ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-161240/09 от 01.03.2010 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

«09» марта 2010 года Дело № А40-161240/09-17-1254

г. Москва

Резолютивная часть решения объявлена 01 марта 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 09 марта 2010 года.

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего: судьи Барыкина С.П. (единолично)

При ведении протокола судебного заседания судьей Барыкиным С.П.

С участием:

от заявителя: ФИО1, дов. от 13.09.2009 года,

от ответчика: ФИО2, дов. от 10.11.2009 года,

от 3-го лица: ФИО3, дов. от 23.12.2009 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «ПКФ «ТУРАН»

к ответчику: Правительство Москвы

3-е лицо: ГУП «Московский Метрополитен»

об оспаривании акта

у с т а н о в и л:

Заявитель просит признать недействительным постановление Правительства Москвы от 25.08.2009 года № 813-ПП «О прекращении реализации инвестиционного проекта по адресу: <...>».

Заявление мотивировано тем, что оспариваемое постановление не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему, в полном объеме.

Ответчик представил отзыв на заявление, возражал против удовлетворения заявленных истцом требований по доводам отзыва, ссылаясь на обоснованность и соответствие нормам закона оспариваемого постановления.

Третье лицо оставило вопрос о разрешении данного спора на усмотрение суда.

Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон и 3-го лица, исследовав доказательства в совокупности, суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению в связи с нижеследующим.

Спор возник из публичных отношений об оспаривании решений государственных органов (должностных лиц), поэтому он подлежит рассмотрению в порядке, установленном ст.ст. 197-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт. решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996г. № 6/8 « О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Следовательно, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов, входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч.4 ст.198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Судом проверено и установлено, что процессуальный срок на обращение в суд заявителем соблюден.

Как следует из материалов дела, оспариваемое постановление было принято Правительством Москвы в соответствии с Законом города Москвы от 20.12.2006 № 65 «О Правительстве Москвы» и Регламентом Правительства Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 21.02.2006 № 112-ПП, по итогам рассмотрения обращения ООО «ПКФ «ТУРАН» о внесении изменений в распоряжение Правительства Москвы от 20.12.2005 № 2586-РП «О реконструкции наземного вестибюля станции метро «Шаболовская» в рамках строительства многофункционального торгового комплекса на земельном участке по адресу: ул. Шаболовка, вл. 30-32 (Южный административный округ города Москвы)» в части уточнения технико-экономических показателей и продления срока реализации инвестиционного проекта по реконструкции наземного вестибюля станции метро «Шаболовская» и осуществлению строительства многофункционального торгового комплекса на земельном участке по адресу: ул. Шаболовка, вл. 30-32 до конца 2010 в порядке, предусмотренном Положением о рассмотрении обращений по вопросам внесения изменений в условия заключенных органами исполнительной власти города Москвы договоров аренды земельных участков и инвестиционных контрактов (договоров), предусматривающие строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) градостроительных объектов, применения мер ответственности за невыполнение условий указанны договоров и контрактов (договоров) и их расторжения (далее - Положение утвержденным постановлением Правительства Москвы от 27.03.2007 № 196-ПП

Как следует из текста оспариваемого постановления, Правительство Москвы приняло решение о прекращении реализации инвестиционного проекта - строительства многофункционального торгового комплекса на земельном участке адресу: ул. Шаболовка, вл. 30-32 (п. 1), в связи с чем поручило Департаменту земельных ресурсов города Москвы в установленном порядке обеспечить расторжение договора аренды земельного участка от 05.04.2003 № М-05-01 (п. 3).

Также Правительство Москвы признало утратившим силу распоряжение Правительства Москвы от 20.12.2005 № 2586-РП «О реконструкции наземного вестибюля станции метро «Шаболовская» в рамках строительства многофункционального торгового комплекса на земельном участке по адресу: Шаболовка, вл. 30-32 (Южный административный округ города Москвы)», пункт 7 раздела «Южный административный округ» приложения 6 к Городской целевой программе развития потребительского рынка и услуг города Мое 2007-2009 гг., утвержденной постановлением Правительства Москвы от 29 № 647-ПП (пункт 2 постановления).

Оценка судом представленных в дело доказательств показала, что основанием для принятия ответчиком изложенных выше решений послужили нижеследующие обстоятельства дела.

Наличие отрицательного заключения государственной экспертизы
 от 18.03.2009 регистрационный № 77-3-4-0232-09 (Дело № 204-П4/07 МГЭ) на
 объект капитального строительства: многофункциональный торговый комплекс по
 адресу: Шаболовка ул., вл. 30-32, Донской район, Южный административный округ
 города Москвы, из содержания которого следует, что проект строительства многофункционального торгового комплекса по указанному адресу не соответствует нормативным требованиям.

В частности, в заключении отмечено, что заказчиком строительства (ООО «ПКФ «ТУРАН») по результатам публичных слушаний по обсуждению строительства объекта (протокол от 13.05.2008 № 01-05-08) не представлено положительное решение жителей района с их фамилиями и подписями, а также не представлены мероприятия, обеспечивающие соблюдение законных интересов и прав жителей и собственников существующей застройки, в том числе жителей второго этажа жилого дома № 30/12 по ул. Шаболовка, в связи с нарушением норм инсоляции и естественного освещения в квартирах данного дома. Количество мест на запроектированных автостоянках не соответствуют расчетам и нормативным требованиям, а отведенный участок под строительство многофункционального торгового комплекса на площади перед входом в метро «Шаболовская» является ошибкой, что чревато непредсказуемыми последствиями в части безопасности людей, как в процессе строительства, так и в период эксплуатации (выход из метро рядом с въездом-выездом машин из подземной автостоянки; вход в метро через торговый зал магазина).

Наличие многочисленных жалоб жителей по вопросу размещения
 многофункционального торгового комплекса по адресу: ул. Шаболовка, вл. 30-32.
 Данный факт подтверждается следующими обращениями жителей: от 30.06.2008 в
 адрес Мэра Москвы ФИО4; от 07.11.2008 в адрес Президента Российской
 Федерации ФИО5; от 02.03.2009 в адрес председателя Контрольного
 комитета города Москвы ФИО6.

Принятие Межведомственной комиссией по оценке соответствия
 размещения объекта капитального строительства (застройки) на территории города
 Москвы техническим, градостроительным и иным регламентам решения о
 недопустимости размещения крупного торгового объекта общегородского уровня в
 соответствии с требованиями постановления Правительства Москвы от 21.08.2007
 № 714-ПП (письмо от 20.04.2009 № 001 -20-296/8-( 1)-1). Заявителем это решение в установленном порядке не оспорено.

Отсутствие договорных отношений между ООО «ПКФ «ТУРАН» и ГУП «Московский метрополитен» по вопросу реконструкции и переустройства входов-выходов наземного вестибюля станции метро «Шаболовская» в соответствии с требованиями ст. 8 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

Суд полагает, что при таких обстоятельствах ту ответчика имелись основания для принятия оспариваемого акта.

Вместе с тем, наличие в тексте оспариваемого постановления положений, предусматривающих поручение Департаменту земельных ресурсов города Москвы в установленном порядке обеспечить расторжение договора аренды земельного участка от 05.04.2003 № М-05-019948 (п. 3), свидетельствует о том, что издание оспариваемого постановления Правительства Москвы не влечет «автоматического» расторжения договора аренды земельного участка.

Статья 452 ГК РФ устанавливает обязательность досудебного порядка урегулирования спора в случае намерения одной из сторон по договору обратиться с требованием о его расторжении). При этом ООО «ПКФ «ТУРАН» вправе отказаться от расторжения договора. В случае предъявления к ООО «ПКФ «ТУРАН» иска о расторжении договора этот вопрос будет рассматриваться судом в соответствии с нормами АПК РФ, из чего следует, что лишь при расторжении указанного договора аренды земельного участка в установленном законом порядке возможно фактическое прекращение реализации инвестиционного проекта строительства многофункционального торгового комплекса по указанному адресу.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что само по себе издание оспариваемого ненормативного правового акта не влечет ни расторжение договора аренды земельного участка, ни прекращение реализации инвестиционного проекта строительства многофункционального торгового комплекса на земельном участке, поскольку в оспариваемом постановлении отсутствуют обязательные для исполнения предписания ООО «ПКФ «ТУРАН», а содержатся лишь поручения Правительства Москвы нижестоящим организациям выполнить определенные действия.

Следовательно, оспариваемое постановление Правительства Москвы не нарушает права и законные интересы ООО «ПКФ «ТУРАН», а лишь свидетельствует о волеизъявлении стороны (в рассматриваемом случае Правительства Москвы) относительно дальнейшей реализации инвестиционного проекта, предусмотренного договором аренды земельного участка.

В силу ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании вышеизложенного, постановления Правительства Москвы от 21.08.2007 года № 714-ПП, руководствуясь ст.ст.16,29,64-68,75,110,167-170,198-201 АПК, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления ООО «ПКФ «ТУРАН» об оспаривании постановления Правительства Москвы от 25.08.2009 года № 813-ПП «О прекращении реализации инвестиционного проекта по адресу: <...>» отказать.

Проверено на соответствие постановлению Правительства Москвы от 21.08.2007 года № 714-ПП.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья С.П. Барыкин