Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва Дело № А40-160428/20-145-1139
18 ноября 2020 г.
Резолютивная часть решения объявлена 13 ноября 2020 г.
Решение в полном объеме изготовлено 18 ноября 2020 г.
Арбитражный суд в составе:
Председательствующего судьи М.Т. Кипель
При ведении протокола судебного заседания секретарем с/з И.И. Каменсковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
1) Открытого акционерного общества "ВЕСТКОМ" (125476, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 30.10.2002, ИНН: <***>), 2) Открытого акционерного общества "17 Таксомоторный парк" (125476, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 03.09.2002, ИНН: <***>)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (115191, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 03.11.2009, ИНН: <***>)
о признании незаконным решения от 03.06.2020 г. № 77/007/241/2019-8087,
В судебное заседание явились:
от заявителя 1: ФИО1 (по дов. от 01.09.2020 г. паспорт);
от заявителя 2: ФИО2 (по дов. от 27.12.2019 г. № 15/12-ТМП паспорт);
от ответчика: ФИО3 (по дов. от 30.12.2019 г. № Д-26/2019 удост.);
УСТАНОВИЛ:
ООО "ВЕСТКОМ" и ОАО "17 Таксомоторный парк" (далее - заявители) обратились в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее – Ответчик) о признании незаконным решения от 03.06.2020 г. № 77/007/241/2019-8087.
Заявитель 1 поддерживает заявленные требования в полном объеме.
Заявитель 2 поддерживает позицию заявителя 1.
Ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей заявителя и ответчика, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд установил, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом проверено и установлено, что срок на обжалование, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюдён.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономическойдеятельности.
В соответствии со ст.13 Гражданского кодекса РФ, п.6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно- правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономическойдеятельности.
Как следует из материалов дела, 26.11.2019 в Управление Росреестра по Москве поступило заявление о государственной регистрации права собственности (вх. № 77/007/241/2019-8087) на объект, расположенный по адресу:<...>, строен.3 (кадастровый №77:08:0004001:1031).
Решением от 12.12.2019 №77/007/241/2019-8087 Управление уведомило Заявителя о приостановлении осуществления государственной регистрации в соответствии ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о недвижимости),
В связи с тем, что в течение срока приостановления причины, препятствующие государственной регистрации, устранены не были, решением от 03.06.2020 в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности было отказано на основании ст. 27 Закона о недвижимости.
Удовлетворяя требования Общества, суд руководствуется следующим.
В силу п.3 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения (ч. 6 ст. 1 Закона N 218-ФЗ).
Судом установлено, что Открытым акционерным обществом «17 Таксомоторный парк», который является единственным акционером Открытого акционерного общества «ВЕСТКОМ», 04.02.2019 года было принято решение о добровольной ликвидации ОАО «ВЕСТКОМ», назначена ликвидационная комиссия.
После окончания расчетов с кредиторами и завершения ликвидационных мероприятий у ОАО «ВЕСТКОМ» осталось следующее имущество: нежилое здание площадью 58,5 кв.м, расположенное по адресу: <...>, строение 3, имеющее кадастровый номер 77:08:0004001:1031. Ликвидационной комиссией на основании п. 8 ст. 63 ГК РФ принято решение о передаче вышеуказанного здания единственному акционеру - ОАО «17 Таксомоторный парк».
Для регистрации перехода права собственности на данное здание оба общества - ОАО «ВЕСТКОМ» и ОАО «17 Таксомоторный парк» 26.11.2019г. обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г.Москве (далее - Государственный регистратор) с заявлением о государственной регистрации права собственности за Открытым акционерным обществом «17 Таксомоторный парк» на нежилое здание, расположенное по адресу: <...>, строение 3, имеющее кадастровый номер 77:08:0004001:1031.
Уведомлением от 09.12.2019 года Государственный регистратор сообщил, что государственная регистрация права приостановлена в связи с тем, что отсутствует выписка из реестра акционеров, подтверждающая, что ОАО «17 Таксомоторный парк» является единственным акционером Заявителя, и таковым являлось как на момент принятия решения о ликвидации Заявителя, так и на момент составления промежуточного ликвидационного баланса; что ОАО «ВЕСТКОМ» не ликвидировано и не исключено из ЕГРЮЛ.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам, государственному регистратору дополнительно были представлены выписки из реестра акционеров ОАО «ВЕСТКОМ», а также направлены пояснения относительно того, что после ликвидации ОАО «ВЕСТКОМ» и исключения его из ЕГРЮЛ передача прав на оставшееся недвижимое имущество акционеру будет невозможно.
Решением от 03.06.2020г. № 77/007/241/2019-8087 Управление сообщило об отказе в государственной регистрации за ОАО «17 Таксомоторный парк» права собственности на здание, расположенное по адресу: <...>, стр.3.
Отказывая в государственной регистрации прав на недвижимое имущество, Государственный регистратор ссылается на отсутствие выписки из реестра акционеров, подтверждающей, что ОАО «17 Таксомоторный парк» является единственным акционером Заявителя; что Заявителем не направлено заявление о его ликвидации, не приложен ликвидационный баланс и Общество не исключено из ЕГРЮЛ, а также что акт приема-передачи недвижимого имущества не содержит сведений о передаче прав по аренду земельного участка.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии со ст. 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления к устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении ОАО «ВЕСТКОМ» в государственный реестр 14.02.2019 г. была внесена запись о принятии юридическим лицом решения о ликвидации общества и формировании ликвидационной комиссии.
На этот момент ОАО «17 Таксомоторный парк» являлся единственным акционером ОАО «ВЕСТКОМ», что подтверждается справками о процентном соотношении по счету зарегистрированного лица на даты: 04.02.2019 года; 17.06.2019 года; 18.07.2019 года, из которых следует, что 100% акций ОАО «ВЕСТКОМ» принадлежит Открытому акционерному обществу «17 Таксомоторный парк». Данные справки представлены Государственному регистратору 26.02.2020г., о чем свидетельствует опись документов, принятых Государственным регистратором 26.02.2020г. Кроме того, о наличии этих справок Государственный регистратор указывает в уведомлении от 03.03.2020г.
Дополнительно 29.05.2020г. Государственному регистратору были представлены выписки из реестра владельцев именных ценных бумаг (акционеров ОАО «ВЕСТКОМ») по состоянию на 04.02.2019 г., 17.06.2019 г., 18.07.2019 г., что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг. Из выписок из реестра акционеров следует, что ОАО «17 Таксомоторный парк» являлся и является единственным акционером ОАО «ВЕСТКОМ»,
На основании изложенного, довод Государственного регистратора, что он не имеет сведений о том, что ОАО «17 Таксомоторный парк» являлся единственным акционером ОАО «ВЕСТКОМ» на дату принятия решения о его ликвидации и на дату составления промежуточного баланса, судом отклоняется как противоречащий материалам дела.
Довод Государственного регистратора о том, что государственная регистрация перехода права на имущество, оставшееся после завершения расчетов с кредиторами ликвидируемого общества, возможна только после исключения ликвидируемого общества из реестра юридических лиц, судом также отклоняется как противоречащий нормам действующего законодательства.
Согласно ч.1. ст.23 ФЗ РФ от 26.12.1995г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между акционерами в следующей очередности:
- в первую очередь осуществляются выплаты по акциям, которые должны быть выкуплены в соответствии со ст. 75 настоящего закона;
- во вторую очередь осуществляются выплаты начисленных, по не выплаченных дивидендов по привилегированным акциям;
- в третью очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между акционерами.
В данном случае основания, предусмотренные ст. 75 ФЗ «Об акционерных обществах» для выкупа обществом акций, отсутствуют. Выпуск привилегированных акций Уставом ОАО «ВЕСТКОМ» не предусмотрен, поэтому ликвидационная комиссия на основании ч.1 ст. 23 ФЗ «Об акционерных обществах» приняла законное решение о передаче оставшегося недвижимого имущества единственному акционеру - ОАО «17 Таксомоторный парк», и оба общества обратились в Управление за регистрацией перехода права собственности на это имущество.
Передача имущества акционеру по решению ликвидационной комиссии и государственная регистрация прав акционера на это имущество должны быть осуществлены до завершения ликвидации общества. Это обусловлено тем, что завершение процедуры ликвидации юридического лица означает, что все субъективные права юридического лица, к которым относится и право собственности на принадлежащее юридическому лицу недвижимое имущество, прекращаются в силу ч. 3 ст. 49 ГК РФ.
Согласно ч. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о его создании и прекращается в момент внесения в данный реестр сведений о его прекращении.
До государственной регистрации перехода права собственности на здание за акционером Заявителя, это здание остается на балансе Заявителя.
Поэтому после исключения Заявителя из ЕГРЮЛ имущество, оставшееся на балансе Общества, на основании ст. 225 ГК РФ приобретает статус бесхозяйного. Соответственно, передача этого имущества бывшему акционеру и государственная регистрация прав бывшего акционера на это имущество становится невозможной.
К моменту подачи в регистрирующий орган заявления о ликвидации общества у последнего должно отсутствовать имущество, и ликвидационный баланс должен быть нулевым. Соответственно, все оставшееся после расчетов с кредиторами имущество должно быть переоформлено на акционера, которому это имущество передано, до исключения ликвидируемого общества из ЕГРЮЛ.
В связи с этим ОАО «ВЕСТКОМ» не может быть ликвидировано до государственной регистрации прав на недвижимое имущество за его единственным акционером.
Таким образом, ссылка Государственного регистратора на отсутствие со стороны общества заявления о его ликвидации является незаконной и нарушает права и интересы как самого ОАО «ВЕСТКОМ», так и его акционера - ОАО «17 Таксомоторный парк».
Заявитель полностью рассчитался с кредиторами, однако, не обязан представлять регистрирующему органу доказательства расчетов с кредиторами, поскольку федеральным законом №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный регистратор не наделен полномочиями по проверке расчетов ликвидируемого общества с кредиторами.
Статья 26 ФЗ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» для отказа в государственной регистрации права не предусматривает таких оснований, как непредставление ликвидационного баланса и отсутствие заявления на исключение общества из ЕГРЮЛ.
Довод Государственного регистратора о том, акт приема-передачи недвижимости не содержит сведений по передаче прав по аренде земельного участка, в границах которого расположено здание, противоречит действующему законодательству и не может являться основанием для отказа в государственной регистрации права на это здание.
Права на земельный участок, на котором находится здание, никаким образом не влияют на государственную регистрацию права собственности на здание за новым собственником.
На земельный участок, на котором находится здание, новый собственник этого здания должен будет оформить земельные отношения в соответствии с действующим законодательством после государственной регистрации его права на здание.
Кроме того, права нового собственника здания на земельный участок возникают в силу закона и не требуют переоформления.
В соответствии с п. 1 ст. 35 ЗК РФ, п. 2 ст. 271, п.п. 1,3 ст. 552 ГК РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу последнее приобретает право на использование соответствующей части земельного участка., занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Отчуждение здания (сооружения) влечет автоматическую замену арендатора и перевод на нового собственника здания (сооружения) прав и обязанностей арендатора земельного участка, независимо от того, был ли переоформлен договор аренды земельного участка.
Данный довод основан на правовой позиции ВАС РФ, который в пункте 14 Постановления Пленума от 24.03.2005 г. N11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснил, что покупатель здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве аренды, с момента регистрации перехода права собственности на такую недвижимость приобретает право пользования земельным участком, занятым зданием, строением, сооружением и необходимым для их использования, на праве аренды, независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между покупателем недвижимости и собственником земельного участка.
Поэтому факт оформления земельных отношений у прежнего и нового собственника здания не влияет на государственную регистрацию права собственности на недвижимость за новым собственником и не может служить основанием для отказа в государственной регистрации права.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что пакет документов, представленный сторонами на государственную регистрацию права, соответствует требованиям ст.ст. 18, 21 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и является достаточным.
В связи с чем, отказ в государственной регистрации права на нежилое здание, расположенное по адресу: <...>, стр. 3 (кадастровый номер 77:08:0004001:1031), является незаконным, поскольку противоречит нормам ФЗ от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Таким образом, суд приходит к выводу, что у Управления Росреестра по г.Москве отсутствовали основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на Объект.
В соответствии со ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 26, 27 Закона о госрегистрации, статьями 197-201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным Решение от 03.06.2020г. №77/007/241/2019-8087 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г.Москве об отказе в государственной регистрации права собственности на нежилое здание, расположенное по адресу: <...>, строение 3, имеющее кадастровый номер 77:08:0004001:1031.
Обязать Управление Росреестра по г.Москве в установленном законом порядке устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей в течение тридцати дней со дня вступления судебного акта в законную силу путемосуществления государственной регистрации права собственности ОАО «17 Таксомоторный парк» (единственного акционера находящегося в процессе ликвидации ОАО «ВЕСТКОМ») на нежилое здание, расположенное по адресу: <...>, строение 3, имеющее кадастровый номер 77:08:0004001:1031.
Проверено на соответствие действующему законодательству.
Взыскать с Управления Росреестра по г.Москве в пользу ОАО "ВЕСТКОМ" расходы по государственной пошлине в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Вернуть ОАО "ВЕСТКОМ" из средств федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину в размере 3 000 (три тысячи) руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья М.Т. Кипель