46 КоАП Москвы предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить установленную обязанность по соблюдению требований в сфере охраны окружающей среды, заявителем не представлено.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствует о наличии в действиях ООО «СВАРГО групп» состава административного правонарушения, выразившегося в нарушении требований п. 5.17.6 постановления Правительства Москвы «Об утверждении Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве» от 07.12.2004 №857-ПП, Санитарных норм 2.2.4/2.18.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», а именно: в превышении шума в ночное время, за которое ст.4.46 Закона города Москвы от 21.11.2007 №45 «Кодекс Москвы об административных правонарушениях» установлена административная ответственность.
Выводы, изложенные ответчиком в постановлении от 15.09.2014 № 0810-374/2014, документально не опровергнуты заявителем, поэтому заявление удовлетворению не подлежит.
В соответствии с ч.4 ст.208 КоАП РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании ст. 4.46 Закона города Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях», ст. ст. 1.5, 2.1, 2.9, 2.10, 4.1, 4.5, 8.2, 24.1, 25.1, 25.4, 28.2, 29.10, 30.1 КоАП РФ, руководствуясь ст. ст. 29, 65, 71, 75, 123, 156, 167- 176, 210-211 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявления ООО «СВАРГО групп» о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей природной среды от 15.09.2014 № 0810-374/2014 о привлечении ООО «СВАРГО групп» (ОГРН <***>) к административной ответственности на основании ст. 4.46 Закона города Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях».
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: | А.Б. Полякова |